|
Кластеры конкурентоспособных отраслей
Кластер (clustering) – сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, торговых объединений и пр.) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу (М.Портер, 2000).
Преимущества кластерного подхода к анализу экономики перед отраслевым:
! Отсутствие глубоких, конкурентоспособных кластеров серьезно препятствует росту конкурентных преимуществ российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Политика ряда российских компаний направлена на исправление данного положения: - «Сибал» – инвестиции в авиастроение и автомобилестроение, - «Северсталь» – в автомобилестроение, - «Балтика» - в сельское хозяйство (выращивание ячменя), производство солода, выпуск стеклянной тары.
Рис.2.3 Кластер итальянских производителей и дизайнеров обуви
ð Вопросы для обсуждения: - Какую роль в создании и развитии конкурентного преимущества играет географическая концентрация фирм-конкурентов (приведите примеры)? - Опишите кластер производителей мебели, производства кинофильмов. - Охарактеризуйте возможные причины утраты компанией конкурентного преимущества.
2.4. Транснационализация бизнеса как направление реализации конкурентного преимущества компании
Цепочка ценности – подход, дезагрегирующий компанию на стратегически важные виды деятельности. Возможность разрыва в цепочке ценности и перенесения отдельных ее фрагментов за рубеж, также приобретения отдельных видов компонентов и исходных материалов в целях повышения общего эффекта.
Современные глобальные стратегии ТНК – реализация концепции цепочки ценности Конкурентные преимущества, извлекаемые из транснационализации бизнеса, способы их реализации ТНК: - мультинациональный (международный) маркетинг, - диверсификация источников снабжения, - международная диверсификация рисков, - опыт менеджмента, полученный компанией в разных странах
2.5. Конкурентные стратегии российских компаний (критерии развития, проблемы реализации)
Критерии успешно развивающихся отечественных компаний: - компания-производитель, активно занимающаяся продажами и нацеленная на интенсивный рост в пределах базового рынка через улучшение качества своих товаров; - компания, которая помимо собственных средств имеет возможность крупных заимствований, надежную сырьевую базу, широкую дистрибьюторскую сеть и умеет грамотно продвигать бренд.
Проблемы, препятствующие развитию российского бизнеса: - неумение российских менеджеров заниматься стратегическим планированием, которое часто подменяется «долговременным планированием»; - отсутствие доверия иностранных инвесторов к менеджменту российских компаний из-за нежелания последнего следовать принципам добросовестного корпоративного (акционерного) управления; - недостаточное осознание профессионального маркетинга как механизма удовлетворения потребностей потребителей, а не инструмента удовлетворения первичного спроса и др.
ð Вопросы для обсуждения: - Перечислите составляющие конкурентного преимущества пивоваренной компании «Балтика». - Оцените, обладает ли отрасль авиастроения, автомобилестроения в России конкурентными преимуществами, постройте кластер указанных отраслей. - Охарактеризуйте новые явления в стратегии российских компаний в 2000-2002 гг., свидетельствующие о росте их конкурентоспособности.
B. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что входит в содержание понятия «страна базирования»? 2. Перечислите и охарактеризуйте силы, определяющие конкуренцию в отрасли (на примере конкретной отрасли). 3. Перечислите и охарактеризуйте типовые стратегии, выбираемые фирмами в стремлении достичь успеха в конкурентной борьбе (на примере конкретной отрасли). 4. За счет чего может быть получено конкурентное преимущество? 5. В чем различие между источниками конкурентного преимущества низкого и высокого порядка (уровня)? 6. Каким образом деятельность правительства может содействовать формированию конкурентного преимущества? Объясните и приведите примеры. 7. Опишите кластер конкурентоспособных отраслей.
C. ЛИТЕРАТУРА Основная: · Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. Главы 6, 7. · Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт. Северо-Запад. – 2003. – № 43. · Сиваков Д. О старых факторах // Эксперт. – 2004. – №1. Дополнительная: · Дэниэлс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес. - М.: Дело Лтд, 1994. – Глава 4. · Завьялов П.С., Азоев Г.Л., Швандар К.В. Международная конкурентоспособность и ее оценка (на уровне национальной экономики, отрасли, предприятия, товара). – М.: ВНИИВС, 1997. · Иовчук С. Конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке // Проблемы прогнозирования. – 1999. - № 1. · Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. - М.: Экономика, 2000. · Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986. · Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 1993. – Часть 1. · Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. · Уотермен Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. – М.: Прогресс, 1988. · Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2000. – Глава 1. · Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. – М.: Прогресс, 1987.
D. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Структура отрасли (основные силы, определяющие конкуренцию в отрасли) Позиция, занимаемая фирмой в отрасли Виды конкурентного преимущества - более низкие издержки, дифференциация товара Сфера конкуренции - широта цели Разновидности типовых стратегий Создание конкурентного преимущества (КП) - нововведение Источники КП низкого и высокого ранга Удержание КП Страна базирования Детерминанты (определяющие моменты) КП Факторные условия (параметры факторов) Иерархия факторов - основные и развитые факторы, общие и специализированные факторы Условия (параметры) спроса Отрасли-поставщики (поддерживающие отрасли) Родственные отрасли Кластер национальных конкурентоспособных отраслей
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|