Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взаимодействие и производство культуры.





Социально-культурное многообразие современного мира рождает проблему взаимодействия культур. Необходимо понять, как возможно взаимодействие, направленное на сосуществование, а не конфронтацию и столкновение, при сохранении национально-культурной самобытности и цивилизованного разнообразия человечества.

Взаимодействие культур в принципе могут быть:

· нейтральными, когда они сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются;

· альтернативными или контркультурными, когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты;

· конкурентными, состязательными, когда в процессе саморазвития и борьбы за прозелитов (привлеченных новых приверженцев) культуры могут смешаться в область альтернативности и конфликтные отношения.

Производство культуры – от появления новой идеи, вещи, модели через её воплощение, исполнение, апробирование и до её обнародования и принятия членами сообщества – представляет собой сложный и длительный социальный процесс, в котором участвует множество людей. Среди них: собственно деятели культуры – дизайнеры, художники, ученые, композиторы, писатели, одним словом представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых – создание новых элементов культуры; первые исполнители, интерпретаторы, демонстраторы, с деятельностью которых связано превращение новой идеи в культурный образец; «культурные стражники» - книжные издатели, редакторы, цензоры, диск-жокеи, кинокритики, ведущие популярных программ, владельцы художественных галерей, музейные администраторы, т.е. те кто как бы «стоит у ворот», регулируя проникновение новых элементов культуры в общество и от кого (как от исполнителей) зависит, что и как будет показано публике, вызовет ли это её интерес, привлечет её внимание; наконец, массовая публика, общественные вкусы которой во многом определяют популярность тех или иных продуктов культуры (фильмов, книг, музыки и т.д.).

Функции культуры в социуме таковы.

Преобразовательная функция. Человек преобразо­вывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жиз­ненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Из­меняя природу, приспосабливая ее к своим потреб­ностям, человек в то же время преобразует себя.

Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и уг­лубление знаний о свойствах вещей, явлениях внеш­него мира и законах его развития. Без этих знаний не­возможно преобразование и освоение природы чело­веком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное по­знание. Она дает целостную картину познания и ос­воения мира.

Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение яв­лений, ставших объектами культуры, с целью опре­деления их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все выше­перечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует по­средством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.

Функция исторической преемственности, переда­чи социального опыта. Культура сохраняет и пере­дает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму че­ловеческой памяти.

Коммуникативная функция. Культура обеспечива­ет духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.

Ценностно-ориентационная функция. Являясь си­стемой материальных и духовных ценностей, культу­ра дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, спра­ведливость и др.

Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, уме­ния, навыки, а также моральные принципы и др.

Культура формирует личность в процессе усвоения социального опыта, необходимого для выполнения предназначенных социальных функций.

 

Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Другими словами, стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных.

Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой".

Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров.

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

 

Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми.

Процесс коммуникации легче всего представить в ее наиболее простой форме, то есть как сообщение и передачу определенных данных. Но любая информация передается с помощью той или иной системы знаков. Для этого необходимы отправитель, получатель, инстанция посредничества. Отправитель зашифровывает свою информацию с помощью кода или знаковой системы. Взаимопонимание между партнерами по коммуникации в этом случае может быть достигнуто только тогда, когда между ними заранее было установлено содержание и значение используемых кодов и знаков. Успех коммуникации достигается лишь в том случае, если участники коммуникации обладают общей возможностью интерпретации определенного знака. Эти процессы являются важнейшими элементами коммуникативного акта. Поскольку человек не владеет телепатией и не способен передать электрические импульсы непосредственно из своего мозга в мозг партнера, то возникает необходимость зашифровать свои мысли, чтобы потом передать их вербально или невербально. При межкультурной коммуникации каждая культура представляет собой систему кодов, которая распространяет свое действие на повседневные отношения, социальные и культурные нормы и т.д. Эти кодовые системы культур, как правило, несопоставимы между собой или в лучшем случае сопоставимы только ограниченно. В связи с этим в процессе коммуникации приобретает важное значение проблема кодирования и декодирования информации

 

Коммуникативные технологии — это не только носитель информации как, например, книга, но мысленное оформление сообщения в виде текста или изображения. Раз коммуникативная технология описывает мир под своим углом зрения, то она каждый раз создает на выходе иную модель мира. Эта модель мир, воздействуя на мозги людей, начинает формировать реальный мир под свое описание. Человек в принципе видит то, что внесено в модель мира, и не видит того, чего там нет.

Касториадис говорит, что произведение искусства дает форму хаосу, тем самым совершая переход от хаоса к космосу [5]. СМИ мы также можем трактовать по его модели «окна в хаос». Все время идет перевод многофакторного феномена в реальном мире в однофакторный в мире информационном. Поэтому возникает множественность описания одного и того же события, все из которых являются правдивыми, но они при этом могут противоречить друг другу. Правда 1 может не совпадать с Правдой 2, хотя они и описывают один объект.

СМИ являются наиболее распространенной технологией, формирующей массовое сознание. Для каждого отдельного человека они является максимально объективной технологией. Однако это описание делается, исходя из модели мира, принятой в данном сообществе (например, разведчик — шпион или сепаратист — ополченец). Принятая и разделяемая смысловая матрица в принципе не позволяет понимать, как это выглядит в другой матрице.

П. Лазарсфельд и Р. Мертон назвали три функции массовой коммуникации [6]: присвоение статуса, укрепление социальных норм и наркотизирующая дисфункция. Они назвали это дисфункцией, поскольку ее результатом является состояние политической апатии и инертности граждан.

Работа этого механизма описывается ими следующим образом: «Доступность информационных потоков для рядового слушателя или читателя в зачастую способствует их усыплению, наркотизации, нежели активности. Все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию и, соответственно, меньшая часть может быть уделена организованному социальному действию. Индивид читает сообщения о проблемах и даже может обсуждать альтернативные варианты действий. Однако все это в значительной мере относится к области интеллектуальной. Тем самым не происходит даже отдаленной активизации организованного социального действия. Гражданин может быть доволен своим высоким уровнем интереса и информированности и не замечать свою оторванность от принятия решений и действий. Короче говоря, он рассматривает свои вторичные контакты с миром политической реальности — чтение, прослушивание, размышления — как замещающее действие. Он делает ошибку, отождествляя знания о проблемах дня с действиями в отношении них. Его социальное сознание остается абсолютно чистым. Он находится в курсе дела. Он информирован. Он имеет массу идей о том, что должно быть сделано. Однако, после того как он пообедал, прослушал свою любимую радиопрограмму и прочел вторую за день газету, приходит время отходить ко сну».

Следует отметить, что Интернет многократно усилил описываемую тенденцию порождения пассивности населения, когда человек, «отметившийся» в комментах, чувствует себя политическим деятелем.

СМИ создают модель мира, облегчающую управление. По этой причине достаточно часто ради картинки на экране происходят события в реальной жизни, хотя мы все считаем, что действует обратная зависимость. Советская модель была еще более сложной. Как считалось, «сегодня в газете, завтра — в куплете», и это говорит о том, что в куплете не могла появиться жизнь, а только та жизнь, которая описана, то есть сконструирован газетой, то есть отражалась не жизнь, а газета.

Использование Интернет по сути дела представляет собой реализацию прикладных функций Сети. Не будем рассматривать коммерческую эксплуатацию, а обратимся к бесприбыльным областям применения Интернет:

А. Образование. Учителя общеобразовательных школ охотно используют Интернет для общения друг с другом и с родителями своих учеников для обмена профессиональным опытом, иногда обращаются к ресурсам Сети, чтобы обогатить содержание уроков, но многие педагоги настороженно относятся к стремлениям детей углубиться в виртуальное пространство Интернет, опасаясь нежелательных последствий. Другое дело – средняя специальная и высшая школа.

Здесь активно разрабатывается идея дистанционного обучения, суть которого состоит в замене физического перемещения студентов к источникам знания на виртуальное перемещение знаний к студентам. Дистанционное обучение особенно привлекательно для заочного образования. Большинство вузов имеют в Интернет свои сайты, где размещаются не только рекламно-ознакомительные материалы, но и электронные версии учебных пособий, методические материалы, контрольные задания и т.д. Существуют привлекательные проекты виртуальных вузов, предусматривающие мобилизацию лучших преподавателей и специалистов региона для участия в педагогическом процессе.

Б. Библиотеки используют телекоммуникационные возможности Интернет: 1) для обслуживания читателей в режиме теледоступа, без посещения читальных залов; правда, авторское право не допускает размещение на библиотечных серверах текстов первоисточников, но зато поиск информации в электронных справочниках, энциклопедиях и библиотечных каталогах вполне доступен; 2) для библиотечной кооперации в виде обращения к электронным каталогам других библиотек, скачивания библиографических записей из центра каталогизации, передачи фрагментов баз данных, заказа литературы в книжных магазинах, книгообмена и др.; 3) для развития профессиональных контактов с отечественными и зарубежными коллегами путем: электронной почты, подписки на тематические листы рассылки, телеконференций и т.п.Библиотечные работники высоко оценивают колоссальные информационные ресурсы Интернет, но склонны рассматривать их как дополнение к справочно-библиографическим фондам, но не как их замену.

В. Музеи используют свои серверы для предоставления следующих услуг: справки об адресах, часах работы, телефонах; предварительный заказ билетов и организация экскурсий, публикация анонсов выставок и коллекций; проведение дискуссий специалистов и любителей искусства и др. Реализуется проект «Музеи России», который ставит задачи: открыть миру Российское культурное наследие, способствовать росту культурного туризма в Россию; развивать дистанционное образование; формировать среду общения для музейных специалистов. Создан «Всероссийский реестр», включающий более двух тысяч музеев, многие музеи располагают сайтами, раскрывающими их экспозиции.


РЕЛИГИЯ

Методологическая проблема социологического определения религии. Объяснение сущности, роли и функций, причин появления религии (К.Маркс, О.Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Структурно-функциональный анализ религии (Т. Парсонс). Религия как элемент социальной системы, ее взаимосвязь с другими социальными институтами (образование, наука, семья) и сферами жизни общества (экономика, политика). Функциональность и дисфункциональность религии, «латентные» функции религии (Р.Мертон). Религия и социальная стратификация. Религия и социальные конфликты (Э.Дюркгейм, К.Маркс, М.Вебер).

Понятие духовности и ее трактовки в современном обществе. Соотношение религии и культуры в современном обществе. Проблема сохранения светского характера образования.

Типология религиозных организаций: церковь, деноминация, секта. Религиозность: понятие, типы, уровни. Тенденции и проблемы функционирования и развития религии в постиндустриальном обществе.

 

Согласно социологической теории, основоположниками которой являются Э.Дюркгейм и М.Вебер, религию создало само первобытное человеческое общество. в каждом племени или общине первых людей существовали правила и законы, по которым жили все члены племени. именно эти нормы и легли в основу религии, а верование в сверхъестественные силы возникло для того, чтобы удовлетворить духовные потребности человека. главным предназначением религии по социологической теории является обеспечение влияния общества на отдельного индивида.

«Марксистская» теория. основоположниками данной теории являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. сторонники данной теории уверены, что религия является следствием несовершенства человеческого общества, и ее создали господствующие слои общества для того, чтобы с помощью верований управлять жизнью общества. в марксистской теории религия рассматривается как инструмент управления человеком, и сторонники этой теории уверены, что религия исчезнет, как только исчезнет социальная несправедливость.

По О.Конту, сущность религии состоит лишь в том, что человек при ее помощи ищет разъяснения мировых явлений, когда еще не имеет возможности понять их чисто научно, как действия вечных и неизменных законов природы. По учению Огюста Конта и его последователей, религия не есть даже и низшая ступень человеческого знания, ибо религия предполагает лишь фиктивное, не соответствующее действительности, следовательно, неистинное, даже ложное объяснение явлений природы. Конт рассматривает прежде всего основные общественные институты — семью, государство, религию — с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции. В отличие от Маркса О. Конт, основоположник позитивизма, с присущей ему верой в науку пришел в конечном счете к заключению, что общество, которое в результате революционных потрясений и наполеоновских войн пришло в XIX в. на смену феодальному, оказалось неспособным обеспечить социальный мир и без религии эту задачу решить нельзя. Но только не тех религий, которые пришли из прошлого, а совсем новой религии - основанной на культе человечества как единого "Великого существа".

Э. Дюркгейм определяет религию как “целостную систему верований и обрядов, относящуюся к священным, т. е. отделенным (от обычных вещей), запретным вещам, – верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует”. По сути, это такое определение религии, которое исключает представление о сверхъестественном. Религия существует не потому, что существует индивид, размышляющий о мире, а потому, что существует общество, реальность особого рода, отличная от суммы составляющих его индивидов. Социальная жизнь, согласно Э. Дюркгейму, по самой природе своей является коллективной. Переживание членами общественной группы объединяющей их связи с “высшей силой”, представленной тотемом, ритуальная деятельность, совместные обряды, в том числе в таких жизненных ситуациях, как рождение, брак, смерть, укрепляют чувство групповой солидарности. Носителем религии является "коллективное сознание" группы. Религия обеспечивает интеграцию внутри группы единоверцев; объединяя их на основе общей веры, она противопоставляет их тем, кто находится за пределами этой веры.

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864—1920) пользовался методологией понимающей социологии. Такой метод был нацелен на конструирование системы понятий, фиксирующих определенный момент социальной реальности логически непротиворечиво и рационально. М. Вебер провозгласил принципы свободы от оценочных суждений и отнесения к ценности. Эти принципы позволяли исследователю сохранять интерес к объективной истине, не отказываясь от своих жизненных убеждений. Вслед за К. Марксом и Э. Дюркгеймом М. Вебер обратился к исследованию капиталистической системы. Ученый видел в капитализме такую общественную систему, где нашла наиболее полное выражение экономическая рациональность человеческого поведения. Элементами системы стали рационализация религии (протестантизм), рационализация власти (бюрократия) и так далее. Вебер пропагандировал интеграционистский подход к религии, хотя связывал религию с конфликтом и представлял ее в первую очередь как фактор социального изменения. Интеграционистский подход подвергался критике за односторонность, исключительное внимание к институтам, обеспечивающим целостность и стабильность общества, игнорирование конфликтов и дезинтегративных тенденций, связанных с религией. Однако со временем эти подходы начинают восприниматься социологами как взаимодополняющие. На этой основе получил развитие неоэволюционизм (Т. Парсонс, Р. Белла). Вместе взятые обозначенные подходы - анализ религии как "социального факта" (Дюркгейм) и как "социального действия" (Вебер) - дали возможность достаточно полно понять социальную структуру и функции религии на макросоциологическом уровне.

Функциональный анализ религии получил дальнейшее развитие в социологической школе "системного функционализма", связанной в первую очередь с именем Т. Парсонса. Он исходит из того, что основной проблемой социологии как теоретической дисциплины является проблема интеграции социальных систем: социология занимается лишь одним, преимущественно функциональным аспектом социальных систем, а именно изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции, равно как и силы, благоприятствующие интеграции или же препятствующие ей.

Каждая социальная система обладает набором из четырех основных функций: адаптация, целедостижение, интеграция и "удержание образца" (сохранение и совершенствование культурных принципов как образцов поведения).

Условия существования любой социальной системы вне зависимости от ее уровня и масштаба обеспечиваются решением как внутренних задач системы, так и взаимодействия с другими системами. Все социальные системы должны быть совместимыми с другими системами и получать от них поддержку. Таким образом, требуется интеграция как внутри каждой системы, так и между системой и ее внешней средой в качестве условия сохранения системы.

 

Опираясь на идею М. Вебера о решающей роли религиозных ценностей в развитии европейского капитализма и науки, американский социолог Р. Мертон показал, что основные ценности господствующей в Англии XVII в. пуританской религиозной морали (полезность, рациональность, индивидуализм, "антитрадиционализм", "земной скептицизм") оказали стимулирующее воздействие на научные открытия видных английских ученых той эпохи. Р. Мертон утверждал, что предпосылками возникновения науки как социального института являются не экономические, а духовные источники, подчеркивая решающую роль пуританской религии и морали в становлении европейской науки Нового времени.

 

Духовность человека – очень сложное и многогранное понятие, охватывающее одновременно несколько сторон личности человека.

Иисус Христос сказал: «Счастливы осознающие свои духовные потребности» (Матфея 5:3)

«Церковь – деноминация – секта». На американском континенте научным кругам и общественности церковно-сектовую дихотомию представил третий классик раннего периода – Ричард Нибур. Он исключил из типологии Э. Трельча понятие «мистика», а «церковь» и «секту» рассматривал уже не как две независимые категории, а как полюса одного континуума. В 1929 г. в своей работе «Социальные источники деноминационализма» «ученый утверждал, что существует постоянный процесс зарождения сект в церкви, отделения от нее и последующего постепенного превращения отколовшихся сект снова в церкви».

«Церковь – деноминация – секта – культ». Если Ричард Нибур стремился применить связку «церковь – секта» к американской религиозной среде, то позднее (1932 г.) Говард Бэккер на ее основе попытался классифицировать более широкий спектр христианских организаций в комплексную социологическую типологию. «Он последовал путем Р. Нибура и создал собственную типологию в конкретном контексте протестантизма». В итоге уже имеющаяся цепочка «церковь – секта – деноминация» была дополнена четвертым звеном – «культ». «Под культом Г. Бэккер понимает разреженный,недолговечный и не стремящийся к самосохранению тип социальной структуры, принадлежность к которой определяется свободным решением индивида следовать определенным религиозным верованиям и практикам ее характеризующим».

 

Типология М. Йингера. Поэтапно совершенствуя свою типологию, М. Йингер
выделил шесть типов [7]:
1) универсальная (вселенская) церковь,
характеризующаяся высокой степенью интеграции и удовлетворения большинства запросов своих членов;
2) экклесия – та же универсальная церковь, но застывшая в своем развитии и удовлетворяющая, в основном, запросы властных структур;
3) деноминация с признаками церкви и секты;
4) укоренившаяся секта – небольшая бескомпромиссная религиозная группа, долгое время сохраняющая свои сектантские характеристики;
5) секта – небольшая религиозная группа, которая в зависимости от реакции на существующий социальный порядок может относиться к одной из трех подкатегорий:
а) принимающие порядок;
в) агрессивные (сопротивляющиеся);
г) эскапистские (пассивно уклоняющиеся);
6) культ – также небольшая религиозная группа со слаборазвитой структурой, возглавляемая харизматическим лидером.

 

Типология Б. Уилсона. Брайан Уилсон рассматривал секты как идеологические движения, целью которых является поддержание и, по возможности, распространение определенных идеологических положений

1) конверсионистские секты сосредоточены в евангелизме в форме христианского
ортодоксального фундаментализма и имеют вид пятидесятнического движения. Все их усилия сосредоточены на исправлении испорченной природы человека путем массового обращения в свою веру. Характеризуются повышенной эмоциональностью и буквальным пониманием священных текстов. К социально-политическим преобразованиям в обществе – равнодушны;

2) революционные, или адвентистские секты сфокусированы на скором переустройстве мира под руководством Бога. Прием
в организацию не зависит от опыта обращения, главное – знание основополагающих
доктрин и дисциплина. Видят себя инструментом в руках Бога, к государственному
устройству и обществу в целом относятся
агрессивно;
3) интерверсионистские, или пиетистские секты концентрируют внимание своих
адептов на личной святости и уходе от всего мирского. Характеризуются индифферентным отношением к проведению социальныхпреобразований и распространению своего учения в мире. Ко всем, не входящим в секту, относятся с презрением;
4) манипулятивные или гностические секты выдвигают эксклюзивный набор мистических верований. Претендуют на обладание гносисом – универсальным знанием, который за определенную плату священникипреподаватели открывают адептам. Культурные стандарты окружающего общества принимаются;
5) чудотворные секты заняты поиском мистико-религиозных ответов на индивидуальные запросы человека путем общения с духами мертвых, индукции измененных состояний сознания; проведением операций, подобных «чистке кармы», «подключению к энергетическим потокам космоса». Учение, как таковое, отсутствует, к преобразованиям
в обществе безразличны;
6) реформистские секты – любые из вышеперечисленных, которые в результате
внутренней трансформации переключились на активное участие в решении социальных
проблем и нужд окружающего общества. От благотворительных обществ они отличаются
сохранением сектантской структуры;
7) утопические секты более радикальны, чем реформистские, потенциально менее
жестоки, чем революционные и более конструктивны на социальном уровне, чем конверсионистские. Свои цели пытаются достигнуть, объединяясь в «идеальные» коммуны, жизнь в которых удовлетворяла бы всем
запросам индивида.

Религиозность

Рассмотрим несколько определений религиозности.

1. Религиозность понимается как воздействие религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и социальных и демографических групп (Угринович).

2. Религиозность трактуется как определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний (Ж. Т. Тощенко).

3. Религиозность определяется как качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений (Яблоков).

Именно религиозная вера, возведенная в ранг ценности, выступает тем универсальным индикатором, который позволяет отличить религиозного (верующего) человека от человека арелигиозного (неверующего), суеверного или квазирелигиозного (верующего в таинственные свойства предметов, явлений и процессов окружающего мира, в магическую силу отдельных людей).

Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, т. е. признание, наряду с реальными природным и социальным бытием, второго, потустороннего мира, в котором находят своё идеальное разрешение все противоречия земного бытия.

Атрибутом религиозного сознания выступает специально культивируемый нравственно-эмоциональный акт - акт веры.

Религиозная вера складывается:

1) из убеждения (веры) в истинности основ религиозного учения;

2) знания религиозных догматов;

3) признания и следования религиозным нормам нравственности;

4) обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний.

Вера - свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и во многих других формах сознания. Спецификой религиозной веры является ее объект - идея Бога, главная и самоценная идея, из которой выводятся все остальные. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая могла бы сравниться с идеей Бога по продолжительности воздействия и комплексу ощущений, чувств и побуждений, которые с нею связаны.

Выделяют два уровня религиозного сознания:

• религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов);

• религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).


 

НАУКА

 

Наука как социальное явление, роль науки в развитии общества. Наука как специфический тип знания, познавательная деятельность и социальный институт. Истоки социологии науки: М. Шелер, Э. Дюркгейм, М. Вебер (социология познания), К. Маркс (социология знания и познания). Концепция социологии науки Р. Мертона: недостатки и преимущества. Параллельные исследования науки Т. Кун, К. Поппер. Исторические формы науки. Наука как профессия. Социальная система научного сообщества, «невидимые колледжи». Цели науки, «императивы научного этоса», амбивалентность ученого. Наука в России в эпоху перемен: проблемы и перспективы.

 

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

• разделение и кооперацию научного труда;

• научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

• методы научно-исследовательской работы;

• понятийный и категориальный аппарат;

• систему научной информации;

• всю сумму накопленных ранее научных знаний.

История науки

С развитием письменности в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.

Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Научное сообщество

Совокупность занимающихся наукой людей составляет научное сообщество. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные учреждения, и общественные организации, и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах, эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими задачами научного сообщества являются признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных работников.

Образ жизни и мировоззрение людей научного сообщества могут существенно отличаться от распространённых в обществе. Считается, что сейчас в научном сообществе преобладают атеистические и скептические воззрения. Проведённые в 1990-х годах исследования показали, что лишь 7 % членов американской Национальной академии наук и 3,3 % членов академии наук Великобритании оказались верующими. В то же время, согласно общенациональному опросу, верующими считают себя 68,5 % населения Великобритании. Если брать американских учёных в целом, то количество верующих составляет около 40 % и почти не меняется со временем. Среди преподавателей американских университетов доля верующих составляет уже до 73 %. По данным, опубликованным в июне 2005 года исследователями из университета Чикаго, 76 % американских докторов считают себя верующими. История науки свидетельствует об изменчивости господствующих представлений и доктрин в науке, а также об их зависимости от политической конъюнктуры соответствующего государства или исторического периода.

Учёные

Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. Основной формальный признак признания квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. Доклад на всероссийских и международных научных конференциях приравнивается к научной публикации, однако для соискателей учёной степени существует ряд ограничений. В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК. Однако даже среди авторитетных изданий и конференций существует понимаемая не вполне однозначно система приоритетов. Как правило, наибольшим приоритетом пользуются международные издания и конференции, и признание на международном уровне выше национального. Авторитет и признание квалификации учёного связан с его известностью в узких кругах специалистов. Существуют попытки выстроить рейтинги по числу ссылок на работы данного учёного из работ других учёных. Например, среди профессоров в одной и той же области знания лучшим экспертом по отдельному научному направлению считается тот, кто является автором публикаций именно по этому направлению. А если оба автора (в одном учёном звании) работают по одному и тому же направлению науки, то лучшим экспертом будет тот, на чьи р<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.