|
Методика оценивания образовательных средств «СОСНА»
……………………………………………………………………...48 Библиография……………………………………………………...61 Приложение 1. Награда проекта «Биоадекватные учебники»….62 Приложение 2. Образоны…………………………………………63
Невиданные путы запретов на мышление тяжко оплели преподавателей… Однажды после семидневного семинара по биоадекватной методике преподавания русского и английского языков мы услышали ключевую фразу: «Спасибо. Вы показали, что так МОЖНО мыслить». В этом контексте «МОЖНО» звучало как «РАЗРЕШЕНО». По сути дела, педагоги словно ждали позволения на мышление образами, позволения на природосообразное преподавание. Их представление о преподавании и мышлении было разграничено почти непреодолимым барьером. Они полагали, что должны «учить знаниям», не предполагая, что надо учить мышлению. Для многих оказалось откровением, что мышление является процессом природосообразным и не должно нарушать экологию самого человека и Вселенной. Многие впервые задумались о природосообразности преподавания и о том, что подлинный грех ограничения сущего начинается с первых школьных учебников… БИОАДЕКВАТНЫЕ УЧЕБНИКИ
В современном мире задачей науки и образования является простое, экономичное представление информации. Важная роль принадлежит учебным пособиям. В океане бытующих ныне учебников – классических и инновационных – необходимо грамотно ориентироваться. Учебники, разработанные и апробированные учеными и специалистами Российской Академии Естественных Наук, названы биологически адекватными. Эти учебники являются учебниками нового поколения. Они организуют материал по определенной дисциплине как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Задача биоадекватного учебника –организовать личный опыт учащегося в соответствии с физиологически необходимыми этапами восприятия и переработки информации. Отчетливое понимание этой инновационной постановки задачи учебника требует пояснений. Согласно операционной концепции интеллекта Жана Пиаже[1], любая информация воспринимается человеком, проходя 4 естественных этапа:
Этот естественный путь прохождения информации приводит к формированию и аккомодации мыслеобразов – голографических единиц мышления[2]. В учебниках классической педагогической науки информация представлялась лишь на лексическом и логическом уровнях (с некоторым обращением к символьному этапу). Физиологически необходимый сенсорно-моторный этап восприятия информации в них практически отсутствовал. В этом кроется одна из причин трудностей в понимании (а точнее, в восприятии) информации учащимися. На самом же деле, чтобы есть, мы должны сначала положить пищу в рот, чтобы спать, мы должны сначала расслабиться, чтобы бежать, мы должны сначала напрячь мускулы. Без необходимого первого этапа действие не может быть полноценным: бег будет вялым, мысли приведут к бессоннице, а мы окажемся в роли лисицы, лишь мечтающей попробовать виноград. Соблюдение естественного порядка восприятия и обработки информации ведет к экономии необходимого и достаточного времени и энергии в учебном процессе. Это первое, что должно соответствовать природному ходу восприятия. Уточним последовательность этапов: 1. репрезентация (предоставление) образа изучаемого явления, 2. предоставление информации (объяснение образа в свете изучаемого явления), 3. закрепление мыслеобраза изучаемого явления, 4. творческое использование мыслеобраза (тренировка навыков использования мыслеобраза).
![]() Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|