Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ





Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей, т.е. отцовство и материнство, удостоверенное в установленном порядке. Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу «почвы» (ребенок приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми урегулированы в:

Гаагской Конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.;

Конвенции о правах ребенка 1989 г.;

Рекомендации Комитета министров ЕС «в отношении детей против жестокого обращения»;

Гаагской Конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.

Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в статье 162 СК РФ. Основная коллизионная привязка — это закон гражданства ребенка по рождению. Это правило применяется независимо от последующего приобретения ребенком гражданства другого государства

В связи с этим следует иметь в виду, что согласно ст. 12 ФЗ «О гражданстве РФ» ребенок является гражданином РФ по рождению в случаях, если:

1) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка), т.е. гражданство родителей автоматически распространяется на родившегося ребенка;

2) один из его родителей является гражданином РФ, а другой родитель — лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

3) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо, если в ином случае он станет лицом без гражданства;

4) родители ребенка, находящегося на территории РФ, неизвестны и не объявились в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка;

5)оба родителя ребенка, родившегося на территории РФ, являются лицами без гражданства.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК РФ. Основная коллизионная привязка — закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК РФ). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов

Законодательство каждого государства содержит какие-либо особенности в отно­шении установления данных оснований. Так, по праву Бельгии факт материнства в от­ношении ребенка, рожденного вне брака, устанавливается не по факту его рождения, а посредством процедуры добровольного признания ребенка его матерью или признания материнства судом.

 

Личные неимущественные и имущественные права и обязанности родителей и
детей.

Обычно содержание родительских правоотношений составляют права ребенка и обязанности родителей по воспитанию, образованию и материальному содержанию ре­бенка. Но в законодательстве каждого государства есть свои особенности: в России обя­занность родителей содержать ребенка действует до достижения им возраста 18 лет, а в некоторых европейских странах – до экономической самостоятельности ребенка.

Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством госу­дарства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутст­вии такового – законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов

В Венгрии и Польше не обладают правом на получение алиментов лица, винов­ные в разводе. В Хорватии предусмотрены алиментные обязательства лиц, состоявших в течение продолжительного срока в фактических брачных отношениях. При этом требо­вание о выплате алиментов должно быть предъявлено фактическому супругу в течение 6 месяцев после прекращения этих отношений.

В Швейцарии судья может присудить алименты невиновному в разводе нуждаю­щемуся супругу, но алиментные обязательства прекращаются, если после развода полу­чающий их супруг проживает с лицом противоположного пола в союзе, аналогичном браку, и не регистрирует эти отношения с целью сохранения права на алименты.

Примечательно, что по законодательству ФРГ и Франции со смертью обязанного лица не прекращается право на алименты, поскольку алиментные обязательства перехо­дят по наследству в качестве вещного обременения.

 

 

77. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) РЕБЕНКА. В результате него между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой, возни­кают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Однако законодательство разных государств предъявляет неодинаковые требования к личности усыновителя, к порядку и по­следствиям усыновления (удочерения) ребенка. Так, по законодательству Израиля не могут быть усыновителями одинокие граждане, кроме родственников усынов­ляемого, а разница в возрасте между усыновителями и усыновляемым должна со­ставлять не менее 18 лет.

На международном уровне основные вопросы усыновления (удочерения) разрешаются в Европейской Конвенции об усыновлении детей 1967 г.

Правовому регулированию этих вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях», и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

Основным коллизионным принципом, применяемом при усыновлении (удочерении) или при отмене усыновления (удочерения) иностранными гражданами российских детей на территории РФ, является закон гражданства усыновителя. При этом должны быть соблюдены требования российского законодательства, обеспечивающие защиту интересов детей при усыновлении (удочерении) (п. 1 ст. 165 СК РФ).

Соблюдение иностранного законодательства позволяет обеспечить соответствующий статус ребенка в этом государстве. Следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О гражданстве РФ» ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами, сохраняет гражданство РФ. Гражданство этого ребенка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей (единственного усыновителя) при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками детей, допускается только:

1) по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о детях, нуждающихся в устройстве в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

2) если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственниками детей, независимо от места их жительства и гражданства (ст. 124 СК РФ).

На консульские учреждения РФ возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей — граждан России, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за ее пред

При усыновлении иностранцами российских детей должны быть в первую оче­редь защищены права и интересы ребенка. В соответствии с п. 2 ст. 165 СК РФ в случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, уста­новленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усы­новление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

Согласно ст.126 СК РФ не допускается посредническая деятельность по усыновле­нию детей. К таковой не относится деятельность специально уполномоченных иностран­ными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществ­ляется на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности.

Усыновление (удочерение) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гра­жданами РФ, производится в порядке, установленном российским законодательством, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

При усыновлении (удочерении) на территории РФ гражданами РФ ребенка, яв­ляющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного пред­ставителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного госу­дарства, согласие самого ребенка на усыновление.

Дети-граждане РФ, проживающие за пределами России, могут быть усыновлены в компетентных учреждениях иностранных государств с соблюдением установленных ими процедур. Такое усыновление может быть признано действительным в России при со­блюдении следующих условий:

• усыновление было произведено компетентным органом иностранного государст­ва, гражданином которого является усыновитель;

• получено предварительное разрешение на усыновление от органа исполнитель­ной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители про­живали до выезда за пределы России.

Недействительность брака определяется по закону, регулирующему существо от­ношения (lex causae), т.е. по законодательству государства, которое применялось при за­ключении брака.

При расторжении брака на территории РФ между российскими гражданами и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также иностранными граж­данами между собой применяется российское законодательство.

Если гражданин РФ и его супруг, независимо от его гражданства, проживают за пределами России, то первый может расторгнуть брак в суде РФ, в дипломатическом или консульском учреждениях России. Два последних случая возможны, только когда по за­конодательству РФ допускается расторжение брака в органах загса.

Что касается расторжения браков за пределами территории РФ, то они признают­ся в России действительными, если соблюдено законодательство иностранного государ­ства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и законода­тельство иностранного государства, подлежащее применению при расторжении брака.

Браки с иностранными гражданами могут расторгаться в консуль­ствах РФ в тех случаях, когда по законодательству РФ допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния.

 

Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. является международным догово­ром, по которому государства-участники обязуются создать и обеспечивать условия для реали­зации прав ребенка в различных сферах: в политической, экономической, социальной и дру­гих. Поэтому только некоторые ее положения затрагивают семейные отношения.

Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими ро­дителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, со­гласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и проце­дурами, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка. Например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обо­ими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит интересам ребенка.

 

80. ПРИОБРЕТЕНИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ.

Право собственности на недвижимое имущество определяется по законодательству страны, на территории которой находится недвижимое имущество

Предоставление в России национального режима иностранным гражданам и лицам без гражданства действует и в отношении права собственности. Указанные лица могут приобретать и отчуждать имущество, отдавать его в залог, осуществлять право владения, пользования и распоряжения на равных основаниях с российскими гражданами и юридическими лицами за изъятиями и ограничениями, установленными федеральными законами.

Основные ограничения касаются прав собственности на землю. Согласно Закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства не могут приобретать земельные участки из земель с/х назначения в собственность. Им может предоставляться только право аренды.

Согласно Закону иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также российские юридические лица с таким иностранным капиталом отнесены к числу лиц, которые обязаны произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут им принадлежать на праве собственности (ст. 5 этого Закона).

Не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц участки недр, континентального шельфа, лесного фонда, они могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды при условии, что эти лица наделены правом заниматься соответствующей деятельностью.

Не могут находиться в собственности иностранцев земельные участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ.

Эти положения установлены ЗК РФ. Кроме того:

- иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные ЮЛ не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). Перечень приграничных территорий устанавливается Президентом РФ. (объекты стратегического значения, военные объекты, закрытые территориальные образования);

- право преимущественной покупки и аренды земельных участков предоставляется иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в случаях, когда они являются собственниками зданий, сооружений и строений, находящихся на чужом земельном участке, но ЗК РФ установлены определенные ограничения. Кроме того, Президент РФ может установить перечень видов зданий, строений и сооружений, на которые это правило не распространяется (п. 5 ст. 35 ЗК РФ);

- иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам могут предоставляться земельные участки для строительства, за исключением случаев, когда участки находятся на приграничных и иных особо установленных территориях;

- в случаях приватизации установлены ограничения в отношении приобретения иностранцами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности иностранных лиц.

Земельные участки, находящиеся в гос. или мун. собственности, могут предоставляться иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным ЮЛ в собственность только за плату, размер которой установлен ЗК РФ.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам предоставляется право аренды с/х з/у, но за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ (п. 1 ст. 22). Такие арендаторы не имеют права на льготы и привилегии, которые предоставляются российским сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также на государственную финансовую поддержку.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные ЮЛ - собственники зданий и сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в гос. или мун. собственности, имеют право на приобретение этих земельных участков в собственность в порядке, установленном ЗК РФ. Это положение не распространяется на участки, находящиеся на приграничных территориях, участки, изъятые из оборота, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд, участки, в отношении которых установлен запрет приватизации (п. 9 ст. 36 ЗК РФ).

 

В отношении возможности приобретения иностранцами права собственности на недвижимость, и в первую очередь на земельные участки, в ряде стран установлены запреты или ограничения.

В Канаде в некоторых провинциях ограничиваются права иностранцев на покупку земли (так, в Альберте иностранцы и компании под иностранным контролем не имеют права покупать и владеть землей, в Саскачеване ограничивается размер сельскохозяйственных земельных участков, которые могут быть проданы иностранцам).

В Финляндии отделения иностранных компаний и компании, в которых иностранным лицам принадлежит более 20% (в отдельных случаях более 40%) акций, не имеют права без разрешения Государственного Совета приобретать или продавать недвижимость на срок более двух лет.

В некоторых странах продажа земельных участков не допускается, в США покупка иностранцами недвижимости, особенно земли, ограничивается законами большинства штатов.

В ряде стран для покупки земли иностранцами требуется получение разрешения местных или центральных органов (в Австралии, Австрии, Дании, Швейцарии - с некоторыми изъятиями), требуется разрешение на приобретение недвижимости: на Кипре - Совета министров Кипра, в Польше - министра внутренних дел Польши, в странах Балтии - различных иных органов. Сошлемся в качестве примера на законодательство Литвы.

Запрещено приобретать землю на курортах, взморье, на территории национальных парков и в ряде других случаев. Землю разрешено продавать только иностранным субъектам, отвечающим критериям "европейской и трансконтинентальной...", т.е. из числа государств - членов ЕС, или государств, заключивших соглашения об ассоциации с ЕС, или государств, бывших в момент принятия закона членами Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) или Североатлантического пакта (НАТО). Из этого перечня следует, что не допускается покупка земли лицами из России и других государств СНГ.

Порядок и условия приобретения за рубежом российскими гражданами, предприятиями и учреждениями, а также государством недвижимого имущества полностью определяется законодательством страны местонахождения этого имущества. Покупатели, а также арендаторы должны самым тщательным образом выполнять предписания этого законодательства (правила регистрации земельных участков в земельных кадастрах и др.). При этом необходимо проверять, не имеются ли в отношении земельного участка какие-либо обременения, в частности сервитуты (право прохода других лиц, проживание и т.д.), не заложено ли соответствующее имущество и т.д. Игнорирование таких обстоятельств может привести к неблагоприятным последствиям для российского покупателя или арендатора имущества.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.