Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Самореализация и «призывающий путь»





Анализ ценностей — это только один из способов приведения клиента к полноте жизни. Кроме того, существует еще так назы­ваемый «призывающий путь», когда клиента просто вынуждают совершать действия, ведущие к самореализации. Рациональное обоснование этого пути восходит к самым первым определени­ям: самореализация — это не предмет, а переживание. Следова­тельно, достичь самореализации можно в любых обстоятельст­вах и в любой момент — даже прямо сейчас. Ключом к этому и является «призывающий путь».

Допустим, клиентка жалуется на то, что плохо выглядит, очень устает и имеет лишний вес. Ее цель — похудеть на трид­цать фунтов и привести себя в порядок, вернув себе гибкость и энергичность. Разумеется, когда все эти задачи будут выполне­ны, она испытает огромное чувство удовлетворения. Но разве для ощущения полноты жизни обязательно дожидаться, пока «растают» все тридцать фунтов? Посредством коучинга можно разработать план действий, который сразу направит клиентку на путь к конечной цели. Шаги по этой заранее проложенной до­роге — это и есть «призывающий путь». Теперь клиентка может переживать чувство самореализации каждый день: она уже идет по этому пути. Осознание факта такого движения по пути мо­жет послужить сильной внутренней поддержкой для клиента в дни, когда он начинает терять мужество. Подходящий момент для перехода к «призывающему пути» наступает тогда, когда клиент начинает говорить о жизни, как о чем-то, что наступит когда-нибудь в будущем, будто ему необходимо что-то специаль­но сделать, прежде чем (и чтобы) начать жить. В эту минуту его следует спросить: «А как бы Вы могли уже сейчас жить столь же полной жизнью? Что могло бы стать для Вас хорошим "призыва­ющим путем"?».

Самореализация и образ Себя-В-Будущем (Человек, Которым Вы Станете)

Если представить вашу жизнь в виде горы, то взгляд на эту грандиозную гору от подножия будет, несомненно, вызывать уныние. Но ведь на гору можно взобраться — бросить взгляд в будущее. Попробуйте, например, вообразить, что вы будете де­лать через двадцать лет. Проделав это, вы, скорее всего, получи­те кое-какую информацию о своем будущем и даже о путях его достижения. Пока машина времени не изобретена, единствен­ным инструментом, позволяющим заглянуть в чье-то будущее, остается воображение. Наши творческие способности вполне позволяют оперировать этим инструментом; это трудно пред­ставить только тому, кто еще не пробовал.

Человек, Которым Вы Станете, абсолютно не зависит от чьих бы то ни было мнений или суждений. Он знает все свои силы и возможности, все ухабы предстоящего пути, все глубинные смыслы, скрывающиеся за принятием решений. Даже на те во­просы, на которые у клиента (как он сам считает) нет ответов, у Человека, Которым Он Станет, они почти наверняка есть. Чело­век, Которым Вы Станете, может обернуться назад, подарив вам сочувственный взгляд стороннего наблюдателя — и этот взгляд подскажет, какое именно решение вам надо сейчас принять. Я-В-Будущем — это представление о полной, насыщенной, реали­зованной жизни. Хотя этот образ и возникает только на основе сегодняшних познаний клиента, он свободен от ограничений, наложенных нынешним днем. Живя в воображаемом простран­стве, он не обязан держаться в жестких пределах «реалистично­сти». Он дает клиенту возможность увидеть свои потенции к са­мореализации, сняв повседневные шоры.

Для работы с образом Себя-В-Будущем есть несколько мето­дик. В главе 1 части четвертой приведено упражнение по визуа­лизации, доказавшее свою эффективность. Коуч может вызвать к жизни образ Человека, Которым Станет Клиент, в любой ситу­ации, когда речь зайдет о самореализации, особенно если у кли­ента вызывают сомнения направления его предстоящих дейст­вий, или его сковывает модель поведения, которая заведомо не приведет его к самореализации. Один из возможных способов — предложить клиенту вообразить: как Человек, Которым Он Станет, решил бы данную проблему или повел бы себя в данной ситуации?

Самореализация и Цель Жизни

Формулирование Цели Жизни — еще один способ уяснить то, что для данного человека означает «быть по-настоящему живым». Чтобы жизнь была осмысленной, чтобы каждый выбор повышал ценность жизни для вас лично и для окружающих... — примерно так обычно описывается полнота жизни изо дня в день. Есть много способов добраться до Цели Жизни клиента. Но однозначно охарактеризовать «мотивационное определе­ние» жизни —то, чему она посвящена, — трудно. Некоторые го­ворят в этом контексте о призвании или о мечте. Иногда сутью жизни человека считается то истинное наследство, которое он оставит после себя, — то новое, что появится на нашей планете в результате его деятельности. В таком случае Цель Жизни за­ключена в ответе на вопросы: «Что я оставлю после себя? Что я изменю в жизни тех людей, с которыми соприкоснусь?». Цель Жизни — это путь. Как, например, путь на Восток. Клиент ни­когда не попадет в конкретное место, именуемое Востоком, но зато он может провести всю жизнь, двигаясь в данном направле­нии. При этом множество голосов, и внутренних и внешних, бу­дет уговаривать его пойти в какую-нибудь другую сторону. Ино­гда он будет к этим голосам прислушиваться — особенно, если не уверен в самой цели. Обнаружить свою Цель Жизни и за­явить о ней — это событие, придающее жизни клиента мощную направленность. Правильно найденная цель жизни позволяет человеку преодолевать любое препятствие.

Формулирование Цели Жизни — обычно длительный про­цесс. Он может потребовать глубокого самоанализа, чтения, ве­дения дневника или обмена мнениями с другими людьми. Найдя наиболее правдоподобную версию, приходится все более погру­жаться в личность клиента до тех пор, пока эта версия не станет ответом на центральные вопросы его жизни. Где тот голод, кото­рый я могу утолить? Где та боль, которую я могу успокоить? Где те ученики, которым я могу передать свои знания? Какие зна­ния могу передать именно я? Где тот дом, для постройки которо­го пригодятся мои инструменты? Цель Жизни — это ответ на вопрос, как человек собирается использовать данные ему судь­бой таланты. И это уникальный итог осмысления человеком жизни, его жизненного опыта и мудрости. Жизнь самореализу­ющегося человека — это жизнь, осмысленно (а не случайно] подчиненная цели. Такой человек живет, постоянно помня о своей Цели Жизни. (В главе 1 части четвертой приведен ряд уп­ражнений, предназначенных для помощи клиентам в определе­нии своей Цели Жизни).

Ценность формулирования цели жизни в отношениях коу-чинга состоит в том, что она помогает клиенту понять, чем для него является жизнь, полная самовыражения и самореализации, то есть что для него значит — «быть полностью живым». Цель Жизни похожа на урановый кубик, который служит источни­ком энергии в атомном реакторе. Работать и жить таким спосо­бом, который реализует Цель Жизни, — это еще одно определе­ние того, что значит «достичь самореализации». Отношения ко-учинга, направленные на раскрытие Цели Жизни, полны мно­гих внутренних открытий. Это область, где можно побудить кли­ентов реализовать данные им судьбой таланты (иногда — попро­бовав их на «слабо?!»). Кроме того, эта область плодотворна для принятия решений: выбор, основанный на реальной Цели Жиз­ни, вряд ли окажется простым следованием легкому пути. По­этому неудивительно, что жизнь, целиком устремленная к цели и основанная на внутренних ценностях, — большая редкость.

Самореализация и роль коуча

Есть некая ирония в том, что клиенты обращаются к коучингу за самореализацией, а потом большинство из них начинает об­манывать себя, занижая стандарты и стараясь по существу оста­вить все как есть. Путь к самореализации может быть трудным, непривычным, пугающим. Жизнь в согласии с внутренними ценностями — это совсем не то, чему нас учит общество. Это не легкий проторенный путь. Мы очень часто выбираем не то, чего требуют наши ценности, а то, чего от нас хотят другие люди, или просто то, что легче, что порождает меньше дискомфорта. То есть мы сдаемся. Поиск пути к самореализации — серьезное и нелегкое решение. Фактически это радикальный шаг.

Дело коуча — побуждать клиентов к собственной самореали­зации. Это нелегко. Даже когда клиент сопротивляется, коуч должен идти впереди, ободрять его, указывать ему путь. Но сле­дует помнить, что путь — это произведение самого клиента. Ос­новывая подход к проблеме самореализации на ценностях, коуч никогда не подразумевает получение немедленных результатов. Главное — процесс постепенных изменений и научение. Цель такого подхода — передать клиенту силу и знания.
Глава вторая.

Жизненный баланс клиента

 

В стремительном беспорядочном мире расписаний, планов, обязательств и усилий, постоянно требующих энергии и време­ни, часто ощущается недостаток чего-то, именуемого балансом. Но баланс — это не состояние, которого можно достичь и обре­сти раз навсегда. Он постоянно в движении. Баланс — это дина­мика; он существует только в самый момент действия. Двигаясь, можно приближаться к балансу, удаляться от него или прохо­дить через него. Можно стремиться замедлить темп круговра­щения нашей жизни, но совсем остановить ее нельзя. В день, когда это случится, вам аккуратно сложат на груди руки, возло­жат цветы, и над вашим идеально сбалансированным существо­ванием закроется крышка гроба. А в жизни минуты баланса бы­стротечны, как скольжение горнолыжника по трассе или враще­ние балерины на пуантах. Баланс требует осмысленного, осо­знанного и контролируемого движения.

Вы можете проверить это на опыте, если постоите минуту-другую на одной ноге. Сделайте это прямо сейчас. А если вы хотите всерьез смоделировать свою жизнь, то сначала побегайте минут пять по комнате так быстро, как только это возможно, а потом двенадцать раз повернитесь на месте (что будет соответ­ствовать всяким ожиданиям, встречам и телефонным звонкам). Попробуйте удержать баланс на одной ноге после этого. Те из вас, кому это удастся, поймут, что поддержание равновесия в та­ком положении требует и от ноги, и от всего тела значительных усилий. И заметьте еще, что баланс — это навык, который мож­но развивать. К жизненному балансу все это относится точно так же, как и к физическому равновесию. Имея соответствую­щее намерение и тренируясь, можно с помощью коуча научить­ся плавному спуску с горы, вместо того чтобы носиться на беше­ной скорости по трассе слалома.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.