Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гиперактуализирующий когнитип





Гиперактуализирующий когнитип проявляется в сверхцен­ном отношении к тем или иным сторонам внутреннего и/или внешнего мира.

Здесь возможна монотематическая или политематическая гиперактуализация, а также гиперактуализация, направленная на себя (импунитивная) и/или на других (экстрапунитивная). На их основе произрастает склонность к гиперэмоциональным состоя­ниям, как положительным, так и отрицательным, при которых доминирует эмоциональная логика.

Импунитивная направленность гиперактуализации является причиной характерной для подобных лиц низкой толерантности к фрустрациям, непереносимости слабых отклонений от состояния благополучия - физического или эмоционального, восприятия этих слабых отклонений как значительных и неприемлемых при настроенности на состояние полного психологического благопо­лучия и комфорта.

 

Экстрапунитивное гиперактуализирующес мышление при­водит к гиперсоциальности, патологической вовлеченности в суету и скандальность мира, жизнь других людей, что может со­четаться с гипертрофированным чувством долга, ответственно­сти. Такие лица сильно реагируют на сообщения средств массо-иой информации, легко вовлекаются в острые социальные собы­тия, часто пытаются наводить «порядок» везде, где только мож­но. Наличие этой черты заставляет их чрезмерно активно, назой­ливо внедряться в организацию жизни, планы и личные пережи­вания других людей, пытаться руководить ими, оказывать не­нужную помощь и вместе с тем требовать от них идеального вы­полнения установленных правил.

Подобная чрезмерная опека со стороны родителей приводит к задержке развития личности ребенка, делает его несамостоятель­ным, робким. Любые коллизии с ним воспринимаются чрезмерно повлеченным лицом как катастрофа, а его попытки быть само­стоятельнее, в итоге жить отдельно и независимо оцениваются как опасные или как неблагодарность, предательство.



Склонность к гиперактуализации является основой «катаст-рофизирующего мышления» - отношения к сложностям жизни и неудачам, как к вселенским катастрофам, а к незначительным прегрешениям других, как к преступлениям.

Деструктивный максимализм - еще один компонент ги-иерактуализнрующего когнитипа. Он проявляется в стремлении ко многому в жизни, неспособности отказаться от малодостижи­мых желаний, потребностей, целей, принятии в связи с этим де­структивных действий по отношению к себе или другим, при ггом практически всегда присутствует страдание от невозможно­сти достичь желаемого или отказаться от этого.

Из-за однозначных, ходульных представлений о том, что хо­рошо и что плохо, отсутствия душевной истинной тонкости такие люди привносят деструктивное начало в межличностные отно­шения, от которого страдают и окружающие, и они сами.

Концептуальной основой дезадаптирующих максималисти-ческих установок, настроенности на обязательную реализацию своих потребностей являются принципы: «Человек должен дос-

тичь всего, чего он хочет, иначе это не жизнь» и/или «Я достоин того, чтобы жить по максимуму». По отношению к другим эти установки иные: «Все правила, традиции, законы и порядок должны неукоснительно соблюдаться. Отклонения от этого ужасны, непредсказуемы и должны сразу и жестко пресекаться».

Ведущими глубинными концепциями гиперактуализирую-щих личностей являются следующие: «Вся жизнь состоит из ме­лочей, но то, что некоторые считают мелочью, на самом деле имеет большое значение и может сыграть глобальную роль в на­шей судьбе. Поэтому в жизни нет мелочей, в жизни нет места ме­лочам». Экстрапунитивная гиперактуализация дополняется кон­цепцией: «Равнодушие является преступлением, преступно отго­раживаться от других. Если не я, то кто? Именно я знаю, как лучше, и именно я должен помочь другим, а они должны выпол­нить то, что я говорю, и если надо, я должен заставить их для их же блага делать то, что я считаю нужным».

Гиперактуализирующий когнитип универсален и часто соче­тается с другими, может встречаться практически при всех деза-даптивных типах личности, характерен для невротических и по­веденческих расстройств.

Идеалистический когнитип

Основной особенностью идеалистического когнитивного ти­па является устойчивое доминирование уязвимых ценностей в индивидуальной шкале жизненных ценностей, таких как физиче­ское, материально-финансовое и социальное благополучие и ста­бильность, «вечные» собственное здоровье и здоровье близких людей, внешность, красота, привлекательность, дружба, любовь, верность, расположение начальства и коллектива, честность, по­рядок, ответная благодарность за собственные благие дела, бла­годарность и забота детей.

Здесь приматом является то, что является нестабильным, то, что жизнью, «правдой жизни» опровергается, разрушается, отни­мается, неизбежно меняется со временем, причем в основном в худшую сторону, вплоть до «самого печального конца».

Таким образом, второй характерной чертой данного когни-типа является отсутствие готовности к утратам - тем или иным

 

потерям в сфере значимых уязвимых ценностей, занимающих лидирующее положение, - отсутствие готовности принять эти утраты без кризиса, психологического срыва. В связи с этим не­избежные негативные перемены в жизни являются для таких лю­дей серьезной психогенией, воспринимаются страдальчески, за­ставляя личность каждый раз отвечать сильными отрицательны­ми эмоциями на утрату сверхважного.

Лица с идеалистическим когнитипом, как правило, избегают размышлять на темы утрат, вытесняют их из своего сознания, часто считают, что их подобные перемены не коснутся, тяготеют к наивно-идеалистическому прогнозированию и самопрограмми­рованию - игнорированию возможных неприятностей, подсозна­тельному или сознательному выбору благоприятно-благопо­лучного прогноза, как единственно возможного.

Этот прогноз имеет негативную сущность, поскольку не под­готавливает личность к возможным проблемам, не позволяет своевременно сформировать план адаптивных мероприятий по выходу из возможных неприятностей, смягчению их последст­вий. Часть подобных лиц старается не думать о проблемах в бу­дущем, так как верит, что «мысли материальны и можно накли­кать беду на других или на себя, если думать о плохом».

Приспособление к неидеальной действительности, «правде жизни» с сохранением ригидных наивно-идеалистических кон­цептов при этом когнитипе возможно лишь за счет включения таких защитных психологических ресурсов, как реакции вытес­нения, отрицания, подавления или изоляции, автономизации. Де-фицитарность последних при неизбежном столкновении ригид­ных инфантильно-идеалистических концептов с отрицательной динамикой состояния социума, микросоциума или собственного психофизического здоровья приводит к дезадаптации.

Ведущая базисная концепция при идеалистическом когнити­пе: «Всё, всегда и везде должно быть и будет хорошим, прият­ным, правильным. Все должны быть и будут честными, откры­тыми, светлыми, добрыми, благодарными. Всегда и везде все бу­дет именно так. Плохое обойдет меня стороной. Даже без специ­альных усилий с моей стороны, само по себе».

Этот когнитип, как и предыдущий, гиперактуализирующий, отличается универсальностью и часто тем или иным образом со­четается с другими когнитивными типами.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.