Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кластеры конкурентоспособных отраслей





 

Кластер (clustering) – сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, торговых объединений и пр.) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу (М.Портер, 2000).

 

 

Состав кластера (М.Портер, 2000, с.207):
- компании готового продукта или сервисные компании (заключительная стадия технологической цепочки)
- поставщики специализированных факторов производства, компонентов машин, а также сервисных услуг
- финансовые институты
- фирмы, работающие в сопутствующих отраслях
- фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями);
- производителей побочных продуктов
- специализированные провайдеры инфраструктуры
- правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований, предоставляющие техническую поддержку (университеты, структуры для повышения квалификации в свободное время)
- организации, устанавливающие стандарты
- торговые ассоциации другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера

 

 

 

 

 

 

Порядок выделения кластера (М.Портер, 2000, с.208)
- выделение ядра кластера – крупной фирмы или концентрации сходных фирм
- выявление цепочки связанных с ядром по вертикали ниже- и вышестоящих фирм и организаций
- нахождение (по горизонтали) отраслей, проходящих через общие каналы или производящие побочные продукты и услуги
- установление дополнительных горизонтальных цепочек отраслей на основе использования похожих специализированных факторов производства или технологий или связанных между собой через поставки
- выделение организаций, обеспечивающих для отраслей и фирм, входящих в данный кластер, специальные навыки, технологии, информацию, капитал или инфраструктуру;
- установление перечня групповых образований, в которые входят участники кластера
- определение правительственных и законодательных структур, оказывающих существенное влияние на членов кластера

 

 

 

 

Преимущества кластерного подхода к анализу экономики перед отраслевым:

- кластеры лучше согласуются с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ
- кластеры лучше, чем отрасли, охватывают важные связи, взаимодополняемость между отраслями, распространение технологии, навыков, информации, маркетинг и осознание заказчиков по фирмам и отраслям
- большинство участников кластера не конкурируют между собой непосредственно, они обслуживают разные сегменты отрасли
- кластерный подход позволяет выявить благоприятные возможности для координации действий и взаимного улучшения в областях общих интересов без угрозы конкуренции или ограничения интенсивности соперничества
- кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с правительством, а также с другими институтами
- государственные и частные инвестиции, направленные на улучшения условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим компаниям

 

! Отсутствие глубоких, конкурентоспособных кластеров серьезно препятствует росту конкурентных преимуществ российских компаний на внутреннем и внешнем рынках.

Политика ряда российских компаний направлена на исправление данного положения:

- «Сибал» – инвестиции в авиастроение и автомобилестроение,

- «Северсталь» – в автомобилестроение,

- «Балтика» - в сельское хозяйство (выращивание ячменя), производство солода, выпуск стеклянной тары.

 

 

 
 

 

 


Рис.2.3 Кластер итальянских производителей и дизайнеров обуви

 

ð Вопросы для обсуждения:

- Какую роль в создании и развитии конкурентного преимущества играет географическая концентрация фирм-конкурентов (приведите примеры)?

- Опишите кластер производителей мебели, производства кинофильмов.

- Охарактеризуйте возможные причины утраты компанией конкурентного преимущества.

 

 

 

 

 

 

2.4. Транснационализация бизнеса как направление реализации конкурентного преимущества компании

 

Цепочка ценности – подход, дезагрегирующий компанию на стратегически важные виды деятельности. Возможность разрыва в цепочке ценности и перенесения отдельных ее фрагментов за рубеж, также приобретения отдельных видов компонентов и исходных материалов в целях повышения общего эффекта.

 

Современные глобальные стратегии ТНК – реализация концепции цепочки ценности

Конкурентные преимущества, извлекаемые из транснационализации бизнеса, способы их реализации ТНК:

- мультинациональный (международный) маркетинг,

- диверсификация источников снабжения,

- международная диверсификация рисков,

- опыт менеджмента, полученный компанией в разных странах

 

 

 

 

2.5. Конкурентные стратегии российских компаний (критерии развития, проблемы реализации)

 

Критерии успешно развивающихся отечественных компаний:

- компания-производитель, активно занимающаяся продажами и нацеленная на интенсивный рост в пределах базового рынка через улучшение качества своих товаров;

- компания, которая помимо собственных средств имеет возможность крупных заимствований, надежную сырьевую базу, широкую дистрибьюторскую сеть и умеет грамотно продвигать бренд.

 

Проблемы, препятствующие развитию российского бизнеса:

- неумение российских менеджеров заниматься стратегическим планированием, которое часто подменяется «долговременным планированием»;

- отсутствие доверия иностранных инвесторов к менеджменту российских компаний из-за нежелания последнего следовать принципам добросовестного корпоративного (акционерного) управления;

- недостаточное осознание профессионального маркетинга как механизма удовлетворения потребностей потребителей, а не инструмента удовлетворения первичного спроса и др.

 

ð Вопросы для обсуждения:

- Перечислите составляющие конкурентного преимущества пивоваренной компании «Балтика».

- Оцените, обладает ли отрасль авиастроения, автомобилестроения в России конкурентными преимуществами, постройте кластер указанных отраслей.

- Охарактеризуйте новые явления в стратегии российских компаний в 2000-2002 гг., свидетельствующие о росте их конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

B. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что входит в содержание понятия «страна базирования»?

2. Перечислите и охарактеризуйте силы, определяющие конкуренцию в отрасли (на примере конкретной отрасли).

3. Перечислите и охарактеризуйте типовые стратегии, выбираемые фирмами в стремлении достичь успеха в конкурентной борьбе (на примере конкретной отрасли).

4. За счет чего может быть получено конкурентное преимущество?

5. В чем различие между источниками конкурентного преимущества низкого и высокого порядка (уровня)?

6. Каким образом деятельность правительства может содействовать формированию конкурентного преимущества? Объясните и приведите примеры.

7. Опишите кластер конкурентоспособных отраслей.

 

C. ЛИТЕРАТУРА

Основная:

· Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. Главы 6, 7.

· Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт. Северо-Запад. – 2003. – № 43.

· Сиваков Д. О старых факторах // Эксперт. – 2004. – №1.

Дополнительная:

· Дэниэлс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес. - М.: Дело Лтд, 1994. – Глава 4.

· Завьялов П.С., Азоев Г.Л., Швандар К.В. Международная конкурентоспособность и ее оценка (на уровне национальной экономики, отрасли, предприятия, товара). – М.: ВНИИВС, 1997.

· Иовчук С. Конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке // Проблемы прогнозирования. – 1999. - № 1.

· Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. - М.: Экономика, 2000.

· Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986.

· Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 1993. – Часть 1.

· Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.

· Уотермен Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. – М.: Прогресс, 1988.

· Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2000. – Глава 1.

· Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. – М.: Прогресс, 1987.

 

D. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

 

Структура отрасли (основные силы, определяющие конкуренцию в отрасли)

Позиция, занимаемая фирмой в отрасли

Виды конкурентного преимущества - более низкие издержки, дифференциация товара

Сфера конкуренции - широта цели

Разновидности типовых стратегий

Создание конкурентного преимущества (КП) - нововведение

Источники КП низкого и высокого ранга

Удержание КП

Страна базирования

Детерминанты (определяющие моменты) КП

Факторные условия (параметры факторов)

Иерархия факторов - основные и развитые факторы, общие и специализированные факторы

Условия (параметры) спроса

Отрасли-поставщики (поддерживающие отрасли)

Родственные отрасли

Кластер национальных конкурентоспособных отраслей

 

 








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.