Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Текст 9. Культура XVIII века. Эпоха Просвещения





А. Социально-политический аспект культуры

 

Самым главным событием XVIII века была Великая французская революция. Она перевернула культуру, изменив существующую систему ценностей не только во Франции, но и во всем цивилизованном мире. В какой-то момент, во время правления Екатерины II, идеи Французской революции стали популярными и в России, но после революционных ужасов, которые пережила Франция, популярность их пошла на убыль.

Но что это были за идеи? Основная мысль просветителей касалась несправедливости общественного устройства. Просветители полагали, что в существующем обществе нет равенства, причем изначально люди поставлены в неравные условия – одни принадлежат верхнему слою, слою избранных, а другие, а их большинство, с рождения отделены от благ цивилизации. И это несправедливо, ибо по природе люди равны. Таким образом, исторически сложившийся строй жизни враждебен природе человека. Отсюда все неприятности, связанные с безнравственностью, жестокостью и проч. Социальный строй нужно изменить, исправить. Необходимое исправление внесет введение демократической конституции, своеобразного общественного договора, который установит новый тип государственного устройства, опирающегося на идею равенства граждан перед законом вне зависимости от их имущественного положения, родовой принадлежности, вида занятий и проч. В свою очередь конституция должна реформировать власть в направлении ее демократизации. Система выборов становится главным элементом в ее формировании. Устройство власти опирается на систему «сдержек и противовесов», когда одна ветвь власти ограничивает другую (судебная, законодательная и собственно распорядительная власть - правительство). Все политическое устройство мыслится как «общественный договор», закрепленный принятием Конституции. Институт частной собственности был учтен в договоре как основа благополучия и демократии. Он ни в коем случае не отменялся. Но в процессе революционной борьбы, в процессе социальной революции и гражданской войны между представителями разных сословий, например во Франции, имущество «врагов революции» по общему правилу, национализировалось.

 

Б. Наука и религия

 

XVIII век европейской культуры называют «веком просвещения» и даже «эпохой Просвещения». По мысли просветителей – Вольтера, Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Локка, Юма – свет в общественную жизнь несет наука. Некоторых просветителей называют «энциклопедистами». И действительно, много сил и труда Дидро и его единомышленники отдали делу создания энциклопедии и словарей, в которых систематизировали научное знание своего времени, подвели итог научной работе почти четырех векового развития европейской науки «нового времени». И этот свод научного знания, по мысли просветителей, должен быть противопоставлен церковному «мракобесию». Наука, по их логике дает свет, просвещает, а христианская церковь – наоборот, является источником мрака. Но все зло идет, в конечном итоге, от незнания истины, в том числе и зло неравенства, ставшего основой существующего политического устройства.

Просветительская работа велась во всех слоях общества, что, безусловно, дает основание говорить о демократическом характере данного направления. Просвещение, по мысли передовых людей эпохи, позволит мирно осуществить должное переустройство общества. Государство абсолютной монархии давало просветителям известные возможности для осуществления своих планов, ибо монарх не был прямо и непосредственно связан с одним из сословий общества. Он был над сословиями, и он обладал абсолютной властью. Естественно, что просветители попытались использовать данный политический ресурс, завязать «просвещенные отношения» с монархами. Достаточной известностью пользуется факт переписки одного из самых знаменитых просветителей Вольтера с прусским королем Фридрихом и русской императрицей Екатериной II. Но на этом пути преуспел не один только Вольтер. Знаменитый энциклопедист Дидро также вел переписку с русской императрицей, стал ее библиотекарем, несколько раз приезжал в Петербург и беседовал с нею. Вообще, поначалу, вплоть до трагических событий Великой Французской Революции, просветители были весьма популярны не только в придворных кругах, но и в светских салонах. Нужно признать, что и придворные круги и аристократы в XVIII веки были, по общему правилу, нерелигиозными, светскими людьми. Они весьма серьезно интересовались наукой. Но довольно скоро, в период разразившейся гражданской войны, данный слой общества был, тем не менее, подвергнут жесточайшим репрессиям.

Задача просвещения простых людей, составляющих основную часть населения страны, выглядела более сложной в плане ее практического осуществления. Необходимо было, развернуть работу печатных изданий, и, пожалуй, главное – существенно усовершенствовать систему массового образования народа. Но образование это контролировала христианская церковь. Народ был верующим, христианским. В силу данных обстоятельств церковь становится главным врагом просветителей, объектом их жесточайшей и, надо признать, весьма талантливой, хотя и несправедливой, критики. Просветители убеждали - церковь враждебна науке. Опирается в своей деятельности на Священное писание, она требует веры, аргументируя это требование рассказами о чудесах, недоступных науке не только в плане повторения, но и простого познания, понимания. Главное чудо христианского мира – явление в мире богочеловека Иисуса Христа, его воскрешение и проч. Понятно, что именно данный момент библейской истории становится основным объектом критики со стороны просветителей, а их критика религии, фактически свелась к критике христианской церкви.

Но проблема христианской церкви для просветителей имела еще один – и весьма существенный аспект. Церковь, по мысли просветителей, своей проповедью Царства Божьего на Небесах, мешает установить просвещенное, справедливое общество на земле. Церковь, обманывая людей «баснями о Царстве Небесном», вводит в реальный мир несуществующий элемент справедливости – равенство людей перед Богом. Суд Божий, по мысли христианства, устанавливает вечную справедливость, является своего рода компенсацией за земные несправедливости. Но, с точки зрения науки, а значит, и для просветителей, «чудес не бывает!», поэтому нет Царства Божьего и нет Божественной справедливости. Более того, христианская церковь, на основании того, что Иисус Христос был бедным, обманом культивирует бедность среди прихожан, будучи весьма и весьма богатым социальным институтом. Церковь, таким образом, является реакционным началом, источником лжи и оправданием несправедливо устроенного социального мира. Справедливое общество необходимо строить на Земле с помощью разумного переустройства социальных отношений, с помощью науки и техники, в условиях демократического государства, обеспечивающего права и свободы граждан.

Отказ от традиционного христианства в среде просветителей сопровождался созданием новой, тайной церкви, которую принято называть масонской, а ее членов – «масонами». Смысл создания данного церковного ордена заключается в следующем: следует привлечь к общественной жизни самые талантливые силы страны. Талантливые люди вовлекались и испытывались масонской церковью, а затем эти люди с помощью тайных сил, так называемой «закулисы», продвигаются по служебной лестнице, по иерархически организованной лестнице государственной жизни. Эти люди занимают господствующее положение в социальных институтах. С помощью их масоны организовывают контроль за жизнью общества.

Масонский орден лишь по видимости был христианским. Орден был тайным не только для внешнего мира. Иерархия в нем соответствовала различной степени посвященности его члена в собственно масонские тайны. Самые массовые слои – первые три степени посвященности – не догадывались об антихристианской направленности ордена. Христианство здесь было, конечно, не церковным, но в целом, основные его идеи не отвергались. Новичку предлагали лишь более тонкое видение религиозных проблем, и в соответствие с ним, с «более тонким» представлением, обсуждается вопрос о смысле жизни, о роли и месте человека в социальном мире, т. е. вопрос о его социальном предназначении.

Критика религии сопровождалась всемерной поддержкой науки. И нужно признать, что просветителям было кого поддерживать. Ньютон, Лейбниц, Лавуазье и проч. жили в данную благоприятную для развития науки эпоху.

 

В. Искусство

 

Отвергнув христианскую церковь в качестве значимого социального института, просветители должны были решить вопрос о нравственном воспитании народа. Но нельзя было не признать, что церковь не только участвовала в нравственном воспитании населения, она, по существу, организовывала и осуществляла нравственное воспитание. Христианская религия дает человеку вполне ясный, в индивидуальной форме, то есть в форме самой жизни, ответ на вопрос о смысле жизни, прекрасно обосновывает этот смысл. Просветительская философия не могла в полной мере заменить религию, ибо философский ответ на вопрос о смысле жизни не только труден для основной части «непросвещенного» населения, он дается в отвлеченной, абстрактной форме, личность же интересует ответ на этот вопрос, данный в индивидуальной форме, в форме самой жизни. И здесь на помощь просветителям приходит искусство. Известно, что средневековое искусство называли «Библией для не умеющих читать». Ну а если это так, то можно создать новое, светское искусство, которое будет своего рода воплощением просветительской идеологии, обоснованием новых нравственных ценностей и идеалов. Это искусство удалось создать просветителям.

Причем решение вопроса было творческим. Новое искусство ни в коем случае нельзя назвать примитивно идеологическим. Просветители отвергли эстетику и художественную практику классицизма, ориентированного на изысканный вкус высшего сословия. Одной из главных черт их искусства стал демократизм, народность. Они по-новому решили вопрос о фольклоре. Классицизм презрительно относился к фольклору как к искусству вульгарному. Но был не прав по существу. Точнее, он не заметил весьма существенный пласт национального фольклора, который вполне сопоставим с гомеровским эпосом, – традиционный фольклор. Интерес просветителей к народной жизни позволил им не только выявить этот весьма значительный в художественном плане пласт, но и правильно оценить его. Именно просветители начинают изучать фольклор, именно они ориентируют художников на использование фольклорных мотивов в творчестве. Предметом нового искусства стала жизнь простого человека, она приобрела для просветителей эстетически ценностный смысл. Искусство этого простого человека, представителя третьего сословия, также, что весьма последовательно, становится значимым. Быстрее всего на новые веяния в культуре откликнулся театр - классическую трагедию в качестве современного искусства сменила мещанская драма.

Огромная роль искусства в общественной жизни, грандиозные задачи по нравственному воспитанию, которые ставили просветители перед искусством, привели к необходимости теоретического обоснования нравственно преобразующей функции искусства. Лучшие умы эпохи занялись решением эстетической проблемы отношения красоты и добра, эстетического и нравственного. И в этом смысле можно говорить о наступлении своеобразного «золотого века в эстетике». И этот век также - 18. В самых общих черта данная проблема была решена следующим образом – нравственные чувства подобны эстетическим, но эстетическое чувство отличает прекрасное от безобразного, а нравственное – добро от зла. Оба чувства по своему существу бескорыстны. Они ориентируют человеческое поведение на бескорыстную деятельность, на бескорыстные поступки. Человеческое сердце суть центр духовной жизни, вместилище эстетического и нравственного чувства, та точка, в которой они сходятся, совпадают. Занимаясь искусством, культивируя эстетическое чувство, мы по вышеназванным причинам совершенствуем нравственную сферу человека.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.