Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика оценивания образовательных средств «СОСНА»





……………………………………………………………………...48

Библиография……………………………………………………...61

Приложение 1. Награда проекта «Биоадекватные учебники»….62

Приложение 2. Образоны…………………………………………63

 

Подлинный грех в том, чтобы ограничивать Сущее. Не надо. Р.Бах «Иллюзии»

Невиданные путы запретов на мышление тяжко оплели преподавателей… Однажды после семидневного семинара по биоадекватной методике преподавания русского и английского языков мы услышали ключевую фразу: «Спасибо. Вы показали, что так МОЖНО мыслить». В этом контексте «МОЖНО» звучало как «РАЗРЕШЕНО». По сути дела, педагоги словно ждали позволения на мышление образами, позволения на природосообразное преподавание. Их представление о преподавании и мышлении было разграничено почти непреодолимым барьером. Они полагали, что должны «учить знаниям», не предполагая, что надо учить мышлению. Для многих оказалось откровением, что мышление является процессом природосообразным и не должно нарушать экологию самого человека и Вселенной. Многие впервые задумались о природосообразности преподавания и о том, что подлинный грех ограничения сущего начинается с первых школьных учебников…

БИОАДЕКВАТНЫЕ УЧЕБНИКИ

Люди Солнце разлюбили, надо к Солнцу их вернуть, Свет Луны они забыли, потеряли Млечный Путь. Развенчав Царицу-Воду, отрекаясь от Огня, Изменили всю Природу, замок Ночи, праздник Дня. В тюрьмах дум своих, в сцепленье зданий-склепов, слов-могил Позабыли о теченье Чисел, Вечности, Светил. Но качнулось коромысло золотое в Небесах, Мысли Неба, Звезды-Числа, брызнув, светят здесь в словах. Здесь мои избрали строки, пали в мой журчащий стих, Чтоб звенели в нем намеки всех колодцев неземных. Чтоб к Стихиям людям бледным показал я светлый путь, Чтобы вновь стихом победным в царство Солнца всех вернуть. Константин Бальмонт

 



В современном мире задачей науки и образования является простое, экономичное представление информации. Важная роль принадлежит учебным пособиям. В океане бытующих ныне учебников – классических и инновационных – необходимо грамотно ориентироваться. Учебники, разработанные и апробированные учеными и специалистами Российской Академии Естественных Наук, названы биологически адекватными.

Эти учебники являются учебниками нового поколения. Они организуют материал по определенной дисциплине как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Задача биоадекватного учебникаорганизовать личный опыт учащегося в соответствии с физиологически необходимыми этапами восприятия и переработки информации. Отчетливое понимание этой инновационной постановки задачи учебника требует пояснений.

Согласно операционной концепции интеллекта Жана Пиаже[1], любая информация воспринимается человеком, проходя 4 естественных этапа:

      IV
    III лингвистический
  II логический  
I символьный    
сенсорно-моторный      
чувственное восприятие образное “свертывание” чувственно-логической информации дискурсивно- логическое осмысление информации аккомодация информации в сознании через слово-образ, проработанный на 1-3 этапах

Этот естественный путь прохождения информации приводит к формированию и аккомодации мыслеобразов – голографических единиц мышления[2].

В учебниках классической педагогической науки информация представлялась лишь на лексическом и логическом уровнях (с некоторым обращением к символьному этапу). Физиологически необходимый сенсорно-моторный этап восприятия информации в них практически отсутствовал. В этом кроется одна из причин трудностей в понимании (а точнее, в восприятии) информации учащимися. На самом же деле, чтобы есть, мы должны сначала положить пищу в рот, чтобы спать, мы должны сначала расслабиться, чтобы бежать, мы должны сначала напрячь мускулы. Без необходимого первого этапа действие не может быть полноценным: бег будет вялым, мысли приведут к бессоннице, а мы окажемся в роли лисицы, лишь мечтающей попробовать виноград. Соблюдение естественного порядка восприятия и обработки информации ведет к экономии необходимого и достаточного времени и энергии в учебном процессе. Это первое, что должно соответствовать природному ходу восприятия. Уточним последовательность этапов:

1. репрезентация (предоставление) образа изучаемого явления,

2. предоставление информации (объяснение образа в свете изучаемого явления),

3. закрепление мыслеобраза изучаемого явления,

4. творческое использование мыслеобраза (тренировка навыков использования мыслеобраза).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.