Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В этой связи можно привести пять значений поколения.





1. Демографическое поколение, или когорта, означает совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения. В зависимости от уровня рождаемости, а также иных обстоятельств – военных конфликтов, репрессий, эпидемий, стихийных бедствий, эмиграции, поколение может быть большим или малым по численности, с преобладанием тех или иных социальных групп, мужчин или женщин. В нем бывают уничтожены слои, которые могли бы внести вклад в развитие культуры. Так возникает «пропавшая генерация», не реализовавшая свои возможности.

2. Антропологическое поколение указывает на происхождение от общего предка и дает представление о генеалогии семьи. В недалеком прошлом генеалогия отвергалась и рассматривалась как сословный пережиток. Это привело к тому, что очень немногие семьи знают свою историю, а дети редко могут назвать своих предков, их занятия, представить их жизнь и судьбу. Сейчас интерес к этому возрастает, но, к сожалению, многие документы, письма, дневники, фотографии утрачены безвозвратно. Представить историю семьи как историю страны было бы необычайно важно для духовно-нравственной жизнедеятельности личности.

3. Историческое поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением их детей. Статистически этот период равен приблизительно 20-25 годам. Это означает, что одновременно в обществе живут четыре или даже пять поколений. В зависимости от условий жизни, омоложения семьи, генетической предрасположенности, увеличения средней продолжительности жизни число поколений может увеличиваться или сокращаться.

4. Хронологическое поколение функционирует в такой период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение. Оно близко по значению к демографическому, но дает возможность представить судьбу именно данного поколения, пережившего на личном опыте уникальные, неповторимые события, оказавшие влияние на восприятие жизни, взаимодействие со сверстниками. Мемуары, эпистолярное наследие, фотографии дают возможность представить духовный мир и облик поколения.

5. Символическое поколение означает общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав именно их свидетелями и участниками событий, реформ, революций.

Каждое поколение создает устойчивую традицию, вызывает эмоциональную сопричастность в отношении к жизни, может разделять одни и те же переживания, интересы, цели, ценности и даже вкусы и предпочтения.

Такие отношения складываются между поколениями в условиях относительной стабильности. Но так бывает не всегда. Импульс перемен вызывает порой критическое отношение ко всему предыдущему периоду, подвергает насмешкам старые идеалы, ценности и символы, высвечивает ничтожность ранее провозглашенных целей и бессмысленность жизненных усилий. Так бывало в периоды революций, противостояния Красного и Белого движения, во время студенческих волнений в 60-е годы «новых левых» на Западе, в период перестройки и гласности в бывшем СССР, и это свойственно сейчас российской действительности. Равную опасность представляет как бездумное восхваление прошлого, так и огульное его отрицание, желание «стереть» память о событиях истории, вычеркнуть их из жизни поколений, сделать историю «непредсказуемой».

Каждое поколение выступает как объект взаимодействия предшествующих поколений и как субъект перемен, как инициатор нового.

В рамках нормативистских концепций развивалась концепция ценностных ориентаций личности. «Ценность» – многозначное понятие, оно бытует в сфере обыденного сознания и в системе научного знания. Отражая все то, что осознается и переживается личностью как актуальная значимость, как смысл и идеал, ценность характеризует сознание, поведение и цели социальной деятельности.

Понятие «ценность» ввел в науку немецкий философ И.Кант, сопоставляя представления о должном (ценностях и нормах) и о сущем (о том, что есть). Мир сущего как бы достраивается миром должного.

В современной интерпретации социальные ценности – это значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения соответствия потребностям и интересам общества, социальных групп и личности.

Ценностные ориентации представляют продукт социализации личности, освоения общественных идеалов, оценок и непреложных нормативных требований. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами культуры и выражают собственные представления о должном, характеризуют жизненные притязания и престижные предпочтения. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик личности.

Ценностные ориентации молодежи – значимый предмет социологических исследований. Важность данной темы для изучения наукой определяется тем особым местом, которое занимает молодежь в обществе, в системе общественного производства. Через молодых происходит трансляция накопленного социального опыта и культурных традиций, проектируется и прогнозируется будущее. И важным показателем этих процессов являются ценностные ориентации, так как они выражают основные ценности и цели жизнедеятельности людей. Выбор ценностных ориентаций молодежью определяется культурными традициями общества, характером воспитания, жизненным опытом, знаниями человека и «сигналами» внешнего окружения, роль которого огромна. Молодежь современного общества формируется в условиях существенной смены традиционных представлений и ориентиров. Так, например, трудно не согласиться с тем, что семья сегодня – не единственно главный фактор социализации человека. А если брать за пример российское общество, то здесь можно констатировать и частое неисполнение семьей своей воспитательной функции.

Главными факторами ценностных ориентаций молодежи, по мнению экспертов, являются семья, друзья, здоровье, образование. Наименьшее влияние оказывает государство в лице своих органов власти. Также слабую роль играют такие факторы, как «свобода», «религия», «родина», «субкультура». Примечательно, что, по мнению экспертов, стремление к карьере и получению дохода ценностно ориентирует молодежь сильнее, чем стремление к занятию того или иного рода деятельностью.

(Ценностные ориентации молодежи как проблема социологического исследования. Галлямова Д.И // Вестник экономики, права и социологии № 1, 2015).

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Нравственность – это восприятие людьми моральных норм и требований, индивидуальное отношение к ним. Личное восприятие и отношение к социальным нормам у молодежи формируется в процессе социализации и социального взаимодействия.

В ситуации, когда члены социума не могут почерпнуть в нем ориентиры и нормы для строительства собственной жизни или существует противоречие между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать через социоправовые и социокультурные нормы, возникает состояние «ценностно-нормативного вакуума», известное как «аномия», введенная в терминологию Эмилем Дюркгеймом. Он подчеркивал, что аномия особенно характерна для переходных и кризисных периодов в развитии общества. В современном российском обществе наблюдается кризис некоторых главных институтов социализации молодежи, например, института семьи. Это выражается в частом неисполнении семьей своей воспитательной функции и даже обязанностей по содержанию детей, распадах семей.

Маргарет Мид – американский антрополог, представитель этнопсихологической школы. Получила всемирную известность благодаря исследованиям по социализации детей и подростков в Полинезии. Основательница Института сравнительной культурологии. Различала в человеческой истории три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры — дети учатся у своих предков. Так, в патриархальном обществе, опирающемся на традицию и ее живых носителей, стариков, отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает свое место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Кофигуративные культуры — дети и взрослые учатся у равных, т.е. у своих сверстников. Влияние старших ослабевает, а сверстников растет. Расширенная семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций. Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин «кофигуративный» (приставка «ко» обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников. Префигуративные культуры — взрослые учатся у своих детей. Такие культуры возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются конфликты между поколениями.

Социальная идентификация — это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой. Как пишет В.А. Ядов, «социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, но также в самореализации, ожидании позитивной оценки со стороны "своих" — референтных групп и общностей. Идентификация с группами, общностями — результат не только межличностного, межгруппового взаимодействия, но также категоризации, осмысления непосредственных или опосредованных взаимоотношений между группами и общностями в доступных человеку понятиях. Идентифицируя себя с определенными группами и общностями, человек испытывает потребность "атрибутировать" себя, то есть объяснить причины и следствия своей групповой солидарности, ответить на вопросы "почему это моя группа?" и "что из этого вытекает?"». Н.Л. Иванова, Т.В. Румянцева утверждают, что сегодня потребность человека в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест. В результате в современной науке большое внимание уделяется проблемам самосознания, изменению ментальности граждан и пониманию своего места в трансформирующейся социальной структуре.

В процессе социализации, неизбежной для каждого человека, живущего в обществе и рождающегося с предрасположенностью осваивать социальность, происходит непрерывная идентификация, которая осуществляется между людьми, живущими в одно время, в одном и том же мире. Социальная идентификация осуществляется в различных формах. Во-первых, происходит прямое эмоциональное отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом (например, юноша отождествляет себя с одним из родителей или известным политиком, киногероем, спортсменом, музыкантом). Во-вторых, причисление себя к определенной номинальной социальной группе (например, отождествление себя с молодежной группой) позволяет индивиду освоить значимые черты, стереотипы поведения и тем самым определить социальные рамки своего поведения, внутри которых нормы, ценности, информация, язык, вещный мир и т. д. получаются свою конкретизацию и многообразие. В-третьих, — причисление себя к реальным социальным группам, доминирующая роль среди которых в данном случае принадлежит группам, основанным на совместной реальной деятельности (например, для молодежи — это своя семья, студенческая или производственная группа и т. д.).


 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Понятие «политическая система» в современной политической науке. Теория политических систем Д.Истона, Г. Алмонда и К. Дойча. Структура политической системы. Организационный, нормативный, культурный, коммуникационный элементы. Основные функции политической системы. Дисфункции. «Стабильные» и «нестабильные» политические системы. Проблема сохранения стабильности политической системы. Политическая система в России (советского и постсоветского типов).

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Теория политических систем:

· Дэвид Истон (1917-1914), США:

Созданный им образ уподобляет политическую систему саморегулирующемуся и развивающемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды.

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования и поддержка. На выходе системы - политические решения, с помощью которых осуществляются действия по авторитарному распределению ценностей (материальных и духовных) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Сигналы, поступающие на вход системы, их характер и интенсивность зависят от способности системы к удовлетворению потребностей граждан и от реакции на жалобы и недовольство. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования людей. В противном случае поддержка системы ослабевает, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Требования и поддержка должны постоянно поступать в систему, иначе она (из-за недогрузки) перестанет функционировать. Однако, чрезмерные требования к системе могут приводить к ее перегрузке и стагнации (застою).

Требования занимают особое место в разнообразной информации, поступающей в систему, и свидетельствуют об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Они представляют собой мнение об обязывающем распределении ресурсов властью и могут быть широкими и узкими. Так, катастрофа на Чернобыльской АЭС стимулировала выдвижение как узких требований - полное закрытие данной станции, - так и широких - изменение всей энергетической политики государства, связанной с использованием атомной энергии.

Д. Истон разделил требования на распределительные: требования о зарплате, рабочем времени, условиях получения образования, медицинских услуг; регулировочные: требования об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и производителями и т. д.; коммуникативные: о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.

Политическая система может по-разному относиться к требованиям населения. Например, тоталитарные системы подавляют их, создавая образ мощной и непогрешимой власти. Такая политика может быть и эффективной, если она сопровождается уравнительным распределением благ и услуг, формирующим хотя и невысокий, но стабильный уровень жизни. В демократической системе эти требования должны учитываться правящими партиями, несоблюдение этих требований может привести к смене правительства и приходу к власти оппозиционных партий.

На выходе системы - обязывающие решения, действия по их реализации и связанные с ними типы поведения. "Исходящие" факторы следует отличать от их следствий или результатов, на основе которых формируются новые требования или поддержка, вновь поступающие на вход системы. Выходные действия политической системы (по Истону) обусловлены её главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении, авторитарном распределении ценностей и обеспечении принятия их населением. Формой авторитарного распределения ценностей является политическое решение, принимаемое одним из элементов политической системы.

· Габриэль Алмонд (1911-2002), США:

Согласно Г. Алмонду, политическая система - это различные формы политического поведения на институциональном (на уровне политических институтов) и ориентационном (ориентация на реальные структуры политической культуры) уровнях. Политическая система рассматривается им как существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Г. Алмонда, в отличие от Д. Истона, интересует не столько анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. Термин "структура", наряду с термином "культура", занимает главное место в анализе Алмонда. Под "структурой" он подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. Та конкретная часть деятельности людей, которая участвует в политическом процессе, называется ролью. Роли - это единицы, из которых комплектуются все социальные системы, включая политическую. В связи с этим, одним из основных компонентов политической системы является политическая роль. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья - это роль, суд -структура ролей.

Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы.

· Карл Дойч (1912-1992), ФРГ, США:

Первым, кто уподобил политическую систему кибернетической машине, стал К. Дойч. Он рассматривал политическую систему в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляются политической системой на основе информации о положении общества и его отношении к данным целям; о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий.

Следовательно, функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения, предполагающие последующие действия на пути к искомой цели. Поэтому управление К. Дойч уподоблял процессу пилотирования («вождения»): определение курса (например, корабля) на основе информации о его движении в прошлом и местонахождении в настоящее время по отношению к намеченной цели.

 

 

 

Д. Истон Г. Алмонд К. Дойч
"Политическая система" (1953), "Предел политического анализа" (1965), "Системный анализ политической жизни" (1965). «Привлекательность коммунизма» (1954), «Гражданская культура: Политические ориентации в 5 странах» (1963), «Политическая теория и политическая наука» (1966), «Гражданская культура. Пересмотренная» (1980).   «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963), «Национализм и его альтернативы» (1969), «Политика и государство. Как люди решают свою судьбу» (1970).  
Созданный им образ уподобляет политическую систему саморегулирующемуся и развивающемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие её от среды. П.С. самостоятельная система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения Цель П.С.: стабильное развитие и динамичное равновесие социальных групп.
- взаимодействие, по средствам которых в обществе авторитетно распределяются ценности (мат., дух.) => предотвращение конфликтов. Функции: 1) «Вход» (партия, исполнительные органы, объединения граждан). 2) «Системы» (политическая социализация, регулирование, коммуникация). 3) «Выход» (воздействие политики на экономику и культуру; извлечения (налоги), распределение благ). Блоки политического процесса: 1) Принимающие элементы информацию (приём и отбор); 2) Сравнение с доминантным государственным аппаратом. 3) Принятие решений. 4) Реализация, сохранение и распространение информации (или контроль).
Функции П.С.: распределение и убеждение. --- ---
Факторы П.С.: «Входящие» (требования, поддержка); «Исходящие» - решения и действия. --- ---
Системный анализ. Структурно-функциональный анализ. Коммуникационный подход

Cтруктура политической системы:

1) Институты: государство, политика и инфраструктура

2) Идеология: классовая, индивидуальная…

3) Нормативная: конституция, законы, обычаи.

4) Коммуникативная: встречи, собрания, митинги.

5) Культура.

 

Функции политической системы:

1. Конверсия (преобразование общественных требований в политические).

2. Адаптация (приспособление П.С. к изменяющимся условиям).

3. Мобилизация для достижения целей.

4. Охранительная.

5. Внешнеполитическая.

6. Консолидирующая.

7. Распределеительная.

Дисфункции политической системы:

Функции – это всякое действие, направленное на поддержание стабильности и жизнеспособности политической системы (Роберт Мертон), а дисфункция – действия, способствующие разрушению этой системы.

Например, коррупция -> увеличение теневой экономики -> нарушение законов -> отток инвестиций и т.п.

 

Одна из наиболее существенных проблем функционирования ПС. – обеспечение её стабильности, т.е. сохранение своих институтов и пролей при меняющихся условиях социальной среды.

Стабильность обеспечивается различными факторами: социальное равновесие интересов, высокий уровень развитости гражданского общества, равновесие государства и политических партий (баланс). Например, Швеция.

Нестабильность приводит к политическому кризису:

1. Делигитимация власти.

2. Блокирование одного центра другим.

3. Образование параллельных властных структур (например, Украина).

Главный вопрос – это политическое развитие (по Алмонду и Пауэллу).

1. Уровень институционализации и политической культуры.

2. Степень усложнения политической системы.

3. Рационализация политической деятельности.

Политическоей развитие возможно только двумя путями: реформа или революция.

По мнению выдающегосе социолога П.Сорокина, развитие человеческого общества происходит путём эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.

Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.

Реформа - (франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство к.-л. стороны обществ. жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Революция – это (от позднелат. revolutio — поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии каких – либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная, социальная и т.д.).

Советская политическая система Российская политическая система
1. Закрытая. 1. Открытая.
2. Механизм – назначение. 2. Механизм – выборы.
3. Монополия власти. 3. Демократия (1+).
4. Идеологическая сплочённость. 4. Борьба между различными политическими силами

 








Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.