|
ОСНОВЫ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СУГГЕСТИВНО БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИСтр 1 из 20Следующая ⇒ Захаров Н.П. 338 Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости. -М.: ДеЛи принт, 2004. - 288 с. ISBN 5-94343-064-4 Руководство содержит подробное описание методов, утвержденных Министерством здравоохранения РФ, и существенно обогащает арсенал возможностей психотерапевта. Высокоэффективные технологии психотерапии и психокоррекции, представленные в монографии, позволяют в короткие сроки достигать значительных результатов в лечении и профилактике широкого спектра пограничных и аддиктивных расстройств, включая невротические, личностные, психосоматические и психосексуальные расстройства, патологию влечений, алкоголизм, наркомании, токсикомании, пищевую и компьютерную зависимости. Теоретической основой методов является когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная модель психотерапии, практическое применение которой - фундаментальная позитивная реинтеграция личности - дает возможность проводить психологические преобразования с фиксацией адаптивных когнитивно-поведенческих стратегий и нейтрализацией дезадаптирующих патологических стереотипов. Методы могут использоваться самостоятельно или в комплексе с любыми другими видами психотерапии, психокоррекции и психофармакотсрапией. Книга предназначена для специалистов, занятых в сфере психотерапии и психокоррекции, - врачей психотерапевтов, медицинских психологов, специальных психологов и представителей других смежных специальностей. УДК 616.89-085.815 ББК 53.57 © Захаров Н. П., 2004 ISBN 5-94343-064-4 © Оформление ООО «ДеЛи принт», 2004 Оглавление ВВЕДЕНИЕ Часть I ОСНОВЫ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СУГГЕСТИВНО БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Глава 1 КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 2 КОГНИТИП И АДАПТАЦИЯ Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ КОГНИТИПОВ личности Глава 4 КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ АДАПТИВНОЙ ГРУППЫ Глава 5 КЛИНИКО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ ДЕЗАДАПТИВНОЙ ГРУППЫ Глава 6 ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ Часть II МЕТОДЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОЗИТИВНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ Глава 1 АВЕРСИОННЫЙ ТРЕНИНГ Глава 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ Глава 3 АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ СУГГЕСТИЯ И ГИПНОСУГГЕСТИЯ Глава 4 АПРОБАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ Глава 5 ГИПНОТИЧЕСКАЯ БАЗИСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (ГИПНОТИЧЕСКАЯ «ТЕЛЕПАТИЯ») Глава 6 ИНТЕГРАТИВНАЯ СУГГЕСТИЯ И АУТОСУГГЕСТИЯ Глава 7 КОГНИТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 8 КРЕАТИВНЫЙ ГИПНОЗ Глава 9 МЕТОД КОНТРАСТНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ Глава 10 МЕТОД КУМУЛЯЦИИ РАДОСТИ (НАКОПЛЕНИЕ ЭЙФОРИИ) Глава 11 МЕТОД ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО МОДЕРНИЗМА Глава 12 МЕТОД ТЕЛЕСНО-ФИКСИРОВАННОЙ И ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ ИМИТАЦИИ (НЕГАТИВНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ) Глава 13 МЕТОД ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО ГРОТЕСКА Глава 14 НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ПАТОГЕННЫХ ТРИГГЕРОВ НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Глава 15 ПОЗИТИВНОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ Глава 16 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ Глава 17 ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ АУДИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (МАС-МЕТОД) Глава 18 ПСИХОСЕНСОРНО-ХИМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (КОДИРОВАНИЕ) Глава 19 РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ Глава 20 TABULA RASA Глава 21 ТРЕНИНГ ПЛАСТИЧНОСТИ (КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ) Глава 22 ТРЕНИНГ ПОЗИТИВНЫХ АССОЦИАЦИЙ Глава 23 ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ (КОРРЕКЦИЯ СЕНЗИТИВНОСТИ) Глава 24 ЭМПАТИЧЕСКИЙ «ЗЕРКАЛЬНЫЙ» ДИАЛОГ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Болезни XX века перекочевали в век XXI, не только не изменив свой состав и удельный вес среди различных видов многовековой патологии человечества, но и дополнившись новыми заболеваниями. Компетенция и точки приложения психотерапии так или иначе охватывают весь спектр этих ноогенных расстройств и могут быть направлены как на их лечение, так и на предупреждение. Особенно актуально применение психотерапии при весьма распространенных в настоящее время пограничных психических и аддиктивных расстройствах. Имеется насущная проблема противодействия экспансии подобных психических аномалий, прямо или косвенно затрагивающих своим негативным влиянием все социальные слои населения, все профессиональные группы и все возрастные категории от детей младшего до лиц преклонного возраста. Вместе с тем арсенал лечебно-психологических и психокоррекционных воздействий при данной патологии по-прежнему недостаточен и требует дальнейшего развития и расширения. Существующие пробелы в отечественной психотерапии, наркологии и психопрофилактической помощи заполняются медленно, главным образом за счет перенесения недостаточно адаптированного зарубежного опыта на российскую почву. Предлагаемая читателю книга представляет собой обобщение уже получивших признание данных, накопленных в психологии и психотерапии с многолетним практическим опытом автора. Результатом этого процесса явилась разработка когнитивно-аналитической концепции личности (Н. П. Захаров, 1996), основанной на результатах анализа когнитивных стилей и глубоких когнитивных структур, организующих поведение личности. Когнитивно-аналитическая концепция послужила основой фундаментальной позитивной реинтеграции личности (ФПРЛ) -одного из вариантов интенсивной, краткосрочной психотерапии. Фундаментальной - т. е. нацеленной на коррекцию патогенетических основ, «фундамента» личности пациента, нейрофизиологических и глубинных личностных структур. Позитивной - т. е. несущей в себе положительное, гуманистическоеначало. Реинтеграции - объединения, создания целостной личности на новой адаптивной, гармоничной основе. Теоретическая платформа разработанных психотехнологий сочетаетв себе рациональную селекцию и дальнейшее развитие в прикладном, психотерапевтическом направлении идей организации психической деятельности П. К. Анохина (1978, 1979), Н. Л. Ьсрнштсйна (1947, 1966), Д. Н. Узнадзе (1966), персонологическихконцепций А. Ф. Лазурского (1924), В. Н. Мясищева (1960) и когнитивно ориентированных исследователей - А. Бека (1985, 1995, 2002, 2003), Д. Келли (1955, 1963, 1969), Э. Толмена (1948), Л. Фестингера (1999), Ф. Хайдера (1958), А. Эллиса, У. Драйдена (2002). Кроме этого фундаментальная позитивная реинтеграция личности опирается на труды классиков и современников суггестии и гипносуггестии от В. М. Бехтерева (1911, 1925) до Л. Шертока (1992), М. Эриксона (1994, 1995, 2000) и его последователей, положения бихевиоризма и поведенческой терапии - концепции Б. Скиннера (1974), практику Д. Вольпе (1973, 1980), В. Франкла (1966) и др., а также подходы личностно-ориентированной (реконструктивной) патогенетической психотерапии (Б. Д. Карвасарский, 1985, 2003; В. Н. Мясищев, 1960, 1973 и др.), эмоционально-стрессовой условно-рефлекторной терапии (В. Е. Рожнов, 1979 и др.) и нейро-лингвистического программирования (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, 1995, 1996; Р. Бэндлер, 1998 и др.). Таким образом, фундаментальная позитивная реинтеграция личности является когнитивно-аналитическим суггестивно-бихевиоральным вариантом психотерапии. Такой комплексный подход позволяет сочетать глубину и эффективность помощи лицам с пограничными психическими и аддиктивными расстройствами, пре- I ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________5 доставляя возможность всесторонне охватить осознаваемые и неосознаваемые уровни личности, использовать действенные механизмы когнитивно-опосредованного, сенсорно-акцентированного и условно-рефлекторного каналов психотерапевтического и психокоррекционного воздействий. В процессе лечения осуществляется противопоставление патологическим, дезадаптирующим когнитивно-поведенческим стереотипам пациента противоположных позитивных, адаптивных установок и реакций, которые фиксируются с помощью разработанных способов. Спектр применения методов, подробно рассмотренных в монографии, широк и актуален: невротические, психосоматические, аффективные, психосексуальные расстройства, расстройства личности и поведения, зависимость от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакизм), персонифицированная психологическая зависимость по отношению к отдельным лицам, зависимость от животных, расстройства привычек и влечений, расстройства приема пищи (нервная анорексия и булимия), расстройства сна неорганической природы, любые другие расстройства, связанные с психогенными факторами, пограничная интеллектуальная недостаточность, неврозоподобные и психопа-топодобные расстройства различной этиологии. Противопоказаниями являются лишь острые психотические состояния, деменция, острые инфекционные заболевания и острая интоксикация психоактивными веществами. Возрастных противопоказаний нет. Другое направление использования данного психотерапевтического комплекса - психопрофилактика пограничных психических и аддиктивных расстройств, психологическое самосовершенствование, развитие у психически здоровых лиц адаптивных способностей, невосприимчивости к психотравмирующим воздейст-пиям, неизбежным в жизни каждого человека. Этот подход представляет собой когнитивно-аналитическую психопрофилактическую педагогику, нацеленную на формирование гармоничной личности, включающую в себя обучение детей, подростков и взрослых эффективным когнитивно-поведенческим стратегиям, защищающим личность от дистрессов и психогенных расстройств. Когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная психотерапия применялась при лечении и психокоррекции 612 лиц обоих полов в возрасте от 4 до 65 лет. Лечебными стационарными базами являлись: московская городская клиническая психиатрическая больница №8 им. 3. П. Соловьева «Клиника неврозов» (1980-1986 гг.) и московская клиническая психиатрическая больница для детей и подростков №6 (1986-2004 гг.). Амбулаторно-поликлинический прием проводился на кафедре детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (1986-2(Ю4 гг.). Нес пациенты получили адекватный объем клинических и параклинических исследований. Психопрофилактическое применение ФПРЛ изучалось на практически здоровых лицах (311 чел.): врачах-психиатрах и психотерапевтах, клинических психологах и логопедах - слушателях курсов Российской медицинской академии последипломного образования. Отмечен положительный эффект применения ФПРЛ для повышения стрессоустойчивости, устранения донозологических отклонений на психическом и соматовегетативном уровнях, активизации умственной и творческой деятельности. Предлагаемые методы реализовались в виде индивидуальных, групповых или семейно-групповых сеансов и домашних заданий и применялись самостоятельно или в комплексной терапии. Как показала практика, методы ФПРЛ хорошо совместимы с любыми видами краткосрочной или пролонгированной психотерапии, психокоррекции и психофармакотерапией, а также экономичны, легко воспроизводимы и могут использоваться в медицинских и психологических учреждениях любого типа. Максимальный срок катамнеза - 22 года, средний - 8,1 года. Наименьшее количество рецидивов наблюдалось при невротических расстройствах, наибольшее - при зависимости от психоактивных веществ. Достигнутые в ходе лечения и психопрофилактической подготовки результаты, как показывают динамическое наблюдение и катамнез, являются достаточно стабильными. Наступление положительных изменений в виде редукции проявлений заболевания наблюдалось у большинства лиц, получавших данную помощь, уже на первом сеансе, в дальнейшем этот оздоровительный процесс становился все более заметным и дополнялся позитивными переменами в жизни пациентов. Терапевтический эффект чаще всего достигался в короткие сроки, обычно не превышающие 20 сеансов, составляя в среднем 7-10 сеансов по 2-3 раза в неделю продолжительностью 1-3 часа. ()организовывались также 5-6-часовые психотерапевтические марафоны продолжительностью 7-10 дней. В процессе лечения пациенты постепенно обучались навыкам управления собственным психоэмоциональным состоянием, приемам психической саморегуляции, что было важно для их последующей социальной адаптации. Динамическое наблюдение, противорецидивная терапия, поддерживающие сеансы, подтверждая известную аксиому, снижали риск возникновения повторных кризисов. Автор книги (канд. мед. наук, доцент Российской медицинской академии последипломного образования, вице-президент Российского общества гипнологов) организует курсы интенсивной краткосрочной психотерапии пограничных психических расстройств и состояний зависимости с выдачей патента на право пользования методиками интенсивной психотерапии. Продолжительность обучения - 1-2 недели. Адрес курсов: 119334, Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 «а». Телефон/факс: (095) 954-13-14, 8-916-547-86-80. E-mail: europsy@mail.ru Часть I Глава 1 ГЛАВА 1 Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ КОГНИТИПОВ Личности Клинико-психологическая характеристика когнитивных типов Систематика когнитипов личности была проведена нами на основании клинико-психологического анализа с использованием критериев оценки степени риска нарушения социально-психологической адаптации (интрапсихической и/или экстрапсихической дезадаптации) в качестве основных. Обследованные были распределены на 2 группы (см. рис. 2). В первую, адаптивную, включены когнитипы, полностью или практически полностью исключающие возможность существенных внутриличностных или межличностных конфликтов благодаря наличию адаптивных когнитивно-поведенческих стратегий, - адаптивно-пластичный, малодифференцированный конформный, моноцентрированный адаптивный и адаптивно-интегрированный. Они характерны главным образом для психической нормы и благоприятных вариантов акцентуаций характера. Адаптивные когнитипы позволяют личности адаптироваться к любым социальным и микросоциальным условиям. Во вторую, дезадаптивную, группу включены когнитипы, заключающие в себе риск возникновения дезадаптации: дезадаптив-но-психогенные (гиперактуализирующий, идеалистический, моноцентрированный, контрастный, малодифференцированный антагонистический, негативно-интерпретирующий, дезадаптивно-интег-рированный), дезадаптивно-эндогенные (эндогенный пограничный, эндогенный психотический) и дезадаптивно-органическис (погранично-органический, погранично-органический когнитивно- дефицитарный неусложненный и осложненный, неосложненный и осложненный олигофрснический, а также дементный).
Они встречаются при выраженных вариантах акцентуации характера, психопатиях, эндогенных и психоорганических расстройствах. Для них типично наличие дезадаптивных когнитивно-поведенческих стратегий, глубоких осознаваемых или неосознаваемых неадекватных дезадаптивных концепций. А. Бек (2002) выделяет три основных подобных концепции (допущения): «Мир опасен и враждебен», «Я бессилен и уязвим», «По своей сути я неприемлем». К ним можно добавить концепцию: «Я лучший и жду лучшего», которая в расширенном виде выглядит так: «Я лучший и достоин того, чтобы получать от жизни все самое хорошее, самое лучшее, все должно соответствовать этому - меня все должны любить, жизнь должна быть счастливой, радостной и приятной». Согласно представлениям когнитивно-ориентированных психотерапевтов, переработка информации, связанной с межличностными контактами, при склонности к дезадаптации отличается наличием когнитивных искажений (А. Бек), иррациональных идей и установок (А. Эллис) - систематических ошибок в суждениях и прогнозах. Они представляют собой персонализацию (персонификацию, отнесение на свой счет посторонних событий и действий других людей), дихотомическое мышление (игнорирование переходных значений между крайними оценками по принципу «черное или белое», «все или ничего»), выборочное абстрагирование (извлечение, отрыв оценки от контекста), произвольные, несоответствующие реальности умозаключения, сверхгенерализацию (свсрхобобщснис, расширение оценки на несоответствующую ее значению область), навешивание ярлыков, ката-строфизацию (преувеличение тяжести последствий), установки долженствования и обязательной реализации своих потребностей, «непонимание позитива и фиксацию на негативе», чрезмерно эмоциональные рассуждения, ложное понимание своего «Я» и перфекционизм (А. Бек, А. Фримен и др., 2002; С. Уолсн, Р. Ди-Гусепп, Р. Уэсслер, 1997; А. Эллис, У. Драйден, 2002). К настоящему времени сделаны попытки описания наиболее типичных характеристик когнитивных стилен при основных формах пограничной патологии личности, таких как антисоциальное н марциссическое (Д. Дэйвис), гистрионное и зависимое (1> Фя мпнг), избегающее (Д. Бек, К. Падески), обсессивно-комт и спвнос (К. Саймон, Д. Майер), параноидное (Д. Претцср), пассии по-агрессивное, шизоидное и шизотипическое (Р. Оттавианп) рк стройства личности (А. Бек, А. Фримен и др. 2002) (табл. 1-3). Таблица 1. Основные убеждения и стратегии, связанные с традиционными расстройствами личности
Выделены также когнитивные основы некоторых распространенных психогенных заболеваний - депрессии, панического и тревожно-фобического расстройств (А. Бек, Д. Эмери, 1985; А. Бек и др., 2003). Одной из общих характеристик лиц, склонных к дезадаптации (особенностей их когнитивных типов), является слабое развитие способности к произвольной регуляции эмоций, пассивное отношение к отрицательным эмоциям, пассивное их переживание или позднее принятие мер по их преодолению, ориентация на малоэффективные пути устранения психологического дискомфорта -отвлечение, выговариванис близким людям, прием седативных средств или алкоголя. При этом отсутствует необходимый объем внутриличностной деятельности, направленной на позитивную переработку негативного состояния. Таблица 2. Типичные чрезмерно развитые и слаборазвитые стратегии
Кроме этого большинство таких людей отличает непосредственность восприятия, низкий коэффициент когнитивного участия при восприятии внешних воздействий. В других случаях этот коэффициент может быть неадекватно усилен (например, при обсессиях). Таблица 3. Профиль характеристик расстройств личности
К. Хорни (1993) среди ведущих характеристик невротических личностей выделяет тревожность, враждебность, невротическую потребность в любви и привязанности, чувствительность к отвержению, стремление к власти, престижу и обладанию, нсвро-шчсское соперничество или отвращение к соперничеству, чувство вины, невротическую потребность в страдании (мазохизм). В разных случаях наблюдаются разные комбинации этих качеств. В структуре когнитипов дезадаптантов часто наблюдается психологическая ригидность, наличие хронически действующих неэффективных когнитивно-поведенческих стереотипов, оценок, наносящих ущерб самому пациенту, его окружению или обеим сторонам, а также отсутствие стремления к психологическому развитию, совершенствованию, экстернальный локус контроля. Типичным является также использование негативно-программирующих вербальных маркеров эмоционально-поведенческих реакций, «органической речи» (Л. Лекрон, 1993) - фраз, имеющих аутодеструктивную или экстеродеструктивную направленность: ■<Я от этого повешусь», «Лучше застрелиться», «Меня от этого гошнит», «Можно сойти с ума от этого», «Это сидит у меня в печенках» или «Я его готов убить», «Таких надо расстреливать», Пусть их покарает бог», «Им не место в этом мире» и т. п. Лица адаптированные используют другие настраивающие выражения: «Не стоит из мухи делать слона», «Нам и так хорошо». Нам и здесь хорошо», «Лишь бы сверху не капало», «Лучше меньше, да лучше», «Что бы ни случилось - все к лучшему», «Прорвемся», «Сколько людей - столько мнений», «С глаз долой -из сердца вон», «Здоровье дороже» и т. д. Дезадаптивно-эндогенные и дезадаптивно-органические ког-питипы сочетаются при некоторых вариантах с теми или иными нарушениями самооценки, самокритики, самосознания и интеллектуальной деятельности. Наличие дезадаптивных черт в структуре личности предопределяет высокую вероятность появления психологических проблем, кризисов, внутриличностных и межличностных конфликтов, психогенных расстройств. Частота их возникновения и продолжительность тем больше, чем значительнее выражена ус- тойчивость и интегрированность различных дезадаптивных когнитивных предиспозиций. Дезадаптивные когнитипы не позволяют личности адаптироваться даже к стандартным (не экстремальным) социальным и микросоциальным условиям. Для каждого из них, кроме психотического, можно создать идеальные, «тепличные» условия, в которых дезадаптирующий радикал не будет проявляться или, проявляясь, не будет дестабилизирующим образом осознаваться самим потенциальным дезадаптантом, отражаясь лишь на близких людях. Однако это может быть сопряжено с принесением больших психологических или материальных жертв окружающими и в реальной жизни наблюдается редко. Кроме этих общих особенностей дезадаптивных когнитивных типов существуют специфические отличия, характерные для их отдельных вариантов (см. главу 4). Глава 4
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ АДАПТИВНОЙ ГРУППЫ
1. Адаптивно-пластичный когнитип Адаптивно-пластичный когнитип является наиболее совершенным в плане адаптации и личностной зрелости. Он характеризуется пластичностью субъективных концептов, готовностью к переменам оценок, идей, поведения и наличием этих перемен, преобразованием себя в соответствии с требованиями жизни, возраста, щоровья без потери своего «Я», но с развитием своего «Я». При этом когнитипе доминируют ценности, защищающие личность от психологических кризисов, такие как психологическая гармония, духовность (в широком и/или узко-религиозном смысле), гуманизм и развитие данной личности. Другим его компонентом является склонность к произвольной регуляции эмоциональных состояний, активное отношение к отрицательным эмоциям, принятие своевременных внутренних мер по нейтрализации психотравмирующих воздействий, самоограничения в эмоциональных проявлениях. Особенно это касается гиперэмоциональных состояний, как отрицательных, так и положительных, если последние переходят некие средние границы. Амплитуда маятника эмоций при этом удерживается в сбалансированных границах (А. А. Александров, 1997), его не «зашкали-пает» ни в отрицательную, ни в положительную стороны. При адаптивно-пластичном когнитипе наблюдается высокая толерантность к фрустрациям, способность переносить эмоционально-психологический и физический дискомфорт с ориентацией на то, что это проявление нормального течения жизни, наполненной подчас или часто дискомфортом, который можно преодолеть или перетерпеть, переждать. Кроме этого он включает в себя склонность к позитивной интерпретации любых внутренних и внешних коллизий, жизненных сложностей и психотравмирующих событий. При этом личность способна выбрать среди ряда интерпретаций таких событий позитивный вариант, позволяющий выровнять эмоциональное состояние, снизить или исключить совсем эмоциональный дискомфорт и страдание. Это тесно соприкасается с еще одной особенностью - склонностью к позитивному прогнозированию и самопрограммированию, способностью «настраивать себя на лучшее» при любых вариантах исхода ожидаемых событий, прогнозировать и планировать адаптирующие и компенсирующие меры. При этом из прогнозов и программ собственного поведения независимо от сложности проблем и тяжести утрат исключаются аутодеструк-тивные и иные негативные реакции и поступки. Следующая особенность лиц с адаптивно-пластичным ког-нитипом - позитивный минимализм, готовность довольствоваться малым как в материальном плане, так и в плане поведения других людей, готовность выжить без саморазрушения даже при самых минимальных жизненных условиях, готовность отказаться от максимума в притязаниях. Однако пока есть возможность, такие люди могут настойчиво добиваться своего, преодолевать преграды, преобразовывать мир. Их отличает также наличие широкого диапазона оценок себя и других, способность выбрать вариант оценки, травмирующий в меньшей степени, выгодный для сохранения душевного комфорта и исключающий углубление конфликта с другими. Это сочетается с готовностью к утратам, которыми насыщена жизнь, готовностью выдержать их без саморазрушения, наличием размышлений, а иногда и образных представлений на темы утрат и преодоления их последствий. Материальные утраты такие личности воспринимают как менее значимые по сравнению с духовными. При возникновении альтернативы между сохранением определенных субъективных концептов и опасностью значительного психологического или физического ущерба для себя или окружающих индивидуум с адаптивно-пластичным когнитипом, руководимый потребностью устранять эмоциональные отклонения, как правило, выбирает коррекцию концептов. Характерной для них является и позитивная отстраненность (невовлеченность в суету, напряженность и скандальность окружающего мира). Это качество позволяет различать чужое и свое, отделять себя от других, давая и себе, и другим адекватную свободу. Позитивный характер отстраненности исключает наличие душевной черствости и равнодушия к социальной жизни и жизни близких людей. Основой адаптивно-пластичного когнитипа является наличие глубоких адекватных, адаптивных концепций, касающихся жизнеустройства, картины мира, собственной личности и отношений с другими, стержнем которых является концепция «Я готов к лю-пым трудностям в жизни. Я сильнее любых проблем. Жизнь сложна, но, сохраняя высокое, совершенствуя себя, поднимаясь над суетой и тревогами, уверенно живу и действую». Глава 5 Идеалистический когнитип Основной особенностью идеалистического когнитивного типа является устойчивое доминирование уязвимых ценностей в индивидуальной шкале жизненных ценностей, таких как физическое, материально-финансовое и социальное благополучие и стабильность, «вечные» собственное здоровье и здоровье близких людей, внешность, красота, привлекательность, дружба, любовь, верность, расположение начальства и коллектива, честность, порядок, ответная благодарность за собственные благие дела, благодарность и забота детей. Здесь приматом является то, что является нестабильным, то, что жизнью, «правдой жизни» опровергается, разрушается, отнимается, неизбежно меняется со временем, причем в основном в худшую сторону, вплоть до «самого печального конца». Таким образом, второй характерной чертой данного когни-типа является отсутствие готовности к утратам - тем или иным
потерям в сфере значимых уязвимых ценностей, занимающих лидирующее положение, - отсутствие готовности принять эти утраты без кризиса, психологического срыва. В связи с этим неизбежные негативные перемены в жизни являются для таких людей серьезной психогенией, воспринимаются страдальчески, заставляя личность каждый раз отвечать сильными отрицательными эмоциями на утрату сверхважного. Лица с идеалистическим когнитипом, как правило, избегают размышлять на темы утрат, вытесняют их из своего сознания, часто считают, что их подобные перемены не коснутся, тяготеют к наивно-идеалистическому прогнозированию и самопрограммированию - игнорированию возможных неприятностей, подсознательному или сознательному выбору благоприятно-благополучного прогноза, как единственно возможного. Этот прогноз имеет негативную сущность, поскольку не подготавливает личность к возможным проблемам, не позволяет своевременно сформировать план адаптивных мероприятий по выходу из возможных неприятностей, смягчению их последствий. Часть подобных лиц старается не думать о проблемах в будущем, так как верит, что «мысли материальны и можно накликать беду на других или на себя, если думать о плохом». Приспособление к неидеальной действительности, «правде жизни» с сохранением ригидных наивно-идеалистических концептов при этом когнитипе возможно лишь за счет включения таких защитных психологических ресурсов, как реакции вытеснения, отрицания, подавления или изоляции, автономизации. Де-фицитарность последних при неизбежном столкновении ригидных инфантильно-идеалистических концептов с отрицательной динамикой состояния социума, микросоциума или собственного психофизического здоровья приводит к дезадаптации. Ведущая базисная концепция при идеалистическом когнитипе: «Всё, всегда и везде должно быть и будет хорошим, приятным, правильным. Все должны быть и будут честными, открытыми, светлыми, добрыми, благодарными. Всегда и везде все будет именно так. Плохое обойдет меня стороной. Даже без специальных усилий с моей стороны, само по себе». Этот когнитип, как и предыдущий, гиперактуализирующий, отличается универсальностью и часто тем или иным образом сочетается с другими когнитивными типами. Контрастный когнитип Данный когнитивный тип отличается отсутствием выделения промежуточных вариантов, градаций и оттенков в отношении к себе, другим людям и явлениям жизни, дихотомическим мышлением - по принципу «либо черное, либо белое», «или друг, или врап>. Разновидностями его являются ригидно-контрастный (с устойчивой поляризацией, ригидно-стационарным, хроническим сохранением дихотомических оценок) и лабильно-контрастный (с легкостью п< Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|