Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы становления глобального общества





Глобальное общество в своем становлении имеет следующие этапы.

Начинается оно с укрепления индивидуальной идентичности в рамках национальных государств. Это называется демократизацией и социальной модернизацией. Коллективная идентификация с нацией и, соответственно, с государством постепенно уступает место строго индивидуальной идентификации. Гражданское общество набирает силы. Демократические национальные государства становятся все более демократическими и все менее национальными.

Далее, достигшие высокого уровня демократизации и модернизации государства-нации сливаются в одно наднациональное образование, которое превращается в основу постнационального демократического сверх-государства. (Этот этап мы видим реализованным на практике в современном Евросоюзе.)

Пока наконец все общества и государства не достигнут высокого уровня демократизации и не объединятся в единое мировое государство (Global State) с единым мировым правительством (World Gouvernement). Граждане этого планетарного государства — Космополиса — будут только гражданами мира, и сам статус гражданина будет полностью приравнен к статусу человека. Эта идеология получила название права человека. Она подразумевает именно концепт глобального гражданства или глобального общества.

Влияние глобализации сказывается на внутренних и внешних функциях государства. Внутренние функции государства интернационализируются, т.е. за счет тесного взаимодействия государства с другими государствами они приобретают международный аспект, и соответственно, взаимосвязь внутренней и внешней политики государства. В результате можно сделать логический вывод, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, задачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества. Поскольку каждое государство не существует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, необходимостью участвовать в решении глобальных проблем. Следовательно, они должны согласовывать свои интересы с общими интересами данного сообщества.

Так, глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции под углом зрения обязанности де-

мократического государства обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом. Можно согласиться с мнениями многих ученых в том, что в наше время происходит глобализация демократических ценностей.

Глобализационные процессы современности существенным образом отражаются и на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, утверждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате экономической интеграции государств.

В мире за последнее время произошло существенное изменение правил игры. Наряду с традиционными субъектами международных экономических отношений — фирмами и национальными государствами — все большее значение приобретают транснациональные корпорации (ТНК).

В современной экономике (и не только

экономике) ТНК играют системообразующую роль. Их невидимая паутина, опутавшая земной шар, контролирует процессы в мировой экономике и политике, подчас оставляя государственной власти роль безучастного «фиксатора» и механического «штамиователя» уже имевших место событий. «Миру ТНК» нужны только финансовые средства и возможность незаметно, из-за кулис, управлять происходящим на мировой сцене ради получения новых прибылей. Число этих наднациональных образований сегодня колеблется (в зависимости от того, как считать) от нескольких сотен до тысяч. Но и сами ТНК не полностью независимы. Они управляются относительно узкими группами людей, связанных общими экономическими (прежде всего финансовыми) и идеологическими целями. Для этих структур в принципе неважно, в какой отрасли, в каком государстве или регионе действуют подконтрольные им ТНК. Главное, чтобы от них поступала устойчивая прибыль и чтобы поддерживались сложившиеся «правила игры» в мире. Какими средствами — значения не имеет.

В последние годы резко возрос объем международной торговли товарами, расширяется и охватывает все новые отрасли международная торговля услугами, увеличиваются международные потоки капиталов и информации [1]. Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства.

Негативные последствия глобализации в сфере экономики дали основание некоторым ученым утверждать, что процессы глобализации уничтожают основу экономической функции государства и ставят само существование государства как политического института под сомнение.

Нельзя не согласиться с тем, что глобализация экономики резко обострила конкуренцию и дальнейшее углубление международного разделения труда. Внедрение

новых производственных информационных технологий актуализирует проблему уточнения экономической функции современного государства, поиски новых форм его экономической политики.

В то же время, несмотря на повышение влияния на государственную политику транснациональных корпораций, стабильное развитие национальных экономик по-прежнему остается одной из первостепенных задач государственной политики многих государств и заставляет их концентрировать максимальное количество ресурсов именно на этой задаче.

Следовательно, в условиях глобализации сохраняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирование экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потребителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, стимулирование государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в национальном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного контроля за регулированием и развитием экономических процессов с макроуровня на региональный и отраслевой, а также на микроуровень (предприятие). На макроуровне можно прогнозировать тенденцию усиления влияния надгосударственных экономических институтов и концентрацию в них средств и рычагов экономического регулирования. Тем не менее, с отдельных государств не снимается ответственность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние собственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обстановки в стране.

Таким образом, вряд ли можно утверждать, что глобализация вымывает основу экономической функции государства.

Экономическая нагрузка национального государства не уменьшается, а напротив, усиливается; особенно важна роль экономической стратегии в согласовании национальных интересов общества с общими интересами международного сообщества, т.к. от благосостояния каждой страны зависит благосостояние человечества в целом. Именно такую направленность должно иметь развитие глобализации, именно такая результативность способна превратить позитивные предпосылки экономической интеграции в реальность.

Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства — снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Глобализация мировых экономических процессов подвергла кардинальному преобразованию рынок труда и отношения занятости. Зримые тенденции в указанной сфере обусловлены глобализацией рынков производства, возрастанием конкуренции на рынке труда, воздействием новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи. Все это формирует новые условия труда и занятости, например, уменьшает численность используемой рабочей силы, способствует использованию гибкой системы занятости, позволяя переходить от постоянной занятости к частичной, временной работе, работе на полставки, по контракту, к дистанционному наличию рабочих мест (работа на персональном компьютере дома) и т.д. В литературе приводятся следующие данные: в промышленно развитых

странах за последние 10.....12 лет вклад

частичной занятости в общее число работающих составил 50...52 % всего прироста, а в таких странах, как Австралия, Германия, Ирландия, Япония доля частично занятых

достигла 70...80 % всех вновь созданных рабочих мест. При этом на места с сокращенным графиком работы претендуют в первую очередь женщины. И если для мужчин число мест с неполным рабочим днем увеличилось на 10 %, то для женщин — на 32 % [2].

Представляется возможным выделить следующие особенности в организации рынка труда и занятости иод воздействием глобализации:

1) отсутствие гарантий стабильной занятости;

2) возрастание временной занятости и появление новых ее форм, продиктованных технологическими изменениями, например, перемещение трудовой деятельности в виртуальный мир (например, электронная торговля). Это требует меньшего количества работников, но более высокой их квалификации;

3) снижение влияния профсоюзов.

Последняя из перечисленных тенденций может быть объяснена фундаментальными изменениями в характере труда и отношениях между работниками и предпринимателями. Снизился уровень социального партнерства между предпринимателями и профсоюзами по поводу определения условий труда, заключения коллективных соглашений ит.д.

Однако исследователи отмечают, что роль профсоюзов остается положительной и необходимой для сохранения демократии в сфере занятости. Профсоюзы не потеряли статуса наиболее представительных органов работников, в том числе при проведении трехсторонних переговоров. Будущее профсоюзов в значительной степени зависит от организованности тех, кто работает на основе нетипичных форм занятости. Например, в Швеции такие работники объединены в профсоюзы в той же степени, что и занятые на постоянной работе [2; С. 76].

Приведенные факторы заставляют государства пересматривать свою социальную политику и роль в обеспечении социальной защиты населения. В качестве отрицательных последствий глобализации

можно предположить возврат к принципу индивидуализма в области социального обеспечения, согласно которому работа и стабильный доход позволяют накопить сбережения для пенсии по старости и других случаев утраты трудоспособности.

В наибольшей мере глобализация затронула экологическую функцию государства. Как известно, в достижении высокого качества окружающей среды заинтересовано все международное сообщество. Поэтому экологические проблемы приобретают глобальное значение. Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит странам, обладающим высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсным потенциалом. На долю этих стран приходятся значительные масштабы загрязнения природной среды, в том числе проявление «парникового эффекта», изменения климата на Земном шаре. Потребности рыночной экономики ведут к игнорированию правил рационального природопользования, сохранения и освоения лесов, растительного и животного мира. Все это вызывает неблагополучие жизни от негативного воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, отрицательно сказываясь на качестве продуктов питания и, в конечном счете, на здоровье людей.

Необходимо отметить, что в области экологии государства взаимозависимы в наибольшей мере (энергоресурсы, сырье и т.д.). Экологические проблемы имеют планетарное значение, они не исчерпываются пределами одного государства. Поэтому важно наладить активное сотрудничество государств друг с другом, объединить усилия в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия человека на природную среду, принять согласованные экологические решения и упорядочивающие действия.

Что касается функции государства по защите и охране прав и свобод личности, то она имеет не только чисто внутренний, но и глобальный аспект. Права человека являются общечеловеческой ценностью, которая признается всем международным

сообществом. Это предполагает проведение государствами согласованной политики в отношении соблюдения стандартов прав и свобод личности, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами прав и свобод человека и гражданина.

Международным сообществом сформирована универсальная концепция прав человека, уважение которых возведено в ранг общепризнанных принципов международного права. Это возлагает на все государства обязанность соблюдать и гарантировать исторически достигнутые стандарты прав человека, что составляет приоритетную сферу общих интересов международного сообщества. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится иод его юрисдикцией

[3].

Права человека служат главным критерием демократичности государства. Они лежат в основе политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. Интернационализация проблемы прав человека обусловила перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики и права, в признание международной юрисдикции по вопросам прав человека.

Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения.

Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Произошла так называемая интернационализация национальных интересов государств. Так, например, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в том числе в международном сотрудничестве по коллективной безопасности и совместной обороне, поскольку в современных условиях ни одно государство не в состоянии защитить себя в одиночку.

Функция поддержания мирового порядка предполагает объединение усилий государств по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещению оружия массового уничтожения ит.д.

Глобальный правопорядок может быть установлен, но только при условии сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, наркобизнесом, международным терроризмом, торговлей людьми, похищением автомашин, рынком порнографии, сексуальных услуг и пр.

Одним из отрицательных последствий глобализации стал генезис транснациональной преступности с присущими ей качествами интеграции, специализации, появлением преступных сообществ с четкой организацией, обосновавшихся в одном государстве и действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой.

Участие международного сообщества необходимо и в регулировании межнациональных конфликтов, которые нередко сопровождаются нарушением прав человека и, следовательно, требуют международного вмешательства.

Каждое государство имеет внутренние потребности и интересы, которые во многом определяют его внешнюю политику. Формы и методы реализации внутренних и внешних функций существенно различаются. Так, как действует государство внутри своей страны, оно не может действовать во взаимоотношениях с другими государствами. Поэтому представляется преждевременным объединять внутреннюю и внешнюю политику в одну сферу деятельности такого политического института, как государство.

С нашей точки зрения, политическая система для успешной работы должна быстро и эффективно реагировать на появления новых требований, особенно в условиях глобализации. Осуществить это возможно с помощью структурной систематизации и высокой специализации функций институтов политической власти. Каждая политическая структура (законодательная, исполнительная, судебная) должна выполнять четко очерченную функцию. При этом все специализированные структуры должны быть тесно взаимосвязаны и составлять внутренне интегрированную структуру.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.