|
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИСоциальный статус как элемент социальной структуры. Виды статуса: предписываемый, достигаемый, постоянный, временный. Статусный набор человека. Статусные права и обязанности. Понятие социальной роли. Структура роли: ролевое предписание, ролевое ожидание и поведение. Социальная роль как ожидаемая модель поведения. Виды социальных ролей: институциональные и неинституциональные, ведущие и второстепенные. Ролевой конфликт и способы его преодоления. Социально психологические концепции социальных ролей и статусов: Ч.Кули, Дж.Мид, И.Гоффман. Функциональные концепции: М.Вебер, Р.Линтон, Р.Мертон, Т.Парсонс. Социальный статус – одна из фундаментальных характеристик личности. Социальный статус – это социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обусловлена как естественными, так и социальными характеристиками. Виды статусов (Р. Линтон, США): 1. Предписанный: А) Естественный (пол, раса, национальность, принц -> король) Б) Инвариантный (мужчина -> женщина). 2. Достигаемый (профессия, доход, образование) 3. Смешанный (безработный, т.е. он не стремится, и он не предписан).
И так! Предписанный это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества. Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе. Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов. Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например, в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений. Тем самым в доиндустриальную эпоху статус был почти всегда предписанным. В современном обществе достигаемый. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет. Статусный набор (Р.Мертон):
Наличие статусных обязанностей и статусных прав вытекает из того, что статусы существуют объективно, независимо от имеющих их людей. Поэтому статус является совокупностью прав, обязанностей, привилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социальные позиции. Рассмотрим, к примеру, статусные характеристики участников вузовского процесса. Преподаватель вуза имеет такие статусные права, которых нет у студентов", читать им лекции, оценивать их знания, консультировать научные исследования и т.д. В этом смысле его статус в учебном заведении выше по рангу. В свою очередь различаются статусы преподавателей вуза: статус профессора выше, чем доцента, доцента выше, чем ассистента. Различия этих статусов обусловлены неодинаковыми правами и полномочиями. Так, наиболее сложную и ответственную учебную и научно-исследовательскую работу, требующую высокой квалификации, ведут профессора и доценты. С1атусные различия находят свое отражение в дифференцированной оплате труда: чем выше статус, тем больше оплата. Наряду с правами статус содержит в себе и обязанности, которые должен соблюдать его «носитель». Плохое выполнение обязанностей может повлечь за собой лишение самого статуса. Если преподаватель вуза не обеспечивает необходимого качества учебной и научно-исследовательской работы, он может быть лишен своего статуса. Для этого существуют специальные, нормативно предусмотренные процедуры: переизбрание на должность по конкурсу, приказ ректора вуза об освобождении от выполняемых обязанностей на основании соответствующих решений и представлений кафедр и деканатов и т.д. Невыполнение основных обязанностей студентом также влечет за собой возможность потери своего статуса. В данных случаях речь идет о потере формального статуса.
Социальная роль изучаласть в 1920-1930-е гг Дж.Мидом и Р. Линтоном. Социальная роль – образец поведения личности, связанные с её социальной позицией, статусом и обусловленныйместом личности в системе межличностных и общественных отношений (социально ожидаемое поведение в соотвтетствии с социальным статусом). ! Исключение! Голодный ребёнок плачет – он просто голоден. Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение (поведение) - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус). Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "возрастания" личности в обществе себе подобных. Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях.". Эксперимент планировалось провести в течение одной - двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили "заключенными", другую - "тюремщиками". Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Обратите внимание: социальная роль может выполняться (муж), а может играться (лжемуж). Виды социальных ролей: 1. Институциональная, т.е. официальная (староста класса); 2. Неинституциональная, т.е. неофициальная (неформальный лидер класса) Хороший человек – не профессия. Личность должна качественно выполнять свою основную социальную роль! (х/ф «Служебный роман»: — Шура, если память мне не изменяет, вы числитесь в бухгалтерии?). Ролевой конфликт (Р. Мертон): Конфликты заложены в систему социальных ролей. Например добрый начальник, которого критикует вышестоящее руководство. В т.ч. неправильное понимание своей будущей социальной роли приводит к конфликтам (учитель ведёт всё ещё привычки студенчества). Или конфликт между трудовой деятельностью (у хирурга во время операции умер пациент), и дома («на работе ты учитель, а дома жена!). Социально-психологический анализ социальной роли имеет большое значение для понимания поведения личности. Истоки концепции социальных ролей восходят к трудам таких мыслителей, как Дж. Болдуин, М. Вебер, У. Джеймс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ч. X. Кули. К концу 60-х гг. XX в. в американской социальной психологии было проведено несколько сотен эмпирических и теоретических исследований. Американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Рэлф Линтон (1893-1953) η 30-х гг. одновременно стали использовать понятие "социальная роль". Дж. Мид не дал определения понятия роли, оно было привнесено им из сферы театра, обыденной жизни, в которых понятие роли использовалось как метафора, обозначающая феномены социального поведения (проявление схожего поведения у самых различных людей в сходных обстоятельствах). Категория – «роль». Впервые она была использована Дж. Мидом в 1934 г., а закрепилась в социологии благодаря трудам Р. Линтона. Мид определял роль как систему предписаний, которая создается в результате процесса взаимодействия и зависит от статуса. Согласно постулатам теории Дж. Мида, социальное Я человека (Self) составляют Я-сам (I), или «самость», и Я-меня (Me), или «мое»,– Я-меня – это образ представлений других о себе (Я). Я-сам – это специфическая индивидуальная реакция на социальное окружение. В процессе социализации индивид формирует представления о том, как его действия воспринимают другие лица. Поэтому для социализации ребенка особое значение приобретает взаимодействие с окружающими или, по выражению Дж. Мида, с «обобщенными другими». Посредниками для ребенка в его контактах с «обобщенными другими» выступают «значимые другие» – родители, братья и сестры, окружающие его родственники. Человек становится социальным существом, осваивая и интернализируя социальные роли. По мере их усвоения социальный мир становится внутренней реальностью личности. В структуре личностиможно выделить три уровня: – биологический; – психологический; – социальный. Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. наделяют ее неповторимыми, уникальными качествами. Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «Я». Субъективное «Я» формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе. С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности и при участии в различных общностях и объединениях – совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентации. Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда, Ж. Пиаже. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Г. Mид. Человеческое «Я», открывающееся через реакции других, известно как «зеркальное Я» (Ч. Кули). По его мнению, другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. «Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3) вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения («самоуважение»). По мнению Дж. Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. По Фрейду, личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» – примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «Я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-Я» – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. О "социальной драматургии" Гофман говорил, что это исследование повседневных приёмов поддержания впечатления у людей. Здесь человек изучается включённым в социальную группу и в процессе презентации себя перед другими людьми. Гофман изучает, каким образом люди преподносят и воспринимают себя в социальных ситуациях, как координируют свои действия. В драматургическом действии его участники управляют своим взаимодействием путем регулирования взаимного доступа к своей субъективности. Лишь спустя длительное время после "представления" мы в состоянии выйти из этого процесса и понять, что это была не реальность сама по себе, а "всего лишь" спектакль. Гофман рассматривал социальное действие как спектакль, где выбор маски или роли человеком не случаен. Человек, полагал И. Гофман, входит в различные группы, следовательно, "он имеет столько же разных социальных «Я», сколько существует групп, состоящих из лиц, чьим мнением он дорожит. В каждой из этих групп человек показывает разные стороны своей личности". Таким образом, взаимодействие происходит не столько между индивидами как субъектами, сколько между "разными социальными ликами индивидов, как бы между изображаемыми ими персонажами". И. Гофман изучал эти маски, личины актеров, которые могут прирасти к лицу и стать для них более подлинными «Я», чем их собственное. И. Гофман акцентировал свое внимание на "драматургических", или "театральных" проблемах участника микровзаимодействия, представляющего свою деятельность другим. "Драматургический подход должен располагать своей особенной, "ситуационной", системой понятий в силу внутренней диалектики развития форм социальной жизни лицом к лицу и особого статуса времени в этих формах". Люди входят в текущую социальную ситуацию с каким-то жизненным опытом общения и множеством культурных предпосылок, предположительно разделяемых всеми. Входя в незнакомую ситуацию с большим количеством участников, человек обычно стремится как можно лучше понять ее характер, чтобы соответствовать ожиданиям присутствующих. Но если информации об их истинных чувствах по отношению к нему, об их прошлом социальном опыте недостаточно, приходится пользоваться случайными репликами, поговорками и оговорками, статусными символами, материальными знаками социального положения и т. д. В этом процессе производства впечатлений Гофман выделял два типа коммуникации: "произвольное самовыражение, которым люди дают информацию о себе в общезначимых символах, и непроизвольное самовыражение, которым они выдают себя". Именно непроизвольное самовыражение интересовало Гофмана прежде всего. Он говорил, что "за общением двух близких друзей, театральным представлением и, скажем, игрой в шахматы скрываются фреймовые структуры, изоморфные друг другу". Здесь необходимо сказать, что же такое "фрейм" у Гофмана. "Фрейм" — это то, чем он позже заменил понятие "определение ситуации". "Фрейм, — пишет он еще в 1961 г., — это матрица возможных событий и совокупность ролей, делающих их возможными". Его структура, "в отличие от "ситуации", устойчива и не подвержена влиянию повседневных событий. Она аналогична правилам синтаксиса". Итак, обыкновенные проявления деятельности людей преобразуются в театрализованные представления: вместо свободного проявления чувств люди начинают усиленно изображать процесс своей деятельности, в ход идет язык театрального представления, спектакля. В это связи Гофман говорил о "переднем плане" исполнения, об "обстановке", "декорациях" исполнения, пространственной расстановке участников взаимодействия, о разделении сценического пространства житейских игр на переднюю и закулисную зону. В действительности Гофмана не интересовали элементы театра, проникающие в повседневную жизнь. "Его исследовательская задача — это выявление той структуры социальных контактов, непосредственных взаимодействий между людьми и, шире, той структуры явлений общественной жизни, которая возникает каждый раз, когда какие-либо лица физически со-присутствуют в ограниченном пространстве их взаимодействия". Главным здесь является поддержание и сохранение "определения ситуации". Система отношений, характеризующаяся такой структурой, была условно названа Гофманом "порядком взаимодействия". Функциональные концепции: М.Вебер, Р.Линтон, Р.Мертон, Т.Парсонс: Теория социального действия М.Вебера Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия через объяснения. Таким образом, социальные действия - это предмет изучения. Толкование, понимание метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Тем самым понимание является средством объяснения. Социологическое понятие действия Вебер вводит через понятие смысла. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл, то есть социология призвана изучать рациональное поведение, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям. Вебер выделял четыре типа поведения: Целерациональное поведение предполагает свободный и осознанный выбор цели: продвижение по службе, покупка товара, деловая встреча. Такое поведение обязательно свободно. Свобода означает отсутствие какого-либо принуждения со стороны коллектива или толпы. Ценностно-рациональное поведение базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы. Идеалы стоят выше сиюминутных целей, расчетов, соображений выгоды. Деловой успех отходит на второй план. Человек может даже не интересоваться мнением окружающих: осуждают они его или нет. Он думает только о высших ценностях, например, спасении души или чувстве долга. С ними он соизмеряет свои поступки. Традиционное поведение. Его даже нельзя назвать сознательным, ибо в основе лежит притупленная реакция на привычные раздражения. Она протекает по однажды принятой схеме. Раздражителями выступают различные табу и запреты, нормы и правила, обычаи и традиции. Они передаются из поколения в поколение. Таков, например, обычай гостеприимства, существующий у всех народов. Ему следуют автоматически, в силу привычки вести себя так, а не иначе. Аффективное, или реактивное поведение. Аффект – это душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательною. Будучи кратковременным эмоциональным состоянием, аффективное поведение не ориентировано на поведение других или сознательный выбор цели. Состояние растерянности перед неожиданным событием, душевный подъем и энтузиазм, раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия – все это аффективные формы поведения. Два последних вида действия не являются, по Веберу, социальными действиями в строгом смысле слова, поскольку здесь мы имеем дело с осознанным и положенным в основу действия смыслом. Вебер отмечает, что описанные четыре типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения, однако их можно считать самыми характерными. Описанные Вебером типы социального действия – это не просто методологический прием, удобный для объяснения. Вебер убежден, что рационализация рационального действия – это тенденция самого исторического процесса. Рационализация – это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно: античная наука, рациональное римское право Р. Линтон Вопросам социального статуса и социальной роли много внимания уделял Ральф Линтон (1893-1953), американский антрополог, большинство работ которого были этнологическими и посвящались Мадагаскара и Полинезии. В своей работе "О статусе и роли" он пишет о том, что функционирование общества зависит от наличия определенных образцов (моделей) соответствующего поведения индивидов или групп индивидов. Различные позиции в этих моделях (образцах) поведения называются статусами. Понятие статуса означает определенную позицию в отдельной структуре. Таким образом, индивид имеет много статусов. Статус конкретного индивида состоит из суммы всех статусов, которые он занимает. Так, например, статус мистера Джонса - это комбинация всех его статусов, которые он как гражданин, как юрист, как человек миссис Джонс. Статус, который занимает индивид, это простой набор прав и обязанностей. Для нас достаточно сложно удерживать дистанцию между статусом и человеком, его имеет и использует права и обязанности, что его составляют. Взаимоотношения между статусом и индивидом похожи на взаимоотношения между водителем автомобилю и местом водителя в машине. Место водителя является постоянным с его возможностями действия и контроля, а водитель может быть вызван семьи и может использовать эти возможности очень хорошо или очень плохо. Есть статус - как бы постоянный, а индивиды могут меняться. Роль представляет собой динамический аспект статуса. Каждый индивид имеет свое социальное назначение, то есть имеет назначенный ему набор статусов. Когда он использует права и исполняет обязанности, которые составляют его статус, он играет роль. Роль статус е неразделимыми. Не существует ролей без статусов, как и статусов без ролей. Каждый индивид имеет серию ролей, вытекающих из различных структур, в которых он участвует. Эти роли определяют то, что он должен делать для общества и общество может ожидать от него. Статусы роли неотделимы от тех структур, которые их задают. Так, например, если мы футбольной командой, то позицию защитника нецелесообразно отделять от других позиций, поскольку сама по себе она ничего не стоит. Но с точки зрения самого защитника она отделена. Эта позиция определяет, какое место он занимает в команде и что он будет делать в течение всей игры. Эта его позиция ограничивает и определяет его деятельность. Подобным образом в случае взаимосвязи работодателя и наемного работника: их статусы определяют, что они должны знать и делать. Работодателю не обязательно знать приемы труда наемного работника, а наемному работнику вовсе не нужно знать методы управления. Чем лучше индивиды приспособлены к своим статусам, тем стабильнее будет функционировать общество. Индивидов заранее готовят к определенного статуса, но он может соответствовать одному статуса и вовсе не отвечать другому. В каждой социальной системе есть роли, которые невозможно просто привить, для успешного их выполнения они требуют большего. Так, например, совершенные методы не делают скрипача большим, как и полное знание тактических приемов не делают большим генерала. Использование особого таланта индивидов является очень важным для общества, но в большинстве ролей индивида можно подготовить. Общество сталкивается с дилеммой развития двух статусов: приписываемых и приобретенных. Приписываемые статусы - это те, которые предоставлены индивидам безотносительно к их врожденных различий или способностей. Приобретенные статусы - те, которые требуют как минимум особых качеств. Они достигаются благодаря соревнованиям и индивидуальным усилиям. Р.Мертон Роберт Мертон - представитель структурно-функционального направления в социологии. На него оказали влияние работы М. Вебера, Э. Дюркейма, Т. Парсонса, учеником которого он был. Лейтмотив его работ - тема социальной структуры и ее влияние на социальное действие (анализ бюрократической организации). Задача социологии по Мертону: ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых положений о структуре общества и его изменениях, о поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения. Разработал более конкретную и действенную концепцию соц. структуры. Основные компоненты этой структуры: статусы, роли, ролевые и статусные установки, нормы ценности, институты, коллективы, группы, организации, интересы. Любая соц. структура ассиметрична и сложна: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжение, противоречия. Соц. структура является многомерной комбинацией трех уровней: нормативный, вероятностный, идеальный. В центре трех уровней находится индивид и его действия. Соц. статус – структурное размещение индивида на всех его уровнях. · Нормативный уровень – набор соц. ожиданий в отношении поведения индивида, то, что общество ожидает от человека в конкретной роли. · Вероятностный – каждый статус имеет набор шансов, возможностей, льгот, доступных для индивида. Идеальный – каждый статус имеет соответствующий набор убеждений, взглядов, жизненных принципов, характерных для определенной группы. Мертон анализирует проблему в неясности отношений между сознательными мотивами, которые руководят соц. действием и объективными последствиями этих действий. Структурно-функциональный анализ сосредотачивает своё внимание прежде всего на объективных последствиях. Вводит понятия явные и латентные функции. (Функция – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют оптации и приспособлению данной системы; Дисфункция - это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление как адаптацию систем; Явные – это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерение и осознавались участниками системы; Латентные – те объективны последствия, которые не входили в измерение и не были сознаны.
Эти разграничения были введены, чтобы исключить смешивание соц. мотивации со. Поведения и его объективных последствий. Это позволяет понять соц. поведение, которое на первый взгляд кажется иррациональным, помогает соц. интерпретации многих видов соц. действий.
Понимал общество – как особый вид объективной реальности, что действие индивидов рационально и сознательно мотивировано. Социальные явления как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающих и рациональный выбор. Введенные им понятия служат снятию напряжения, возникающих при анализе эмпирических фактов. Недостатки: консерватизм и утопизм взглядов на соц. жизнь, не объясняет соц. изменения. Развитие теории аномии Аномия - это ситуация в обществе, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. Мертон занимался разработкой понятия аномии вслед за Дюркгеймом. По представлению Дюркгейма, люди могут быть счастливы только тогда, когда их желания соразмерны их средствам. Предоставленные самим себе, человеческие желания не имеют пределов, и это свойство человеческой натуры наряду с неизбежной ограниченностью ресурсов делает людей несчастными или приводит их, в конечном счете, к самоубийству. Способ, при помощи которого общества справляются с проблемой недостижимых целей, заключается в ограничении человеческих желаний и целей нормативными рамками, допускающими постановку лишь тех целей, которые в определенной степени достижимы. Понятие аномии описывает ту ситуацию, когда эти рамки распадаются, цели отрываются от средств, и число самоубийств растет.
Понятие аномии было расширено Мертоном до масштаба общей теории девиантного поведения.
Личность должна приспосабливаться к условиям общества. Способы аномического приспособления: · Конформность · Инновация (Эта форма приспособления вызывается значительным культурным акцентированием цели - успеха и заключается в использовании институционально запрещенных, но часто бывающих эффективными средств достижения богатства и власти или хотя бы их подобия) · Ритуализм (большие притязания влекут разочарование, а малые – удовлетворенность и спокойствие) · Ретритизм (уходят в свой мир, отказываются жить по нормам общества, результат постоянных неудач достижения цели законными способами и неспособности прибегнуть к незаконным способам в следствие внутреннего запрета) · Мятеж (отчуждение от господствующих целей и стандартов, это побуждает создавать новую, видоизмененную социальную структуру)
Данная типология приспособления личности охватывает экон., политические и профессиональные параметры поведения личности. Вывод: любая социальная структура естественным образом разрушает личность, приводя ее к аномическому состоянию, которое глубоко противно человечекой натуре. Стремясь восстановить себя как личность, она вырабатывает эти реакции, при которых личность может приобрести определенное равновесие. Т.Парсонс Парсонс задался вопросом: "Что усваивает человек в процессе социализации?" "Главные культурные образцы" (сейчас вместо этого, уже устаревшего, термина говорят об артефактах), которые создаются многими поколениями людей, отражают характер и культуру нации и "никогда не являются принадлежностью одного или нескольких индивидов". Правила поведения, речевой этикет или научные теории – плод коллективного труда, которыми лично никто не владеет и которые каждый человек может усвоить в процессе обучения. Разумеется, у всех или большинства культурных артефактов есть свои авторы. Но что может поделать с ними отдельный человек? Разве что внести "побочное творческое (созидательное или разрушительное) изменение". В теории Парсонса личность и социальная система рассматриваются как взаимно дополняющие миры, хотя при этом он подчеркивает, что система предопределяет личность. Индивид со всех сторон, подобно волку в загоне, окружен общими нормами, стандартами, образцами и системами. Он вроде и не принадлежит сам себе. У него, как у солдата в армии, все чужое. Можно сказать, что человек – лишь индивидуальная матрица общепринятых норм и правил. Умрет он, и никто о нем не вспомнит. Появятся другие винтики в общественном механизме, которые будут представлять собой точно такой же унифицированный социальный материал. Выдающиеся личности, поправшие общественные нормы, способные перекраивать историческую карту и низвергать в прах общественные системы? О них Т. Парсонс и не вспоминает. Они не нужны социологу, ибо мешают ему разглядеть общий порядок вещей. Человек для Парсонса вовсе не человек в общепринятом смысле – со своими заботами, неприготовленным завтраком, незаплаченными налогами, пропахший потом и не умеющий выражаться литературным языком, – а некий голиаф, гигантский образ абстрактного воплощения общечеловеческих черт. А как еще его мыслить, если четырьмя подсистемами человеческого действия Парсонс называет организм, личность, социальную и культурную системы. Куда все это поместится у обычного, ростом 1,76 м, весом до 90 кг и хромающего на одну ногу человека? Вот почему личность для Парсонса образует всего лишь "аналитически независимую систему". Аналитической системе под силу вместить в себя то, что не помещается в нормального индивида. Скелетом общества, и Парсонс об этом догадался каким-то шестым чувством, должно быть нечто неподвижное, незыблемое. Тогда все встанет на свои места: подвижные функции вокруг неподвижной структуры. В этом есть известная логика. Особенно, если скелет и мясо общества выразить на языке социологических понятий, поскольку биологическое представление о них уже существовало. Наилучшим кандидатом на роль неподвижного скелета выступает система социальных норм и статусов. Подобно кристаллической решетке, они образуют структурную основу общества. Парсонс так и поступил. Нормативный порядок – вот правильное социологическое наименование структуры общества. В этом понятии соединились два ключевых элемента – социальный порядок, загадку которого Парсонс взялся разрешить в самом начале карьеры, и социальные нормы, выражающие неизменные правила поведения, которые признаются всеми или большинством населения и на этой основе приобретают законную силу, т.е. становятся легитимными. Человек упорядочивает свой мир, приобретает знания и опыт, обобщает их с помощью символических средств. Иначе говоря, он систематизирует социальную реальность, создаст социальные институты, которые облегчают его жизнь. В результате оказывается, что наш мир является упорядоченным, а порядок, в свою очередь, является результатом систематизации, которую человек осуществил с помощью своих действий. Цикл социального бытия замыкается: социальное действие начинает его, ибо человек разворачивает обустройство окружающего мира с этого действия, а, упорядочив свое бытие, т.е. создав социальные институты, культуру, социальную структуру общества, человек создаст тем самым благоприятные условия для разворачивания социального действия во всех сферах общества. Каждый элемент общества или событие понимаются Парсонсом как часть общей системы социального действия (general action system). Социальное действие пронизало собой все что только можно. Принимая решение, человек, по существу, наводит порядок в окружающем мире, и разрозненные факты сводит в систему, т.е. систематизирует данные. Он систематизирует социальную реальность, создавая инструменты этой систематизации – социальные институты. В результате оказывается, что наш мир является упорядоченным, а порядок, в свою очередь, является результатом систематизации, которую человек осуществил с помощью своих действий. Таким образом, мышление человека по природе системно, равно как и окружающий мир. Кстати сказать, и само общество, по большому счету, есть продукт мыслительной деятельности. Не удивительно, что Парсонс находит системы на каждо< ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|