Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.2 Трансакционные издержки в логистических системах





 

Процесс производства всегда требует определенных затрат, но в ЛС, где действуют несколько организаций-участников, помимо внутренних издержек возникают и трансакционные издержки, к которым относятся все затраты (на взаимосвязи в цепи по-
ставок, помимо собственных издержек, производства торговли и сферы услуг). Этот вид издержек, называемых трансакционными, имеет особое значение для ЛС, где присутствуют разнообразные материальные, информационные и финансовые потоки.

Под трансакционными издержками понимаются издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее
условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, добиться компенсаций в случае расторжения сделки. Поэтому совершение сделок сопряжено с различными потерями и затратами, которые нужно учитывать как отдельную категорию.

За любой коммуникацией в ЛС стоят затраты на ее осуществление, а трансакционные издержки – своего рода «силы трения» экономической системы. К ним относятся: издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля и юридической защиты выполнения контракта

Для определения издержек трансакции пользуются следующими критериями:

* все затраты потребителя, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую продавцу;

* все затраты продавца, которые он бы не понес, если бы «продавал» товар самому себе.

Общий объем трансакционных издержек складывается из двух частей. Во-первых, это услуги «трансакционного сектора» (отрасли, «продукция» которых рассматривается как целиком имеющая трансакционное назначение – оптовая и розничная торговля, страхование, банковское дело и т.д.). В случае если оптовые и розничные предприятия имеют свою логистическую инфраструктуру (склады, автотранспорт и т.д.), затраты на ее эксплуатацию
входят в цену перепродажи закупаемого товара.

Во-вторых, это трансакционные услуги, оказываемые внутри «трансформационного» сектора. При их оценке исходят из размера фонда вознаграждения труда непроизводственных работников в отраслях этого сектора (условно говоря, это затраты на «аппарат управления», организацию продаж и снабжения в промышленности, сельском хозяйстве и других подразделениях «трансформационного» комплекса).

Рост доли трансакционных издержек в ВНП, с одной стороны, связан с усилением общей значимости сферы услуг для высокоразвитых экономик, с другой стороны, является результатом усложнения хозяйственных связей между экономическими субъектами и ожесточенной борьбы за конечных потребителей.

Следует иметь в виду, что рыночная система сталкивается и с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями), которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты не находят адекватной рыночной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага. При наличии таких внешних эффектов рынок выполняет свою функцию распределения ресурсов недостаточно эффективно.

Теория трансакционных издержек тесно связана с теорией прав собственности. Среди множества существующих определений прав собственности, наверное, два выражают их смысл наиболее точно. С точки зрения выполняемой социальной функции, права собственности предстают как определенные «правила игры», регулирующие взаимоотношения по поводу ограниченных (редких) ресурсов, а с точки зрения их внутреннего содержания –
как «правомочия», имеющиеся у каждого агента. Из понимания прав собственности (как набора допустимых экономических решений) следует, что любой акт обмена есть не что иное как обмен правомочиями (что и имеет место в системе поставок).

Трансакционные издержки в ЛС включают издержки на принятие решений, выработку планов и организации предстоящей деятельности, ведение переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают два или более участника; издержки, связанные с изменением планов, пересмотром условий сделки и разрешением спорных вопросов, когда это диктуется новыми обстоятельствами; издержки, вызванные соблюдением
договоренностей всеми участниками. Трансакционные издержки (ТАИ) включают также любые потери, возникающие вследствие:

* неэффективности совместных решений, планов, договоров и созданных структур;

* неэффективных реакций на изменившиеся условия;

* неэффективной защиты соглашений.

Уровень трансакционных издержек определяется особенностями сделок. Трансакции различаются по тому, какие требования они предъявляют к ограниченным рациональным способностям экономических агентов, действующих в ЛС, и какой простор остается для их «оппортунистического» поведения. Для каждого типа сделок создаются специальные координирующие и защитные механизмы, смягчающие возможные связанные с ним трения
и потери.

Трансакционные издержки имеют большое число характеристик, что предопределяет необходимость классификации по признакам их функциональной направленности и последовательности, в которой они возникают в процессе совершения сделок: до совершения сделки (издержки поиска информации, издержки ведения переговоров), в момент совершения сделки (издержки измерения, издержки на защиту прав собственности) и после совершения сделки (издержки оппортунистического поведения, издержки политизации).

Издержки поиска информации возникают из того, что перед совершением сделки необходима информация о потенциальных покупателях или продавцах потребительских благ или производственных факторов и сложившихся на данный момент цен. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством информации. Поиск может вестись на обеих сторонах рынка как продавцами, так и покупателями и принимать экстенсивные и интенсивные формы. В первом случае его целью является ознакомление с как можно большим
числом имеющихся вариантов, во втором – как можно более углубленное изучение одного варианта (поиск прекращается, когда ожидаемые предельные выгоды сравниваются с предельными издержками его продолжения).

Издержки ведения переговоров возникают в связи с тем, что рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.

Издержки измерения вызваны тем, что любой продукт или услуга, в том числе логистические, представляют собой комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются некоторые их них, причем точность их оценки (измерения, т.е. квантификации информации) бывает чрезвычайно низкой. Издержки измерения растут с повышением требований к точности. От их величины зависит, кто (продавец или покупатель), когда (при поставке, изготовлении, продаже или использовании товара) и с какой степенью интенсивности будет производить измерение (например, ощутимая экономия издержек измерения была достигнута в результате введения стандартов мер и весов).

Оценка качества товара и логистических услуг может осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования действий желательно, чтобы измерение производилось однажды и его брал на себя тот, кто способен делать это с наименьшими затратами. Их снижению способствуют такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по
образцам и т.д. (например, гарантии предоставляются в тех случаях, когда всесторонняя оценка качества и обнаружение дефектов происходят в ходе использования блага, тогда ответственность за измерение падает на покупателя).

Когда предварительное измерение затруднительно и для продавца, и для покупателя, прибегают к контрактам с долевым вознаграждением («роялти») – обычно в виде определенного процента от суммы продаж, поскольку трудно заранее предугадать,
каким спросом будут пользоваться товары и услуги.

Одним из способов снижения издержек измерения для потребителя являются торговые марки, они сигнализируют качество товара. Торговые марки используются в тех случаях, когда и измерение в момент покупки, и предоставление гарантий по обмену или ремонту дефектных экземпляров затруднено. Фирменный знак сигнализирует, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого товара, так что покупатели вполне могут
полагаться на производимые им измерения. Ведь если будет обнаружен дефектный экземпляр, то под ударом окажется репутация фирмы, и ее потери намного превзойдут любой возможный выигрыш от манипуляций с качеством товара. Для фирм, оказывающих логистические услуги, эта проблема связана прежде всего с их имиджем.

Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов; затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение в работе звеньев ЛС требует сначала его фиксации, затем оценки тяжести, выявления нарушителя, наложения взыскания.

Издержки «оппортунистического» поведения (термин введен О. Уильямсоном) связаны с недобросовестным поведением, нарушающим условия сделки или нацеленным на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику подпадают различные случаи лжи, обмана, фальсификации, пренебрежения взятыми на себя обязательствами и т.д. Издержки этого типа обусловлены трудностями точной оценки постконтрактного поведения каждого участника сделки. По существу, это те же издержки измерения, но только относящиеся не к результатам, а к процессу, не к передаваемым продуктам и услугам, а к поведению контрагентов сделки.

Максимизирующие полезность индивидуумы всегда будут пытаться уклониться от условий сделки (т.е. предоставлять услуги меньшего объема и худшего качества или вообще отказываться от ее выполнения) в тех пределах, в каких это отвечает их интересам.
Издержки «оппортунистического» поведения складываются из связанных с ним потерь эффективности, а также затрат, необходимых для его ограничения. Существуют две основные формы «оппортунистического» поведения – «отлынивание» и «вымогательство».

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью. Отсюда – отрицательные стимулы, подталкивающие к «отлыниванию». Если информация о
действительном поведении агента стоит дорого, тогда в известных границах он может действовать бесконтрольно, следуя собственным интересам, не обязательно совпадающим с интересами организации (т.е. появляется возможность «отлынивать» в безопасных пределах). Поэтому и в частных фирмах, и в государственных организациях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль над поведением агентов, обнаружение случаев «оппортунизма», наложение наказаний и т.д. Сокращение издержек «оппортунистического» поведения – их главная функция (чем крупнее организация, тем приблизительнее связь между вознаграждением агента и его личным вкладом и тем больше риск и издержки «отлынивания»).

Издержки «политизации» можно обозначить как издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций, в частности действующих в составе ЛС. К этим издержкам относятся издержки коллективного принятия решений и издержки влиянии.

Принятие решений на рынке и в организации имеет различный характер. Рыночная сделка будет заключена только в том случае, если от нее выигрывают обе стороны. Всякий, кто считает, что сделка ему невыгодна, может от нее отказаться. Добровольное обоюдное согласие участников логистической цепи дает минимальную гарантию эффективности принимаемых
на рынке решений, поскольку их необходимым условием является ожидаемое повышение благосостояния участников (или, по меньшей мере, неухудшение благосостояния). Трудности и потери, возникающие при попытках достижения взаимного согласия, служат источником издержек поиска, ведения переговоров и др.

Механизм принятия решений внутри организаций иной. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих. Но и при коллективном, и при централизованном принятии решений минимальная гарантия эффективности – в виде предварительного взаимного согласия – отсутствует.

Издержки коллективного принятия решений характерны для организаций, которые находятся в совместной собственности и в управлении которыми используются принципы прямой или представительной демократии – законодательные органы, кооперативы, партнерства и т.д. Они складываются из нескольких элементов. Во-первых, как известно из теории, решение, принятое большинством голосов, не всегда бывает оптимальным. Во-вторых, сам процесс выработки совместных решений может поглощать много времени, усилий и средств. Эти издержки тем больше, чем более многочисленный и неоднородный состав участников, т.е. чем сильнее расхождение интересов. В-третьих, ресурсы растрачиваются при попытках образовать коалиции и в ходе борьбы между ними. Отдельные группы могут пытаться использовать механизм принятия коллективных решений для повышения своего
благосостояния за счет других. Отсюда – потребность в установлении правил и создании специальных контролирующих структур, которые бы этому препятствовали (но их содержание также бывает сопряжено с немалыми затратами).

Издержки влияния связаны с централизованным принятием решений (П. Милгром).
Так, государство может устанавливать ограничения деятельности отдельных отраслей и фирм, избирательно утяжелять и облегчать налоги, вводить квоты и тарифы, предоставлять привилегии и монопольные права, которые и превращаются в источники разного рода рент и квази-рент. Поэтому рациональные экономические агенты, заинтересованные в их присвоении, стремятся воздействовать на решения, принимаемые государством, пытаются направлять его законодательную и регулирующую, деятельность в выгодное для себя русло. Значительные средства и усилия затрачиваются ими на защиту уже полученных рент и квази-рент и создание новых, а также на их перераспределение в свою пользу.
Ни одно из звеньев государственной машины не свободно от издержек влияния – начиная от налоговой инспекции и аудиторских служб и кончая законодательными собраниями и высшими
органами исполнительной власти. В той мере, в которой лоббистская деятельность преследует цели перераспределения, затраты на нее представляют чистый вычет из богатства общества.

Выделяют несколько составляющих издержек влияния. Во-первых, потери эффективности из-за искажения информации агентами, которые поставляют ее вышестоящим инстанциям и которые пытаются таким образом воздействовать на их решения (часто работник, чьи интересы затрагивают те или иные решения, – это то же самое лицо, на чью информацию приходится опираться при их принятии). Во-вторых, время и усилия, которые тратятся при попытках повлиять с выгодой для себя на решения, принимаемые другими. В-третьих, затраты необходимы для предотвращения «политизации» внутренней жизни фирмы и сокращения издержек влияния. Для этого могут использоваться разные средства – подавление информации (от сотрудников скрывается заработная плата коллег), сглаживание различий в оплате труда, введение «объективных» критериев при продвижении по служебной лестнице
(например, возраст или уровень образования), установление жестко формализованных процедур принятия решений, создание специальных контрольных органов и т.д. Помимо прямых расходов, подобные ограничительные меры нередко оказываются сопряжены с дополнительными потерями эффективности.

Классификация трансакционных издержек, осознание причин их возникновения, факторов, влияющих на их размер в системе поставок, позволяет обоснованно подойти к поиску способов их снижения. Управление трансакционными издержками в ЛС предполагает идентификацию и снижение (с высокой степенью вероятности) издержек экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. При этом должны рассматривается
трансакционные издержки на уровне бизнес-процессов, функциональных областей логистики и ЛС.

Имеется ряд возможностей снижения трансакционных издержек:

* экономия на масштабах деятельности;

* децентрализация управленческих функций;

* франчайзинг;

* вертикальная интеграция и т.д.

Механизм интеграции способствует построению законченной технологической цепочки, обеспечению координации всех процессов, облегчению проникновения технологических новшеств, увеличению объема продаж, росту производительности труда и в результате существенному снижению трансакционных издержек.
Сюда включаются эффекты от совместной инвестиционной деятельности партнеров по ЛС; эффекты использования общих основных средств; совместной финансовой деятельности; сокращения персонала в результате объединения операций и управленческих структур; передовых технологий. Эффекты могут быть прямыми и косвенными.

К прямым эффектам относятся:

Э1 – снижение издержек функционирования рыночного механизма, снижение «цены легальности» – затрат на выполнение бюрократических процедур, связанных с регистрацией, продолжением деятельности в рамках закона, внедрением контрактных процедур, поиском партнеров, установлением связей с партнерами и проч.

Э2 – снижение трансформационных издержек в экономической деятельности (например, в связи с повышением производительности труда).

Э3 – элиминирование прежних искажений экономических стимулов работы.

Косвенные эффекты включают:

Э4 – снижение организационных издержек субъектов ЛС вследствие внедрения информационного обеспечения принятия решений (система информационного обеспечения логистической деятельности).

Э5 – новая выгода, получаемая экономическими субъектами от внедрения нововведений (не существовавшая при наличии «старых» связей) – формализация отношений между элементами ЛС, обратные связи.

Э6 – синергия, получаемая в результате взаимодействия и переплетающихся связей субъектов рынка в рамках ЛС.

Э7 – улучшение инвестиционного и предпринимательского климата системы поставок.

При рассмотрении прямого эффекта следует принимать во внимание происхождение каждого элемента. Изменения в трансакционных издержках, связанные с совершенствованием ЛС и функционированием рыночного механизма, можно представить в следующем виде:

 

Первые четыре компонента затрат С0, Св, Сtx, Сt – так называемая «цена легальности», или цена подчинения закону. Перечисленные затраты, естественно, не отражают всего многообразия трансакционных издержек. Тем не мене они дают их основную картину, так как в них выделены издержки, обусловленные неполной защитой прав собственности, слабостью государственного аппарата принуждения соблюдать контракты, издержки на постконтрактный «оппортунизм», рентоориентированное поведение. Некоторые из компонентов могут быть
измерены экспериментальным путем. Другие поддаются непосредственному измерению (изменение уровня официальных тарифов на прохождение бюрократических процедур, превышение уровня налогообложения над оптимальным и т.д.).

 

В любом случае вычисление эффекта при снижении трансакционных издержек достаточно реально с использованием ряда практических инструментов [19].

В то же время создание элементов ЛС и их взаимосвязей требует определенных дополнительных затрат. Ниже рассматривается сущность каждого из этих видов издержек.

Издержки формализации отношений (И1). В этот элемент включается стоимость всех мероприятий по отладке механизма взаимодействий между элементами ЛС. Эти издержки можно назвать «издержками проб и ошибок», когда хозяйствующие субъекты вступают в контакт, ведут переговоры о начале работ, согласуют условия, методологию, несут расходы на выполнение desk-research и проч. – вплоть до установления более неформальных, партнерских отношений.

Издержки адаптации экономических агентов к новым условиям
хозяйственной деятельности (И2). К этой категории следует отнести компромиссные издержки экономических субъектов, понесенные ими в рамках различного рода взаимных уступок, и издержки подчинения закону. Существует возможность учесть эти издержки в виде некоего коэффициента, влияющего на скорость снижения трансакционных издержек, который может быть найден экономическим путем на основе вычислений а posteriori.
Издержки «политизации» (временно растущие трансакционные
издержки (И3)). Данные издержки также играют важную роль при принятии решения об изменениях. Коэффициент возможно определить только экспертным путем. Природа кратковременного роста трансакционных издержек лежит в сосуществовании в течение оп-
ределенного периода времени старых и новых формальных правил, повышающих общие издержки экономической деятельности, что вызывает значительные информационные затраты субъектов.

Издержки рассогласования (И4) элементов системы в момент внедрения нововведения (в ЛС) могут стать критическим фактором, определяющим успех или неудачу нововведения.
Издержки трансформации неформальных системных связей (И5).
К этой категории можно отнести расходы на пропаганду в средствах массовой информации, инвестиции необходимого типа и т.д. Издержки эти будут тем выше, чем больше несовместимость формальных норм с существующими неформальными, однако рост этих издержек позволяет избежать худшей ситуации – рассогласования, когда в результате внедрения нового хозяйственного института субъекты и сама ЛС переживают постоянный внутренний конфликт (что провоцирует рост трансакционных издержек).
Нововведение должно повышать полезность агентов (или хотя бы некоторой их части в первоначальный момент) в большей степени, чем увеличивать их издержки от потери репутации.

Издержки на юридическое обеспечение новых норм хозяйствования (И6). Сюда относятся издержки на работу, связанную с принятием законов (издержки лоббирования), введения новых норм (издержки переобучения, установки информационных систем, смены нормативной документации и проч.), информационной поддержки новых норм. Все эти издержки (за исключением издержек лоббирования соответствующих законов) достаточно
точно подсчитываются количественно.

Издержки применения законов (норм) (И7). Рост издержек применения норм (enforcement) имеет две составляющие – краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочная составляющая выражается в резком увеличении расходов на организационные вопросы
из-за возникающего на некоторое время хаоса, вызванного введением новых принципов хозяйствования. Это обусловлено необходимостью преодолеть краткосрочные негативные тенденции (краткосрочный рост трансакционных издержек) в возможно более короткие сроки для снижения социальной стоимости реформ.
Этот компонент также поддается прямому вычислению на основе анализа (как опыт других систем, так и предшествующий опыт в самой бизнес-среде). Долгосрочная составляющая связана с необходимостью увеличения средств на содержание судебной системы в связи с ростом числа норм и необходимостью более быстрого и адекватного разрешения возникающих конфликтных ситуаций.

Цена «нелегальности» (сговоры, теневая деятельность и т.д.) (И8) в разных ситуациях может играть как положительную, так и отрицательную роль и означает повышение издержек для части экономических агентов, занимающихся нелегальной экономической деятельностью. Для благосостояния всех экономических агентов в долгосрочном периоде это, несомненно, положительное явление, поскольку оно увеличивает долю легального сектора, снижая соответственно удельные издержки каждого конкретного легального предпринимателя.

Для управления трансакционными издержками в ЛС необходимы: анализ внешней и внутренней среды, идентификация бизнес-процессов и составляющих их действий и центров ответственности; определение фактической стоимости конечных объектов затрат; оптимизация структуры в разрезе конечных объектов затрат; оптимизация бизнес-процессов; формирование банка альтернативных вариантов; оценка эффективности вариантов и выбор предпочтительного варианта; расчет издержек, в том числе трансакционных, на плановый период; сравнение фактических и плановых издержек; выявление и реализация резервов снижения затрат.

На этой основе осуществляется бюджетирование затрат на логистику на предстоящий плановый период. Сокращение расходов осуществляется путем оптимизации процессов сокращения времени их выполнения. При наступлении отчетного периода проводится анализ плановых и фактических затрат. Благодаря непрерывному измерению экономических параметров процессов, анализу стоимости каждого действия, результатам сравнения плана и факта, появляется объективная основа для управления затратами в ЛС в целом. Методы регулирования логистических затрат подробно рассмотрены в гл. 5.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.