Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕРЕВОЗКА ПЧЕЛ НА МЕДОСБОР (КОЧЕВКА)





В редких случаях пасека, находясь на одном месте, обеспечена хорошим медосбором в течение всего сезона. Это бывает преимущественно в горно-лесных и таежных районах, где имеется обилие разнообразных дикорастущих медоносов.

В большинстве случаев местность, доступная лёту пчел с той или иной пасеки, имеет один какой-либо сравнительно короткий период медосбора. Например, в одном месте цветут сады, в другом месте несколько позднее имеется хороший взяток с эспарцета, в третьем — еще позже цветет ранний подсолнечник, в четвертом — поздний подсолнечник или гречиха и, т. д. Если эти местности удалены друг от друга дальше чем на 2 км, каждая из них в отдельности мало пригодна для постоянного содержания пасеки: использовав имеющийся взяток, пчелы большую часть сезона будут бездействовать.

Чтобы соединить разрозненные взятки в один сильный непрерывный медосбор и обеспечить опыление культур, надо по мере отцветания одних медоносов и зацветания других, более поздних, перевозить пасеку с одного массива на другой. Это мероприятие называется «кочевка с пчелами».


Рис. 107. Пасека, вывезенная на посевы гречихи (колхоз имени Ленина Казатинского района Винницкой области)

Порядок проведения кочевок. Зная последовательность цветения основных медоносов своей местности и удаленность массивов друг от друга, пчеловод заранее намечает порядок кочевок с пчелами. Он определяет, на каких медоносах пчелы будут работать весной, в какое время и на какие медоносы он повезет их в первую кочевку, затем во вторую и т. д.

При хорошо организованном кочевом пчеловодстве пчел перевозят несколько раз за сезон. Например, в колхозах Кубани распространен следующий порядок кочевок: с весны пасека расположена в населенном пункте и имеет апрельско-майский медосбор с садов, акации, гледичии; в июне проводится первая кочевка с пчелами на степные медоносы — горчец, синяк, донник, шалфей кольчатый; вторая кочевка бывает в июне на ранний подсолнечник; третий раз пчел перевозят в августе на поздний подсолнечник и бахчи; четвертый раз с пасекой кочуют в сентябре на плавни (поймы), где цветут осенние медоносы — кермек, астра и др.; после использования осеннего взятка пчел перевозят в пятый раз, уже на постоянную усадьбу, где и оставляют их на зимовку.

В западных и северо-западных районах СССР передовые пасеки кочуют так: весной пчелы используют медосбор с ивовых пород, затем их перевозят на лесные вырубы на взяток с малины, крушины и кипрея; второй раз их перевозят в июле на поля гречихи, в третий раз — в августе в сосновый бор на вереск; осенью пчел перевозят в четвертый раз, уже на зимнюю стоянку.

На Украине пчел перевозят обычно с садов на эспарцет, затем на ранний подсолнечник и после этого на поздний подсолнечник или гречиху.

Каждая местность имеет свои условия медосбора, поэтому порядок кочевки везде складывается по-разному. Кроме того, массивы медоносов постоянно переходят с одного поля на другое, поэтому даже в одном хозяйстве кочевка каждый год имеет свои особенности.

Ознакомившись с расположением массивов медоносов и продумав порядок кочевки, пчеловод подыскивает при каждой предстоящей перевозке место для постановки пасеки. Выбирая местность для постановки пасеки, надо согласовать этот вопрос с районной инспекцией сельского хозяйства.

Без этого выезжать на кочевку нельзя, иначе может получиться скопление нескольких пасек на небольшом расстоянии друг от друга, что резко снизит медосбор. Пасеку надо размещать не ближе 3 км от других крупных пасек. Нельзя помещать пасеку в таком месте, чтобы на пути лёта пчел к медоносам стояла другая пасека, так как при этом пчелы, возвращаясь с ношей, будут частично оставаться на чужой пасеке. Недопустимо также ставить пасеку на «перелете», т. е. на пути лёта чужих пчел, потому что при внезапном прекращении взятка чужие пчелы накинутся на ульи, стоящие на пути их лёта, и могут разграбить пасеку.

Подготовка пасечной площадки на месте кочевки. Местность вокруг намеченной пасечной площадки тщательно осматривают; если будут обнаружены муравейники или гнезда ос, их уничтожают.

Затем размечают места для постановки ульев, обозначая их вешками, чтобы привезенных пчел можно было сразу ставить на определенные места.

Желательно на кочевом точке (площадке) сохранить прежний план размещения ульев, т. е. число рядов и ульев в ряду. Расположение семей на новом месте должно быть то же, что и на месте прежней стоянки.


Рис. 108. Неправильное размещение пасек: пчелы одной пасеки летают через другую

Это значительно уменьшит блуждание и перемешивание пчел при первых облетах после перевозки.

На кочевых пасеках можно не вбивать колышков под ульи. Вместо этого ульи ставят на временные подставки из поленьев или кирпичей, которые перевозятся вместе с ульями. На месте кочевки устанавливают разборную кочевую будку, которая служит жильем для пчеловода, местом хранения инвентаря и выкачки меда.

Подготовка семей к перевозке. При перевозке пчелы могут пострадать от духоты, жары, обрывов сотов или же могут быть придавлены раскачивающимися рамками; они могут в дороге выйти из ульев через щели и наброситься на сопровождающих их людей. Если ульи перевозятся гужевым транспортом, вышедшие пчелы могут напасть на лошадей или волов, что нередко кончается гибелью и животных, и семей пчел. Чтобы избежать всего этого, надо готовить пчел к перевозке особо тщательно.


Рис. 109. Закрепление рамок в ульях при перевозке пчел

Для предупреждения обрывов сотов из ульев удаляют тяжелые рамки, занятые медом больше чем наполовину, и рамки со свежим напрыском нектара; удаляют также свежеотстроенные соты, в которых не выводилась детка, и рамки с искусственной вощиной. Вместо удаленных рамок ставят запасные пустые соты, уже бывшие раньше под расплодом. Если та или иная семья не занимает полного гнезда, все равно на время перевозки ей в улей дают полный комплект рамок.

Чтобы не допустить раскачивания рамок, их укрепляют разделителями. Для этого между боковыми планками рамок вставляют деревянные брусочки толщиной 15×15 мм и длиной 100 мм. Применяя такие разделители, в гнезде семьи оставляют только 11 рамок.

Между крайней рамкой и стенкой улья по краям вдвигаются клинья такой толщины, чтобы они входили возможно туже. Это сожмет рамки в гнезде и сделает их совершенно неподвижными.

Гораздо проще и быстрее идет упаковка семей, если пользоваться распределительной гребенкой. Это полоска обручного железа с прибитыми торцом к ней разделительными брусочками — зубьями. Чтобы обеспечить неподвижность гнезда, достаточно приподнять край холстика и вложить гребенку зубьями между рамками (достигается это нажимом руки на железную полоску). В каждый улей вставляются две гребенки — у передней и задней стенок улья.

Для 12-рамочного улья гребенка должна иметь только 11 брусков; крайние рамки от Стенки закрепляются клинышками.

При перевозке пчел весной и осенью, в холодную погоду, сверх рамок кладут холстик и, плотно прижав края холстика тонкими планками, слегка прибивают их мелкими гвоздями к стенкам улья. В теплую погоду сильные семьи при такой упаковке могут задохнуться. Чтобы улучшить вентиляцию гнезда, на улей ставят пустую магазинную надставку, затянутую сверху редкой холстиной или мешочной тканью. Большинство пчёл в дороге выйдет из гнезда в пустой магазин и повиснет роем на холстине, что гарантирует благополучную перевозку пчел.

Иногда для покрытия магазина сверху применяют проволочную сетку; но она менее подходит для этой цели, чем холстик, так как пропускает много света, а это возбуждает пчел. В магазине, затянутом холстиной, пчелы находятся в полумраке и сидят спокойно. В двухстенных ульях с бортиками магазины ставить не надо, а холстик прибивается прямо к краям бортиков.


Рис. 110. Разделительная гребенка для закрепления рамок на время перевозки пчел. Разделительные бруски длиной 100 мм и толщиной 12 мм прибиты к полоске обручного железа с интервалами в 26 мм. Крайние рамки от стенок улья закрепляются клинышками

Подготовленный таким образом улей можно перевозить без крышки. Но если крышка надевается на улей плотно, без Щелей, то упаковка упрощается: вентиляционное отверстие крышки зарешечивают проволочной сеткой, удалив холстик с гнезда, на улей плотно надевают крышку. Во время перевозки пчелы выйдут в надрамочное пространство.

Необходимо предусмотреть, чтобы в пути части улья не могли разъединиться, иначе пчелы начнут выходить из щелей. Чтобы этого не случилось, корпус улья, его дно, магазин и крышку плотно подгоняют друг к другу и скрепляют специальным хомутом или деревянными планками, прибиваемыми гвоздями. Все щели в улье плотно проконопачивают паклей или замазывают глиной.

Вечером по окончании лёта пчел леток наглухо забивают деревянной планкой — и семья готова к перевозке.

При перевозке сильных семей, занимающих гнездо и 1—2 магазина или же два корпуса, подготовка пчел к перевозке должна быть особенно тщательной, так как сильные семьи больше волнуются в пути, чем слабые. В этом случае приходится укреплять рамки не только в гнезде, но и в каждой из надставок. Сверх надставок, занятых пчелами, также надо ставить пустой магазин, в результате чего улей становится многоярусным. Скрепление частей такого улья должно быть особенно прочным, чтобы все ярусы превратились в одно целое.


Рис. 111. Хомут для скрепления частей улья на время перевозки

Перевозить сильные семьи гораздо удобнее в ульях-лежаках. Для установки разделителей здесь не требуется снимать корпуса и магазины, как в обычных ульях; неотъемное дно и отсутствие надставок очень упрощают скрепление частей такого улья, низкий продолговатый ящик обладает большей устойчивостью при перевозке, чем узкий и высокий надставочный улей. Встречающиеся часто указания, что улей-лежак тяжел для кочевки, лишены оснований. Ведь двухкорпусный улей, имеющий 24 рамки, не легче лежака.

Транспортные средства и перевозка ульев. Лучший вид транспорта для перевозки пчел — это грузовые автомашины, но нередко ульи перевозят и на подводах.

Перевозить пчел на автомашинах можно в любое время суток, если температура воздуха не выше 20° (в такие дни перевозку заканчивают утром, до наступления жары).

На автомашину ульи грузят в 2—3 яруса, рамками поперек пути. Если крыши ульев двускатные, их снимают и укладывают отдельно. Ульи ставят вплотную друг к другу и крепко увязывают веревками. При установке ульев в 3 яруса борта машины наращивают решетками из тонких досок.

По ровному асфальтированному шоссе машина, нагруженная пчелами, может идти с обычной скоростью, но если дорога неровная, ехать надо медленно, объезжая ухабы.

При перевозке пчел на подводе под ульи предварительно кладут толстый слой соломы или мелкого хвороста, что уменьшает тряску и толчки. Удобно перевозить ульи на «роспусках», т. е. на длинных дрогах, устроенных из жердей. На подводу, так же как и на автомашину, ульи устанавливают рамками поперек пути.

На подводах пчел перевозят ночью. Днем езда допускается только в холодную, пасмурную погоду при температуре не выше 10°. Едут с ульями шагом; только при очень ровной дороге допустима езда легкой рысью. В дорогу берут замешанную глину, паклю, разведенный дымарь, пасечную стамеску, нож.

Едут вдвоем: один человек правит лошадьми, а второй наблюдает за ульями. Если замечено, что где-либо выходят пчелы, отверстие тут же замазывают глиной. В том случае, когда пчелы массами начинают выходить из улья, надо быстро выпрячь лошадей, увести их подальше в сторону и держать их там до тех пор, пока не будут приняты соответствующие меры.

Расстановка ульев на новом месте. По прибытии на место ульи устанавливают на подготовленные подкладки; как только пчелы успокоятся, открывают летки для облета. Когда ориентировочный облет пчел закончится, производят осмотр семей, удаляя разделители и другие приспособления, применяемые при кочевке.

Перевозка семей обычно связана с некоторыми нежелательными последствиями: во-первых, сразу после перевозки пчелы становятся очень злыми, во-вторых, происходят большие налеты, т. е. отдельные семьи чрезмерно усиливаются за счет ослабления других, в-третьих, наблюдается значительная потеря маток.

Иногда после перевозки пчелы настолько свирепеют, что осмотр семей становится невозможным. Такое состояние пчел вызывается неумелым обращением с семьями при перевозке, например резким стуком по ульям, раздражением пчел от лучей солнца, проникающих сквозь проволочную сетку, и т. д. Но главная причина раздражительности пчел заключается в их блуждании, перемешивании и налетах. Это же является причиной гибели маток. Замечено, что при размещении перевезенной пасеки среди кустов и деревьев пчелы ведут себя спокойнее. Объясняется это тем, что имея приметы для нахождения своих ульев, пчелы меньше блуждают и редко налетают на чужие ульи.


Рис. 112. Массовый налет пчел на одну из семей в результате несоблюдения правил перевозки

Блужданию пчел при первом облете на кочевой пасеке способствует также то, что, размещая ульи на новом месте, их обычно ставят, где попало. Например, семья, стоявшая раньше на краю пасеки, может попасть в ее середину или на противоположный край и т. д. Это сильно путает пчел, возвращающихся с полета.

Неправильное размещение пасеки по отношению к массиву медоносов также может служить причиной сильного налета пчел на чужие ульи и образования нескольких гигантских семей за счет ослабления других. Например, иногда пасеку располагают в виде узкой длинной ленты, упирающейся одним концом в массив медоносов, так что вся масса пчел перелетает через крайние ульи; эти ульи оказываются переполненными пчелами, а семьи на противоположном конце пасеки ослабевают. Иногда отдельные ульи переполняются настолько, что пчелы не вмещаются в 2—3 корпуса и покрывают улей снаружи, повисая гроздьями под краями крыши (рис. 112). Такую семью надо разделить на пол-лёта.

Чтобы размещенные на новом точке пчелы были менее раздражительными, меньше налетали на чужие ульи и не убивали маток, надо соблюдать следующие правила: 1) при упаковке и перевозке семей нельзя допускать стука по ульям; 2) необходимо предупреждать раздражение пчел от света, для чего ульи, зарешеченные сверху проволочной сеткой, не надо оставлять на солнечном свету без крышек; 3) пасеку на новом месте надо размещать по возможности среди кустов и деревьев, а при их отсутствии для лучшей ориентировки пчел следует воткнуть между ульями ветки разной величины и формы; 4) если расположение пасеки имеет удлиненную форму, она должна быть вытянута вдоль массива медоносов, а не перпендикулярно к нему, чтобы уменьшить перелеты пчел через чужие ульи; 5) ульи на кочевом точке надо размещать в том же порядке, в каком они стояли на основной усадьбе. Соблюдение этих правил значительно уменьшит неблагоприятные последствия перевозок пчел и повысит продуктивность их работы на медосборе.

Используя взяток на одном месте, пчеловод должен одновременно подыскивать новый массив медоносов, цветущих позднее, и готовиться к следующей кочевке.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.