|
Г. Основные элементы египетской культуры.Первый и главный элемент, который определил все остальные, связан с организацией государства. Именно государство смогло собрать огромные ресурсы и создать величественное здание египетской культуры. Египетское государство, согласно классификации Гегеля, относится к восточному типу. Суть типологии – отношение к свободе. Восточный тип государства полагает, что по-настоящему свободным является лишь царь. А все остальные - рабы. Египет знаменит, прежде всего, своими пирамидами. Одну из них, самую большую, пирамиду Хеопса называют «чудом света». Количество пирамид огромно. Идея пирамиды четче всего проявляется в связи с основным египетским религиозным мифом. В царстве бессмертия может существовать лишь тот, кого снабдили всем необходимым для существования. Главным элементов в ряду этих необходимостей является тело. Тело нужно, во что бы то ни стало, сохранить. Душа умершего «Ба» (дух-хранитель) и олицетворение жизненных сил «Ка» так же нуждались в заботе. «Ба», чтобы не заблудилась в царстве мертвых, снабжалась всякого рода магическими словами, знаками. "Ка" нуждалось в питании. Пирамида способствовала тому, чтобы с умершим все было в порядке. Она навечно должна была сохранить мумию фараона. На ее стенах были написаны заклинания для его "Ба". Она была складом для многих вещей, необходимых для «Ка», продуктов вполне реальных, а также изображенных на стенах. Другой, менее прозаический ответ дает нам культурологическая морфология. Она сопоставляет все известные нам цивилизации, располагая их в одной плоскости, с аналогичными периодами подъема и упадка, как будто они существовали в один и тот же отрезок времени. Вывод из сопоставления цивилизаций частично проливает свет на тайну пирамид. Оказалось, что пробуждение души народа всегда сопровождается стремлением к созданию монументальных, штурмующих небо сооружений. Дело, в случае с египетскими пирамидами, было сделано действительно грандиозное. Например, строители пирамиды Хеопса с помощью одной лишь людской силы и катков переправили через Нил и поставили друг на друга 2300 000 каменных блока. Но даже приведенные выше объяснения не могут быть признаны исчерпывающими. Самое красивое, образное, метафорическое определение пирамид - «геометрия в камне», также не может быть проигнорировано, ибо, как мы знаем из других источников, жизнь египтян была строго регламентирована потребностями специфического земледелия в условиях разливающегося Нила. Египтянин должен был любить строгий порядок, ибо, если природная закономерность давала осечку, например, Нил не разливался в положенное время, в стране мог наступить голод. Пирамида же воплощала высшую упорядоченность космоса в качестве предмета эстетического созерцания. Однако, признавая действия математического фактора в качестве одного из реальных побудительных мотивов строителей пирамиды, мы не должны трактовать ее идею в духе цифровой мистики. Эту возможность для мистико-фантастических толкований идеи пирамиды дает ее измерение малыми величинами. Большую пирамиду Хеопса, основываясь на цифровой мистике, нередко называют Библией в камне. Из плана этой пирамиды, расположения ее ворот, ходов, залов и погребальных камер сумели высчитать всю историю человечества. Один из исследователей предсказал на основе этой истории, что в 1913 году начнется мировая война. Легковерные отметили, что он ошибся только на один год. Данные построения, по сути, развивают основную идею – многоумные египтяне зашифровали свои знания в пропорциях большой пирамиды. Люди, которые расшифровывают древнеегипетские знания, как-то не отдают себе отчета, что мера длины у египтян была другая. Теперь поставим вопрос иначе – зачем им нужно было так «трудоемко шифровать». Ведь затраты на ее возведение были огромны. Каждая из четырех сторон пирамиды Хеопса имела в длину более 230 метров. Высота ее достигла 146 метров. Общая кубатура этого строения, сложенного из камней и известняка, достигает 2 521 000 кубических метров. Оно занимает площадь почти в 54 3000 квадратных метров. Люди, занимающиеся цифровой магией, не должны упускать и следующее весьма существенное обстоятельство: пирамида со времен Хеопса изменила свои размеры – время уничтожило облицовку и проч. Колоссы Мемнона – две огромные, сделанные из песчаника статуи царя Аменофиса III. Упоминание о них мы находим у Геродота. Остатки этих скульптур обнаружил археолог Флиндерс Питри. Эти статуи Колоссами Мемнона назвали древние греки. Греческая легенда гласит: когда Эос, богиня утренней зари, появлялась на горизонте, ее сын Мемнон начинает стонать и жаловаться, и звуки его голоса, в котором не было ничего человеческого, до глубины души волновали всех, кому приходилось их услышать. Об этом сообщили Геродот и Стробон. Много лет спустя, в 130 году до н.э., жалобу Мемнона захотели послушать римский император Адриан и его супруга Сабина; звуки, которые они услышали потрясли их до глубины души. Впоследствии Септимий Север приказал восстановить верхнюю часть статуй с помощью плит из песчаника, и тогда звук пропал. До сих пор не найдено достаточно ясного научного объяснения этого явления, хотя о былом его существовании не приходится сомневаться. Флиндерс Питри нашел только руины статуй. Он предположил, что каждая статуя была не менее двенадцати метров в вышину, ведь сохранившийся средний палец руки южного колосса, имел длину 1 м. 38 см. Это все были "чудеса". А вот изобретение письменности – универсального средства хранение информации - вещь важнейшая для развития цивилизации. Также необходимо отметить тот факт, что египтяне создали наиболее точный календарь, были прекрасными моряками и строителями.
Д. Религия Египта Основной элемент, позволяющий объяснить своеобразие египетской культуры, связан с мифом. Особенности основного мифа органически вплетаются в египетскую религию. Ее, египетскую религию, как большинство древних религий, точнее всего называть языческой. Что же такое язычество? Нужно признать, что современная наука о религии не любит термин язычество, считая, что он не имеет определенного содержания. По историческому происхождению этот термин означал лишь тот факт, что данный народ не относится к племени израильскому. Однако в культурологическом аспекте этот термин имеет вполне ясное значение. Сущность религии состоит в том или ином отношении человека к Божеству, что в свою очередь зависит от представления о Боге. Можно выявить два типа такого отношения. Одна концепция под именем Бог разумеет личного Создателя всего из ничего и Промыслителя над всем созданным. Другая – считает Бога лишь составным элементом природы. При всем многообразии языческого представления о Боге – вторая концепция отождествляет Бога с естеством. Первая идея Бога признает исходным пунктом бытия самобытного Бога-Создателя всего из ничего, признает его Промысел, рождает идею Царства Божьего. Вторая – признает самобытность мира, последствием чего является идея автономного царства мира. Первая концепция исторически принадлежит Израилю, а в окончательном виде христианству. Вторая – именно тем народам, которых евреи называли язычниками. Язычество есть явление всечеловеческое, всемирное. Оно суть работа ума и чувства всего человечества. Народы живут не изолированно друг от друга – они обмениваются результатами своих наблюдений, своей духовной работы. И последствия данного факта мы можем наблюдать не только в научно-технической сфере, но и в религиозной. Характеристика язычества Египта. Язычество всегда политеизм. В политеизме исчезает образ Бога личности, Бога творца. Язычник обожествляет природу, полагая, что жизненные силы в ней живут в виде отдельных духов. Так начинается анимистическое мировоззрение. В нем дерево, камень, ветер, молния заключают в себе сознание и волю. Наряду с анимизмом распространяется фетишизм. Фетиш – необыкновенный, легко запоминаемый предмет, в связи с которым происходит нечто благоприятное или неблагоприятное. Этот предмет начинает рассматриваться как местопребывание опасного или благоприятного духа. К названным духам прибавляются еще и духи предков. И это понятно. Уже сны показывают потомку, что его умерший предок не уничтожился. Он является во сне, дает советы и требует услуг как это было при жизни. Дед и отец заботились о семье при жизни. Поэтому данные духи вызывают у человека наибольшее доверие – есть основание полагать, что они не оставят их и после: будет помогать и заботиться. Он требует себе пищи (жертвы). Но и сам помогает потомству. У египтян высшие Боги были предками. У египтян было множество богов - причем каждая область имела своих богов. Хотя жрецы сводили многообразие Богов к одному общему богу, так как сводят различные имена к одному понятию, все же можно говорить, что Египтом владел целый народ Богов. Эти боги имели очень узкое существование. Бог представлял какую-то определенную функцию, конкретный момент существования человека во вселенной. Когда являлась эта функция – являлся и бог, проходила она – исчезал и он до следующего раза. Были боги утреннего и вечернего солнца, разных времен года, тех или иных случаев жизни человека (рождение, смерть и т.д.). В общей сложности боги были повсюду. В основе этого, очевидно, было понятие о личном проявлении общего божественного элемента в мире. И таким образом политеизм родственен пантеизму, т. е. всебожию. Принижение понятия о Боге Когда представление о Божестве свелось к верованию в огромное количество более или менее крупных и мелких существ, слитых с силами природы, это принизило представление о Боге. Силы богов были ограничены. Боги действовали не совместно, а врозь; они враждовали друг с другом. В страхе перед одним люди могли прибегнуть к помощи других. Наконец, боги сами нуждались в пище, которую могли получать только от людей, отсюда возникала возможность прямого влияния на них. Идея о том, что боги нуждаются в кормлении, возникла в культе предков. На предков легче всего переносить свойства живых людей. Если же эти духи нуждаются в пище, то легко данное свойство перенести на духов вообще (на всех духов). Но как боги могли поедать предложенную пищу? Жрецы ответили – потому, что у предметов питания был свой дух, который именно и питал богов. Этот дух - подобен флюидам, магнетизму, то есть таинственным природным силам. Боги Египта очень походили на людей. У людей кроме тела была еще душа, черная тень (Ка) и двойник (подобный отражению в воде). То же было и у богов. Боги были существа более тонкие и могущественные, чем люди. Но у них были кости и мускулы. Они также ели и пили. Особый таинственный флюид «са» циркулировал в их теле, оживлял его. Для богов в свое время наступало одряхление и старость. Была даже перспектива смерти (Идея неизбежной смерти Богов выражена в одном месте главы 8 «Книги «мертвых»). Таким образом, питание было необходимо богам, и жертвоприношение было неким юридическим актом, который, будучи совершен в должной ритуальной форме, давал богу пищу и обязывал его к оказанию просимой услуги. Но Боги не зависели полностью от человека – у них существовало какое-то озеро, из которого они могли самостоятельно получать необходимый им флюид. В понятии о жертвоприношении проявилось невысокое представление о божестве и воспитывалось убеждение о возможности властвовать над богами. Другой источник человеческой власти вырос в заклинании. Заклинание представляет явление, выросшее из доселе не разгаданного полностью влияния слова, из преклонения перед словом. Слово в магии не просто выражает мысль, не просто наименование предметов или понятий, но выражает какую-то самостоятельную силу. Оно иногда содержало в себе силу богов, передаваемую ими в словесной формуле. Но и само слово обладало силой в качестве элемента бытия. У египтян слову приписывалось значение, равное материальному факту. Тень умершего (Ка) жила в его набальзамированной мумии и нуждалась в пище. Но если она не получала ее, то могла погибнуть. Она могла наделать много бед живым, пустившись высасывать у них соки самостоятельно. Но слово в молитве о хлебе, пиве, жаренном мясе и проч. продуктах для Ка вполне заменяло их реальное присутствие. Как уже отмечалось, кроме Ка (души) у человека была еще Ба (дух). В то время, когда Ка жила в мумии, Ба должна была подыматься к богам, где оставалась жить с ними. Но путь этот был трудным и сопровождался разными препятствиями, вроде затворенных дверей. "Книга мертвых" имела особую главу волшебных слов, которые Ба должна была знать для преодоления препятствий, и если Ба знала их и умела произносить с надлежащими ударениями и интонациями, то перед ней открывались все затворы. В противном случае она могла погибнуть в пути. Впоследствии, когда у египтян развилась идея суда над Ба, после смерти человека, у Осириса взвешивалось сердце умершего, и по нем узнавали все грехи его. Но если на талисмане, изображающем сердце умершего, писали особое заклинание, то сердце не открывало Осирису ничего предосудительного, и загробный процесс проходил удачно для Ба. Философско-религиозную картину бытия постепенно разработали жрецы. Она не содержит идеи создания, творения бытия. Дело обстоит значительно проще. «Вначале был Нун, первичный Океан, в глубинах которого плавали зародыши вещей. Во всей вечности бог зарождался и порождался сам в недрах этой жидкой массы, еще без формы и без определенного назначения. Этот Бог был существо единственное и совершенное, одаренное знанием и разумом, непостижимое до такой степени, что нельзя даже сказать, в чем оно непостижимо. Он есть один живущий в субстанции, единственный на небе и на земле, который сам не порожден, отец отцов и мать матерей». Но как он смог производить что-то, если не имел пола? Создания, творения ум язычника еще не мог вместить. Он знал только рождение. И вот перед нами появляется такая концепция: «Единственный по существу, он не един в лице. Он отец по одному тому, что он есть, и сила его природы такова, что он вечно порождает не истощаясь. Он не имеет надобности выходить из самого себя для своего постоянного порождения. Один в полноте своего бытия он зачинает свой плод, а у него зачатье не может быть различено от порождения, поэтому он во всей вечности производит в самом себе другого самого себя. Он одновременно есть отец, мать и сын Бога». Этот Бог, тройной и единственный имеет все свойства Бога – безмерность, вечность, независимость, всемогущую волю, безграничную доброту. Он вечно развивает эти верховные свойства, создает собственные элементы, которые суть Боги. Каждый из этих вторичных богов, будучи идентичен первому богу, может рождать новый тип, из которого эманируют таким же образом боги низшего типа.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|