Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В ЧЕМ ЖЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТАФОР?





Метафора изменяет установки человека:

- смысловые,

- инструментальные,

- пространственные.

Метафора открывает путь к собственному – глубинному, а не поверхностному – сознанию человека. Обнаружив 1-2 удачные метафоры и отразив их в образонах, ученик убеждается, что он понял истинный смысл, получил инструмент поиска смысла, он расширил и углубил свое внутреннее пространствопонимания. С каждым новым навыком ученик осознает глубже и глубже свою собственную способность решать задачи с помощью погруженных внутрь (интерферированных) символов, сопряженных с образами мира. В этих опытах ученик убеждается в том, что найденный им инструмент работает в его внутреннем пространстве и находит свои смыслы, регулирующие деятельность ученика по отношению к действительности (приспособительные задачи). Этот вывод чрезвычайно быстро становится ясным учащимся, которые работают с учебными образонами. Ребенок уже с первого раза “схватывает” суть образона и готов предложить свои образоны, ибо так он и мыслит. Наш опыт работы со студентами 1-го курса МНЭПУ показал, что, получив представления о возможностях образонов, они начинали использовать их для ведения конспектов, подготовки к зачетам и экзаменам. Они сообщили, что получают удовольствие от того, что создание образонов экономит время, силы и даже позволяет отдыхать во время лекций и семинаров. Итак, назначение образона – быть первой ступенькой к природосообразности мышления.

Психологи в период расцвета бихевиоризма пытались объяснить поведение организма и особенно процесса научения, не прибегая к понятию образа. Однако скоро стало ясно, что "...объяснительные возможности бихевиористских наблюдений... весьма ограничены". Это заключение принадлежит выдающемуся нейрофизиологу из Стенфордского университета К.Прибраму[15]. Пожалуй, после выхода в свет его книги “ Языки мозга” (1975) ученые впервые открыто заговорили об образах как информационных свертках, возникающих в процессе мышления. Развитие семиотики (теории знака и знаковых систем), герменевтики (теории познания знака), более внимательное изучение архетипов Фрейда и Юнга как выражения устойчивых фигур бессознательного, обращение к более древним источникам (Аристотель, Платон, Сократ) вело человечество к пониманию значения образа – как формы существования информации в мире, знака, как того, что в своей доступности делает доступным нечто другое: в знаке захвачено, схвачено бытие иного (по С.В.Лещеву), символа – как способа поиска и архивирования информации в процессах познания.



 

ЕСТЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Принцип Потенциальной Интеллектуальной Безопасностине просто новый принцип педагогики. Это впервые предлагаемый принцип, происходящий из недр целостного, здорового человече

ского сознания (мы уже употребляли в связи с целостным сознанием термин экологичное сознание).

Потенциальная Интеллектуальная Безопасностьоснована на общесистемных принципах, важнейшие из которых в данном случае:

- природосообразность,

- самоорганизация информации,

- инвариантность.

 

 

Работа с природными символами и образонами также потенциально безопасна. Вспомним, что учился человек слушать природу и свое окружение, именно выбирая для себя природные образцы. Первые экологические представления человека выражены в явлении тотема. В качестве тотема выбирали вид, стоящий на вершине экологической пирамиды экосистемы региона. Связь, охрана, подражание тотему человеком давали чувство подключённости и единения со Вселенной, с окружающим человека миром. Все органы чувств подключал человек. Он учился у тотема.

Понимая культуру как вторую природу или символическую вселенную (Ю.М.Лотман), мы вводим в образование ее базовое понятие – символ – на осознанном (в отличие от неосознанного) уровне именно как символ, а не как пример (иллюстрация сказанного учителем). Мы предлагаем перемену мест слагаемых. От этого акта многое меняется, ибо восприятие информации не математика, где от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Восприятие – сложный психофизический процесс.

Предлагая символу занять лидирующее место в образовательном процессе, мы тем самым выдвигаем в символе идеал как образец образцового. Мы предлагаем культурные образцы и природосообразные символы для воплощения индивидуальной ментальности.

При этом учащимся предлагается трактовать символ первыми, а не после учителя, и тем самым на первое место выходит формирование “участного мышления” как индивидуального переживания знания (М.М.Бахтин). Провоцируя генезис переживания знания, мы культивируем мысль на основе природных и культурных (“вторая природа”) образцов. В этом сущность принципа Потенциальной Интеллектуальной Безопасности.

Безопасность от перегрузок, чужеродной и ненужной индивиду информации, от давления педагогов и авторитетов, безопасность от неправильных ходов и путей, от попадания в крайности болезненных увлечений и сектантства гарантирует высший потенциал человека. Последнее мы понимаем как сумму высших физиологических, интеллектуальных, духовных возможностей человека. Скорректированное “биоритмическое” образование может быть организовано через REAL-методику[16] – релаксационно–активную методику. Аббревиатура REAL указывает и на реальность её организации.

В этом случае образование приближается к тому, что Ю.М.Лотман в культуре называл пространством собственных имён.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.