Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ





Понятие социального действия. Признаки социального действия. Типы социального действия (М. Вебер). Социальное действие как система. Окружающая среда системы социального действия. (Т. Парсонс).

Модели социального действия. Объект действия. Ориентация социальных действий. Парадигма четырех функций (схема AGIL).

Социальное взаимодействие как процесс, его основные признаки. Социальное взаимодействие как фактор формирования социальных групп. Типология социального взаимодействия. Макро - и микро - уровень социального взаимодействия. Теории социального взаимодействия П.А. Сорокина и Т. Парсонса. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология, теория управления впечатлениями. Социальные регуляторы взаимодействия.

 

Не всякое действие индивида или группы можно считать социальным. Известный социолог М. Вебер одним из первых оговорил те условия, при которых некое действие может быть рассмотрено как социальный феномен. Он писал: “Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него”.

Признаки социального действия:

1. Оно осознанно, то есть направлено на достижение ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей. Действие, основанное на простом подражании не является социальным (например, поведение на политическом митинге, рок-концерте).

2. Оно ориентировано на других. Разъясняя смысл этого феномена, М. Вебер отмечает, что социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других индивидов (например, месть за нападение в прошлом, оборона при нападении в настоящем, мера защиты против возможного нападения). В качестве “других” могут выступать известный индивид или неопределенно многие и совсем неизвестные люди. Поэтому социальным нельзя назвать действие, ориентированное на ожидание определенного поведения со стороны вещественных предметов – машин, явлений природы. Известный веберовский пример: внезапно пошел дождь, прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия потому, что каждый раскрыл зонт, чтобы уберечься от дождя, а не потому, что так сделали все остальные.

Провести четкую грань между социальным и несоциальным (природным, естественным) действием крайне трудно. Еще сложнее определить, насколько оно осознано, осмыслено.

В зависимости от степени рациональности социального действия, М. Вебер выделяет четыре типа социального действия: целе-рациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.

1. Целе-рациональное действие характеризуется ясным пониманием того, чего Деятель хочет добиться, какие средства, пути для этого наиболее пригодны и максимально эффективны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой степени он может использовать их для достижения своей цели. Возможное противоречие между его собственной целью и интересами, потребностями другого разрешается самим Деятелем на основании расчета положительных и отрицательных последствий своих поступков. От того, насколько точен и верен этот расчёт, будет зависеть успех предпринимаемых действий.

2. Ценностно-рациональное действие подчинено определенным требованиям, принятым в данном обществе ценностям – религиозным, идеологическим, моральным, политическим, эстетическим. Деятельность человека в данном случае ориентирована на реализацию его представлений о долге, достоинстве, красоте. В разрешении противоречия между личной целью и ориентацией на другого он будет полагаться на принятые в обществе стандарты поведения, ценности, нормы, а не на соображения успеха или выгоды.

3. Традиционное и аффективное действия – не являются в строгом смысле слова социальными, ибо находятся на границе того, что осмыслено, осознано. Традиционное действие основано на глубоко усвоенных образцах поведения, нормах, ставших привычными и не требующими специального осмысления, не подлежащих проверке на истинность. Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием, его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения. Оно совершается в ситуации сильного раздражения, в момент вспышки гнева, при стрессе и т.д.

В реальной жизни встречаются все перечисленные типы социального действия, а в поведении отдельного человека есть место и строгому расчету, и традициям, моральным нормам, и аффекту.

Социальное действие как система. Социальное действие предстает перед нами как феномен, обладающий сложным анатомическим строением. Реализация Деятелем (индивидом или группой) своей цели, осмысленной сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий-обязательств, с необходимостью включает в себя: действующее лицо, цель действия, метод действия, другое действующее лицо, на которое ориентировано действие, и результат действия, окружение действующего лица.

Человека окружает материальный, вещественный мир, социальная и культурная среда, которая оказывает влияние на его поведение. Окружающая среда системы социального действия по Т. Парсонсу - совокупность факторов, обстоятельств, конкретных условий, которые, с одной стороны, делают возможным осуществление действия, а с другой – ограничивают пространство выбора.

К такого рода факторам он относит четыре системы:

1. Биологическая система определяет те возможности и границы в поведении человека, которые диктуются его анатомо - физиологическим строением, видовым отличием homo sapiens.

2. Культурная система определяет устойчивые образцы поведения, нормы, верования, существующие в данном обществе.

3. Личностная система представляет собой, в известной мере, уникальную систему поведения каждого индивида.

4. Социальная система определяет границы поведения человека наличием других действующих индивидов.

Очевидно, что ни один индивид не совершает социального действия без учета ситуации и всех факторов, ее определяющих. Необходимо подчеркнуть, что все эти системы оказывают определенное влияние на характер социального действия, но в каждом конкретном случае возможен приоритет того или иного фактора.

Механизм социального действия можно представить в виде цепочки взаимосвязанных звеньев:

Воздействие ситуации ® Потребность индивида ® Интерес ® Цель ® Мотив ® Социальное действие

Потребности дают внутренний импульс социальному действию. Далее человек сопоставляет собственные потребности с окружающей средой, осмысляет, осознает, в чем именно они состоят, определяет конкретный социальный объект, способный удовлетворить его потребности, что означает конституирование интереса, определяет цель – таким образом формируется мотив социального действия, то есть тот внутренний смысл, который вкладывает Деятель в свои усилия.

Направленность мотива будет определяться, по мнению Т. Парсонса, системой основных ориентаций человека:

· ориентацией на себя и ориентацией на других, действием исключительно в собственных интересах и необходимостью учета в своем поведении потребностей группы;

· стремлением удовлетворить прежде всего сиюминутные потребности или отказом от них ради перспективных, стратегических целей;

· ориентацией на социальные характеристики другого индивида (профессия, образование, должность) и на имманентно присущие ему качества (пол, возраст, внешний вид);

· подчинением своего поведения какому-то общему правилу и выработкой собственного стандарта.

Ю. Хабермас указывает, что понятие социального действия охватывает четыре аспекта:

§ понятие «телеологическое действие» еще со времен Аристотеля образует сердцевину философской теории действия. Актор достигает цели, надлежащим образом применяя подходящие средства;

§ телеологическое понятие действия может быть расширено до «модели стратегического действия». Оно соотносится не с отдельно взятым актором, но с членами какой-либо социальной группы, ориентирующими свои действия в зависимости от общих ценностей;

§ понятие «драматическое действие» не связано ни с отдельным актором, ни с членом какой-то социальной группы. Оно связано с участниками интеракции, которые друг для друга являются зрителями. Актор формирует у зрителей определенный образ самого себя, целенаправленно раскрывая свой субъективный мир. Основное понятие «саморепрезентация» отражает целенаправленное выражение своих переживаний, а не спонтанное самовыражение;

§ понятие коммуникативного действия связано с интеракцией по меньшей мере двух владеющих речью, способных к действию субъектов, вступающих (с помощью вербальных или невербальных средств) в межличностное отношение. Акторы стремятся достичь понимания ситуации действия с тем, чтобы координировать планы действия и сами действия. Такое понимание связано в первую очередь с достижением согласия по поводу ситуаций. В этой модели действия особое значение приобретает язык.

Хабермас разделяет все действия на коммуникативные, или ориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат. Помимо этих фундаментальных различий, связанных с ориентацией, действия различаются между собой используемым в них типом знания и формами аргументации. Эти моменты составляют три главных аспекта рациональности действия.

Взяв за основу типологию социального действия Вебера, Хабермас разработал собственную типологию, содержащую два больших типа: действия, ориентированные на успех, и действия, ориентированные на понимание.

Структурный функционализм Парсонса. Парсонс разработал схему, получившую название AGIL - четырех функциональных императи­вов, характерных для всех систем «действия».

Согласно данной схеме функция есть «совокупность действий, направленных на удовлетворе­ние потребности или потребностей системы».

Данная аббревиатура, образованная от английских слов Adaptation, Goal Attainment, Integration, La­tency, обычно не переводится на русский язык и употребляется в оригинальном написании и звуча­нии («эйджил»).

Используя это определение, можно сказать, что Парсонс считает следующее: существует инва­риантный набор четырех функций, необходимых (характерных) для всех систем: адаптация(А), целедостижение(G),интеграция(Г)и латентность (I), или под­держание ценностного образца. Все вместе эти четыре функции известны как схе­ма AGIL.

Схема «A.G.I.L.» по Т.Парсонсу.
Система, для того чтобы выжить, должна выполнять следующие четыре функции.

1.Адаптация: система должна справляться с носящими случайный характер требованиями внешней среды. Она должна адаптироваться к внешней сре­де и приспосабливать среду к своим потребностям.

2.Целедостижение: система должна уметь определять свои первичные цели и достигать их.

3.Интеграция: система должна координировать взаимоотношения своих эле­ментов. Она также должна управлять отношениями трех прочих функцио­нальных императивов (A, G, L).

4.Латентная функция (поддержание ценностного образца): система должна питать, поддерживать и возобновлять как мотивацию индивидов, так и куль­турные образцы, создающие и поддерживающие мотивацию.

 

Социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, которая порождает новую реакцию воздействующего. Речь идет об обмене действиями, которые взаимно сопряжены. Именно эти моменты: сопряженность систем действий обоих партнеров, возобновляемость действий и их координация, устойчивый интерес к ответным действиям со стороны другого, – отличают социальное взаимодействие от единичного социального контакта. (напимер, учебный процесс).

Социологи выделяют три основных варианта социальных взаимодействий: социальные отношения, социальные институты и социальные общности:

1. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между субъектами, которая отличается тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся характер. Эта особенность касается как межличностных, так и межгрупповых отношений. Когда мы говорим, например, о межнациональных отношениях, то имеем ввиду установившуюся, повторяющуюся связь между этническими субъектами по достаточно широкому спектру взаимодействий (речь, как правило, идет и о политических, и об экономических, и о культурных связях).

2. Понятие «социальный институт» фиксирует тот факт, что процесс удовлетворения основных человеческих потребностей в большей или меньшей степени гарантирован от случайности, спорадичности, что он предсказуем, надежен, регулярен. Любой социальный институт возникает и функционирует как взаимодействие групп людей по поводу реализации определенной социальной потребности. Если такая потребность в силу каких-то обстоятельств становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным. Он может еще функционировать какое-то время по инерции или как дань традиции, но в большинстве случаев исчезает.

Институализация социальных связей предполагает:

· формирование общих для взаимодействующих субъектов целей;

· появление социальных норм и правил, а также процедур их реализации;

· установление системы санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих, удерживающих от нежелательного;

· четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия, создание системы статусов и ролей, в результате чего поведение личности в рамках института обладает большей предсказуемостью;

· обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института; статус, ролевые ожидания каждому объекту предъявляются как предуказания, предписания данного института;

· разделение труда и профессионализацию в выполнении функций.

3. Социальные общности возникают из потребности в солидарности, координации совместных действий. В основе социальной общности лежит стремление человека к тем преимуществам, которые дает объединенность усилий. Индивиды, образуя объединенные формы социального взаимодействия, могут качественно повысить эффективность своих действий, проявить стремление к совершенствованию, отстаиванию своих интересов. На основании типов связи (социальные контакты и социальные взаимодействия) можно выделить два основных типа социальных общностей – это социальные круги, т.е. люди, между которыми существуют контакты, общение, и социальные группы, в основе которых лежит обмен сопряженными, скоординированными системами действий по поводу согласования совместных усилий, объединения, солидарности. Современное общество демонстрирует огромное многообразие социальных групп, что обусловлено разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы.

Типологизация социальных взаимодействий:

1. Социальные взаимодействия можно разделить по такому критерию, как характер действия. В соответствии с ним получим следующие типы:

- физическое взаимодействие;

- вербальное взаимодействие;

- знаковое или символическое взаимодействие.

2. По способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения:

- сотрудничество - подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с выгодой для всех сторон.

- соперничество - основано на попытках отстранения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.

Иногда в социологической литературе можно встретить и другое деление – сотрудничество, конкуренция и конфликт.

Взаимодействие может изучаться на микро- и макроуровне. В первом случае мы имеем дело с межличностными интеракциями, во втором - с существованием социальных отношений и институтов. Необходимо отметить, что в любом конкретном социальном контексте сочетаются элементы обоих уровней. Повседневное общение членов семьи осуществляется на микроуровне и является предметом анализа в психологии или социологии повседневности. В то же время семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.