|
Тема 2.2 Трансакционные издержки в логистических системах
Процесс производства всегда требует определенных затрат, но в ЛС, где действуют несколько организаций-участников, помимо внутренних издержек возникают и трансакционные издержки, к которым относятся все затраты (на взаимосвязи в цепи по- Под трансакционными издержками понимаются издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее За любой коммуникацией в ЛС стоят затраты на ее осуществление, а трансакционные издержки – своего рода «силы трения» экономической системы. К ним относятся: издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля и юридической защиты выполнения контракта Для определения издержек трансакции пользуются следующими критериями: * все затраты потребителя, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую продавцу; * все затраты продавца, которые он бы не понес, если бы «продавал» товар самому себе. Общий объем трансакционных издержек складывается из двух частей. Во-первых, это услуги «трансакционного сектора» (отрасли, «продукция» которых рассматривается как целиком имеющая трансакционное назначение – оптовая и розничная торговля, страхование, банковское дело и т.д.). В случае если оптовые и розничные предприятия имеют свою логистическую инфраструктуру (склады, автотранспорт и т.д.), затраты на ее эксплуатацию Во-вторых, это трансакционные услуги, оказываемые внутри «трансформационного» сектора. При их оценке исходят из размера фонда вознаграждения труда непроизводственных работников в отраслях этого сектора (условно говоря, это затраты на «аппарат управления», организацию продаж и снабжения в промышленности, сельском хозяйстве и других подразделениях «трансформационного» комплекса). Рост доли трансакционных издержек в ВНП, с одной стороны, связан с усилением общей значимости сферы услуг для высокоразвитых экономик, с другой стороны, является результатом усложнения хозяйственных связей между экономическими субъектами и ожесточенной борьбы за конечных потребителей. Следует иметь в виду, что рыночная система сталкивается и с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями), которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты не находят адекватной рыночной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага. При наличии таких внешних эффектов рынок выполняет свою функцию распределения ресурсов недостаточно эффективно. Теория трансакционных издержек тесно связана с теорией прав собственности. Среди множества существующих определений прав собственности, наверное, два выражают их смысл наиболее точно. С точки зрения выполняемой социальной функции, права собственности предстают как определенные «правила игры», регулирующие взаимоотношения по поводу ограниченных (редких) ресурсов, а с точки зрения их внутреннего содержания – Трансакционные издержки в ЛС включают издержки на принятие решений, выработку планов и организации предстоящей деятельности, ведение переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают два или более участника; издержки, связанные с изменением планов, пересмотром условий сделки и разрешением спорных вопросов, когда это диктуется новыми обстоятельствами; издержки, вызванные соблюдением * неэффективности совместных решений, планов, договоров и созданных структур; * неэффективных реакций на изменившиеся условия; * неэффективной защиты соглашений. Уровень трансакционных издержек определяется особенностями сделок. Трансакции различаются по тому, какие требования они предъявляют к ограниченным рациональным способностям экономических агентов, действующих в ЛС, и какой простор остается для их «оппортунистического» поведения. Для каждого типа сделок создаются специальные координирующие и защитные механизмы, смягчающие возможные связанные с ним трения Трансакционные издержки имеют большое число характеристик, что предопределяет необходимость классификации по признакам их функциональной направленности и последовательности, в которой они возникают в процессе совершения сделок: до совершения сделки (издержки поиска информации, издержки ведения переговоров), в момент совершения сделки (издержки измерения, издержки на защиту прав собственности) и после совершения сделки (издержки оппортунистического поведения, издержки политизации). Издержки поиска информации возникают из того, что перед совершением сделки необходима информация о потенциальных покупателях или продавцах потребительских благ или производственных факторов и сложившихся на данный момент цен. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством информации. Поиск может вестись на обеих сторонах рынка как продавцами, так и покупателями и принимать экстенсивные и интенсивные формы. В первом случае его целью является ознакомление с как можно большим Издержки ведения переговоров возникают в связи с тем, что рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений. Издержки измерения вызваны тем, что любой продукт или услуга, в том числе логистические, представляют собой комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются некоторые их них, причем точность их оценки (измерения, т.е. квантификации информации) бывает чрезвычайно низкой. Издержки измерения растут с повышением требований к точности. От их величины зависит, кто (продавец или покупатель), когда (при поставке, изготовлении, продаже или использовании товара) и с какой степенью интенсивности будет производить измерение (например, ощутимая экономия издержек измерения была достигнута в результате введения стандартов мер и весов). Оценка качества товара и логистических услуг может осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования действий желательно, чтобы измерение производилось однажды и его брал на себя тот, кто способен делать это с наименьшими затратами. Их снижению способствуют такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по Когда предварительное измерение затруднительно и для продавца, и для покупателя, прибегают к контрактам с долевым вознаграждением («роялти») – обычно в виде определенного процента от суммы продаж, поскольку трудно заранее предугадать, Одним из способов снижения издержек измерения для потребителя являются торговые марки, они сигнализируют качество товара. Торговые марки используются в тех случаях, когда и измерение в момент покупки, и предоставление гарантий по обмену или ремонту дефектных экземпляров затруднено. Фирменный знак сигнализирует, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого товара, так что покупатели вполне могут Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов; затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение в работе звеньев ЛС требует сначала его фиксации, затем оценки тяжести, выявления нарушителя, наложения взыскания. Издержки «оппортунистического» поведения (термин введен О. Уильямсоном) связаны с недобросовестным поведением, нарушающим условия сделки или нацеленным на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику подпадают различные случаи лжи, обмана, фальсификации, пренебрежения взятыми на себя обязательствами и т.д. Издержки этого типа обусловлены трудностями точной оценки постконтрактного поведения каждого участника сделки. По существу, это те же издержки измерения, но только относящиеся не к результатам, а к процессу, не к передаваемым продуктам и услугам, а к поведению контрагентов сделки. Максимизирующие полезность индивидуумы всегда будут пытаться уклониться от условий сделки (т.е. предоставлять услуги меньшего объема и худшего качества или вообще отказываться от ее выполнения) в тех пределах, в каких это отвечает их интересам. Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью. Отсюда – отрицательные стимулы, подталкивающие к «отлыниванию». Если информация о Издержки «политизации» можно обозначить как издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций, в частности действующих в составе ЛС. К этим издержкам относятся издержки коллективного принятия решений и издержки влиянии. Принятие решений на рынке и в организации имеет различный характер. Рыночная сделка будет заключена только в том случае, если от нее выигрывают обе стороны. Всякий, кто считает, что сделка ему невыгодна, может от нее отказаться. Добровольное обоюдное согласие участников логистической цепи дает минимальную гарантию эффективности принимаемых Механизм принятия решений внутри организаций иной. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих. Но и при коллективном, и при централизованном принятии решений минимальная гарантия эффективности – в виде предварительного взаимного согласия – отсутствует. Издержки коллективного принятия решений характерны для организаций, которые находятся в совместной собственности и в управлении которыми используются принципы прямой или представительной демократии – законодательные органы, кооперативы, партнерства и т.д. Они складываются из нескольких элементов. Во-первых, как известно из теории, решение, принятое большинством голосов, не всегда бывает оптимальным. Во-вторых, сам процесс выработки совместных решений может поглощать много времени, усилий и средств. Эти издержки тем больше, чем более многочисленный и неоднородный состав участников, т.е. чем сильнее расхождение интересов. В-третьих, ресурсы растрачиваются при попытках образовать коалиции и в ходе борьбы между ними. Отдельные группы могут пытаться использовать механизм принятия коллективных решений для повышения своего Издержки влияния связаны с централизованным принятием решений (П. Милгром). Выделяют несколько составляющих издержек влияния. Во-первых, потери эффективности из-за искажения информации агентами, которые поставляют ее вышестоящим инстанциям и которые пытаются таким образом воздействовать на их решения (часто работник, чьи интересы затрагивают те или иные решения, – это то же самое лицо, на чью информацию приходится опираться при их принятии). Во-вторых, время и усилия, которые тратятся при попытках повлиять с выгодой для себя на решения, принимаемые другими. В-третьих, затраты необходимы для предотвращения «политизации» внутренней жизни фирмы и сокращения издержек влияния. Для этого могут использоваться разные средства – подавление информации (от сотрудников скрывается заработная плата коллег), сглаживание различий в оплате труда, введение «объективных» критериев при продвижении по служебной лестнице Классификация трансакционных издержек, осознание причин их возникновения, факторов, влияющих на их размер в системе поставок, позволяет обоснованно подойти к поиску способов их снижения. Управление трансакционными издержками в ЛС предполагает идентификацию и снижение (с высокой степенью вероятности) издержек экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. При этом должны рассматривается Имеется ряд возможностей снижения трансакционных издержек: * экономия на масштабах деятельности; * децентрализация управленческих функций; * франчайзинг; * вертикальная интеграция и т.д. Механизм интеграции способствует построению законченной технологической цепочки, обеспечению координации всех процессов, облегчению проникновения технологических новшеств, увеличению объема продаж, росту производительности труда и в результате существенному снижению трансакционных издержек. К прямым эффектам относятся: Э1 – снижение издержек функционирования рыночного механизма, снижение «цены легальности» – затрат на выполнение бюрократических процедур, связанных с регистрацией, продолжением деятельности в рамках закона, внедрением контрактных процедур, поиском партнеров, установлением связей с партнерами и проч. Э2 – снижение трансформационных издержек в экономической деятельности (например, в связи с повышением производительности труда). Э3 – элиминирование прежних искажений экономических стимулов работы. Косвенные эффекты включают: Э4 – снижение организационных издержек субъектов ЛС вследствие внедрения информационного обеспечения принятия решений (система информационного обеспечения логистической деятельности). Э5 – новая выгода, получаемая экономическими субъектами от внедрения нововведений (не существовавшая при наличии «старых» связей) – формализация отношений между элементами ЛС, обратные связи. Э6 – синергия, получаемая в результате взаимодействия и переплетающихся связей субъектов рынка в рамках ЛС. Э7 – улучшение инвестиционного и предпринимательского климата системы поставок. При рассмотрении прямого эффекта следует принимать во внимание происхождение каждого элемента. Изменения в трансакционных издержках, связанные с совершенствованием ЛС и функционированием рыночного механизма, можно представить в следующем виде:
Первые четыре компонента затрат С0, Св, Сtx, Сt – так называемая «цена легальности», или цена подчинения закону. Перечисленные затраты, естественно, не отражают всего многообразия трансакционных издержек. Тем не мене они дают их основную картину, так как в них выделены издержки, обусловленные неполной защитой прав собственности, слабостью государственного аппарата принуждения соблюдать контракты, издержки на постконтрактный «оппортунизм», рентоориентированное поведение. Некоторые из компонентов могут быть
В любом случае вычисление эффекта при снижении трансакционных издержек достаточно реально с использованием ряда практических инструментов [19]. В то же время создание элементов ЛС и их взаимосвязей требует определенных дополнительных затрат. Ниже рассматривается сущность каждого из этих видов издержек. Издержки формализации отношений (И1). В этот элемент включается стоимость всех мероприятий по отладке механизма взаимодействий между элементами ЛС. Эти издержки можно назвать «издержками проб и ошибок», когда хозяйствующие субъекты вступают в контакт, ведут переговоры о начале работ, согласуют условия, методологию, несут расходы на выполнение desk-research и проч. – вплоть до установления более неформальных, партнерских отношений. Издержки адаптации экономических агентов к новым условиям Издержки рассогласования (И4) элементов системы в момент внедрения нововведения (в ЛС) могут стать критическим фактором, определяющим успех или неудачу нововведения. Издержки на юридическое обеспечение новых норм хозяйствования (И6). Сюда относятся издержки на работу, связанную с принятием законов (издержки лоббирования), введения новых норм (издержки переобучения, установки информационных систем, смены нормативной документации и проч.), информационной поддержки новых норм. Все эти издержки (за исключением издержек лоббирования соответствующих законов) достаточно Издержки применения законов (норм) (И7). Рост издержек применения норм (enforcement) имеет две составляющие – краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочная составляющая выражается в резком увеличении расходов на организационные вопросы Цена «нелегальности» (сговоры, теневая деятельность и т.д.) (И8) в разных ситуациях может играть как положительную, так и отрицательную роль и означает повышение издержек для части экономических агентов, занимающихся нелегальной экономической деятельностью. Для благосостояния всех экономических агентов в долгосрочном периоде это, несомненно, положительное явление, поскольку оно увеличивает долю легального сектора, снижая соответственно удельные издержки каждого конкретного легального предпринимателя. Для управления трансакционными издержками в ЛС необходимы: анализ внешней и внутренней среды, идентификация бизнес-процессов и составляющих их действий и центров ответственности; определение фактической стоимости конечных объектов затрат; оптимизация структуры в разрезе конечных объектов затрат; оптимизация бизнес-процессов; формирование банка альтернативных вариантов; оценка эффективности вариантов и выбор предпочтительного варианта; расчет издержек, в том числе трансакционных, на плановый период; сравнение фактических и плановых издержек; выявление и реализация резервов снижения затрат. На этой основе осуществляется бюджетирование затрат на логистику на предстоящий плановый период. Сокращение расходов осуществляется путем оптимизации процессов сокращения времени их выполнения. При наступлении отчетного периода проводится анализ плановых и фактических затрат. Благодаря непрерывному измерению экономических параметров процессов, анализу стоимости каждого действия, результатам сравнения плана и факта, появляется объективная основа для управления затратами в ЛС в целом. Методы регулирования логистических затрат подробно рассмотрены в гл. 5. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|