|
Самореализация и «призывающий путь»Анализ ценностей — это только один из способов приведения клиента к полноте жизни. Кроме того, существует еще так называемый «призывающий путь», когда клиента просто вынуждают совершать действия, ведущие к самореализации. Рациональное обоснование этого пути восходит к самым первым определениям: самореализация — это не предмет, а переживание. Следовательно, достичь самореализации можно в любых обстоятельствах и в любой момент — даже прямо сейчас. Ключом к этому и является «призывающий путь». Допустим, клиентка жалуется на то, что плохо выглядит, очень устает и имеет лишний вес. Ее цель — похудеть на тридцать фунтов и привести себя в порядок, вернув себе гибкость и энергичность. Разумеется, когда все эти задачи будут выполнены, она испытает огромное чувство удовлетворения. Но разве для ощущения полноты жизни обязательно дожидаться, пока «растают» все тридцать фунтов? Посредством коучинга можно разработать план действий, который сразу направит клиентку на путь к конечной цели. Шаги по этой заранее проложенной дороге — это и есть «призывающий путь». Теперь клиентка может переживать чувство самореализации каждый день: она уже идет по этому пути. Осознание факта такого движения по пути может послужить сильной внутренней поддержкой для клиента в дни, когда он начинает терять мужество. Подходящий момент для перехода к «призывающему пути» наступает тогда, когда клиент начинает говорить о жизни, как о чем-то, что наступит когда-нибудь в будущем, будто ему необходимо что-то специально сделать, прежде чем (и чтобы) начать жить. В эту минуту его следует спросить: «А как бы Вы могли уже сейчас жить столь же полной жизнью? Что могло бы стать для Вас хорошим "призывающим путем"?». Самореализация и образ Себя-В-Будущем (Человек, Которым Вы Станете) Если представить вашу жизнь в виде горы, то взгляд на эту грандиозную гору от подножия будет, несомненно, вызывать уныние. Но ведь на гору можно взобраться — бросить взгляд в будущее. Попробуйте, например, вообразить, что вы будете делать через двадцать лет. Проделав это, вы, скорее всего, получите кое-какую информацию о своем будущем и даже о путях его достижения. Пока машина времени не изобретена, единственным инструментом, позволяющим заглянуть в чье-то будущее, остается воображение. Наши творческие способности вполне позволяют оперировать этим инструментом; это трудно представить только тому, кто еще не пробовал. Человек, Которым Вы Станете, абсолютно не зависит от чьих бы то ни было мнений или суждений. Он знает все свои силы и возможности, все ухабы предстоящего пути, все глубинные смыслы, скрывающиеся за принятием решений. Даже на те вопросы, на которые у клиента (как он сам считает) нет ответов, у Человека, Которым Он Станет, они почти наверняка есть. Человек, Которым Вы Станете, может обернуться назад, подарив вам сочувственный взгляд стороннего наблюдателя — и этот взгляд подскажет, какое именно решение вам надо сейчас принять. Я-В-Будущем — это представление о полной, насыщенной, реализованной жизни. Хотя этот образ и возникает только на основе сегодняшних познаний клиента, он свободен от ограничений, наложенных нынешним днем. Живя в воображаемом пространстве, он не обязан держаться в жестких пределах «реалистичности». Он дает клиенту возможность увидеть свои потенции к самореализации, сняв повседневные шоры. Для работы с образом Себя-В-Будущем есть несколько методик. В главе 1 части четвертой приведено упражнение по визуализации, доказавшее свою эффективность. Коуч может вызвать к жизни образ Человека, Которым Станет Клиент, в любой ситуации, когда речь зайдет о самореализации, особенно если у клиента вызывают сомнения направления его предстоящих действий, или его сковывает модель поведения, которая заведомо не приведет его к самореализации. Один из возможных способов — предложить клиенту вообразить: как Человек, Которым Он Станет, решил бы данную проблему или повел бы себя в данной ситуации? Самореализация и Цель Жизни Формулирование Цели Жизни — еще один способ уяснить то, что для данного человека означает «быть по-настоящему живым». Чтобы жизнь была осмысленной, чтобы каждый выбор повышал ценность жизни для вас лично и для окружающих... — примерно так обычно описывается полнота жизни изо дня в день. Есть много способов добраться до Цели Жизни клиента. Но однозначно охарактеризовать «мотивационное определение» жизни —то, чему она посвящена, — трудно. Некоторые говорят в этом контексте о призвании или о мечте. Иногда сутью жизни человека считается то истинное наследство, которое он оставит после себя, — то новое, что появится на нашей планете в результате его деятельности. В таком случае Цель Жизни заключена в ответе на вопросы: «Что я оставлю после себя? Что я изменю в жизни тех людей, с которыми соприкоснусь?». Цель Жизни — это путь. Как, например, путь на Восток. Клиент никогда не попадет в конкретное место, именуемое Востоком, но зато он может провести всю жизнь, двигаясь в данном направлении. При этом множество голосов, и внутренних и внешних, будет уговаривать его пойти в какую-нибудь другую сторону. Иногда он будет к этим голосам прислушиваться — особенно, если не уверен в самой цели. Обнаружить свою Цель Жизни и заявить о ней — это событие, придающее жизни клиента мощную направленность. Правильно найденная цель жизни позволяет человеку преодолевать любое препятствие. Формулирование Цели Жизни — обычно длительный процесс. Он может потребовать глубокого самоанализа, чтения, ведения дневника или обмена мнениями с другими людьми. Найдя наиболее правдоподобную версию, приходится все более погружаться в личность клиента до тех пор, пока эта версия не станет ответом на центральные вопросы его жизни. Где тот голод, который я могу утолить? Где та боль, которую я могу успокоить? Где те ученики, которым я могу передать свои знания? Какие знания могу передать именно я? Где тот дом, для постройки которого пригодятся мои инструменты? Цель Жизни — это ответ на вопрос, как человек собирается использовать данные ему судьбой таланты. И это уникальный итог осмысления человеком жизни, его жизненного опыта и мудрости. Жизнь самореализующегося человека — это жизнь, осмысленно (а не случайно] подчиненная цели. Такой человек живет, постоянно помня о своей Цели Жизни. (В главе 1 части четвертой приведен ряд упражнений, предназначенных для помощи клиентам в определении своей Цели Жизни). Ценность формулирования цели жизни в отношениях коу-чинга состоит в том, что она помогает клиенту понять, чем для него является жизнь, полная самовыражения и самореализации, то есть что для него значит — «быть полностью живым». Цель Жизни похожа на урановый кубик, который служит источником энергии в атомном реакторе. Работать и жить таким способом, который реализует Цель Жизни, — это еще одно определение того, что значит «достичь самореализации». Отношения ко-учинга, направленные на раскрытие Цели Жизни, полны многих внутренних открытий. Это область, где можно побудить клиентов реализовать данные им судьбой таланты (иногда — попробовав их на «слабо?!»). Кроме того, эта область плодотворна для принятия решений: выбор, основанный на реальной Цели Жизни, вряд ли окажется простым следованием легкому пути. Поэтому неудивительно, что жизнь, целиком устремленная к цели и основанная на внутренних ценностях, — большая редкость. Самореализация и роль коуча Есть некая ирония в том, что клиенты обращаются к коучингу за самореализацией, а потом большинство из них начинает обманывать себя, занижая стандарты и стараясь по существу оставить все как есть. Путь к самореализации может быть трудным, непривычным, пугающим. Жизнь в согласии с внутренними ценностями — это совсем не то, чему нас учит общество. Это не легкий проторенный путь. Мы очень часто выбираем не то, чего требуют наши ценности, а то, чего от нас хотят другие люди, или просто то, что легче, что порождает меньше дискомфорта. То есть мы сдаемся. Поиск пути к самореализации — серьезное и нелегкое решение. Фактически это радикальный шаг. Дело коуча — побуждать клиентов к собственной самореализации. Это нелегко. Даже когда клиент сопротивляется, коуч должен идти впереди, ободрять его, указывать ему путь. Но следует помнить, что путь — это произведение самого клиента. Основывая подход к проблеме самореализации на ценностях, коуч никогда не подразумевает получение немедленных результатов. Главное — процесс постепенных изменений и научение. Цель такого подхода — передать клиенту силу и знания. Жизненный баланс клиента
В стремительном беспорядочном мире расписаний, планов, обязательств и усилий, постоянно требующих энергии и времени, часто ощущается недостаток чего-то, именуемого балансом. Но баланс — это не состояние, которого можно достичь и обрести раз навсегда. Он постоянно в движении. Баланс — это динамика; он существует только в самый момент действия. Двигаясь, можно приближаться к балансу, удаляться от него или проходить через него. Можно стремиться замедлить темп круговращения нашей жизни, но совсем остановить ее нельзя. В день, когда это случится, вам аккуратно сложат на груди руки, возложат цветы, и над вашим идеально сбалансированным существованием закроется крышка гроба. А в жизни минуты баланса быстротечны, как скольжение горнолыжника по трассе или вращение балерины на пуантах. Баланс требует осмысленного, осознанного и контролируемого движения. Вы можете проверить это на опыте, если постоите минуту-другую на одной ноге. Сделайте это прямо сейчас. А если вы хотите всерьез смоделировать свою жизнь, то сначала побегайте минут пять по комнате так быстро, как только это возможно, а потом двенадцать раз повернитесь на месте (что будет соответствовать всяким ожиданиям, встречам и телефонным звонкам). Попробуйте удержать баланс на одной ноге после этого. Те из вас, кому это удастся, поймут, что поддержание равновесия в таком положении требует и от ноги, и от всего тела значительных усилий. И заметьте еще, что баланс — это навык, который можно развивать. К жизненному балансу все это относится точно так же, как и к физическому равновесию. Имея соответствующее намерение и тренируясь, можно с помощью коуча научиться плавному спуску с горы, вместо того чтобы носиться на бешеной скорости по трассе слалома. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|