Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Путь праведных предшественников в вопросах имён и атрибутов Аллаха Всевышнего.





Пусть Аллах поможет нам и тебе произносить такие слова и совершать такие дела, которыми Он доволен [1], и пусть Он убережет нас и тебя от отклонения от истины и ошибок. [2]

[1] [Это указывает на то, что самой важной целью мусульманина в течение его жизни является достижение довольства Аллаха Всевышнего. Довольство Аллаха Всевышнего – это самая великая цель человека. Поэтому автор книги, да помилует его Аллах, обратился за тебя, о читатель, с такой великой мольбой к Аллаху. Если Аллах Всевышний не окажет помощь Своему рабу, тот заблудится. Поэтому сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если бы не Аллах, то мы бы не последовали по прямому пути, и не соблюдали пост, и не совершали молитву». Этот хадис передал аль-Бухари, 6620. А Аллах Всевышний сказал в Своём Писании: «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем по милосердию и милости Аллаха. Аллах — Знающий, Мудрый». (Сура аль-Худжурат, аяты 7-8). А также: «Они [некоторые бедуины] попрекают тебя (о, пророк) тем, что обратились в Ислам. Скажи (им): «Не попрекайте меня вашим обращением в Ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду»». (Сура аль-Худжурат, аят 17) ].

[2] [А, ведь, только Аллах оберегает Своих рабов, и нет у них иного защитника, помимо Него. Именно поэтому Аллах Всевышний сказал: «Кто крепко держится за Аллаха, тот действительно наставлен на прямой путь». (Сура али ′Имран, аят 101). А также: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба (как покровителя и защитника) (Сура аз-Зумар, аят 36) ].

 

Знай, что праведные предшественники и наилучшие представители последующих поколений, великие имамы и знающие мужи этой общины были единогласны в том, что каждый человек должен уверовать в Аллаха Всевышнего. Все они были единогласны в том, что:

  • Аллах является Единственным и Самодостаточным. [1]
  • Аллах является Живым и Поддерживающим жизнь. [2]
  • Аллах является Слышащим и Видящим. [3]
  • У Него нет ни сотоварища, ни помощника. [4]
  • У Него нет ни подобного Ему, ни равного. [5]
  • Аллах описывается предвечными атрибутами. [6]

[1] [Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Он – Аллах – один [нет у Него сотоварища], Аллах –Самодостаточный». Сура аль-Ихляс, аяты 1-2].

[2] [Аллах Всевышний сказал: «Аллах — нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь». Сура аль-Бакара, аят 255].

[3] [Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». Сура аш-Шура, аят 11].

[4] [Аллах Всевышний сказал: «Скажи (о, пророк, этим многобожникам): «Призовите тех, кого вы считали божествами наряду с Аллахом». Они [ложные божества] не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле. Нет у них [у этих божеств] там [на небесах и на земле] никакого соучастия, и нет для Него среди них [среди ваших божеств] помощника». Сура Саба, аят 22].

[5] [Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему». (Сура аш-Шура, аят 11). А также: «Разве ты знаешь Ему соименного [у кого были бы такие же имена и особенности] (Сура Марьям, аят 65). А также: «…и нет никого, равного Ему». Сура аль-Ихляс, аят 4].

[6] [То есть: Аллах Всевышний был всегда описан этими атрибутами. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, входя в мечеть, обращался к Аллаху со следующей мольбой: «Прибегаю к защите Великого Аллаха, посредством Его благородного лика и Его предвечной власти, от проклятого шайтана». Этот хадис передал Абу Дауд, 466. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аби Дауд», 1/136-137. Этот хадис, в частности, указывает на то, что эта власть была присуща Аллаху всегда и без начала. Также Аллах Всевышний всегда был Слышащим, Видящим, Знающим, и так далее. Именно это имеет в виду автор книги, да помилует его Аллах, говоря о предвечных атрибутах].

 

 

Об атрибутах Всевышнего Аллаха повествует Его великое Писание, к которому не может подступиться ложь ни спереди, ни сзади. [Аллах Всевышний сказал: «Воистину, это [Коран] – однозначно, великое Писание. Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального». (Сура Фуссылят, аяты 41-42). Это Писание целиком и полностью является истиной, посему ты не должен сомневаться ни в чём, что содержится в этом великом Писании].

Это Писание ниспослано от Мудрого, Достохвального, а также достоверные предания от избранного и лучшего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который был господином рода человеческого.

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, донёс послание своего Господа[целиком и полностью, без упущений или добавлений], искренне отнесся к своей общине [1], усердствовал на пути Аллаха должным образом, установил религию, разъяснил ясную дорогу [2], довёл религию до совершенства [3] и подавил неверующих. Он не оставил для безбожников и пустословов какой-либо возможности.

[1] [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым искренним по отношению к общине мусульман. Аллах Всевышний сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами (по отношению друг к другу) ». (Сура аль-Ахзаб, аят 6).].

[2] [Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ты (о, Мухаммад) указываешь на прямой путь — путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела». (Сура аш-Шура, аяты 52-53)].

[3] [Аллах Всевышний посредством этого посланника, да благословит его Аллах и приветствует, довёл Свою религию до совершенства. Не осталось такого религиозного постановления, которое не было бы разъяснено посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал незадолго до смерти этого посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Сегодня Я сделал завершённой (и совершенной) для вас вашу религию». (Сура аль-Маида, аят 3).].

 

Передается, что Тарик ибн Шихаб [ибн ′Абду-ш-Шамс аль-Баджали, Абу ′Абдуллах аль-Куфи. Скончался в 82-ом или 83-ем г.х.] сказал: ― Как-то раз один из иудеев пришёл к ′Умару ибн уль-Хаттабу,да будет доволен им Аллах, и сказал ему: «О, повелитель верующих! Есть в вашем Писании один аят, который вы читаете, (и я думаю, что) если бы он был ниспослан иудеям, то мы обязательно отмечали бы день (его ниспослания) как праздник». Тогда ′Умар,да будет доволен им Аллах, спросил у него: «Что же это за аят?!», на что иудей ответил: «Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и довёл до конца Свою милость вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии». Тогда ′Умар,да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, мне известен этот день и то место, где (этот аят) был ниспослан посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует . Это был вечер пятницы, когда мы стояли на горе ‘Арафат». [Передал аль-Бухари (№ 45, № 4606), и Муслим (№ 3017).].

Праведные предшественники уверовали в то, о чём сообщил Аллах в Своём Писании, и в то, что достоверно передано от Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует [1]. Они принимали эти аяты и хадисы так, как те были переданы, не вдаваясь в образ этих атрибутов [2], не имея убеждений, что эти атрибуты подобны или схожи с атрибутами творений [3], и не отрицая их [4]. Им было достаточно Сунны Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и пути, которым доволен Аллах. [5] Они не переходили на путь скверных и губительных нововведений [6], и посредством этого достигли великих степеней и высокого положения.

[1]. [Как сказал имам аз-Зухри, да помилует его Аллах: «Аллах Всевышний отправил послание, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был обязан донести его, а мы обязаны предаться (покориться) этому посланию». См. «Фатх уль-Бари», 13/513].

[2]. [То есть: не задаваясь вопросом «как?» Они не спрашивали: «А как Аллах видит?! А как Он слышит?! А как Он возвысился над небесами?!» Они знали, что человеческий ум не может постичь образ атрибутов Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11). Аллах Всевышний сказал: «Не следуй (о, человек) за тем, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут (в День Суда) призваны к ответу». (Сура аль-Исра, аят 36). Поэтому передается, что как-то раз один человек спросил у имама Малика ибн Анаса, да помилует его Аллах: «Аллах сказал: «Милостивый вознесся над Троном» (Сура Та Ха, аят 5). Как Он вознесся?!» Тогда имам Малик разгневался и сказал: «Возвышение – известно, а как – неизвестно, верить в это обязательно, а расспросы об этом являются нововведением. И я думаю, что ты скверный человек, посему выйди из моего собрания». Передали Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 664; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», 867; Сказал Хафиз ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», 13/407: «Цепочка передатчиков этого сообщения крепкая (джеййид)». Передали также ад-Дарими в «ар-Рад ’аля-ль-Джахмийа», 104; Ибн ’Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 7/151, и многие другие].

[3]. [Праведные предшественники не говорили, что атрибуты Аллаха подобны атрибутам творений, однако они утверждали эти атрибуты так, как подобает Его величию. Они не говорили: «Аллах видит так же, как вижу я», но они говорили: «Аллах видит так, как подобает Его величию, а я вижу так, как подобает моей слабости». Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11). А также: «Разве ты знаешь Ему соименного [у кого были бы такие же имена и особенности] (Сура Марьям, аят 65). А также: «…и нет никого, подобного Ему». (Сура аль-Ихляс, аят 4) ].

[4]. [ И это отличало их от заблудших течений, которые отрицают или искажают атрибуты Аллаха Всевышнего. Например, читая слова Всевышнего: «Милостивый вознесся над Троном» (Сура Та Ха, аят 5), они ложно утверждают, что в этом аяте имеется в виду, что Аллах завладел Троном. Например, Аллах Всевышний сказал: «Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает». (Сура аль-Маида, аят 64). Аллах Всевышний в этом аяте сообщает, что у Него в действительности есть две руки, которые не подобны чьим-либо рукам, а заблудшие течения искажают этот аят и говорят, что на самом деле под словом «руки» здесь имеются в виду «милости». Подобных искажений с их стороны великое множество].

[5]. [Сподвижникам, да будет доволен ими Аллах, было достаточно Корана и Сунны. Аллах Всевышний сказал: «Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание [Коран], которое им читается? Воистину, в этом — милость и напоминание для верующих людей». (Сура аль-′Анкабут, аят 51). ].

[6]. [Автор книги, да помилует его Аллах, упомянул две великие основы, в которых заключено спасение.

  • Строгое следование Cунне;
  • Отдаление от нововведений.

Сообщается, что Абу Наджих аль-’Ирбад ибн Сарийа сказал: «(Однажды) посланник Аллаха r обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Вот моё наставление вам: остерегайтесь наказания Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение! ». Этот хадис передали Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджа, 42, и другие.

Нововведение (бид′а) – это то, что было внесено в религию и противоречит истине, пришедшей от посланника Аллаха, r, а затем было сделано прямым путём.См. «аль-Бахр ар-Раик шарх Канзу-д-Дакаик», 1/370.

Подробнее о нововведениях вы можете ознакомиться в книге «Разъяснение сорока хадисов ан-Науауи», автором которой является шейх Салих али Шейх, да хранит его Аллах].

Возвышенность Аллаха.

Из тех атрибутов, которыми Аллах Всевышний описал Себя в Своём Писании, и о которых сообщил Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует – Его вознесение над Своим Троном, о чём Он поведал Сам. [ И после этих слов автор книги, да помилует его Аллах, упомянул семь аятов, в которых Аллах Всевышний ясно указывает на то, что Он возвысился над Своим Троном. Поэтому тем, кто отрицает возвышенность Аллаха над Троном, следует ответить словами Всевышнего: «Вы лучше знаете или же Аллах?» Сура аль-Бакара, аят 140 ].

Аллах Всевышний сказал в суре «аль-А′раф»:

﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю (из небытия) за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[ Сура аль-А′раф, аят 54 ].

Также Он сказал в суре «Йунус»:

﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю (из небытия) за шесть дней, а потом возвысился над Троном».[ Сура Йунус, аят 3 ].

Также Он сказал в суре «ар-Ра′д»:

﴿ اللّهُ الَّذِي رَفَعَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем возвысился над Троном».[ Сура ар-Ра′д, аят 2 ].

Также Он сказал в суре «Та Ха»:

﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾

«Милостивый возвысился над Троном».[ Сура Та Ха, аят 5 ].

Также Он сказал в суре «аль-Фуркан»:

﴿ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«А затем Он возвысился над Троном».[ Сура аль-Фуркан, аят 59 ].

Также Он сказал в суре «ас-Саджда»:

﴿ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[ Сура ас-Саджда, аят 4 ].

Также Он сказал в суре «аль-Хадид»:

﴿ هُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[ Сура аль-Хадид, аят 4 ].

Это – семь аятов, в которых Аллах Всевышний поведал о том, что Он над Троном.

Абу Хурайра [1], да будет доволен им Аллах, сказал: ― Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллах, прежде чем сотворить творения, записал: ”Поистине, Моя милость опережает Мой гнев”, и эта надпись возле Него над Троном [2] ». [ аль-Бухари, 3194, 7404, 7422; Муслим, 2751 ].

[1] [Абу Хурайра ‘Абду-р-Рахман ибн Сахр ад-Дауси. Он был одним из величайших сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и передал наибольшее число хадисов. Принял Ислам в 7 г. х., когда мусульмане покорили Хайбар, а затем переселился в Медину и почти не отходил от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вплоть до его кончины. Скончался в 59 г. х. ].

[2] [ После упоминания аятов Корана, повествующих о вознесении Аллаха над Своим Троном, автор книги, да помилует его Аллах, приступил к упоминанию доводов о возвышенности Аллаха над творениями. Об этом много говорится и в Коране. Аллах Всевышний сказал: «Они [ангелы] боятся своего Господа, Который над ними, и совершают то, что им велено». (Сура ан-Нахль, аят 50). А также: «Он [Аллах] — Одолевающий и находится над Своими рабами». Сура аль-Ан′ам, аят 18 ].

 

А со слов аль-′Аббаса ибн ′Абд уль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то раз упомянул семь небес и то, что между ними, после чего сказал: «А над семью небесами находится море. Между поверхностью этого моря и его дном расстояние, равное расстоянию между одним небом и другим. А над этим морем восемь горных козлов. Между копытами этих горных козлов и между их коленями расстояние, равное расстоянию между одним небом и другим. А над их спинами находится Трон (′Арш), величина которого равна расстоянию между одним небом и другим. А Аллах Всевышний над этим Троном». [ Абу Дауд, 4723; ат-Тирмизи, 3320; ибн Маджа, 193; Ахмад, 1/206-207. Этот хадис известен среди обладателей знания как «хадис о горных козлах». Но следует заметить, что цепочка передатчиков этого хадиса является слабой. На это, в частности, указал аз-Захаби, да помилует его Аллах. См. «аль-′Улю», стр. 50. Также на это указал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах. См. «Зылялю-ль-Джанна», стр. 254. Хотя среди обладателей знания были и те, кто назвал этот хадис хорошим. Например, ат-Тирмизи, приведя этот хадис, сказал: «Хороший, редкий». Также хорошим его назвал аль-Хаким Абу ‘Абдуллах в «аль-Мустадрак», 2/410. Однако, даже если этот хадис слабый, на возвышенность Аллаха указывают много других достоверных хадисов, не говоря уже об аятах Корана ].

Супруга пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умму Саляма, да будет доволен ею Аллах, и Малик ибн Анас, да помилует его Аллах, говорили относительно слов Всевышнего: «Милостивый возвысился над Троном»[ Сура Та Ха, аят 5 ], следующее: «Возвышение не является чем-то неизвестным, а образ этого не поддается нашему разуму, подтверждение вознесения – это вера, а отрицание – неверие [1] ». [2]

[1] [ Это — правило, которое можно применить ко всем атрибутам. Например, кто-то приведёт тебе слова Всевышнего: «Его обе Руки простерты». (Сура аль-Маида, аят 64). А затем скажет: «Каковы же руки Аллаха?!» Ответь ему: «Что такое Руки – известно, а их образ – неизвестен, верить в них – обязательно, а вопросы об их образе – нововведение». Сказал ибн уль-Кайим, да помилует его Аллах: «Ответ Малика,да помилует его Аллах, касается всех вопросов, связанных с атрибутами Аллаха. Например, Аллах Всевышний сказал: ”Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу”. Кто-то может спросить: ”Как Аллах слышит и как видит?” Ему следует ответить этим ответом: ”Что такое слух и зрение – известно, а их образ не поддается нашему разуму”. То же самое следует ответить тому, кто спрашивает о знании Аллаха, о Его жизни, могуществе, желании, нисхождении на ближнее небо (в последнюю треть ночи), гневе, довольстве, милости, и так далее. Смыслы всех этих атрибутов – понятны, но их образ не поддается нашему разуму». См. «Мадариджу-с-Саликин», 2/86 ].

[2] [ От Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, эти слова передает аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 663. Также на эти слова указал ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», 13/406, и ибн Теймия в «аль-Фатауа», 5/365, однако назвав это сообщение слабым. Также аз-Захаби передал это сообщение от Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, и указал на то, что оно – недостоверно. См. «аль-′Улю», стр. 65. Что касается слов имама Малика, да помилует его Аллах, то они достоверны. Их передал аль-Бейхакы в книге «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 516. Также эти слова упомянул хафиз ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари» (13/406-407), назвав цепочку передатчиков крепкой (джеййид).

Шейх уль-Ислям ибн Теймия сказал: «Поистине, люди приняли эти слова и никто среди приверженцев Сунны не отрицал их». См. «Маджму′ аль-Фатауа», 13/309. Также эти слова передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 664; Абу Ну′айм в «аль-Хилья», 6/325; ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 27; аз-Захаби в «аль-′Улю», 103 ].

 

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа! Какой бы мужчина ни позвал свою супругу в постель, а она не пришла к нему, то непременно Тот, Кто над небесами будет гневаться на неё до тех пор, пока её муж не станет довольным (ею) [1] ». [ Аль-Бухари, 5193-5194; Муслим, 1436. Хадис с данным словом приводится именно у Муслима в одной из версий данного хадиса ].

[1] [ О том, что Аллах Всевышний над небесами, говорится и в Коране. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небесами, не заставит землю поглотить вас?» (Сура аль-Мульк, аят 16). А также: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небесами, не нашлет на вас ураган с камнями?» (Сура аль-Мульк, аят 17). Об этом также говорится и в других хадисах. Например, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостивые (люди) – помилует их Милостивый! Проявляйте милость к тем, кто на земле, и тогда помилует вас Тот, Кто над небесами». Этот хадис передали Абу Дауд, 4941; ат-Тирмизи, 1924; Ахмад, 2/160; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/175. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 925 ].

 

Сообщается со слов Абу Са′ида аль-Худри [ Са′д ибн Малик ибн Синан аль-Ансари. Известный сподвижник. Скончался в 74 г.х. ], да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы не доверяете мне, а, ведь, мне доверяет Тот, Кто над небесами! Известия с небес приходят ко мне утром и вечером». [ аль-Бухари, 4351; Муслим, 1064 ].

Сообщается со слов Му′авии ибн уль-Хакама ас-Сулями, t, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал рабыне: «Где Аллах?!», а она ответила: «Над небесами». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто я?!», а она ответила: «Ты – посланник Аллаха!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Освободи её, ибо она является верующей». [ Муслим, 537; Абу Дауд, 930; ан-Насаи, 3/13, и другие ].

Этот хадис передали Муслим ибн уль-Хаджадж, Абу Дауд и Абу ′Абду-р-Рахман ан-Насаи.

[ Для более полного понимания следует привести данный хадис полностью, ибо этим словам предшествовало следующее событие.

Передают, что Му’ауия ибн уль-Хакам ас-Сулями рассказывал: «У меня была рабыня, которая пасла для меня овец близ горы Ухуд и Джауанийи. Однажды я решил узнать, сколько овец у меня в стаде, и оказалось, что одну овцу унёс волк. Я — такой же человек, как и другие люди, и я огорчаюсь, так же как и они, но я ещё и дал своей рабыне пощёчину. После этого я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому рассказал о том, что случилось, и он возвеличил это дело (в моих глазах). Затем я спросил: «О посланник Аллаха, не освободить ли мне её?» Он сказал: «Приведи её ко мне». Когда я привёл её к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: «Где Аллах?» Она ответила: «Над небесами» Он спросил: «Кто я?» Она ответила: «Ты — посланник Аллаха», и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Освободи её, ибо, поистине, она — верующая» ».

Сказал имам ′Усман ибн Са′ид ад-Дарими, да помилует его Аллах: «Разве ты не видишь, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал признаком её веры – её знание о том, что Аллах над небесами?!» См. «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 17.

Сказал имам аз-Захаби, да помилует его Аллах: «В этом хадисе (указание на) две вещи. Во-первых, (указание на) узаконенность того, что мусульманин спрашивает: ”Где Аллах?”. А, во-вторых, (указание на) узаконенность того, что (человек), отвечающий на (этот) вопрос, говорит: ”Над небесами”. А кто отрицает два этих вопроса (вывода), тот выражает порицание самому избранному пророку,r». См. «аль-′Улю», стр. 46 ].

 

Кто же более невежественен, кто же более глуп, кто же более заблужден, чем тот, кто говорит, что нельзя задавать вопрос: «Где Аллах»?! И это после того, как сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задал вопрос «Где Аллах».

[ А, ведь, Аллах Всевышний сказал об этом посланнике: «Он [Мухаммад] не говорит по прихоти. Это — всего лишь откровение (от Аллаха), которое внушается». (Сура ан-Наджм, аяты 3-4). Сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, я больше любого из вас остерегаюсь наказания Аллаха и больше любого из вас знаю о Нём». Аль-Бухари, 20 ].

Передается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Зейнаб бинт Джахш обычно хвалилась перед остальными супругами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говоря: ”Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал замуж Аллах с высоты семи небес”*». Передал аль-Бухари, 7420.

*[ Аллах Всевышний выдал её замуж с высоты семи небес. Аллах Всевышний сказал: «Мы женили тебя (о, Мухаммад) на ней [на Зейнаб] ». (Сура аль-Ахзаб, аят 37). А остальных супруг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выдавали замуж их попечители ].

А со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул состояние верующего после смерти. Среди прочего он сообщил о том, что душу верующего возносят до небес, над которыми Аллах Всевышний. [ Ахмад, 2/364; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/353. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ибн Маджа», 3/386 ].

Сообщается со слов Абу ад-Дарды [ Это – славный сподвижник. Принял Ислам после битвы при Бадре. Скончался в Дамаске в 32-ом или 33-ем г.х. ], да будет доволен им Аллах, который слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если кто-то из вас или ваших братьев заболеет, то пусть говорит: ”Наш Господь – Аллах, Который находится над небесами. Твоё имя священно, Твое веление (распространено) на небесах и на земле подобно тому, как милость Твоя на небесах. Прости же нам наши проступки и грехи, поистине, Ты – Господь благих (людей). Ниспошли же милость и исцеление из Твоего исцеления на эту боль”. (Сказавший это) исцелится». Этот хадис передал Абу-ль-Касим ат-Табари. [ См. «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна» (№ 648), автором которой является имам ат-Табари аль-Лялякаи. Также этот хадис передали Абу Дауд, 3892; Ахмад, 6/21, и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да′иф аби Дауд», стр. 313-314. Однако существуют другие достоверные хадисы о тех заклинаниях, которые следует читать во время болезни. Например, передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил к больному или когда (больного) приносили к нему, он говорил: «Удали эту болезнь, Господь людей, и исцели! Ты — Исцеляющий, нет исцеления, кроме Твоего исцеления, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни! /Азхиби-ль-ба’са, Рабба-н-нас,-ишфи уа Анта-ш-шафи, ля шифа’а илля шифа’у-кя шифа’ан ля йугадиру сакаман!/ ». Передали аль-Бухари, 5675; Муслим, 2191 ].

Если мы начнём упоминать все доказательства из Корана и Сунны относительно этого вопроса, то эта книга станет очень большой.

Отрицающий возвышенность Аллаха после знания об этих аятах и хадисах является противоречащим Книге Аллаха и отвергающим Сунну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[ После упоминания аятов и хадисов на эту тему, автор книги, да помилует его Аллах, упомянул несколько сообщений от праведных предшественников, и в частности данное сообщение от имама Медины Малика ибн Анаса, да помилует его Аллах ].

Сказал Малик ибн Анас, да помилует его Аллах: «Аллах над небесами, а Его знание во всех местах. Нет такого места, о котором не знал бы Аллах». [ Передали аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 289; ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 11 (1/107); ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 76 (стр. 186); аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 673 (2/401) ].

Сказал аш-Шафи′и, да помилует его Аллах: «Правление Абу Бакра – это истина! Аллах предопределил это над небесами и объединил вокруг него сердца сподвижников Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует». [ Передал ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 93 (стр. 181) ].

Сказал ′АбдуЛлах ибн уль-Мубарак [ аль-Маруази. Хафиз, шейху-ль-Ислям. Родился в 118-ом г.х., а скончался в 181-ом или в 182-ом г.х ], да помилует его Аллах: «Мы знаем нашего Господа над семью небесами и Он отделён от Своих творений. И мы не говорим так, как говорят джахмиты: ”Он здесь” *», — указав на землю. [ Передали ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 22, 598 (1/111, 307); аль-Бухари в «Хальку Аф′али-ль-′Ибад», стр. 8; ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 9; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 538; ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 83-84 (стр. 192-193) ].

*[ Как известно, группа из числа джахмитов, склонная к суфизму, открыто говорит, что Аллах находится везде. Этот вопрос, связанный с мнениями джахмитов относительно возвышенности Аллаха, разъяснил шейху-ль-Ислям ибн Теймия. См. «Маджму′ аль-Фатауа», 2/298-299 ].

Лик Аллаха.

Лик – это атрибут Аллаха, о котором сообщил Коран и достоверные предания.

[Приверженцы Сунны признают этот атрибут так же, как и все остальные атрибуты Аллаха, о которых говорится в Коране и достоверной Сунне. Они говорят, что у Аллаха такой Лик, какой подобает Его величию. Они не искажают этот атрибут и не отрицают его, но с другой стороны, они не уподобляют этот атрибут атрибутам творений и не представляют его образ. Приверженцы Сунны поступают в соответствии со словами Всевышнего: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». Сура аш-Шура, аят 11].

 

Аллах Всевышний сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика*». [Сура аль-Касас, аят 88].

﴿ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ ﴾

*[Аллах Всевышний – Вечен, и нет после Него ничего. Все творения погибнут, а останется только лишь Живой, Который не умирает. Аллах Всевышний сказал: «Уповай на Живого [на Аллаха], Который не умирает, и прославляй Его хвалой». Сура аль-Фуркан, аят 58].

 

Аллах Всевышний сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». [Сура ар-Рахман, аят 27].

﴿ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ﴾

 

[Автор книги, да помилует его Аллах, ограничился упоминанием только двух аятов из Корана, хотя аятов, в которых говорится о Лике Аллаха, много].

Передаёт Абу Муса [′Абдуллах ибн Кайс, славный сподвижник. Скончался в 50-ом г.х., хотя некоторые сказали, что он скончался позже] да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Садов аль-Фирдауса – четыре: два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из золота, и два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра. * И ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в Райском саду, взирать на Него». [аль-Бухари, 7444; Муслим, 180. Также в другом достоверном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой, произнося следующие слова: «О, Аллах, прошу Тебя позволить мне насладиться взором на Твой лик, и помочь мне тосковать по встрече с Тобой, и пусть не помешает этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути!». Передали ан-Насаи, 1305; аль-Баззар, 1393; ибн Хиббан, 1971. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами′», 1301].

*[В суре «ар-Рахман» имеется указание на четыре сада, о которых говорит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада». (Сура ар-Рахман, аят 46). Затем следует описание этих садов, после чего Аллах Всевышний говорит: «А перед теми двумя (садами) есть еще два сада». Сура ар-Рахман, аят 62].

Также сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и поведал нам о четырёх вещах, сказав: ”Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему спать [1] ; Он уменьшает и увеличивает удел Своих рабов; дела ночи поднимаются к Нему раньше, чем дела дня, а дела дня — раньше, чем дела ночи [2] ; завесой для Него служит свет, если же Он уберёт эту завесу, то сияние Его лика непременно сожжёт любое из Его творений, на которое упадёт Его







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.