|
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ, ОСЛОЖНЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Международная подсудность устанавливает, подпадает ли под компетенцию национальных судов конкретного государства разрешение правового спора, осложненного иностранным элементом. Каждое государство само определяет, какие споры относятся к компетенции его судов (гражданско-процессуальное законодательство). В правовых системах предусматриваются три основных способа определения международной подсудности: 1) по признаку гражданства сторон: суд того государства компетентен рассматривать спор, гражданином которого является одна из сторон (Франция, Италия и др.); 2) по закону места жительства ответчика (Германия, Швейцария, Япония и др.); 3) по признаку «фактического присутствия» ответчика (Англия, США и др.). Этот способ определения международной подсудности, распространенный в странах общего права, при предъявлении персональных исков требует фактического присутствия ответчика на территории соответствующего государства для личного вручения ему судебной повестки, которая является началом процесса в собственном смысле слова. В целях предъявления вещно-правового иска фактическое присутствие толкуется как нахождение имущества (собственности) ответчика. Одной из самых сложных проблем международного гражданского процесса является конфликт юрисдикции. Он может проявляться в двух вариантах: 1) отрицательный конфликт — два и более государств отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции; 2) положительный конфликт — два и более государств претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам. Конфликт юрисдикции необходимо отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором — по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах. Виды международной подсудности: 1) исключительная международная подсудность — спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства; 2) альтернативная международная подсудность — стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор; 3) договорная международная подсудность — определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства (т.е. имеется возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон). Соглашение, в котором стороны выбирают суд определенного государства для рассмотрения возникшего спора либо спора, который может возникнуть в будущем, называется пророгационным соглашением. Наряду с пророгационными соглашениями (где указывается выбор в пользу судов определенного государства) стороны могут заключить дерогационные соглашения, в которых указывается на исключение судов определенного государства рассматривать спор. В России все суды общей юрисдикции наделены полномочиями рассматривать споры, осложненные иностранным элементом. Правила установления международной подсудности установлены в главе 44 ГПК РФ и в гл. 32 АПК РФ. Основное правило для ее установления — это территориальная подсудность по месту жительства в РФ гражданина-ответчика или по месту нахождения на территории Российской Федерации организации-ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК РФ). ГПК РФ также устанавливает и иные случаи определения международной подсудности (п. 3 ст. 403 ГПК РФ). К перечню дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам, относятся: дела о праве на недвижимость, находящуюся на территории РФ; дела по спорам из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ; дела о расторжении браков российских граждан с иностранцами, если оба супруга имеют место жительства в РФ; любые споры по делам, возникающим из публичных правоотношений; отдельные категории дел особого производства (ст. 403 ГПК РФ). Положение о международной подсудности российским арбитражным судам закреплено в ст. 247 АПК РФ и устанавливает общее правило о том, что ответчик должен находиться или иметь место жительства либо имущество на территории РФ. АПК РФ также устанавливает исключительную подсудность (ст. 248) и договорную подсудность (ст. 249) ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В МЧП Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство — над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отношении лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательства большинства государств содержат аналогичные постановления по этому вопросу. Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сделки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично назначению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей находится под контролем соответствующих компетентных органов.
Основания и порядок установления и отмены опеки (попечительства), форма контроля над подопечным лицом, требования, предъявляемые к личным качествам опекуна (попечителя), определяются по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека (попечительство). Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем), поскольку эта обязанность входит в содержание его правоспособности. Отношения между опекуном (попечителем) и подопечным лицом определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако существует исключение: когда подопечное лицо имеет место жительства в России, применяется российское право, если оно более благоприятно для него. При определении благоприятности учитываются такие положения российского права, как обязанность опекуна (попечителя) несовершеннолетнего лица проживать совместно с ним, его обязанность заботиться о содержании, воспитании и образовании подопечного, защищать его права и интересы, порядок распоряжения имуществом подопечного и др.
НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В МЧП Основные задачи нотариата в сфере правоотношений с иностранным элементом - обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая иностранных граждан и апатридов, путем совершения предусмотренных национальным законодательством нотариальных действий. Функции нотариата: удостоверение документов, предназначенных для действия за границей; принятие документов, составленных за границей; охрана имущества, оставшегося на территории данного государства после смерти иностранного гражданина; охрана имущества, переходящего по наследству иностранцу после смерти местного гражданина; обеспечение доказательств, требуемых для ведения дела в органах иностранного государства. Порядок и условия применения иностранного права российским нотариатом установлены в Основах законодательства Российской Федерации 1993 г. о нотариате и в ст.ст. 1186—1193 ГК РФ. На территории иностранных государств нотариальные действия от имени РФ осуществляют уполномоченные должностные лица консульских учреждений России. Нотариальные функции консульских учреждений: охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство; удостоверение верности копий документов и выписок из них; удостоверение сделок; представительство интересов граждан своего государства в гражданском процессе. Правомочия консула в сфере нотариальных действий закреплены в консульских конвенциях. В законодательстве закреплено право нотариата обращаться к иностранным органам юстиции с поручением о производстве отдельных нотариальных действий в порядке, предусмотренном международными договорами и национальным законом. Если международным договором России установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами РФ, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора. Если международный договор России относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством РФ, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ. Документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом компетентными органами иностранных государств, принимаются в России при наличии их легализации или проставлении апостиля, если иное не предусмотрено международным договором РФ Под легализацией понимают последовательный ряд удостоверений подписей должностных лиц и качество, в котором они выступают, а также удостоверение подлинности печатей и штампов, которыми скреплены документы. Легализация иностранных документов может быть осуществлена как в соответствующем иностранном государстве, так и в России. В первом случае действия по легализации осуществляют работники консульских учреждений России, а во втором – Консульское управление Министерства иностранных дел РФ. Упрощенным порядком легализации является консульская легализация, - специальная надпись консула на документе и удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства, а также соответствие документов законам государства пребывания. Положения о консульской легализации закреплены в Консульском уставе РФ. Государства, желая отменить требование дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов, заключили Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.1. Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного государства и должны быть представлены на территории другого государства. К их числу относятся: • документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; • административные документы; • нотариальные акты; • официальные пометки: отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса. Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, и административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции Гаагская Конвенция об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. устанавливает правила проставления апостиля — единственной удостоверительной надписи на документе, одинаковой по форме для всех государств-участников — вместо последовательных операций по оформлению легализации. Образец апостиля приложен к Конвенции. В РФ апостиль проставляется Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции, Прокуратурой, Архивным ведомством, Министерством образования.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|