Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.





Взаимодействие покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга влияние.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Если вы хотите купить музыкальный диск, но не можете себе этого позволить по финансовым сбережениям, то экономисты назовут это желанием, а не спросом. А если у вас есть деньги и готовность истратить их именно на музыкальный диск, то ваше желание превращается в спрос.

При этом спрос и величина спроса – это не одно и тоже.

Величина спроса будет определяться уровнем цены на товар, для чего принято строить шкалу спроса, т. е. таблицу, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам.

Шкала спроса на музыкальные диски:

Поэтому величина спроса – количество товаров и услуг, которые покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Зависимость между ценой (P) и величиной спроса (Q) можно изобразить графически, она будет иметь вид кривой спроса D (рис. 4).

Рис. 4. Кривая спроса

 

Закон спроса утверждает, что при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товара, чем по высокой, т. е. по мере роста цены на товар величина спроса на него будет падать. Вывод: цена и спрос находятся в обратной зависимости.

Помимо цены, на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к сдвигу кривой спроса влево или вправо от первоначального положения. К основным таким факторам можно отнести следующие семь:

1) цены на заменители. Что произойдет со спросом на тенниски, если футболки подорожают? Когда два товара предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, они называются заменителями. И изменение цены одного товара скажется на спросе на другой. Кассеты и компакт-диски являются близкими заменителями. Увеличение цены на компакт-диски приведет к тому, что люди будут стараться заменить их аудиокассетами, и спрос на аудиокассеты возрастет при любой цене;

2) цены на дополняющие товары.

3) климатические или сезонные изменения. Спрос на летние футболки может оказаться гораздо выше, чем на футболки к началу учебного года;

4) изменение доходов.

5) количество покупателей. На спрос на конкретный товар также влияет и количество людей, являющихся участниками рынка данного товара. Спрос на попкорн (воздушную кукурузу) внутри кинотеатра значительно выше, чем на улице, поскольку и попкорн, и кинофильм неотделимы друг о друга;

6) изменения в стиле, вкусах, привычках. Очевидно, что мода меняется. Возможно, футболки исчезнут так же, как и туфли на платформе, чтобы появиться вновь, скажем, в 2015 г.;

7) перспективные ожидания. Как изменится цена в будущем – возрастет или снизится?

График спроса – это всегда кривая линия сверху вниз и слева направо, однако вид кривой и наклон для различных продуктов может сильно отличаться.

То количество товаров, которое продавцы готовы продать по различной цене в конкретном месте и в конкретное время, экономисты называют предложением. Предложение – это зависимость между количеством товара, которое продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.

И аналогично шкале спроса на музыкальные диски можно разработать шкалу предложения, показывающую, какое количество товара по различным ценам предлагают продавцы.

Шкала предложения музыкальных дисков:

 

Аналогично спросу, величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы способны и готовы продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время.

Графическая зависимость между ценой и объемом предложения получила название кривой предложения S (рис. 5).

Рис. 5. Кривая предложения

 

Сущность закона предложения в том, что при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены товара, т. е. чем больше цена, тем больше величина предложения.

Так же как и кривая спроса, кривая предложения может сдвигаться или менять наклон. Если предложение изменится, кривая предложения сдвинется либо вправо (но не вниз), либо влево (но не вверх). Проще говоря, это означает, что продавцы предложат больше или меньше конкретного товара при всех возможных ценах на него. Каждый из нижеперечисленных факторов может оказать влияние на величину предложения.

1. Изменение себестоимости производства.

2. Другие источники получения прибылей. Большинство товаропроизводителей могут выпускать не один, а несколько видов продукции. Если цена на продукт, который еще не производился (но может быть запущен в производство), растет, то производители могут переключиться на выпуск этой продукции. Например, с ростом популярности персональных компьютеров многие мебельные фабрики перешли на выпуск столов, специально спроектированных под компьютеры.

3. Изменения в технологии производства, которые приводят к повышению производительности труда (замена ручного труда машинным) и к увеличению предложения.

4. Цены на другие товары (часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других). Если увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы остается прежней, то предложение пшеницы уменьшается, так как часть посевных площадей, на которых возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой.

5. Изменение количества продавцов (покупателей).

6. Налоги и дотации. Если увеличиваются налоги, то предложение сокращается, а если увеличиваются дотации, то предложение повышается, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо.

7. Перспективные ожидания.

Эластичность - это изменение одной величины под влиянием изменения другой величины.

Ценовая эластичность спроса - это изменение величины спроса под влиянием динамики цены.

Если большое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос называется эластичным.

Если даже очень большое изменение цены вызывает незначительное изменение величины спроса, то такой спрос называется не эластичным.

 

Коэффициент эластичности спроса:


Kэd > 1 - спрос эластичный
Kэd < 1 - спрос не эластичный

 

Факторы, влияющие на коэффициент эластичности:

  • величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар;
  • число конкурирующих продавцов данного товара.

 

Эластичность спроса по доходу показывает изменение спроса при изменении дохода потребителя.

Перекрестная эластичность позволяет измерить насколько чувствителен спрос на продукт а к изменению цены на продукт б.

Эластичность предложения по цене - это изменение величины цены под влиянием динамики цены.

 

При оценке эластичности предложения рассматриваются различные временные периоды:

  1. В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Значит, она абсолютно не эластична.
  2. В среднесрочном периоде фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, т.е. больше нуля.
  3. В долгосрочном периоде фирма может перестроить производство путем замены старого оборудования новым. Эластичность предложения становится максимальной.






ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.