Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Интеграция России в мировые экономические процессы и современные институты таможенного регулирования





Тема 1. Интеграция России в мировые экономические процессы и современные институты таможенного регулирования

 

1. Международные институты таможенного регулирования

2. Региональные институты таможенного регулирования

3. Особенности государственного управления таможенным делом

 

Международные институты таможенного регулирования

 

Современный таможенный регулятор формируется на следующих организационно-правовых уровнях: всемирном (международном), региональном (межгосударственном) и государственном.

На международном уровне проводится активная работа по унификации принципов и методов регулирования внешней торговли, по организации деятельности таможенных служб в рамках деятельности ведущих международных организаций, таких как ВТО/ГАТТ, ВТО/СТС, Мировой банк, Международный валютный фонд, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию

Основное содержание их функционирования — своевременное предоставление эффективной помощи правительствам в их работе по осуществлению устойчивых стратегических и организационно-правовых форм внешнеторговой и таможенной политик. Среди главных направлений деятельности:

• содействие в разработке экономической политики, в формировании организационно-правовых структур для поддержки макроэкономических целей правительств, в частности таможенных органов;

• разработка и финансирование программ модернизации и развития национальных экономик и таможенных структур, надзор за их реализацией;

• предоставление стратегических рекомендаций по системе сбора налогов и таможенных пошлин, предоставление помощи в подготовке законодательных актов и обучении юристов госорганов, в частности, по законодательству о валютном регулировании и налогово-бюджетной сфере;

• консультации по разработке и реализации реформ внешней торговли, оказание помощи в модернизации компьютерных систем, повышении квалификации для госслужащих.

Всемирная торговая организация -международная организация, созданная 1 января 1995 года на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. Штаб-квартира в Женеве, члены ВТО -159 стран. Задачей ВТО/ГАТТ провозглашено установление общих принципов международной торговли, среди которых:

- равные права, -взаимность, -прозрачность, -защитные клапаны.

Всемирная таможенная организация - международная организация, штаб-квартира в Брюсселе. Членами ВТО/СТС являются таможенные службы практически всех стран мира. Работа сосредоточена в сфере разработки международных инструментов, конвенций по таким вопросам, как классификация товаров, оценка таможенной стоимости, правила происхождения товаров, таможенные сборы, безопасность цепи поставок, упрощение процедур международной торговли, борьба с правонарушениями в таможенной сфере и с контрафактной продукцией (защита прав интеллектуальной собственности), а также борьба с коррупцией.

ВТО/СТС особое внимание уделяет программам институционального развития, целью которых является оказание поддержки при проведении реформ и модернизации таможенных служб.

Главной целью ВТО/СТС является повышение эффективности работы таможенных служб стран-членов организации с помощью мер, способствующих их национальному развитию: укрепление национальной безопасности, увеличение собираемости налогов и сбор статистики по внешней торговле.

Киотская конвенция - международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была заключена в Киото 18 мая 1973 г., последняя редакция вступила в силу 3 февраля 2006 г. Конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы.

Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли

Приняты 23 июня 2005 года руководителями национальных таможенных администраций, представляющих 166 стран-членов ВТО. Это уникальный инструмент, позволяющий перейти на новые принципы безопасной международной торговли, знаменует собой начало принципиально нового подхода к методам работы и взаимодействия таможенных администраций и деловых кругов.

Рамочные стандарты имеют целью:

- обеспечение комплексного управления международной цепью поставок товаров для всех видов транспорта.

- укрепление роли, функций и возможностей таможенных служб в свете вызовов и возможностей 21 века.

- укрепление сотрудничества между таможенными администрациями.

- укрепление сотрудничества между таможенными структурами и участниками ВЭД.

- содействие непрерывному движению грузов по всей безопасной международной цепи поставок товаров.

 

Тема 2. Организационные и методологические основы управления таможенными органами

 

1. Организационные основы управления таможенными органами

2. Особенности организационной структуры таможенных органов

3. Законы и принципы управления таможенным и органами

4. Методология и методы управления таможенными органами

 

Методология и методы управления таможенными органами

Главный методологический принцип подготовки управленческого решения для ТО России: ТД необходимо рассматривать как целое, как таможенную систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими системами.

Тема 3. Эволюционный механизм институционализации таможенных органов России

 

1. Закономерности и механизмы эволюции таможенных органов

2. Факторы, определяющие функциональные и структурные изменения в системе таможенных органов

 

Закономерности и механизмы эволюции таможенных органов

Закономерности эволюции института Федеральной таможенной службы наиболее выразительно представляются изменениями основной ее характеристики — организационно-функциональной структуры.

Динамика структурных изменений системно отражает процесс эволюции института, а шире (во взаимосвязи с изменениями в правовом поле) — процесс ее институционализации.

Наиболее устойчивые пропорции в иерархической организационной структуре ФТС следующие:

• 1 управление ­­- (10-11) таможен - (32-39) таможенных постов;

• 1 — 6 — 21.

Факторы, определяющие функциональные и структурные изменения в системе таможенных органов

Для определения модели эволюции системы ТО представляется необходимо:

• провести анализ основных факторов (как внешних, так и внутренних), определяющих структурно-функциональную эволюцию системы;

• установить взаимосвязь воздействующих факторов и механизмов структурной трансформации системы ТО.

Для таможенных органов цикл институциональных преобразований составляет около 5 лет, что позволяет структурировать процесс эволюции системы ТО и определить его основные этапы:

 

• 1986 по 1991 г.;

• 1991 по 1995 г.;

• 1995 по 1999 г.;

• 1999 по 2003 г.;

• 2003 по 2010 г.

 

 

Период 1986 - 1991 гг.

Данный этап характеризуется заданной высшим политическим и экономическим руководством страны структурой потока товаров и услуг.

1990 г. - разрабатывается схема оптимального размещения ТО на территории СССР и создание региональных управлений государственного таможенного контроля. В качестве основных факторов построения схемы оптимального размещения ТО были приняты политический фактор и грузопотоки.

Согласно указанной схеме, до 1995 г. предусматривалось создание новых ТО в 492 пунктах. Из них 429 внутренних, 63 пограничных, 155 таможенных терминалов, 33 таможенных склада и 9 таможенных лабораторий.

Модель институционализации ТО советского периода представляется комплексом следующих наиболее значимых факторов:

• источником изменений структуры системы ТО в дореформенный период является государство;

• отсутствует право ТО на свободный и заинтересованный выбор связей с внешним окружением;

• отсутствуют полномочия у руководителей ТО по перераспределению внутренних ресурсов и изменению их свойств.

Т.о. процесс реального демонтажа, коренной перестройки таможенной службы, построения рациональной таможенной службы начался задолго до распада СССР.

На этом этапе было подготовлено новое организационное оформление таможенной службы и предопределены основные направления ее преобразований:

• материально-техническое обеспечение деятельности ТО;

• внедрение современных информационных технологий в деятельность ТО;

• развитие внутренней и пограничной инфраструктуры ТО;

• совершенствование процесса управления таможенным делом в лице региональных управлений;

• создание структуры ТО;

 

Период 1991 - 1995 гг.

С 30.07.1991 по 25.12.1991:

ГУ ГТК СССР = Таможенный комитет СССР = ГТК РСФСР = ГТК РФ.

Внешняя среда ТО в данный период характеризовалась:

- высочайшей степенью экономической взаимозависимости республик

- отсталой структурой хозяйства

- неконкурентоспособностью товаров на мировом рынке

- неразвитостью рыночной инфраструктуры

- падением объемов выпуска товаров и уровня жизни населения

- интенсивным развитием внешнеэкономических связей.

Распад СССР, характер развития внешнеэкономических связей, переориентация таможенного дела с пассажиров на внешнеэкономическую деятельность требовали срочного расширения и совершенствования структуры ТО.

Основные направления деятельности ГТК РФ в 1992-1995 гг.:

• завершение формирования региональных управлений и создания таможен;

• создание дополнительной сети внутренних ТО и продолжение развития сети ТО в местах формирования внешнеторговых грузопотоков;

• создание ТО на административной границе с Украиной, Казахстаном, Грузией и Азербайджаном и дополнительной сети ТО на границе с Финляндией, Монголией и Китаем.

На первом этапе предполагалось создание таможен (1991—1992 гг.), на втором этапе — таможенных постов (1992—1993 г.).

К основным факторам, учитываемым при создании таможни (поста), относятся:

- протяженность таможенной границы,

- количество пунктов пропуска,

- количество участников ВЭД,

- количество оформляемых ГТД и транзитных документов в месяц

- наличие каналов связи

В 1994 - 1995 гг. - переход на региональный принцип деятельности ТО, предусматривающий руководство региональными таможенными управлениями развитием таможенных органов на территории зоны своей деятельности.

 

Модель институционализации ТО переходного периода (1991-1995 гг.), представляется комплексом следующих наиболее значимых факторов:

• создание и расширение границ внешней среды системы ТО;

• экстенсивные подходы к наращиванию потенциала таможенной службы;

• элементы децентрализации и расширения функций РТУ;

• изменчивость, динамичность, неопределенность внешней среды.

 

Период 1996 - 1999 гг.

Для указанного периода наиболее существенным внешним фактором является политико-правовой.

Модель институционализации ТО характеризуется:

• интенсификацией наращивания потенциала таможенной службы;

• отказом от административного принципа построения РТУ и переходом на функциональный принцип;

• нечеткостью организационных и функциональных взаимосвязей (горизонтальных и вертикальных);

• относительной нестабильностью, отсутствует строгая иерархическая соподчиненность, система органов управления громоздка и затратна;

• несовершенством законодательной и нормативно-правовой базы таможенного дела, низким уровнем автоматизации.

 

Период 1999 - 2003 гг.

Период характеризуется структурными изменениями, определяемыми механизмом ликвидации подразделений. ГТК России проводит мероприятия по оптимизации структуры и системы размещения ТО и ставит своей целью — централизацию системы управления ТО в субъектах РФ.

К концу 1999 г. проведены необходимые мероприятия по реорганизации тринадцати существовавших РТУ в семь, регионы деятельности которых полностью совпадают с границами федеральных округов.

В результате, в 2000 г. выработаны приоритетные направления в реформировании таможен по реализации принципа " один субъект федерацииодна таможня ".

Модель институционализации ТО характеризуется следующими свойствами:

• стремлением рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления;

• оптимизацией структуры ТО через механизм ликвидации по принципу " одно РТУодин федеральный округ " и " один субъектодна таможня ";

• изменчивостью и неопределенностью внешней среды.

 

Период 2003 - 2010 гг.

Значимыми факторами общемирового характера, влияющими на организационную структуру ТО, являются:

• глобализация;

• регионализация (стремление территорий к рациональному разделению и кооперации труда);

• интеграция различных стран мира в политические и экономические союзы и организации.

Значимыми внутрироссийскими факторами, определяющими необходимость качественного совершенствования системы ТО, являются:

• реформа государственного управления, создание целостной системы государственной службы;

• перспектива вступления России в ВТО, создания единого экономического и таможенного пространства для стран ЕврАзЭС;

• идеология всемерного содействия развитию торговой деятельности.

 

Перечисленные выше факторы и объективные обстоятельства вызвали необходимость осуществления кардинальных изменений в организационно-функциональной системе ТО России.

Таким принципиальным новшеством является перенос таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе РФ.

 

Необходимость такого перевода обусловлена следующими факторами:

• рост внешнеторгового оборота РФ;

• неравномерность инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны;

• обострение проблемы чрезмерной транспортной нагрузки на крупные города РФ.

 

Модель институционализации системы ТО характеризуется следующими свойствами:

• значимыми являются политико-правовые ситуационные факторы;

• источником изменений является государство;

• ТО представляют собой сложную, динамическую, неоднородную систему;

• рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления;

• внешняя среда изменчива, нестабильна и относительно неопределенна;

• преобладают механизмы рыночных отношений и методы менеджмента.

 

Характерными чертами института таможенного дела, реализующего такую модель, становятся:

децентрализация — на смену бюрократической зависимости и иерархической подчиненности приходит принцип ответственности за выполнение функций;

• использование механизмов рыночных отношений (тендер, рентабельность, маркетинг, реклама и т. д.) и методов менеджмента (тотальное управление качеством, метод лучших показателей, проектное управление, стратегическое управление и др.);

открытость системы таможенных органов.

 

В рассматриваемый период проведена активная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и приведению ее в соответствие с требованиями мировых стандартов

В целом организационно-функциональные изменения в системе ТО в ближайшей перспективе будут связаны в первую очередь с:

• ликвидацией ТО, в которых не предполагается таможенное оформление товаров, и перераспределением штатной численности, высвобождающейся при их реорганизации;

• оптимизацией количества, структуры и штатной численности ТО в субъектах РФ, на территории которых отсутствуют сухопутные и морские пункты пропуска через государственную границу РФ;

• созданием новых экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ в Московском, Северо-Западном и Дальневосточном регионах.

 

В рассматриваемый период проведена активная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и приведению ее в соответствие с требованиями мировых стандартов, это создает благоприятные условия для осуществления внешнеторговой деятельности, упрощает, облегчает и ускоряет процесс таможенного оформления товаров, что, в свою очередь, влечет снижение трансакционных издержек участников ВЭД

 

Фискальная деятельность

- показатели эффективности контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет;

- показатели эффективности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках СУР;

- показатели, отражающие законность решений, принимаемых таможенными органами о корректировке таможенной стоимости, отмененных судами;

- показатели, отражающие специфику работы с подакцизными товарами;

ФТС России

1. Определяет значения контрольных показателей.

2. Доводит разработанные критерии и показатели до сведения РТУ и ТНП

 

РТУ, ТНП

1. Ежеквартально осуществляют мероприятия по повышению эффективности таможенной деятельности.

2. Устанавливают значения показателей для подчиненных таможенных органов и осуществляют контроль и оценку их выполнения.

 

Планирование

1. Анализ состояния объекта планирования

2. Прогнозирование развития объекта планирования

3. Разработка стратегических, тактических и оперативных планов

Организация

1. Разработка технологии процесса

2. Построение (корректировка) организационных структур для реализации технологии

3. Обеспечение кадрами, финансовыми ресурсами и основными средствами

4. Организация снабжения процесса предметами труда

5. Разработка системы рабочего управления предстоящим процессом

Регулирование

1. Учет результатов деятельности

2. Контроль количественных и качественных характеристик результатов труда

3. Сравнение результатов с запланированными параметрами и регистрация несоответствий

4. Выявление причин несоответствий

5. Разработка и реализация корректирующих действий

6. Разработка и реализация предупреждающих действий

7. Активизация персонала на повышение эффективности деятельности

 

Пространственная пирамида (45 ячеек) - более детальное раскрытие элементов общих функций управления за счет представления каждого из них в виде трех этапов обеспечения качества:

• разработка показателей качества реализации функции;

• разработка методов обеспечения качества реализации функции;

• оценка качества реализации функции.

2. Функция планирования деятельности

Анализ состояния объекта планирования

При анализе состояния объекта управления должен быть дан ответ на вопросы:

• что делается и почему

• кто выполняет функции и почему

• во взаимодействии с кем выполняются функции и почему

• как выполняются функции и почему

• где выполняются функции и почему

• когда выполняются функции и почему

Ответы на эти вопросы с использованием различных методов анализа состояния объекта управления частично решают задачу самообследования системы управления организацией.

 

Прогнозирование развития объекта планирования

Основные этапы (алгоритм) прогнозирования:

• определение состава основных характеристик объекта управления

• определение состава факторов, влияющих на изменение основных характеристик объекта управления

• исследование функциональных связей основных характеристик объекта управления с влияющими на них факторами

обоснование количественных и качественных результатов прогноза развития объекта управления.

 

Разработка стратегических, тактических и оперативных планов

/Планирование деятельности таможенных органов/

Стратегический план — это система мероприятий, направленных на реализацию концепции развития таможенной службы.

Тактический план развивает идею стратегического плана, дополняет систему его мероприятий конкретными заданиями, показателями необходимых ресурсов.

Оперативные планы разрабатываются в таможнях и РТУ. Как правило, по времени они приближены к событию.

В зависимости от длительности периода, планы могут быть:

• долгосрочными (5 и более лет)

• среднесрочными (от 1 до 5 лет, обычно 2-3 года)

• текущими (до 1 года)

В зависимости от характера решаемых задач разрабатываются:

• организационные планы

• целевые программы развития

• планы-задания по перечислению таможенных платежей.

Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности. Разрабатывают планы:

• организации мероприятий (год, месяц), календарный план работы (месяц, квартал)

• работы коллегии ФТС или РТУ (полугодие)

• командировок для аппарата ФТС или РТУ (полугодие)

• комплексных и целевых проверок участников ВЭД (год) и др.

Целевые программы развития направлены на улучшение материально- технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем.

Планы-задания направлены на реализацию таможенными органами экономической (фискальной) функции.

Основной документ контроля реализации плановых мероприятий - сетевой график, или сеть, где детально отображается: какие работы, в какой последовательности и за какое время надо выполнить.

Аппарат ФТС

1. Главное организационно-инспекторское управление 2. Главное управление информационных технологий
3. Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля
4. Главное управление по борьбе с контрабандой
5. Главное управление тылового обеспечения
6. Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования
7. Главное финансово-экономическое управление    
8. Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров    
9. Управление таможенных расследований и дознания    
10. Правовое управление    
11. Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля    
12. Управление делами    
13. Управление государственной службы и кадров    
14. Управление по связям с общественностью    
15. Управление по противодействию коррупции    
16. Управление таможенного сотрудничества    
17. Управление таможенной статистики и анализа    
18. Контрольно-ревизионное управление    
19. Управление товарной номенклатуры    
20. Аналитическое управление    
21. Управление рисков и оперативного контроля    

 

Правовое управление

* Правовое обеспечение деятельности таможенных органов Российской Федерации;

Управление делами

* Обеспечение в ФТС России единого порядка документирования и организации работы с документами.

Аналитическое управление

* Аализ деятельности и эффективности исполнения функций таможенных органов;

Таможенная деятельность

Деятельность по таможенному оформлению и таможенному контролю

Правоохранительная деятельность

Деятельность по правовому регулированию

 

Социальная деятельность

Кадровая деятельность

Трудовая деятельность и социальное обеспечение

Психолого-педагогическая деятельность

 

Тема 1. Интеграция России в мировые экономические процессы и современные институты таможенного регулирования

 

1. Международные институты таможенного регулирования

2. Региональные институты таможенного регулирования

3. Особенности государственного управления таможенным делом

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.