|
Трансформация социального института.Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, фундаментом которого являются нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и нормы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт - это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Благодаря социальным институтам обеспечивается стабильность и устойчивость взаимодействия членов общества в важнейших сферах его жизнедеятельности, так как они нормативно закрепляют определенные виды социального взаимодействия и делают их обязательными для всех членов социальной группы или общества. Деятельность социального института определяется: во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля. В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты: · Институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения; Если раньше преобладали многочисленные семьи, то сейчас на первое место выходят малочисленные городские семьи. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие к европейским семьям. Всего в России около 50 млн. семей, из них многодетных - всего 6-9 %, причем по большей части (более 70% многодетных семей) это семьи с тремя детьми. Семей же с большим количеством детей крайне мало. Большинство российских семей имеют только одного ребенка. Целых 30% детей в России рождаются в неполных семьях (у матерей-одиночек). Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, в результате которого все члены семьи заняты в наемном труде. Переход ряда функций семьи к другим социальным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую ячейку, где каждый из ее членов вовлекается в такую деятельность, в которой семейные связи утрачивают свое прежнее значение посредника. Рождение большого количества детей постепенно теряет свое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию, прежде всего экономические и социальные мотивы многодетности. Трансформацию социальных институтов также можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее. · Экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа); Одно из важнейших условий реализации экономических преобразований - разработка эффективной системы социальных гарантий населения. Задача социально-экономической политики на современном этапе становления рыночных отношений состоит в том, чтобы социальная цена не была непомерно высокой для широких слоев населения. В последнее время в большинстве стран особое внимание уделяется выработке новой концепции социальной политики, адекватной рыночным условиям хозяйствования и позволяющей смягчить негативные последствия проводимых реформ. Особое внимание в проведении такой политики уделяется системообразующей роли государства, без активного вмешательства которого процесс реформирования чреват весьма негативными социальными последствиями. · Политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.); Наличие издержек распространения информации и трансакционных издержек организации групп политического давления во многом объясняет наличие существующих несовершенств современного демократического процесса. Так, американским социологом Робертом Далем современная представительная система описывается как "полиархия", или власть многих групп, в отличие от демократии, которая является идеалом. Однако современная, привычная для нас модель демократии в будущем может значительно измениться. Ожидаемые изменения связываются с развитием новых средств электронной коммуникации (интернет) и повышением среднего уровня образования. Стремительное распространение Интернета – явление качественно сходного порядка. Во-первых, появляется возможность оперативного доступа неограниченного количества людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки, а также к максимальному объему аналитической информации несекретного характера. · Социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.). В данный момент среднее образование в России очень сильно различается по качеству. Эти различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», принятая в 2003 году, определила цель модернизации следующим образом: «Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов – на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ». Появились элитные школы (лицеи, гимназии, спецшколы). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации и расслоению общества по степени доступности к образованию и отказу от методологического принципа общеобразовательной школы.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|