Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОД ВОСПРИЯТИЯ И УСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ





 

Представление новой учебной информации учебник должен осуществлять природосообразно, то есть согласно психофизиологическому коду восприятия и усвоения человеком новой информации. Этот процесс происходит в несколько этапов. Физиологи и психологи, изучающие этот процесс, подтверждают, что восприятие начинается с сенсорной активации сенсорных каналов. Еще раз обратимся к этапам восприятия человеком новой информации в операциональной теории Ж. Пиаже:

1) сенсорно-моторный 3) логический
2) символьный 4) лингвистический

Первый этап (базовый) восприятия информации – чувственный – который осуществляется посредством чувственных каналов тела человека (биологическая антенна).

На втором этапесимвольном – на входе в мозг происходит перекодировка чувственных сигналов в нейрофизиологические электрические импульсы, которые воспринимаются мозгом в виде образов-символов. В правом полушарии формируется образно-чувственная модель сигнала со вкусом, цветом, запахом, пространственными соотношениями. В левом полушарии формируется дискурсивно-логическая модель сигнала, в которой фиксируются размеры, соотношение частей, форма, вес, скорость. На этом этапе человек неосознанно делает выбор того вида модели, с которой ему легче общаться.

Третий этаплогический – включает в себя операции кросс-корреляции: согласование имеющихся образов, что и составляет процесс мышления.

Четвертый этаплингвистический – наступает в момент осознания и аккомодации первичной информации в слове.

Учителя очень часто замечают, как иногда ответ ученику дается сложно: он может извертеться, вспотеть, помять, сломать что-то руками, чесаться, заикаться, онеметь. Он не может адекватно выразить то, что он хочет. Поэтому за лингвистическим этапом наступает двигательный этап, который назван моторно-кинестетическим этапом (М.В.Ульянова, Н.В.Антоненко). Он включает в себя не только процесс произнесения слов, но и двигательные реакции. Этот постулат находит свое подтверждение в трудах выдающихся физиологов И. Павлова и И. Сеченова: «Начало психической деятельности всегда полагается чувственным возбуждением через органы чувств. В отдаленную эпоху, … когда наши предки находились в зоологической стадии развития, на все раздражения (сигналы от органов чувств) они реагировали почти исключительно мускульной деятельностью, преобладающей над всеми остальными рефлекторными актами. У современного цивилизованного человека мускульные рефлексы сведены до минимума, но связанные с ними изменения сердечной деятельности сохранились хорошо». Таким образом, любой сигнал, воспринятый человеком через чувственные каналы тела, обязательно отражается двигательной реакцией.



5 моторно-кинестетический этап. Поскольку каждый импульс нервной системы сопровождается двигательной реакцией организма, то для завершения общего психофизиологического цикла восприятия, переработки и усвоения информации необходим интеграционный этап, в котором все двигательные реакции типа «мозг – рука», «глаз – рука» и др. стабилизируются как имеющие отношение к этому акту восприятия («деятельностного мышления»). Моторно-кинестетический этап в образовательном процессе предполагается на стадии получения и закрепления навыков работы с учебной информацией. Эффекты возбуждения органов чувств, будучи символизированы, превращаются в смотрение, слушание, нюхание как виды родовой формы «чувствования», а двигательные реакции этих же процессов превращаются в виды родовой формы «действия». Таким образом, должны развиваться две формы самочувствия и самосознания: пассивная (я чувствую) и активная (я действую).

Каждый этап восприятия и переработки информации сопровождается формированием локального двигательного импульса, который должен интегрироваться в комплекс, в основе которого лежит ассоциирование всех впечатлений, идущих извне, с чувствованиями от собственного тела и классифицируемым представлением чувственного ряда от внешних импульсов с различной последовательностью во времени или их различным сочетанием в пространстве. В этом комплексе все импульсы должны быть синхронизированы между собой на «три разных лада: сходством, пространственным отношением и преемством во времени» (М.В.Ульянова, Н.В.Антоненко).

Из реального впечатления акту мышления всегда соответствует физиологический ряд раздельных реакций. Если к двигательной реакции добавить определенную вращательную динамику, то возникнет возможность включения биомеханизма BDNF, который обеспечивает рост, развитие и восстановление нервных клеток. На этом этапе предлагается выполнение мини-гимнастики, которая описана в практическом руководстве Н.В. Антоненко, М.В. Ульяновой «Восстановительная гимнастика для нервных клеток».

Таким образом, моторно-кинестетический (деятельностный) этап переработки информации должен рассматриваться как полноценный, обязательный этап в учебной деятельности: он интегрирует физиологические двигательные реакции (невольные движения) всех предыдущих этапов. Происходит усвоение информации через приобретение двигательного навыка. Формируется позиция «знаю и могу сделать», качественно отличающаяся от позиции «знаю, но не могу сделать». Тело ученика оказывается включенным в процесс не только восприятия и переработки, но репрезентации учебной информации: включается в работу мозжечок (координатор действий тела), корковые и подкорковые центры управления движением. Снимаются телесные зажимы, и ребенок чувствует себя более уверенно.

6 этап - архивирование информации в памяти. После активации «чувства вибрации» через движения тела, достигается широкая активация вертикальных и горизонтальных связей коры больших полушарий и подкорковых структур головного мозга. Информационная свертка оказывается связанной с органами чувств и со всеми отделами головного мозга, что обеспечивает эффективное распределение следов информации и включение долговременной памяти.

Анализ этапов восприятия и усвоения информации с точки зрения физики скоростей позволяет проследить качественное изменение этого процесса.

На первом, сенсорно-моторном этапе, информация «ощущается» через каналы восприятия тела человека (биологическая антенна). Тело человека формируется морфогенетическими полями, скорость которых определяется вторичными торсионными полями (сверхсветовые скорости: 330 000х10n км/сек). Именно эти скорости работают в теле при доставке информационных сигналов к мозгу.

На втором этапе – символьном – на входе в мозг происходит перекодировка чувственных сигналов в нейрофизиологические, электрические импульсы, взаимодействующие друг с другом со скоростью света, которые воспринимаются мозгом в виде образов (330 км/сек).

Третий этап – логический – включает операции кросс-корреляции, которые осуществляются посредством электрических импульсов (со скоростью света: 330 км/сек).

Четвертый этап – лингвистический – наступает в момент осознания информации, которая воспроизводится человеком в слове со скоростью звука (330 м/сек) посредством голосовых вибраций.

На 5-м этапе осуществляется репрезентация информации через телесные реакции. Все мышцы тела вибрируют в звуковом диапазоне. Скорость микровибраций мышц и моторных движений - 0,4-12 м/сек.

Шестой этап - «архивированиие» информации – интеграция структур долговременной и кратковременной памяти головного мозга и мышечного чувства посредством синхронизация вибраций между зрительными, звуковыми, обонятельными, осязательными рецепторами, вертикальными и горизонтальными связями коры и подкорковыми структурами головного мозга. Это позволяет воспринятой информации зафиксироваться, стать частью системы «человек». Так формируется долговременная память. В момент осознания новой информации происходит «квантовый скачок», который позволяет человеку выйти на новый эмерджентный уровень своего развития и приобрести новые, ранее не имеющиеся у него качества.

Схема позволяет понять, что на 1-5 этапах идет квантовое понижающее преобразование скорости и соответствующее ему качественное преобразование энергии первичного импульса информации. Этот процесс представляет собой «эволюционный конус» работы информации в системе «Человек».

Исключение из эволюционного цикла 1, 2, 5 ступеней восприятия информации нарушает процесс ее эволюционирования, не позволяет «вживить» ее в «клеточное сознание» тела, образовать необходимые двигательные, физиологические и психологические реакции. Информация не становится знанием, не обретаются ни умения, ни навыки.

 

330000х10 км/ сек   330000 км/сек   330 м/сек 0.4-12 м/сек 330000х10n км/сек 330000 км/сек 330 м/сек 0.4-12 м/сек  
        V VI архивирование  
   
сенсорно- кинестетический  
IV лингвистический  
III логический  
II символьный  
I сенсорно-моторный  
(чувственное восприятие)     (образное “свертывание” чувственно- логической информации) (дискурсивно-логическое осмысление информации) (аккомода- ция информации в сознании через слово-образ, проработанный на 1-3 этапах) (чувственная аккомодация информации в сознании через движение-образ, проработанный на 1-4 этапах (сохранение образных «сверток» чувственно- логической информации и двигательной реакции)  

Схема 1. Физика скоростей процесса восприятия и усвоения информации.

Знания, умения, навыки (ЗУН) воспринимаются в образовательном процессе как цель и смысл обучения, однако это, в первую очередь, операционные возможности мышления в управлении информацией. Вершиной же обучения является творчество как процесс создания нового. Это кажется естественным. Но почему этот природный механизм включается так редко? Эволюционная цикличность в восприятии информации имеет логическое продолжение: 7 этап – творческий – когда на основе полученной и архивированной информации создается что-то новое, и 8-й – этап воплощения – применение этой информации в жизни[3].

Эти этапы настолько логичны, что кажется, если правильно начать процесс, то он сам дойдет до счастливого финала. Однако недостаточно создать планер, надо еще умело его запустить. Вот почему на темы сочинений, рефератов, докладов включаются очень немногие ученики. Для большинства это существует на уровне обязанности и не обладает самостоятельной вдохновляющей силой. Поэтому процессы творчества и воплощения проектов в жизни хоть и находятся за рамками учебника и даже урока, но эти процессы «запускаются» в самой теме. Порой случайный вопрос, вроде: а была ли Баба-Яга молодой? – мощнее включает учеников, чем ясно сформулированные темы с вопросами и списком литературы. В биоадекватных учебниках такой творящей силой обладает задание – создать свой образон, то есть сделать самостоятельно информационную свертку на природных образах, которые на ассоциативных связях делают информацию многомерной.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.