Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВЫ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СУГГЕСТИВНО БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ





Захаров Н.П.

338 Психотерапияпограничных расстройств и состояний зависимости. -М.: ДеЛи принт, 2004. - 288 с.

ISBN 5-94343-064-4

Руководство содержит подробное описание методов, утвержденных Мини­стерством здравоохранения РФ, и существенно обогащает арсенал возможностей психотерапевта. Высокоэффективные технологии психотерапии и психокоррекции, представленные в монографии, позволяют в короткие сроки достигать значитель­ных результатов в лечении и профилактике широкого спектра пограничных и аддиктивных расстройств, включая невротические, личностные, психосоматические и психосексуальные расстройства, патологию влечений, алкоголизм, наркомании, токсикомании, пищевую и компьютерную зависимости. Теоретической основой методов является когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная модель психотерапии, практическое применение которой - фундаментальная позитивная реинтеграция личности - дает возможность проводить психологические преобра­зования с фиксацией адаптивных когнитивно-поведенческих стратегий и нейтрали­зацией дезадаптирующих патологических стереотипов. Методы могут использо­ваться самостоятельно или в комплексе с любыми другими видами психотерапии, психокоррекции и психофармакотсрапией.

Книга предназначена для специалистов, занятых в сфере психотерапии и психокоррекции, - врачей психотерапевтов, медицинских психологов, специаль­ных психологов и представителей других смежных специальностей.

УДК 616.89-085.815

ББК 53.57

© Захаров Н. П., 2004

ISBN 5-94343-064-4 © Оформление ООО «ДеЛи принт», 2004

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Часть I

ОСНОВЫ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СУГГЕСТИВНО БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ



Глава 1 КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 2 КОГНИТИП И АДАПТАЦИЯ

Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ КОГНИТИПОВ личности

Глава 4 КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ АДАПТИВНОЙ ГРУППЫ

Глава 5 КЛИНИКО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ ДЕЗАДАПТИВНОЙ ГРУППЫ

Глава 6 ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Часть II МЕТОДЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОЗИТИВНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 1 АВЕРСИОННЫЙ ТРЕНИНГ

Глава 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ

Глава 3 АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ СУГГЕСТИЯ И ГИПНОСУГГЕСТИЯ

Глава 4 АПРОБАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

Глава 5 ГИПНОТИЧЕСКАЯ БАЗИСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (ГИПНОТИЧЕСКАЯ «ТЕЛЕПАТИЯ»)

Глава 6 ИНТЕГРАТИВНАЯ СУГГЕСТИЯ И АУТОСУГГЕСТИЯ

Глава 7 КОГНИТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 8 КРЕАТИВНЫЙ ГИПНОЗ

Глава 9 МЕТОД КОНТРАСТНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Глава 10 МЕТОД КУМУЛЯЦИИ РАДОСТИ (НАКОПЛЕНИЕ ЭЙФОРИИ)

Глава 11 МЕТОД ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО МОДЕРНИЗМА

Глава 12 МЕТОД ТЕЛЕСНО-ФИКСИРОВАННОЙ И ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ ИМИТАЦИИ (НЕГАТИВНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ)

Глава 13 МЕТОД ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО ГРОТЕСКА

Глава 14 НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ПАТОГЕННЫХ ТРИГГЕРОВ НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Глава 15 ПОЗИТИВНОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ

Глава 16 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ

Глава 17 ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ АУДИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (МАС-МЕТОД)

Глава 18 ПСИХОСЕНСОРНО-ХИМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (КОДИРОВАНИЕ)

Глава 19 РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Глава 20 TABULA RASA

Глава 21 ТРЕНИНГ ПЛАСТИЧНОСТИ (КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ)

Глава 22 ТРЕНИНГ ПОЗИТИВНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Глава 23 ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ (КОРРЕКЦИЯ СЕНЗИТИВНОСТИ)

Глава 24 ЭМПАТИЧЕСКИЙ «ЗЕРКАЛЬНЫЙ» ДИАЛОГ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Болезни XX века перекочевали в век XXI, не только не изме­нив свой состав и удельный вес среди различных видов многовеко­вой патологии человечества, но и дополнившись новыми заболева­ниями. Компетенция и точки приложения психотерапии так или иначе охватывают весь спектр этих ноогенных расстройств и могут быть направлены как на их лечение, так и на предупреждение. Осо­бенно актуально применение психотерапии при весьма распростра­ненных в настоящее время пограничных психических и аддиктивных расстройствах. Имеется насущная проблема противодействия экспансии подобных психических аномалий, прямо или косвенно затрагивающих своим негативным влиянием все социальные слои населения, все профессиональные группы и все возрастные катего­рии от детей младшего до лиц преклонного возраста.

Вместе с тем арсенал лечебно-психологических и психокоррекционных воздействий при данной патологии по-прежнему не­достаточен и требует дальнейшего развития и расширения. Су­ществующие пробелы в отечественной психотерапии, наркологии и психопрофилактической помощи заполняются медленно, глав­ным образом за счет перенесения недостаточно адаптированного зарубежного опыта на российскую почву.

Предлагаемая читателю книга представляет собой обобщение уже получивших признание данных, накопленных в психологии и психотерапии с многолетним практическим опытом автора. Ре­зультатом этого процесса явилась разработка когнитивно-ана­литической концепции личности (Н. П. Захаров, 1996), основан­ной на результатах анализа когнитивных стилей и глубоких ког­нитивных структур, организующих поведение личности.

Когнитивно-аналитическая концепция послужила основой фундаментальной позитивной реинтеграции личности (ФПРЛ) -одного из вариантов интенсивной, краткосрочной психотерапии. Фундаментальной - т. е. нацеленной на коррекцию патогенетиче­ских основ, «фундамента» личности пациента, нейрофизиологиче­ских и глубинных личностных структур. Позитивной - т. е. несу­щей в себе положительное, гуманистическоеначало. Реинтегра­ции - объединения, создания целостной личности на новой адаптивной, гармоничной основе.

Теоретическая платформа разработанных психотехнологий сочетаетв себе рациональную селекцию и дальнейшее развитие в прикладном, психотерапевтическом направлении идей организа­ции психической деятельности П. К. Анохина (1978, 1979), Н. Л. Ьсрнштсйна (1947, 1966), Д. Н. Узнадзе (1966), персонологическихконцепций А. Ф. Лазурского (1924), В. Н. Мясищева (1960) и когнитивно ориентированных исследователей - А. Бека (1985, 1995, 2002, 2003), Д. Келли (1955, 1963, 1969), Э. Толмена (1948), Л. Фестингера (1999), Ф. Хайдера (1958), А. Эллиса, У. Драйдена (2002).

Кроме этого фундаментальная позитивная реинтеграция лично­сти опирается на труды классиков и современников суггестии и гипносуггестии от В. М. Бехтерева (1911, 1925) до Л. Шертока (1992), М. Эриксона (1994, 1995, 2000) и его последователей, положения бихевиоризма и поведенческой терапии - концепции Б. Скиннера (1974), практику Д. Вольпе (1973, 1980), В. Франкла (1966) и др., а также подходы личностно-ориентированной (реконструктивной) патогенетической психотерапии (Б. Д. Карвасарский, 1985, 2003; В. Н. Мясищев, 1960, 1973 и др.), эмоционально-стрессовой ус­ловно-рефлекторной терапии (В. Е. Рожнов, 1979 и др.) и нейро-лингвистического программирования (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, 1995, 1996; Р. Бэндлер, 1998 и др.).

Таким образом, фундаментальная позитивная реинтеграция личности является когнитивно-аналитическим суггестивно-бихевиоральным вариантом психотерапии. Такой комплексный подход позволяет сочетать глубину и эффективность помощи лицам с по­граничными психическими и аддиктивными расстройствами, пре-

I

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________5

доставляя возможность всесторонне охватить осознаваемые и не­осознаваемые уровни личности, использовать действенные меха­низмы когнитивно-опосредованного, сенсорно-акцентированного и условно-рефлекторного каналов психотерапевтического и психокоррекционного воздействий. В процессе лечения осуществляется противопоставление патологическим, дезадаптирующим когнитив­но-поведенческим стереотипам пациента противоположных пози­тивных, адаптивных установок и реакций, которые фиксируются с помощью разработанных способов.

Спектр применения методов, подробно рассмотренных в мо­нографии, широк и актуален: невротические, психосоматические, аффективные, психосексуальные расстройства, расстройства лич­ности и поведения, зависимость от психоактивных веществ (алко­голизм, наркомания, токсикомания, табакизм), персонифициро­ванная психологическая зависимость по отношению к отдельным лицам, зависимость от животных, расстройства привычек и влече­ний, расстройства приема пищи (нервная анорексия и булимия), расстройства сна неорганической природы, любые другие рас­стройства, связанные с психогенными факторами, пограничная интеллектуальная недостаточность, неврозоподобные и психопа-топодобные расстройства различной этиологии.

Противопоказаниями являются лишь острые психотические состояния, деменция, острые инфекционные заболевания и ост­рая интоксикация психоактивными веществами. Возрастных про­тивопоказаний нет.

Другое направление использования данного психотерапевти­ческого комплекса - психопрофилактика пограничных психиче­ских и аддиктивных расстройств, психологическое самосовершен­ствование, развитие у психически здоровых лиц адаптивных спо­собностей, невосприимчивости к психотравмирующим воздейст-пиям, неизбежным в жизни каждого человека. Этот подход пред­ставляет собой когнитивно-аналитическую психопрофилактиче­скую педагогику, нацеленную на формирование гармоничной лич­ности, включающую в себя обучение детей, подростков и взрос­лых эффективным когнитивно-поведенческим стратегиям, защи­щающим личность от дистрессов и психогенных расстройств.

Когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная пси­хотерапия применялась при лечении и психокоррекции 612 лиц обоих полов в возрасте от 4 до 65 лет. Лечебными стационарными базами являлись: московская городская клиническая психиатри­ческая больница №8 им. 3. П. Соловьева «Клиника неврозов» (1980-1986 гг.) и московская клиническая психиатрическая боль­ница для детей и подростков №6 (1986-2004 гг.). Амбулаторно-поликлинический прием проводился на кафедре детской и подро­стковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (1986-2(Ю4 гг.). Нес пациенты получили адекватный объем кли­нических и параклинических исследований.

Психопрофилактическое применение ФПРЛ изучалось на практически здоровых лицах (311 чел.): врачах-психиатрах и психотерапевтах, клинических психологах и логопедах - слуша­телях курсов Российской медицинской академии последипломно­го образования. Отмечен положительный эффект применения ФПРЛ для повышения стрессоустойчивости, устранения донозологических отклонений на психическом и соматовегетативном уровнях, активизации умственной и творческой деятельности.

Предлагаемые методы реализовались в виде индивидуальных, групповых или семейно-групповых сеансов и домашних заданий и применялись самостоятельно или в комплексной терапии. Как по­казала практика, методы ФПРЛ хорошо совместимы с любыми ви­дами краткосрочной или пролонгированной психотерапии, психо­коррекции и психофармакотерапией, а также экономичны, легко воспроизводимы и могут использоваться в медицинских и психоло­гических учреждениях любого типа.

Максимальный срок катамнеза - 22 года, средний - 8,1 года. Наименьшее количество рецидивов наблюдалось при невротиче­ских расстройствах, наибольшее - при зависимости от психоактив­ных веществ.

Достигнутые в ходе лечения и психопрофилактической подго­товки результаты, как показывают динамическое наблюдение и катамнез, являются достаточно стабильными. Наступление поло­жительных изменений в виде редукции проявлений заболевания наблюдалось у большинства лиц, получавших данную помощь, уже на первом сеансе, в дальнейшем этот оздоровительный про­цесс становился все более заметным и дополнялся позитивными переменами в жизни пациентов.

Терапевтический эффект чаще всего достигался в короткие сроки, обычно не превышающие 20 сеансов, составляя в среднем 7-10 сеансов по 2-3 раза в неделю продолжительностью 1-3 часа. ()организовывались также 5-6-часовые психотерапевтические ма­рафоны продолжительностью 7-10 дней. В процессе лечения па­циенты постепенно обучались навыкам управления собственным психоэмоциональным состоянием, приемам психической саморегуляции, что было важно для их последующей социальной адап­тации. Динамическое наблюдение, противорецидивная терапия, поддерживающие сеансы, подтверждая известную аксиому, сни­жали риск возникновения повторных кризисов.

Автор книги (канд. мед. наук, доцент Российской медицин­ской академии последипломного образования, вице-президент Российского общества гипнологов) организует курсы интенсивной краткосрочной психотерапии пограничных психических рас­стройств и состояний зависимости с выдачей патента на право пользования методиками интенсивной психотерапии. Продолжи­тельность обучения - 1-2 недели.

Адрес курсов: 119334, Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 «а». Телефон/факс: (095) 954-13-14, 8-916-547-86-80. E-mail: europsy@mail.ru

Часть I

Глава 1

ГЛАВА 1

Глава 3

КЛАССИФИКАЦИЯ КОГНИТИПОВ

Личности

Клинико-психологическая характеристика когнитивных типов

Систематика когнитипов личности была проведена нами на основании клинико-психологического анализа с использованием критериев оценки степени риска нарушения социально-психо­логической адаптации (интрапсихической и/или экстрапсихиче­ской дезадаптации) в качестве основных. Обследованные были распределены на 2 группы (см. рис. 2).

В первую, адаптивную, включены когнитипы, полностью или практически полностью исключающие возможность сущест­венных внутриличностных или межличностных конфликтов бла­годаря наличию адаптивных когнитивно-поведенческих страте­гий, - адаптивно-пластичный, малодифференцированный кон­формный, моноцентрированный адаптивный и адаптивно-интег­рированный. Они характерны главным образом для психической нормы и благоприятных вариантов акцентуаций характера. Адап­тивные когнитипы позволяют личности адаптироваться к любым социальным и микросоциальным условиям.

Во вторую, дезадаптивную, группу включены когнитипы, за­ключающие в себе риск возникновения дезадаптации: дезадаптив-но-психогенные (гиперактуализирующий, идеалистический, моно­центрированный, контрастный, малодифференцированный антаго­нистический, негативно-интерпретирующий, дезадаптивно-интег-рированный), дезадаптивно-эндогенные (эндогенный погранич­ный, эндогенный психотический) и дезадаптивно-органическис (погранично-органический, погранично-органический когнитивно- дефицитарный неусложненный и осложненный, неосложненный и осложненный олигофрснический, а также дементный).

 

Они встречаются при выраженных вариантах акцентуации характера, психопатиях, эндогенных и психоорганических рас­стройствах.

Для них типично наличие дезадаптивных когнитивно-поведенческих стратегий, глубоких осознаваемых или неосозна­ваемых неадекватных дезадаптивных концепций. А. Бек (2002) выделяет три основных подобных концепции (допущения): «Мир опасен и враждебен», «Я бессилен и уязвим», «По своей сути я не­приемлем». К ним можно добавить концепцию: «Я лучший и жду лучшего», которая в расширенном виде выглядит так: «Я лучший идостоин того, чтобы получать от жизни все самое хорошее, самое лучшее, все должно соответствовать этому - меня все должны лю­бить, жизнь должна быть счастливой, радостной и приятной».

Согласно представлениям когнитивно-ориентированных психотерапевтов, переработка информации, связанной с межлич­ностными контактами, при склонности к дезадаптации отличает­ся наличием когнитивных искажений (А. Бек), иррациональных идей и установок (А. Эллис) - систематических ошибок в сужде­ниях и прогнозах. Они представляют собой персонализацию (персонификацию, отнесение на свой счет посторонних событий и действий других людей), дихотомическое мышление (игнори­рование переходных значений между крайними оценками по принципу «черное или белое», «все или ничего»), выборочное абстрагирование (извлечение, отрыв оценки от контекста), произ­вольные, несоответствующие реальности умозаключения, сверх­генерализацию (свсрхобобщснис, расширение оценки на несоот­ветствующую ее значению область), навешивание ярлыков, ката-строфизацию (преувеличение тяжести последствий), установки долженствования и обязательной реализации своих потребно­стей, «непонимание позитива и фиксацию на негативе», чрезмер­но эмоциональные рассуждения, ложное понимание своего «Я» и перфекционизм (А. Бек, А. Фримен и др., 2002; С. Уолсн, Р. Ди-Гусепп, Р. Уэсслер, 1997; А. Эллис, У. Драйден, 2002).

К настоящему времени сделаны попытки описания наиболее типичных характеристик когнитивных стилен при основных формах пограничной патологии личности, таких как антисоциальное н марциссическое (Д. Дэйвис), гистрионное и зависимое (1> Фя мпнг), избегающее (Д. Бек, К. Падески), обсессивно-комт и спвнос (К. Саймон, Д. Майер), параноидное (Д. Претцср), пассии по-агрессивное, шизоидное и шизотипическое (Р. Оттавианп) рк стройстваличности (А. Бек, А. Фримен и др. 2002) (табл. 1-3).

Таблица 1. Основные убеждения и стратегии, связанные с традиционными расстройствами личности

 

Расстройство личности Основные убежде­ния/установки Стратегия (наблю­даемое поведение)
Зависимое Я беспомощен Привязанность
Избегающее Меня могут обидеть Избегание
Пассивно-агрессивное Мои интересы могут задеть Сопротивление
Параноидное Люди - это потенциальные враги Осторожность
Нарциссическое Я особенный Стремление к величию
Гистрионное Я должен производить впечатление Истеричность
Обсессивно-ком-иульенвное Ошибки - это плохо. Я не должен ошибаться Перфекцнонизм
Антисоциальное Людьми нужно овладевать Нападение
Шизоидное Мне требуется много места Изоляция

Выделены также когнитивные основы некоторых распро­страненных психогенных заболеваний - депрессии, панического и тревожно-фобического расстройств (А. Бек, Д. Эмери, 1985; А. Бек и др., 2003).

Одной из общих характеристик лиц, склонных к дезадапта­ции (особенностей их когнитивных типов), является слабое раз­витиеспособности к произвольной регуляции эмоций, пассивное отношение к отрицательным эмоциям, пассивное их переживание или позднее принятие мер по их преодолению, ориентация на ма­лоэффективные пути устранения психологического дискомфорта -отвлечение, выговариванис близким людям, прием седативных

средств или алкоголя. При этом отсутствует необходимый объем внутриличностной деятельности, направленной на позитивную переработку негативного состояния.

Таблица 2. Типичные чрезмерно развитые и слаборазвитые стратегии

Расстройство личности Чрезмерно развитые Слаборазвитые
Обсессивно-компульсивная лич­ность Контроль, ответст­венность, системати­зация Спонтанность, игривость
Зависимая личность Поиск помощи, привязчивость Самодостаточность
Пассивно-агрессивная личность Независимость, со­противление, пассив­ность, саботаж Подвижность, интим­ность, ассертивность, активность
Параноидная личность Настороженность, недоверие, подозри­тельность Сотрудничество, без­мятежность, доверие
Нарцисснческая лич­ность Возвеличивание себя Принятие, сопережи­вание
Антисоциальная личность Соперничество, неза­висимость, эксплуа­тирование, хищный образ жизни Идентификация с группой,эмпатия
Шизоидная личность Независимость, изо­ляция Взаимность, социаль­ная чувствительность, интимность
Избегающая личность Социальная уязви­мость, замкнутость, сдержанность Взаимность, самоут­верждение, общитель­ность
Гистрионная личность Эксгибиционизм, вы­разительность, впечатлительность (*1кНПГТк Рефлексивность, кон­троль, систематизация

Кроме этого большинство таких людей отличает непосредст­венность восприятия, низкий коэффициент когнитивного участия при восприятии внешних воздействий. В других случаях этот коэф­фициент может быть неадекватно усилен (например, при обсессиях).

Таблица 3. Профиль характеристик расстройств личности

Расстройство личности Представление о себе Представление о других Основные убеждения Основная стратегия
Избегающая личность Уязвим к недо­оценке, отверже­нию Критически на­строенные, уни­жающие, стоя­щие выше, идеа­лизированные Ужасно быть отвергнутым, униженным; если бы люди знали меня настоящего, они бы меня отвергли; не могу терпеть неприятных чувств Избегание ситуаций оценки; избегание неприятных чувств или мыслей
Зависимая лич­ность Социально ущербный, нуж­дающийся, не­компетентный, слабый, беспо­мощный Заботящиеся, поддерживающие, компетентные Чтобы выжить и быть сча­стливым, мне нужны лю­ди; мне нужны постоянная поддержка и поощрение Установление зави­симых отношений
Пассивно-агрессивная личность Некомпетентный, самодостаточ­ный, уязвим к контролю и вмешательству Назойливые, тре­бующие, вмеши­вающиеся, кон­тролирующие, доминирующие Другие ограничивают мою свободу действий; кон­троль со стороны других нетерпим; я должен делать все по-своему Пассивное сопротив­ление, поверхностное подчинение, избегание правил, уклонение от следования им
Нарциссиче-ская личность Особенный, уни­кальный, заслу­живает особых правил Восхищающиеся, соблазняемые Я лучше других; люди должны служить мне или восхищаться мною; они не имеют права отрицать мои достоинства Манипуляция
Расстройство личности Представление о себе Представление о других Основные убеждения Основная стратегия  
Шизоидная личность Самодостаточ­ный, одиночка Назойливые Мне не нужны другие лю­ди, взаимоотношения с людьми беспорядочны и нежелательны Дистанцирование  
Обсессивно-компульсивная личность Дисциплиниро­ванный, ответст­венный, разбор­чивый, компе­тентный Безответствен­ные, легкомыс­ленные, неком­петентные, пота­кающие своим желаниям Я знаю, как лучше; детали имеют решающее значе­ние; люди должны рабо­тать лучше и больше ста­раться Применение правил;перфект юн нзм; оценка;контроль; использование слова «должен», контроля, наказания  
Параноидная личность Благочестивый, невинный, благо­родный, уязви­мый Вмешивающие­ся, злобные, дис­криминирующие, склонные к зло­употреблению Мотивы людей вызывают подозрения; будь начеку; не доверяй Настороженность; поиск скрытых моти­вов; обвинения; контратака  
Антисоциаль­ная личность Одиночка, неза­висимый, силь­ный Уязвимые, экс­плуатирующие, подчиненные Другие - это лохи и слиз­няки; другие занимаются эксплуатацией; так как я особенный, я заслуживаю особых правил; я стою над правилами Нападение; грабеж; обман; манипуляция; использование других; нарушение правил  
Гистрионная личность Обаятельный, впечатляющий Чувствительные, восхищающиеся Я могу руководствоваться своими чувствами Использование исте­рик, обаяния; вспыш­ки раздражения, плач; суицидные попытки  
                   

К. Хорни (1993) среди ведущих характеристик невротиче­ских личностей выделяет тревожность, враждебность, невротиче­скую потребность в любви и привязанности, чувствительность к отвержению, стремление к власти, престижу и обладанию, нсвро-шчсское соперничество или отвращение к соперничеству, чувст­во вины, невротическую потребность в страдании (мазохизм). В разных случаях наблюдаются разные комбинации этих качеств.

В структуре когнитипов дезадаптантов часто наблюдается психологическая ригидность, наличие хронически действующих неэффективных когнитивно-поведенческих стереотипов, оценок, наносящих ущерб самому пациенту, его окружению или обеим сторонам, а также отсутствие стремления к психологическому развитию, совершенствованию, экстернальный локус контроля.

Типичным является также использование негативно-прог­раммирующих вербальных маркеров эмоционально-поведенческих реакций, «органической речи» (Л. Лекрон, 1993) - фраз, имеющих аутодеструктивную или экстеродеструктивную направленность: ■<Я от этого повешусь», «Лучше застрелиться», «Меня от этого гошнит», «Можно сойти с ума от этого», «Это сидит у меня в пе­ченках» или «Я его готов убить», «Таких надо расстреливать», Пусть их покарает бог», «Им не место в этом мире» и т. п.

Лица адаптированные используют другие настраивающие вы­ражения: «Не стоит из мухи делать слона», «Нам и так хорошо». Нам и здесь хорошо», «Лишь бы сверху не капало», «Лучше меньше, да лучше», «Что бы ни случилось - все к лучшему», «Прорвемся», «Сколько людей - столько мнений», «С глаз долой -из сердца вон», «Здоровье дороже» и т. д.

Дезадаптивно-эндогенные и дезадаптивно-органические ког-питипы сочетаются при некоторых вариантах с теми или иными нарушениями самооценки, самокритики, самосознания и интел­лектуальной деятельности.

Наличие дезадаптивных черт в структуре личности предо­пределяет высокую вероятность появления психологических проблем, кризисов, внутриличностных и межличностных кон­фликтов, психогенных расстройств. Частота их возникновения и продолжительность тем больше, чем значительнее выражена ус-

тойчивость и интегрированность различных дезадаптивных ког­нитивных предиспозиций.

Дезадаптивные когнитипы не позволяют личности адаптиро­ваться даже к стандартным (не экстремальным) социальным и микросоциальным условиям. Для каждого из них, кроме психо­тического, можно создать идеальные, «тепличные» условия, в которых дезадаптирующий радикал не будет проявляться или, проявляясь, не будет дестабилизирующим образом осознаваться самим потенциальным дезадаптантом, отражаясь лишь на близ­ких людях. Однако это может быть сопряжено с принесением больших психологических или материальных жертв окружаю­щими и в реальной жизни наблюдается редко.

Кроме этих общих особенностей дезадаптивных когнитив­ных типов существуют специфические отличия, характерные для их отдельных вариантов (см. главу 4).

Глава 4

 

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ АДАПТИВНОЙ ГРУППЫ

 

1. Адаптивно-пластичный когнитип

Адаптивно-пластичный когнитип является наиболее совер­шенным в плане адаптации и личностной зрелости. Он характери­зуется пластичностью субъективных концептов, готовностью к переменам оценок, идей, поведения и наличием этих перемен, пре­образованием себя в соответствии с требованиями жизни, возраста, щоровья без потери своего «Я», но с развитием своего «Я».

При этом когнитипе доминируют ценности, защищающие личность от психологических кризисов, такие как психологиче­ская гармония, духовность (в широком и/или узко-религиозном смысле), гуманизм и развитие данной личности.

Другим его компонентом является склонность к произволь­ной регуляции эмоциональных состояний, активное отношение к отрицательным эмоциям, принятие своевременных внутренних мер по нейтрализации психотравмирующих воздействий, самоог­раничения в эмоциональных проявлениях. Особенно это касается гиперэмоциональных состояний, как отрицательных, так и поло­жительных, если последние переходят некие средние границы. Амплитуда маятника эмоций при этом удерживается в сбаланси­рованных границах (А. А. Александров, 1997), его не «зашкали-пает» ни в отрицательную, ни в положительную стороны.

При адаптивно-пластичном когнитипе наблюдается высокая толерантность к фрустрациям, способность переносить эмоцио­нально-психологический и физический дискомфорт с ориентацией

на то, что это проявление нормального течения жизни, наполнен­ной подчас или часто дискомфортом, который можно преодолеть или перетерпеть, переждать.

Кроме этого он включает в себя склонность к позитивной интерпретации любых внутренних и внешних коллизий, жизнен­ных сложностей и психотравмирующих событий. При этом лич­ность способна выбрать среди ряда интерпретаций таких событий позитивный вариант, позволяющий выровнять эмоциональное состояние, снизить или исключить совсем эмоциональный дис­комфорт и страдание.

Это тесно соприкасается с еще одной особенностью - склон­ностью к позитивному прогнозированию и самопрограммирова­нию, способностью «настраивать себя на лучшее» при любых вариантах исхода ожидаемых событий, прогнозировать и плани­ровать адаптирующие и компенсирующие меры. При этом из прогнозов и программ собственного поведения независимо от сложности проблем и тяжести утрат исключаются аутодеструк-тивные и иные негативные реакции и поступки.

Следующая особенность лиц с адаптивно-пластичным ког-нитипом - позитивный минимализм, готовность довольствовать­ся малым как в материальном плане, так и в плане поведения дру­гих людей, готовность выжить без саморазрушения даже при самых минимальных жизненных условиях, готовность отказаться от максимума в притязаниях. Однако пока есть возможность, та­кие люди могут настойчиво добиваться своего, преодолевать пре­грады, преобразовывать мир.

Их отличает также наличие широкого диапазона оценок себя и других, способность выбрать вариант оценки, травмирующий в меньшей степени, выгодный для сохранения душевного комфор­та и исключающий углубление конфликта с другими.

Это сочетается с готовностью к утратам, которыми насыще­на жизнь, готовностью выдержать их без саморазрушения, нали­чием размышлений, а иногда и образных представлений на темы утрат и преодоления их последствий. Материальные утраты такие личности воспринимают как менее значимые по сравнению с ду­ховными.

При возникновении альтернативы между сохранением опре­деленных субъективных концептов и опасностью значительного психологического или физического ущерба для себя или окру­жающих индивидуум с адаптивно-пластичным когнитипом, ру­ководимый потребностью устранять эмоциональные отклонения, как правило, выбирает коррекцию концептов.

Характерной для них является и позитивная отстраненность (невовлеченность в суету, напряженность и скандальность окру­жающего мира). Это качество позволяет различать чужое и свое, отделять себя от других, давая и себе, и другим адекватную сво­боду. Позитивный характер отстраненности исключает наличие душевной черствости и равнодушия к социальной жизни и жизни близких людей.

Основой адаптивно-пластичного когнитипа является наличие глубоких адекватных, адаптивных концепций, касающихся жиз­неустройства, картины мира, собственной личности и отношений с другими, стержнем которых является концепция «Я готов к лю-пым трудностям в жизни. Я сильнее любых проблем. Жизнь сложна, но, сохраняя высокое, совершенствуя себя, поднимаясь над суетой и тревогами, уверенно живу и действую».

Глава 5

Идеалистический когнитип

Основной особенностью идеалистического когнитивного ти­па является устойчивое доминирование уязвимых ценностей в индивидуальной шкале жизненных ценностей, таких как физиче­ское, материально-финансовое и социальное благополучие и ста­бильность, «вечные» собственное здоровье и здоровье близких людей, внешность, красота, привлекательность, дружба, любовь, верность, расположение начальства и коллектива, честность, по­рядок, ответная благодарность за собственные благие дела, бла­годарность и забота детей.

Здесь приматом является то, что является нестабильным, то, что жизнью, «правдой жизни» опровергается, разрушается, отни­мается, неизбежно меняется со временем, причем в основном в худшую сторону, вплоть до «самого печального конца».

Таким образом, второй характерной чертой данного когни-типа является отсутствие готовности к утратам - тем или иным

 

потерям в сфере значимых уязвимых ценностей, занимающих лидирующее положение, - отсутствие готовности принять эти утраты без кризиса, психологического срыва. В связи с этим не­избежные негативные перемены в жизни являются для таких лю­дей серьезной психогенией, воспринимаются страдальчески, за­ставляя личность каждый раз отвечать сильными отрицательны­ми эмоциями на утрату сверхважного.

Лица с идеалистическим когнитипом, как правило, избегают размышлять на темы утрат, вытесняют их из своего сознания, часто считают, что их подобные перемены не коснутся, тяготеют к наивно-идеалистическому прогнозированию и самопрограмми­рованию - игнорированию возможных неприятностей, подсозна­тельному или сознательному выбору благоприятно-благопо­лучного прогноза, как единственно возможного.

Этот прогноз имеет негативную сущность, поскольку не под­готавливает личность к возможным проблемам, не позволяет своевременно сформировать план адаптивных мероприятий по выходу из возможных неприятностей, смягчению их последст­вий. Часть подобных лиц старается не думать о проблемах в бу­дущем, так как верит, что «мысли материальны и можно накли­кать беду на других или на себя, если думать о плохом».

Приспособление к неидеальной действительности, «правде жизни» с сохранением ригидных наивно-идеалистических кон­цептов при этом когнитипе возможно лишь за счет включения таких защитных психологических ресурсов, как реакции вытес­нения, отрицания, подавления или изоляции, автономизации. Де-фицитарность последних при неизбежном столкновении ригид­ных инфантильно-идеалистических концептов с отрицательной динамикой состояния социума, микросоциума или собственного психофизического здоровья приводит к дезадаптации.

Ведущая базисная концепция при идеалистическом когнити­пе: «Всё, всегда и везде должно быть и будет хорошим, прият­ным, правильным. Все должны быть и будут честными, откры­тыми, светлыми, добрыми, благодарными. Всегда и везде все бу­дет именно так. Плохое обойдет меня стороной. Даже без специ­альных усилий с моей стороны, само по себе».

Этот когнитип, как и предыдущий, гиперактуализирующий, отличается универсальностью и часто тем или иным образом со­четается с другими когнитивными типами.

Контрастный когнитип

Данный когнитивный тип отличается отсутствием выделения промежуточных вариантов, градаций и оттенков в отношении к себе, другим людям и явлениям жизни, дихотомическим мышлением - по принципу «либо черное, либо белое», «или друг, или врап>.









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.