Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля)





 

Методы количественного регулирования внешней торговли – разрешительные режимы

 

 

Периоды усиления (уменьшения) интенсивности применения количественных ограничений   усиление – ухудшение мировой и внутри-хозяйственной конъюнктуры
  ослабление – в фазе высокой конъюнктуры

 

 

Цель применения количественных ограничений импорта-экспорта   защита позиций национальных производителей в случаях, когда другие торгово-политические средства недостаточно эффективны
поддержание цен на товары и прибылей национальных производителей
  для вытеснения зарубежных конкурентов с внутреннего рынка
как орудие экономического давления на другие страны с целью выторговывания уступок

 

 

 
 

 

 

 

 


Лицензирование (licensing) - получение права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций (используется, в том числе, как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания)

 

 

 
 

 

 

 

 


Виды лицензий:

- генеральная,

- индивидуальная, разовая.

 

 

 

 

 

 

Контингентирование – составной элемент лицензирования

 

Контингентирование (quantitative regulation of foreign trade) - установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров, т.е. ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени (установление количественных или стоимостных квот).

 

Квота (quota) - количественное ограничение, устанавливающее максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу (вывозу) товара в течение определенного времени (например, года или квартала).

Механизм действия импортных квот и последствия их применения (см. рис.4.1.)

 
 

Чистый национальный ущерб вследствие введения импортной квоты – площадь (b + d).

Область d (потребительский эффект) - ущерб, нанесенный потребителям импортирующей страны в результате снижения потребления автомобилей, - убыток, обусловленный введением квоты на импорт автомобилей.

Область b (производственный эффект) - сокращение благосостояния, связанное с тем, что потребительский спрос переключается из-за введения квоты с более дешевых импортных автомобилей на более дорогие отечественные.

Область сквотная рента

 

 

 

Квотная рента (quota rents) - доход, который возникает вследствие того, что введение квоты искусственно повышает цену импортируемых товаров

 

Получатели квотной ренты (варианты) – всякий, кто обладает правом ввоза импортных товаров в страну или продажи их на защищенном рынке. Возможна продажа квот на аукционах, проводимых государством.

 

 

 

 

 

 

Тарифный эквивалент квот - разница между мировыми и внутренними ценами, которая возникла благодаря введению квот (на рис. 4.1 - разность Pq - Pw)

 

 
 

 


Пример 4.1. Тарифная квота (Российский рынок сахара в 1998-2000 гг.)

Российский рынок сахара оценивается в 5-6 млн. тонн в год. 65-80% суммарной потребности обеспечивает переработка импортного сахара-сырца из стран Латинской Америки. Оставшиеся 20-35% - результат переработки отечественной сахарной свеклы. В течение нескольких лет предпринимались попытки ограничить ввоз сырца. В связи с этим во время уборки свеклы (с середины лета по конец осени) вводились, по сути, запретительные пошлины на импорт сырца: в 1998 году - временные специальные пошлины в 74% от таможенной стоимости (но не менее 0,16 ЭКЮ за килограмм), а в 1999 году - сезонные в 40%. Однако ожидаемого эффекта это не принесло, поскольку импортеры ввозили сырец до вступления в силу сезонных пошлин, "про запас". В 1999 году в Россию ввезли рекордный объем сырца - около 5,7 млн. тонн. Рынок оказался перегружен, цены резко упали (с 440 долл. за тонну в январе 1999 года до 280 долл. в декабре). Выпуск свекловичного сахара в России стал нерентабельным.

В конце 1999 года свекловоды выступили с предложением вместо сезонных пошлин ввести квоты на импорт сырца размере 3,5-3,7 млн. тонн. Летом 2000 года правительство РФ приняло постановление о введении с 15 декабря этого года квоты на импорт сахара-сырца в размере 3,65 млн. тонн. Примечателен механизм реализации утвержденной квоты. Во-первых, учитывая прошлый опыт, весь объем квоты распределен по кварталам. Согласно постановлению, ввоз сахара-сырца в рамках квоты должен был осуществляться следующим образом: 1,15 млн. тонн должно быть ввезено в страну с 15 декабря 2000 года по 30 марта 2001 года, 1,5 млн. тонн - во втором квартале, 600 тыс. тонн - в третьем, 400 тыс. тонн - в четвертом.

Утвержденный объем квоты является тарифным контингентом. Сахар-сырец, поставляемый в рамках правительственной квоты, облагался пошлиной в 5%. Все прочие партии импортного сырья для сахароперерабатывающих заводов попали под пошлину в 30% фактически, являвшейся запретительной, т.е. непреодолимой.

 

Запрет на импорт определенного товара эмбарго (embargo)

- временные запреты,

- сезонные запреты

 

- открытая форма запретов

- частичные запреты безусловного характера на импорт конкретных товаров,

- условные запреты,

- завуалированные запреты

 

 

 

 

Соглашения об ограничении экспорта

 

Добровольное ограничение экспорта (voluntary export restraint) - соглашение, в соответствии с которым экспортер ограничивает свой экспорт "добровольно", чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера (торговый барьер, защищающий страну-импортера, устанавливается не на ее границе, а на границе страны-экспортера, посредством инструментов экспортного контроля). Добровольное ограничение экспорта (ДОЭ) устанавливается не правительствами, а отраслью промышленности в экспортирующей стране. Государства лишь санкционируют данные ограничения.

 

 

Пример 4.2. ДОЭ японских автомобилей в США (Husted St., Melvin M. International economics. 1990. P.195-198).

Первые серьезные успехи зарубежных автомобилестроительных компаний на американском рынке относятся к началу 70-х гг., когда в связи с нефтяным кризисом произошел резкий подъем цен на топливо («ценовой шок»). Во второй половине 70-х гг. цены на нефть возросли почти в 10 раз. Американские потребители, озабоченные резким повышением цен на бензин, стали отдавать предпочтение небольшим экономичным автомобилям. Американские компании слабо реагировали на происходящие процессы, продолжая выпускать, преимущественно, крупногабаритные, расходующие много топлива автомобили. Повторный ценовой шок на нефтепродукты в 1979 году еще более усугубил положение американского автомобилестроения – доля иностранных автомобилей, прежде всего японских, продолжала возрастать.

В 1981 году администрация Р.Рейгана, отказавшись от политики компенсаций автомобилестроителям (пассивной защиты отрасли), вступает в переговоры с японским правительством и вынуждает его заключить соглашение сроком на 1 год, впоследствии оно неоднократно продлевалось, об ограничении экспортных поставок автомобилей из Японии в США.

Прим. Как правило, причиной, обусловливающей введением страной мер по ограничению экспорта, является указание страны-импортера на очевидные нарушения ею (страной-экспортером) принципов честной торговой практики и угрозу введения серьезных санкций. В Японии широко использовалась практика субсидирования экспортных производств, противоречащая нормам Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

 

 

Последствия введения ДОЭ:

- повышение цен на внутреннем рынке страны-импортера,

- возможное снижение качества отечественной продукции,

- увеличение экспорта товаров из стран, не охваченных соглашением о ДОЭ.

 

 

 

Примеры многосторонних соглашений о ДОЭ:

- Соглашение о торговле текстильными товарами и одеждой (1974 г.),

- Соглашения в рамках Ассоциаций экспортеров сырья (нефти, меди, бокситов, хлопка, кофе, какао-бобов и пр.)

 

Отличия применения количественных ограничений (квотирования) от таможенных пошлин.

Количественные ограничения, в отличие от таможенных пошлин:

- ограничивают производителя в вопросах выхода на внешний рынок,

- определяют количество и номенклатуру товаров, разрешенных ввозу (вывозу),

- ограничивают круг стран, откуда (куда) эти товары могут быть ввезены (вывезены).

 

Преимущества, связанные с применением квот:

- более жесткая (чем таможенные пошлины) мера регулирования ввоза (вывоза) товаров,

- гибкость, избирательность в применении.

 

 

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.