Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интерактивное обучение-источник мотивации и личностного саморазвития





 

 

Используя на занятиях формы и методы интерактивного обучения, возможно добиться новых возможностей, которые связанны с налаживанием межличностного взаимоотношений и взаимодействий с помощью диалога в учебном процессе. На самом деле, между обучающимися в группе возникают определенные межличностные взаимодействия; прежде всего, какими будутвзаимоотношения, зависит их успешность вучебном процессе. Грамотная организация взаимоотношенийучащихся на базе учебного материала становитсясильным условием повышающийв целом эффективность учебной деятельности.

Практикуя формы и методы интерактивного обучения, можно выделить ряд важных образовательных целей, которыми являются:стимуляциямотивации и интересов в сфере, того предмета, который изучают в общеобразовательном плане;повысить уровень самостоятельности и активности учащихся;развить навыки взаимодействия, критичности мышления, коммуникации,анализа;изменить установки на эмпатиюисотрудничество, а также социальные ценности;развитие и саморазвитие с помощью активации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию между всеми участниками на занятиях.

Мотивация-этосовокупность внешних и внутренних движущихся сил, которые побуждают человека к деятельности и придают ей свой определенный смысл. Устойчивый комплекс мотивов и потребностей личности определенны ее направленностью. У учеников должна и может быть устойчивая мотивация, котораяформируетприобретение новых умений и знаний для саморазвития. Мотивация и саморазвитие учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным. [4]



Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

1) Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

2) Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

3) Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.

4) Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.[4]

Тем самым мотивация считается основным условием интерактивного обучения. Поэтому на каждом занятиисистемно о и целесообразно пользоваться оптимальными методами мотивации и стимулирования деятельности учащихся для реализации личностно-ориентированного развивающего подхода.

С целью формирования устойчивой познавательной активности и учебной мотивации педагог, может применять, такие разнообразные методы деятельности обучающихся: создание ситуаций успеха или проблемных ситуаций, поощрение, побуждение к поиску правильных решений, прогнозирование будущей деятельности, выполнение творческих заданий, формирование ответственного отношения ирефлексивности, развитие желания быть полезным и эмпатии, создание ситуаций взаимопомощи, поиск сотрудничества и контактов, сопереживания, заинтересованность,организация самопроверки и взаимопроверки,результатами коллективной работы.

Таким образом, залог успешности обучения у учащихся – это наличие устойчивой познавательной активности иучебной мотивации.

Потребности нынешнего общества в творческих людях- это своего рода творческая нацеленность, которая позволяет современному человеку адаптироваться в условиях стремительного развития информационного обществ, поэтому перед учащимися остро встаетвопрос формирования личности, которая способна к творческому саморазвитию.

По определению Г.А. Медяник «Творческое саморазвитие - это процесс непрерывного самосозидания и самосовершенствования творческих качеств личности» [5]. В.И. Андреев определяет творческое саморазвитие личности как особый вид творческой деятельности субьект-субьектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческая самореализация и совершенствование личности» [6].

Восприятие творческого саморазвития- это процесс и система личностных качеств, которая направляет школу на создание условий для формирования активной и творческой личности учащегося, способствующая к дальнейшему самообразованию, к взаимодействию исотрудничеству, к чувству личной ответственности, к критике и принятию решения в процессе диалога.

Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний [7]. Отталкиваясь из того, что выше сказано, можно сказать, чтоинтерактивное обучение, которое связанно с обсуждением материала и обучением учащимися друг друга считается более эффективной с точки зрения запоминания и усвоения учебного материала.

Например, такая форма как метод проектов дает возможность осуществитьпринцип саморазвития в полной мере, т.к. для преподавателя основным содержанием использования метода проектов считается изменение ученика, т.е. приобретение им новых знании, навыков, отношении и умении, где он самостоятельно реализует учебный проект. Следовательно, преобразовательный эффект от использование данной формы интерактивного обучения распространяется на получаемый совместный результат и на непосредственных участников проектирования. Метод проектов нацелен на творческую самореализацию личности ученика с помощью развития его волевых качеств, творческих способностей иинтеллектуальных возможностей.

Очевидно, что поставленные перед школой проблемы невозможно решить, основываясь на методы и средства информационно-объяснительного обучения: здесь налицо видна гиперактивность педагога, т.е. он спрашивает, объясняет, направляет, исправляет, а также массовая пассивность учащихся на занятии. В связи с данной актуальной проблемой активируется применение интерактивного обучения.

Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы [8].

Следовательно, интерактивное обучение в школе рассматривается, как многосторонний иособый тип коммуникации между педагогом и учениками, т.е.: «учащийся-учащийся» (работа в парах), «учащийся – группа учащихся» (работа в группах), «учащийся – аудитория» (презентация работы в группах), «учащийся – компьютер».

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.