Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Все нормативно-правовые акты могут быть условно разделены на несколько групп.





1. По объему действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

• общегосударственные, распространяющие свое действие на всю территорию государства;

• региональные, распространяющие свое действие на тот или иной регион, округ;

• местные, действующие в пределах отдельной местности.

2. По характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

• акты общего действия;

• акты чрезвычайного действия, действующие только при наступлении исключительных обстоятельств.

3. По кругу лиц, выступающих субъектами конкретных правоотношений, регулируемых тем или иным нормативно-правовым актом, они могут быть подразделены на:

• общеправовые акты, распространяющие свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства;

• специальные правовые акты, распространяющиеся на строго определенный контингент лиц, находящихся на дан-__ной территории (законодательные акты о статусе военнослужащих, о государственной регистрации юридических лиц и. т. д.).

4. По содержанию нормативно-правовые акты могут быть подразделены на:

• отраслевые нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы только одной отрасли права (например, Трудовой кодекс РФ);

• комплексные, содержащие в себе нормы нескольких отраслей права (например, Земельный кодекс РФ).

5. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

• акты законодательной власти (законы);

• акты исполнительной власти;

• акты судебной власти.

6. Наиболее важной является классификация нормативно-правовых актов, в основе которой лежит их юридическая сила. По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на:

• законы;

• подзаконные акты.

Закон — нормативно-правовой акт, принятый высшим представительным органом государства либо волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон составляет основу правовой системы современного государства; обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам. Важнейшим принципом правового государства в связи с этим выступает верховенство закона в регулировании общественных отношений.

Важнейшие признаки закона, отличающие его от иных нормативно-правовых актов:

1) закон принимается высшими законодательными органами (государства или субъекта федерации) либо населением страны в результате референдума;

2) предметом правового регулирования законами выступают наиболее значимые в социальном плане общественные отношения;

3) для закона характерен особый порядок принятия — специальная законотворческая процедура, состоящая из следующих стадий:

• законотворческая инициатива;

• обсуждение законопроекта;

• принятие закона;

• опубликование закона.

4. Законы могут быть отменены либо изменены только органами законодательной власти.

Законы едины по способу формирования, положению в правовой системе и роли в регулировании общественных отношений.

Они подразделяются на:

Конституционные законы — законы основополагающие, издаваемые по вопросам, регулирующим основы конституционного и общественного строя государства, правовое положение личности и т. д. Федеральные конституционные законы Российской Федерации — законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ 1993 г.

Обыкновенные законы — законы, издаваемые в строгом соответствии с законами конституционными, регламентирующие отдельные сферы общественных отношений.

Подзаконные акты — нормативно-правовые акты, содержащие нормы права, изданные компетентными органами государства на основе и во исполнение законов и не противоречащие им.

Важнейшие подзаконные акты:

1) указы главы государства (например, Президента РФ); издаются по вопросам, не регламентированным законами. В случае, если то или иное общественное отношение имеет достаточную значимость, но при этом законом не отрегулировано, оно может стать предметом правового регулирования президентского указа;

2) акты правительств (например, постановления Правительства РФ); издаются на основе законов и указов Президента с целью более детальной регламентации отдельных вопросов, установленных вышеуказанными нормативно-правовыми

актами;

3) ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, распоряжения, издаваемые отдельными министерствами, ведомствами, департаментами по вопросам, регулирующим ограниченную сферу общественных отношений, находящуюся в компетенции данных органов;

4) местные подзаконные акты — нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти на местах, издаваемые местными органами представительной власти и органами местного самоуправления (мэром, префектурой, муниципалитетом и т. д).

Система права — это внутреннее строение национального права, состоящее из единых по назначению и внутренне согласованных правовых норм, разделенных на отдельные части — отрасли и институты права.

Система права включает в себя неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и регулирует система права. Традиционно право условно делится на право частное и право публичное. Критерием этого деления выступает характер взаимоотношений между отдельным лицом и государством в лице его компетентных органов. Частное право объединяет отрасли права, регулирующие отношения, обеспечивающие прежде всего частные интересы, независимость и инициативу собственников в их деятельности, в том числе и в личных неимущественных отношениях. К этим отраслям относятся те отрасли, в которых индивид выступает самостоятельным, независимым субъектом права: гражданское право, трудовое право, торговое право, семейное право и т. д. Публичное право объединяет те отрасли, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий публичный интерес. К ним относятся конституционное право, финансовое право, административное право, уголовное право и т. д.

 

Правовая система современного общества состоит из нескольких десятков отраслей, важнейшими из которых выступают:

конституционное право — это отрасль права, закрепляющая основы государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства

и их основные полномочия;

административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства;

финансовое право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и

органов местного самоуправления;

гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (отношения собственности, иные имущественные

отношения, авторские и изобретательские права, отношения, связанные с защитой чести и достоинство гражданина или организаций и т. д.);

трудовое право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека, прежде всего — труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях, организациях;

семейное право — отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу;

гражданское процессуальное право — отрасль права, регулирующая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения судебных решений;

уголовное право — отрасль права, определяющая преступность и наказуемость деяний, имеющих опасность для общества. Нормы уголовного права определяют понятие преступления, устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяний, и т. д.;

уголовно-процессуальное право — отрасль права, регулирующая порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда по расследованию и разрешению уголовных дел, процессуальное положение участников уголовного судопроизводства и т. д.

экологическое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

 

Юридические факты -это конкретные фактические обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Неправомерные действия (правонарушения) — это такие юридические факты, которые противоречат требованиям правовых норм.

Правонарушение — это совершенное виновно общественно вредное деяние, нарушающее предписания правовых норм и влекущее за собой юридическую ответственность.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.