Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Главное направление деятельности института — фундаментальные исследования организации мозга человека и его сложных психических функций — речи, эмоций, внимания, памяти.





 

Недопустимо ставить эксперименты на человеке. Поэтому большая часть исследований мозга проводится на животных. Однако есть явле­ния, которые могут быть изучены только на человеке. Например, сей­час молодой сотрудник моей лаборатории защищает диссертацию об обработке речи, ее орфографии и синтаксиса в различных структурах мозга.

 

Наш мозг и организм — слож­нейшая многорегистровая система, где роль регистра играет состояние человека. Можно сказать, что весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой определяется его функциональным состоянием. Оно определяет и возможность «срыва» оператора за пультом управ­ления сложнейшей машиной, и реакцию больного на принимаемое лекарство.

 

Именно здесь для нас особенно важны фундаментальные знания о принципах работы мозга, о взаимодействии его участков, о функцио­нальной роли каждого участка мозга.

 

Кто отвечает за грамматику?

 

Очень важное направление работы — так называемое микрокарти­рование мозга. В наших совместных исследованиях обнаружены даже такие механизмы, как детектор грамматической правильности осмыс­ленной фразы.

 

Таким образом, уда­лось определить, какие области мозга «отвечают» за синтаксис, орфо­графию, смысл речи и за решение других задач.

 

В здоровом теле — здоровый дух — это именно о взаимодействии тела и мозга. Однако далеко не все здесь понятно. Изучение этого взаимодействия еще ждет своих исследова­телей.

 

МОЗГ И БОЛЬШОЙ МИР

Мозг человека... Его мысль лежит в начале всего: «В на­чале было Слово»!

 

С тех пор как начали всерьез интересоваться вопросом о том, каким образом мозг человека обеспечивает мышление, и вплоть до середины 60-х годов в неврологии, физиологии и нейропсихологии бытовали более или менее экстремист­ские представления. Мозг — это совокупность центров, го­ворили одни, являющихся альфой и омегой в управлении какой-то психической активностью или личностным свой­ством. Мозг — это масса, утверждали другие, результат оп­ределяет не качество, а количество. Мозг — нейроголографическое устройство (вспомним: механическое, электриче­ское и т.д.), обладающее всеми свойствами голографических построений, подновляли эти представления третьи. И мало ли что еще!

Наконец, на основе прямого опыта нейрофизиологиче­ского изучения мозга в середине 60-х годов обнаруживает­ся реальность, частично вбирающая в себя и первую и вто­рую экстремальные позиции: мыслительная деятельность обеспечивается распределенной системой, включающей в себя как жесткие, постоянные, так и гибкие, переменные, звенья. Таким образом, была разрешена гипотеза центров: «центры — жесткие звенья системы» — и была хотя бы ча­стично реабилитирована гипотеза о значении массы моз­га — огромное количество гибких переменных элементов системы, подчиненных внешним и внутренним факторам и реализующих преимущества саморегуляции. И одновре­менно почти зачеркнуты мало на чем базирующиеся пред­ставления об избыточности мозга. Чем не социальная мо­дель?!

Эта модель — как бы слепок с действительно существу­ющего в большинстве развитых стран: центральное направ­ляющее руководство и децентрализация, где положитель­но действуют реальные законы развития общества. Но раз­ве не знает история примеров чрезмерной централизации, и ее пагубных результатов? Разве не знает история также па­губных результатов навязывания обществу законов, кото­рые в лучшем случае не ведут никуда, а в худшем — ставят общество перед альтернативой резкой смены курса или, как отвлекающий паллиатив, войны?

Правда мозга и жизни общества, по-видимому, едина. Нет деятельности без организующего ее начала — жесткого аппарата. Нет прогресса в развитии общества без опти­мальной децентрализации, как нет богатства возможностей мозга в его развитии без аппарата гибких звеньев, чутко ре­агирующих не только на задачу, но и на условия ее выпол­нения. (Вот три абзаца. Интересно почитать и помыслить… Значит, люди, занимающиеся Мозгом, мыслят и о т.н. Социальной модели. Но «Социальная модель» на примере Мозга есть только один из тех камней, которые нужно собрать. Даже не так. Это часть из нескольких камней. Здесь ведь Синтез будет неполным. Мы увидим только Систему в Системе. А нам необходимо понять Систему Систем. Как Минимум Систему – ОБЩЕСТВО в Системе – СТРАНА. МОЗГ есть Объект, созданный Естественной Деятельностью. А ОБЩЕСТВО нужно создавать при помощи того же Мозга Деятельностью Искусственной. Не по Модели, а по ПРИНЦИПАМ. Мозг должен родить Идею Идеи, Проект Идеи, и Объект Идеи – саму ИДЕЮ. Потом нужно создавать Идею Проекта, Проект Проекта, и Объект Проекта – сам ПРОЕКТ. А потом по ИДЕЕ и ПРОЕКТУ начинать Строить ОБЪЕКТ. Что у нас является ОБЪЕКТОМ? Да, что хочешь… В данном случае – ИСКУССТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Может быть это называлось – Генеральный План? Нет… О построении такого Объекта даже не задумывались. И так до сих пор. Всё ищут «Локомотивы», которые потащат за собой всё… Или Национальные Проекты – ключевые приоритеты… Чушь собачья. Своей придурью одну Страну развалили. Развалят и другую – РОССИЮ. Некоторые учёные здесь приложили руку. И Побиск Кузнецов, и Спартак Никаноров. Не умаляя того, что они создали. Это как Факт. А Жесткий Аппарат – это АЛГОРИТМ-ПРОГРАММА. Без всяких там - «Выше знамя социалистического соревнования!». И «Пятилетку за три года!»)

Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавлены, или перевозбуждены домашни­ми, национальными, государственными и глобальными проблемами, творческий потенциал человечества значи­тельно увеличился бы.

(Вот как раз здесь применимо известное выражение: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Эти самые люди и должны создать себе такие Условия. Но большинство, упершись в ПРОБЛЕМУ, отказываются от ИДЕИ, и включаются в Меркантильность-Торгашество. Начинают просто рубить зелёную капусту. Как пример, приведу окружение Спартака Никанорова. Они обслуживают Чубайса. Некоторые уезжают за бугор. Им семья дороже Родины. Они не Патриоты, за неё не Радеют. А всё почему? Потому, что не УМЕЮТ создавать Условия. Привыкли, что им это давали, худо-бедно. Сама Академия РАН не имеет Алгоритма, и не Умеет. Каждый занимается тем, на что сумел оторвать деньги. И потом как у физиков, вопрос: «Мы не знаем, где будем применять знания, полученные при изучении Вакуума». Здравствуйте вам через окно… На что потрачены Ресурсы?) Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока. Все это имеет прямое отношение к проблеме состояний мозга, которые впервые оказалось возможным достаточно точно описывать с помощью различ­ного рода сверхмедленных физиологических процессов; о них уже упоминалось в главе, посвященной эмоциям. Кстати, фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции. (Здесь возникает большой разговор. Я давно пришел к выводу, что у Правильного Человека Эмоций быть не должно. Вернее, он должен уметь ими Управлять. Использовать Разум, Сознание. А не жить Инстинктом, Подсознанием. Тогда вся Энергия будет направлена на Творчество.)

Напомним: в оптимальной ситуации эмоции обеспечи­ваются сравнительно небольшим количеством мозговых зон, где именно и происходит сдвиг сверхмедленных про­цессов, меняющий свойства этих зон. В эмоционально не сбалансированном мозге или в случае, если эмоциональный фактор очень интенсивный и действует длительно, сдвиг сверхмедленных физиологических процессов происходит на больших территориях мозга и творчество у генетически наиболее способных к нему людей идет уже вопреки воз­никшей ситуации, а в целом творчество — это наиболее важ­ное свойство человеческого мозга — у большинства людей затрудняется. В том числе и у тех, у кого оно могло бы про­явиться. Мир, страна, сообщество людей, наука становятся творчески беднее. Несколько лет тому назад я специально разбирала именно эту проблему в связи с ядерной угрозой. Получилась глава в книге «Прорыв» ("Breakthro­ugh", 1987), одновременно изданной у нас и в США и выдер­жавшей затем еще ряд изданий. Там, в этой главе, сверхуп­рощенной издателями в общем то изложено по данному по­воду все основное, хотя и на одной модели. Поэтому, навер­ное, правомерно использовать эту главу и здесь. То, что было написано, устоялось и не потребовало коррекции. Итак, мой текст из книги «Прорыв».

...Один американский бизнесмен, очень много сделав­ший для здоровья людей, которого я считаю своим другом, прислал мне рассказ Марка Твена «Моя первая ложь и как я избавился от нее». Он посвящен свойству человека не видеть того, чего он не хочет видеть. Твен обратился к широко рас­пространенной «неправде» того времени — нежеланию видеть, что рабство — это проблема, которую нужно решать.

Только недавно физиологи, изучающие человеческий мозг, начали понимать, что стоит за наблюдениями Твена. Эти открытия имеют прямое отношение к проблеме выжи­вания человечества. Они показывают, что наш мозг, когда он правильно работает, обладает творческими способностя­ми для решения самой насущной проблемы сегодняшнего дня — ликвидации гонки вооружений и опасности ядерной катастрофы. Они объясняют также, почему многие милли­оны людей сегодня склонны лгать, приуменьшая эту угро­зу, — чтобы убедить себя и других в том, что никаких специальных действий не нужно, что угроза войны на самом деле не является насущной проблемой.

Детальное изучение электрических потенциалов в от­дельных зонах человеческого мозга выявило способность продолжительных отрицательных эмоций, таких как бо­язнь приближающегося несчастья, разбалансировать нор­мальное состояние мозга. Несбалансированность «застав­ляет» уровни электрических процессов становиться слиш­ком высокими или слишком низкими, в свою очередь далее влияя на баланс эмоций. Когда это случается, человек мо­жет стать либо крайне возбужденным, близким к психичес­кому срыву, либо эмоционально подавленным (эмоциональ­ная тупость, или «психическое отупение»). При этом чело­век лишается возможности полноценно реагировать на жиз­ненные ситуации, а общество теряет его творческий потен­циал как раз в то время, когда он необходим, чтобы противо­стоять разрушению. Лучшим средством лечения мозга от­дельного человека оказывается именно то, что нужно и все­му обществу в целом, — активное объединение с другими людьми для разрешения сложной ситуации. (Объединение людей, создание Общества должно происходить на Определённой Основе – ИДЕИ. Идея как Состояние служит Ориентиром. Только тогда можно говорить о возможности Разрешения посредством Идеала – Идейного Движения. Но в СИСТЕМЕ такого не бывает. Там только Определённые Отношения. Там нет Проблем. Там полный Баланс и Устойчивость посредством Гироскопичности – Вращении самой Системы.)

 

...AD ASTRA (К ЗВЕЗДАМ)

Наша страна — теперь только Россия — очень измени­лась за последние годы. Подавляющее большинство поли­тиков, как везде во все времена, стремится к личной власти и, как всегда, — для блага народа. О чем-то в этой книге уже сказано раньше, но для полноты изложения вопроса кое-что придется и повторить.

Жизнь наша сложна сейчас, и очень сложно науке во всех ее областях, особенно фундаментальной. Нет средств, не на что нормально жить, не на чем работать. Уезжают ученые за рубеж — и для того, чтобы легче жить (нечего греха та­ить, таких порядочно), и затем, чтобы работать, реализо­ваться, создавать.

 

«ЗАЗЕРКАЛЬЕ»

 

Наука — это всегда движение вперед. (А где он, это Перёд?)

 

Что сделали Змей и Ева в раю? Ева под влиянием Змея (злой силы!) вкусила от древа познания... Ну, а, затем, как известно, начались все неприятности Евы и соблазненного ею Адама. (Э, нет… Змей, это одно. Главным искусителем был Бог. Он, создатель Женщины, знал её как себя. Ведь она, как и Мужчина, была создана им по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ своему. В этом, наверное, заключается его Двуличие? И Двуполость – он был гермафродитом? Он её спровоцировал. Он запретил Женщине. Но это будет не Женщина, если она подобный запрет не нарушит. И он это знал! А змей был как гарантия искушения. И, потом, Злая Сила не может толкать на Познание. Она наоборот – отталкивает.)

И еще одно отступление. Я не знаю, что здесь совпаде­ние, что — закономерность. Но во всех тех редких случаях, когда мы реально приближались к прорыву, «шли на про­рыв» в неизвестное, вокруг нас, и в частности вокруг меня, начиналась какая-то более или менее неприятная «ме­тель» — множество социальных и личных неприятностей. О том же рассказывают и некоторые другие ученые — в ча­стности, те, кто занимается обратимостью времени (например, профессор А.А. Гриб, заведующий кафедрой высшей математики Санкт-Петербургского университета экономи­ки и финансов). (Про ВРЕМЯ я бы рассказал, но это не является темой настоящего текста. Хотя в Синтезе здесь участвует и Время.)

 

Я начала с рассказа об этом нашем отечественном чуде — как более близком мне лично. Я знаю А.В. Его рассказ — о событиях, легко проверяемых. Аналогичные описания в книжках Моуди, Калиновского и других широко известны. Они определяются в зависимости от того, описывается ли именно феномен или нечто более понятное для нас, с нашим сугубо материалистическим прошлым. В форме: «и невин­ность соблюсти, и капитал приобрести». В первом случае — как «выход из тела» (чего? — не надо новой терминоло­гии — пусть будет — души!). Во втором случае — как изме­нение состояния сознания, или, по новой терминологии Л.И. Спивака, изменение психического состояния. (У меня есть по этому поводу мысли, но говорить о них здесь не хочу. Это просто рассуждения. Но связанные именно с Изменением Состояния, и выходом Энергии-Информации. А вот по поводу Души могу сказать по принципу – есть Понятие, дай ему Определение – перечисли Свойства Объекта имеющего наименование Душа.)

— Наталья Петровна, вы описываете незаурядные события. Вопрос в другом: они естественные или сверхъестественные? (Вот яркий пример, когда Слова опережают Мысли. Человек не задумался над тем, что же такое Сверхестественное по Отношению к Естественному. И что такое Естественное.)

— Если быть очень честной, имеются два объяснения. Первое — что это пока неизвестно.

 

 

Я ТАК ДУМАЮ

Есть и разные определения гениальности. Некоторые из них соотносят гениальность со способностью общения с так называемым Высшим Разумом, или Богом. Трудно понять и объяснить проявления гениальности. Для меня гениаль­ность — способность находить правильные решения сложных проблем по минимуму выведенной в сознание ин­формации. А иногда этот базис информации в сознании очень трудно обнаруживается или как будто бы не обнару­живается вообще. В ход идут аналогии и что-то, что кажет­ся очень близким к «здравому смыслу». «Почему это так? — Я просто так думаю, вот и все». (ГЕНИАЛЬНОСТЬ – ПРОСТОТА. Всё Гениальное – Просто. Всё Простое – Гениально.)







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.