|
Лекция 15 Каналы товародвижения их структура и функцияФункции канала, уровни канала. Вертикальные маркетинговые системы Структура канала товародвижения., сотрудничество и соперничество, число посредников, их функции, мотивы. Транспортирование и складирование. Логистика Каналы распространения и товародвижения Выгода различных каналов распространения в том, что они берут на себя риски и более эффективно выполняют свои функции (благодаря специализации). Пример: производители автомобилей (массовое) специализированные продавцы (индивидуальное). Основные функции каналов распространения: 1. прямая маркетинговая информация, т.е. он изучает рынки, спрос 2. складирование и транспортировка 3. продвижение товара, т.е. реклама, снижение цен, организация ярмарок, проведение личной продажи (оформление сделок). 4. посредники могут предлагать выгодные условия: кредит 5. все риски канал распределения берет на себя Прямой маркетинг – производитель – потребитель. В настоящее время с развитием телекоммуникаций и интернета прямой маркетинг видоизменился и может начать эффективно работать. Канал нулевого уровня – это когда нет посредника. Второй вариант – канал первого уровня: один посредник, обычно розничный продавец. 3) Оптовый продавец – розничный – потребитель 4) Производитель – оптовик – мелкооптовик – розничный продавец – потребитель Существуют особенности распространения в сфере услуг, т.к. их невозможно складировать, то 2 функция не подходит. Очень специфично и зависит от вида услуг. Традиционная форма: участники канала распространения полностью независимы, можно испытывать все варианты распределения. Каналы распространения – это система без полной экономической зависимости субъектов канала распространения. Преимущество: экономическая свобода. Недостаток: каждый из звеньев обладает экономической независимостью и печется только о своих интересах и это нарушает всю цепочку. Так называемые маркетинговые системы делят по организации распространения и по общим целям на: · вертикальные · горизонтальные · смешанные – представляют несколько систем, ориентированные на различные сегменты. Вертикальная маркетинговая система содержит полный комплект соответствующих посредников: производитель – оптовик – розничный продавец – потребитель. Преимущества: специализация, отсутствие противоречий между элементами каналов, нет повторяющихся функций. Виды вертикальных маркетинговых систем: 1) корпоративные 2) договорные 3) управляемые Корпоративные вертикальные маркетинговые системы – владение одним из членов системы всеми каналами распространения. Самая жесткая система. Договорные вертикальные маркетинговые системы – основаны на долгосрочных соглашениях между соответствующими элементами каналов продвижения. Это могут быть объединения розничных торговцев под руководством оптовиков. Кооперативы – сами потребители организуют различные сети кооперативов и являются и владельцами, и клиентами этих кооперативов. Держатели привилегий или франчайзинг. При покупке привилегий тот, кто продает получает деньги, тот, кто покупает – обязуется продавать товар на правах исключительного диллерства, соблюдать технические требования. Франчайзинг предлагает та фирма, которая предоставляет марку, а значит и гарантирует качество. Виды: 1) франчайзинг дается производителем (BMW дает лицензии диллерам на продажу своих автомобилей. Гарантирует исключительное право.) 2) рецензия оптовикам (Кока-кола) 3) франчайзинг под эгидой фирмы услуг (McDonald’s) Управляемые вертикальные маркетинговые системы, когда достаточно мощный производитель может управлять всей цепочкой. Горизонтальные маркетинговые системы – для улучшения функционирования каналов распределения объединяются посредники одного уровня (объединения на уровне производителей, посредников и т.д.). чаще всего это оформляется в виде различных ассоциаций, кооперативов. Это более характерно для европейских стран и меньше для Америки. Комбинированная или смешанная маркетинговая система – если фирма очень крупная и занимает несколько сегментов рынка, то нужна отдельная политика распространения для каждого сегмента. Т. к. эти сегменты более или менее независимы, то и структуры каждого канала, обслуживающего сегменты, могут быть различными. Фирма обслуживает 3 сегмента: 1) непосредственные продажи покупателю 2) использование розничного торговца 3) использует и оптового, и розничного торговца С1 Ф РТ С2 ОТ РТ С3 Эта ситуация очень сложна, т.к. сегменты иногда пересекаются и возникают противоречия между разными каналами распределения. Конструирование каналов распределения Основные способы распределения товаров для фирмы: Прямой маркетинг потребитель Фирма торговый персонал фирмы потребитель Торговые посредники потребитель При выборе методов распространения надо учитывать издержки по привлечению дополнительных звеньев и качество услуг, предлагаемых данными дополнительными звеньями. Приобретаемый товар – это целый комплекс, включающий и дополнительные выгоды и ценности. Дополнительные выгоды и ценности могут выражаться: 1) удобство времени и места получения товара 2) прямые материальные блага (покупка в рассрочку, кредит и т.д.) 3) услуги по перемещению и установке товара 4) подбор дополнительных обязательных атрибутов или каких-то необходимых вещей 5) консультирование и обучение. За эти услуги надо платить. Поэтому потребитель выбирает между ценой и выгодами или потерями, которые будут возникать в результате того или иного выбора. В настоящее время растет доля товаров, которые требуют дополнительные ценности. Но, с другой стороны, многие отказываются от них. Сегодня покупатель может выбирать между магазинами, где минимум услуг и где максимум услуг (но за это уже надо платить). При определении структуры канала надо учитывать: 1) фирма, которую вы представляете 2) сам товар. Для одного и того же товара фирмы предпочитают использовать различные каналы распространения. Например, косметика: 1) магазин; 2) дистрибьюторы; 3) сетевой маркетинг. Основные маркетинговые возможности: прямой маркетинг, личная продажа, торговые посредники. Большинство фирм на олигополистических рынках пользуются услугами дилеров. Интенсивное распространение – это когда вас не интересует конкуренция между торговцами, торгует много продавцов. Второй вариант – на правах исключительного дилерства, при этом говорится в договоре, что продавцу дается монопольное право продажи данного товара в данном районе (обычно это либо сложные, либо дорогостоящие товары). Есть также вариант своеобразного гибрида – с одной стороны представляет производитель посредников больше, чем один, но с другой стороны не у каждого есть такое право. Рекомендации по отбору каналов: При использовании посредников надо знать сколько их будет и какие условия отношений с посредниками. Обычно это упирается в то, как заинтересовать потребителя в покупке товара у вас. Самое непосредственное воздействие – изменение цен. Можно также заинтересовать рассрочкой, премией за успешные продажи и т.п. Вообще, нужно знать сколько надо иметь каналов сбыта. Хорошо иметь одного посредника, но это связано с определенными рисками. Поэтому лучше иметь несколько посредников и следить постоянно за ситуацией на рынке. Но это влечет за собой и временные, и материальные затраты. Должны быть и положительные, и негативные рычаги взаимодействия с посредниками (материальное поощрение и какие-то ограничения за нарушение договора). К негативным рычагам относят: замедление темпов поставок, уменьшение скидок, разрыв контракта. Для оценки деятельности участников каналов распределения главный показатель – объем сбыта и его динамика. Контролируются оперативность доставки соответствующих товаров и услуг потребителю, вопрос, связанный с ценностью товаров, которые поступают, как поддерживаются запасы, т.е. удовлетворяются ли полностью потребности покупателей (вообще запас для многих фирм нежелателен, но он нужен для того, чтобы удовлетворить скачки спроса и обеспечить оперативную доставку), нужно оценивать степень удовлетворенности покупателей, обслуживаемых вашими посредниками (по жалобам, возвратам товаров. 30-35% высказывают свое недовольство и только 1-2% доводят дело до компенсации). Товародвижение. - это физическое перемещение груза от производителя к потребителю. Оно включает в себя и планирование, и внедрение в жизнь, и контроль. Если взять все затраты на перемещение, то они делятся на: непосредственная транспортировка за пределы региона – 46% затрат; складирование – 26% затрат; поддержание товарно-материальных запасов – охрана, осмотр и т.д. – 10%; затраты, связанные с оформлением документов, отгрузка, разгрузка - 6%; упаковка и сортировка – 5%; административные расходы – все остальное. Удельный вес затрат на перемещение разный: для производителя 10%, для посредника 25%. Главная цель товародвижения – предоставление максимального сервиса для потребителей. А это предполагает наличие существенных запасов, быстрого транспортирования и наличие помещений. Какими качествами с точки зрения потребителя должен обладать поставщик: 1) не должен нарушать сроки поставок 2) готов предпринять меры в экстремальных случаях 3) товар, являющийся некондиционным, принимать обратно и компенсировать затраты, которые понес агент 4) поддержка достаточных объемов запасов. Компоненты процесса товародвижения: 1) обработка заказов 2) перемещение или транспортировка 3) складирование 4) контроль за товарно-материальными запасами. Обработка заказов: на индустриальных рынках – это полный цикл работы с клиентом; на потребительских рынках – это прямой маркетинг. Складирование – в Германии, Японии автоматическое, а у нас нет. Зависит от ресурсов, вида товара, целей фирмы. Перемещение – каждый вид транспорта имеет свои плюсы и минусы. Главные характеристики: скорость, надежность (трубопроводный), способность перевозить разные грузы (водный), доступность, стоимость. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|