Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Почему срабатывает иррациональное мышление





В одной старинной игре под названием «тетербол» игроки бьют битами по шарику, подвешенному на веревке, стараясь как мож­но быстрее закрутить ее вокруг столба, к вершине которого она прикреплена. Хотя шарик под ударами бит способен переме­щаться в разных направлениях, он может удалиться от столба только на то расстояние, какое позволит ему веревка. В опреде­ленном смысле тетербол служит моделью некоторых мыслитель­ных процессов.

В самом деле, человеческий мозг не в состоянии сосредото­читься на двух объектах одновременно, не создав мысленной свя­зи между ними. Но, в конце концов, как бы далеки друг от друга ни были данные объекты, вы можете удержать их в поле вашего зрения силой воображения и попытаться установить взаимо­связь. Осваивать этот метод следует по принципу «от простого — к сложному».

Не всегда выявленные нами взаимосвязи будут носить закон­ченный характер. Например, на рисунках мы легко распознаем треугольник, человеческое лицо и круг. Хотя все они не заверше­ны, однако с помощью воображения нетрудно представить недос­тающие линии. Таким же образом мы можем восполнить пробелы информации для придания законченности найденным связям.


204 □ Часть 2. Линейные игры для ума

Установление новых взаимоотношений между различными аспектами задачи часто помогает увидеть перспективы ее реше­ния или подсказывает неожиданные аналогии, рассмотрение ко­торых имеет самостоятельную ценность. Разберем проблему улучшения ваших взаимоотношений с начальником. Пусть слу­чайно выбранным словом будет «карандаш». При попытке оты­скать взаимосвязь между карандашом и решаемой задачей у вас возникают, скажем, следующие мысли и ассоциации.

1. Стирателънаярезинка. Мы оба помним о наших прошлых не­удачах. Необходимо стереть их из памяти.

2. Деревянная оправа. Начальник дает мне слишком много рабо­ты. Я не железный и не деревянный, мне нужна помощь.

3. Желтый цвет. Это цвет нерешительности. Я не осмеливаюсь откровенно поговорить с начальником о моей карьере. Может быть, следует сделать это после работы, в неформальной обста­новке?

4. Грифель. Грифель необходимо вовремя затачивать. Поддерж­ка и понимание начальника всегда запаздывают, вследствие чего я несу ощутимые финансовые потери. Могу я заострить на этом чье-то внимание и получить поддержку?

5. Золотой ободок. Начальник не в курсе того, что я участвую в самых прибыльных операциях. Как я могу дать ему понять, что «золотым тельцом» он стал и благодаря моим стараниям?

6. Дешевизна. Перспективный план деятельности нашей фирмы не учитывает новых тенденций рынка. Не следует ли мне предложить иной, удешевляющий нашу продукцию?

7. Шесть граней. Необходимо предпринять шесть основных мер, чтобы решить поставленную задачу: улучшить взаимопони­мание с начальником, поговорить с ним откровенно о моей карьере, установить очередность составления отчетов, пред­ложить новый план деятельности фирмы, более эффективно использовать рабочее время, создать новую систему контроля за ведением отчетности.

Теперь следует подумать, как найти ответ на каждый постав­ленный вопрос. Постепенно вы будете вытягивать ниточки но­вых мыслей, которые прочно свяжут случайное слово «каран­даш» с вашей задачей. Не огорчайтесь, если некоторые из них окажутся невыполнимыми, ведь цель использования'данного ме-


Глава 17. Иррациональное мышление □ 205

тода заключается в выработке наибольшего числа идей в крат­чайшие сроки. Главное назначение случайного слова состоит в том, чтобы мобилизовать ваш творческий потенциал и подтолк­нуть вас к поиску новых решений.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Когда вы ищете пути решения проблемы, попытайтесь использовать в ка­
честве источника идей какое-нибудь слово.
Пусть его выбор окажется про­
извольным, а значение никак не будет связано с поставленной задачей. Это
слово может вызвать в вашем сознании цепную реакцию самых неожидан­
ных ассоциаций, которые в конце концов приведут вас к новой блестящей
идее. Рассмотрим несколько способов поиска случайных слов.

о «Мыло, суп, песок». В конце главы приведен список случайных слов. За­кройте глаза и наугад ткните карандашом в одно из них. Ни в коем случае не пытайтесь читать список и делать выбор сознательно.

о Откройте любой словарь на любой странице и наугад ткните пальцем в слово.

о Выберите произвольно два числа, одно из которых будет номером стра­ницы книги, а другое — порядковым номером слова на этой странице.

о Применяя данный метод, не используйте больше одного слова в день, чтобы не рассеивать внимание и не ослаблять поиск ассоциаций.

о Наилучшими словами являются, как правило, те, которые обозначают хо­рошо известные предметы, вызывающие устойчивый ряд ассоциаций. Именнотакиесловаи включены в список «мыло, суп, песок». Посмотрим, в чем состоит преимущество использования приведенных мной слов.

о Простота. Нам хорошо известны назначения и свойства перечисленных предметов и понятий, потому что мы пользуемся ими каждый день.

о Наглядность. Можно легко представить себе их мысленно.

о Богатство взаимосвязей. Каждое из слов служит «спусковым механиз­мом» для возникновения множества других слов и образов. Например, «мыло» заставит вас вспомнить о ванне, душе, рукомойнике, мыльных пу­зырях (в прямом и переносном смысле), бане, стирке, стиральном порош­ке и т. д.

2. Подумайте о всевозможных вещах, которые связаны с вашим случайным словом. Пусть ваш выбор пал на слово «бутылка». Какие она имеет характе­ристики? Какие функции может выполнять? Как можно ее закупорить, напол­нить, опорожнить? Исследуйте надписи на этикетке. Из чего сделана бутыл­ка — из пластика или из стекла? Стекло прозрачное? Какое иное применение бутылке можно найти? Можно ли ее сдать? Такие бутылки продаются по од­ной или в стандартных упаковках по шесть штук?

3. Попробуйте сделать разветвленными и укрепить выявленные связи между стоящей перед вами задачей и случайным словом.


206 □ Часть 2. Линейные игры для ума

Допустим, вашей задачей является увеличение сбыта товара, а случайным сло­вом — все та же «бутылка». Нарисуйте бутылку на листе бумаги и попробуйте мысленно связать ее образ с вашей проблемой. Примерный ход мыслей может быть следующим.

о Бутылки бывают пустые и полные. Насколько полно мы удовлетворяем запросы покупателей? Что еще можно сделать в этой области?

о Бутылки продаются в стандартной упаковке по шесть штук. Как изменить упаковку, чтобы наш товар выглядел лучше, чем у конкурентов? Как свя­зать упаковку с образом нашего товара?

о Способ продажи. Бутылки продаются по одной, в упаковках по шесть штук и коробками. Следует ли разработать различные виды упаковок для оптовой и розничной торговли?

о Бутылки можно использовать неоднократно. Имеет ли смысл разрабо­тать программу повторного использования нашего товара?

о Пустые бутылки производят ненужный шум, и вообще с ними много воз­ни. Как реорганизовать работу, чтобы сделать ее максимально эффек­тивной и избежать бессмысленных потерь времени и ресурсов?

о У бутылок есть этикетки. Какие этикетки или ярлыки должен иметь наш товар, чтобы покупатель всегда отличал его от товара других производи­телей?

о На этикетках указан срок годности. Следует ли изменить ценовую поли­тику, чтобы стимулировать клиента раскупать наш товар побыстрее?

о Пустые бутылки иногда используются в качестве ваз для цветов. Как из­менить внешний вид товара, чтобы сделать его более эстетичным и поку­патель мог найти ему другое применение? Каковы новые рынки сбыта для нашей продукции?

о Бутылки бывают разными по форме и по размерам. Следует ли нам рас­ширить спектр модификаций нашего товара? Как это можно сделать? Как это отразится на себестоимости?

о Пустая бутылка становится бесполезной. Точно так же бесполезен труд продавцов, давно утративших интерес к своей работе. Возможно, следу­ет организовать аттестационную комиссию, которая ежемесячно оцени­вала бы работу продавцов с целью повышения их мотивации к совершен­ствованию своих профессиональных навыков.

о Бутылки бьются. Сделав неловкое движение рукой, можно смахнуть бу­тылку со стола и разбить ее. Неверное решение, даже касающееся незна­чительного вопроса, иногда приводит к серьезным убыткам. Как можно этого избежать?

4. Записывайте ваши новые идеи. Фиксируйте их обязательно, иначе вы просто забудете их и окажетесь в положении человека, попавшего под золотой дождь, но не имеющего с собой ничего, кроме вил.


Глава 17. Иррациональное мышление □ 207

Уделяйте данному упражнению ежедневно по пять минут, этого вполне достаточно. Выберите какое-нибудь слово и пытай­тесь установить всевозможные связи между ним и вашей зада­чей — таким образом вы научитесь генерировать новаторские идеи и находить решения любых проблем.

Иногда человек, ищущий новые пути решения задачи, подо­бен комару на пляже нудистов: он знает, чего хочет, но не знает, с чего начать. Поиск связей между проблемой и случайным сло­вом создает хорошие предпосылки для выработки новых идей, однако существуют и другие способы стимулирования ассоциа­ций.

Просто поменять местами

Игра, заключающаяся в том, чтобы менять слова местами, может подтолкнуть к генерированию идей для создания новой продук­ции и нового сервиса. Допустим, у нас неважно идет торговля. Давайте поиграем опять со словом «бутылка». Объединим слова «бутылка» и «продавать» двумя путями: «продажа бутылок» и «продаваемые бутылки». Первое словосочетание подтолкнет нас к рассмотрению проблем, касающихся исключительно торговли, а второе — к поиску путей, как сделать продукцию более попу­лярной.

«Чемодан чепухи»

Складывайте в отдельную коробку интересные рисунки, карика­туры, рекламные проспекты, листочки с записями цитат и посло­виц — словом, все, что покажется вам оригинальным и сможет вызвать необычные ассоциации. Когда вам потребуется новая идея, достаньте из коробки то, что попадется под руку, а затем по­пытайтесь установить связи между случайно выбранным предме­том и вашей задачей. Иногда это приводит к удивительным ре­зультатам!

Журналы

Возьмите какой-нибудь журнал и прочитайте в нем любую ста­тью на любую тему. Поразмышляйте о связях между содержани­ем статьи и вашей проблемой, попробуйте выдвинуть новые идеи. Это упражнение очень полезно, если вы собираетесь выработать


208 □ Часть 2. Линейные игры для ума

у себя навык быстро использовать только что полученную инфор­мацию.

Что подскажут фигуры?

Выберите какую-нибудь фигуру, например круг, и постарайтесь в течение дня концентрировать на нем свое внимание. Например, входя в комнату, смотрите на круглые предметы и старайтесь оп­ределить связь между ними и вашей задачей.

Возможен и другой вариант использования данного метода. Предположим, я решил открыть необычный ресторан. Я выби­раю в качестве исходной фигуры круг и концентрирую свое вни­мание на трех «круглых вещах»: раковинах с устрицами, форме рта при произнесении звука «о» и дантовых кругах ада.

Идея: назвать ресторан «Адская жаровня». Его интерьер будет напо­минать кухню, где посетители смогут непосредственно наблю­дать за приготовлением блюд. В меню могут быть устрицы, ко­торые я буду класть на раскаленную решетку живыми. По мере нагревания раковины станут раскрываться, а устрицы издавать жалобные звуки. Другие моллюски, а также омары и креветки я буду опускать в кипяток живыми. Такой ресторан можно рек­ламировать как обслуживающий «вышедших из преисподней». Подобные заведения сейчас очень популярны в Японии.

Резюме

Искать новые идеи используя технику иррационального мышле­ния — все равно что пытаться уснуть под слишком коротким одея­лом. Вы тянете его на себя — у вас мерзнут ноги, вы прикрываете ноги — у вас мерзнут плечи. Но и под таким одеялом в конце кон­цов можно удобно устроиться и заснуть. Результат использования техники иррационального мышления будет определяться тем, на­сколько удачно вы сможете связать разные понятия и найти новые идеи.


Чертог славы

Просвещенный монарх и заслуженный ге­нерал, способные привлечь на свою сторону умнейших людей, непременно достигнут великих целей.

Сунь Цзы

П

редставьте себе человека, перепрыгивающего из одной лодки в другую.

Поначалу лодки стоят — более или менее параллельно друг другу.

Как только человек прыгает с кормы одной лодки, она тотчас разворачивается в направлении другой. Когда же он «приземля­ется» на корму второй лодки, она, в свою очередь, разворачивает­ся в направлении первой.

Лодки не просто движутся в противоположных направлени­ях, они наезжают друг на друга.


210 □ Часть 2. Линейные игры для ума

Так же работает и мысль; каждое ваше действие находит от­клик. Охотясь за идеями, вообразите себя прыгающим от вашей задачи к известной цитате. Цитата, подобно лодке, развернется и столкнется с вашей задачей, высекая искру новой идеи.

«Чертог славы» поможет вам проникнуть в суть вашей задачи, привлекая уже снискавшие мировую славу мысли — как реаль­ные, так и вымышленные. Цитаты содержат зародыши и прин­ципы идей, которые могут быть применены к разного рода зада­чам.

Ресурсы

Для того чтобы заняться этой игрой для ума, вам понадобятся ци­таты. Вот что можно предложить.

а Обратитесь к справочным изданиям, содержащим изречения

и мысли «великих мира сего». а Собирайте цитаты и интересные мысли, черпая их из книг, биографий, Библии, Талмуда, газет, журналов, юмористиче­ских рассказов, фильмов и телевизионных передач. Записы­вайте и приобщайте к своей коллекции любые понравившиеся вам слова. Вы можете систематизировать цитаты или распола­гать их как придется. Вот некоторые из полюбившихся мне поговорок:

о В закрытый рот и муха не влетит, о Два медведя в одной берлоге не уживутся. о Пустая бочка пуще гремит. о Всякому овощу свое время. о От малой искры да большой пожар. о Нет худа без добра. Q А вот несколько моих любимых цитат.

о Руководить огромной странойвсе равно что готовить

мелкую рыбешку. (Лао Цзы) о Там, где заканчивается работа для телескопа, начинает­ся работа для микроскопа. Что из них передает более гран­диозное зрелище? (Виктор Гюго) о Есть два способа распространять светбыть свечой или зеркалом, отражающим свечу. (Эдит Вартон)


Глава 18. Чертог славы □ 211

о В повседневной жизни наши недостатки кажутся порой привлекательнее наших достоинств. (Франсуа де Ларош­фуко)

о Работайте с инструментами без рукавиц: кошка не ло­вит мышей в перчатках. (Бенджамин Франклин)

о Верх хитростискрывать хитрость. (Квинтилиан)

о Не только куй железо, пока оно горячо, но и не давай ему ос­тывать, пока куешь. (Оливер Кромвель)

о Чтобы, найти нужные слова, следует перебрать все воз­можные. (Т. С. Элиот)

о Когда вы исключите невозможное, останется правда, ка­кой бы невероятной она ни казалась. (Артур Конан Дойл)

о Форма всегда соответствует содержанию. (Луис Генри Салливан)

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Создайте свой личный «Чертог славы». Выберите лиц, живых или умерших, реальных или вымышленных, которые симпатичны вам по той или иной при­чине.

2. При возникновении потребности обращайтесь к своему «Чертогу славы». Выберите себе советчика и подыщите соответствующую цитату.

3. Осмыслите цитату. Запишите возникшие мысли независимо от соответст­вия их вашему запросу и, пользуясь ими, попытайтесь направить их в более подходящее согласно обстановке русло.

Основные правила следующие: о стремитесь к качеству; о считайтесь с чужим мнением; о раскрепоститесь; о старайтесь комбинировать и развивать свои мысли.

4. Выберите самую многообещающую мысль или их комбинацию. Затем сфор­мулируйте ее или их заново.

5. Дайте себе возможность «погоняться» за новыми идеями в течение пяти­десяти минут. Если ничего существенного не придумаете, выберите другую цитату или обратитесь к другому советчику. Поддерживайте связь с вашим «Чертогом славы», пока цитата или какой-либо другой отрывок текста не по­родят сонм полезных идей.

Часто чужие слова и мысли вызывают поток ассоциаций, ко­торые в итоге приводят к появлению новых идей.

В течение ряда лет меня раздражал безобразный вид колонок Моего стереоприемника. Надо было что-то делать с этим. Я сфор-


212 □ Часть 2. Линейные игры для ума

мулировал свою задачу так: каким образом можно улучшить внешний вид колонок?

На этот раз в качестве советчика я выбрал Генри Дэвида Торо, нашел его цитаты в книге Барлетта и ткнул пальцем в первую по­павшуюся:

Я — узел тщеславных усилий, Случайно связанных вместе.

Оттолкнувшись от этой фразы, я пустил свои мысли в свобод­ный полет, записывая все, что приходило на ум. Появились две идеи.

1. «Связанные вместе» — связать колонки с чем-то другим.

2. «Тщеславные усилия» — придать колонкам более эстетичный вид.

Я заново сформулировал стоящую передо мной задачу. Теперь она выглядела так: каким образом можно связать колонки с чем-то эстетическим?

Я обратился к дизайнеру с просьбой замаскировать мои колон­ки, придав им вид керамических ваз. Этой идеей я так заинтриго­вал дизайнера, что впоследствии он занялся новым для него биз­несом — эстетическим переоформлением колонок.

Цитаты открывают перспективы для нахождения ответов на наши вопросы. Это можно продемонстрировать даже графиче­ски: закройте на рисунке белые квадраты и в течение тридцати секунд фокусируйте внимание на крестике рядом с черными пря­моугольниками. Затем посмотрите на крестик в центре белых квадратов. Расстояние по вертикали между левой парой квадра­тов покажется больше расстояния между правой.


Глава 18. Чертог славы □ 213

Сконцентрировавшись на черном, вы изменили перспективу и тем самым заставили «двигаться» левую пару квадратов. Если вы сосредоточитесь на какой-то цитате, перспектива вашей зада­чи тоже изменится и заставит ваше сознание искать нестандарт­ные пути решения.

Некий изобретатель прочитал о пожилой женщине, которая пришла в отчаяние от того, что не смогла открыть бутылку с мик­стурой против артрита. В конце концов больная прокусила дно пластиковой бутылки. Узнав об этом, изобретатель так сформу­лировал свою задачу: как сделать крышки упаковок лекарств бо­лее простыми в обращении для пожилых людей?

Он обратился к книге цитат, чтобы чем-нибудь подстегнуть свое воображение, и обнаружил следующие слова: «Никогда не мешает поставить на огонь не один, а два утюга». (Фрэнсис Бо­монт)

Основное внимание изобретатель уделил словам «два утюга». Пусть у бутылки будет две крышки: предохранительная и обыч­ная. Кроме того, число «два» побудило его искать решение не только в бутылке. Бутылка + инструмент = решение.

Идея: изобретатель разработал напоминающее плоскогубцы приспо­собление, с помощью которого можно срезать или просто сни­мать предохранительный колпачок, оставляя лишь обычную пробку.

Потухший уголек разгорается с прежней силой, когда рядом кладешь полыхающие уголья. Если ваш творческий костер гас­нет, подбросьте в него цитату или какую-нибудь великую мысль, чтобы разжечь его вновь.

Для разнообразия можно попробовать и способ получения консультации у своих советчиков: создайте воображаемый Совет директоров.

Совет директоров

Это вымышленный Совет могущественных предпринимателей и рационализаторов, которые будут помогать вам в решении де­ловых вопросов. Представьте, что вы располагаете опытом, муд­ростью и ноу-хау Томаса Эдисона, Дугласа Мак-Артура, Томаса Уотсона, Джона Д. Рокфеллера, Бернарда Баруха, СэмаУолтона, Эндрю Карнеги, Дж. П. Моргана, Генри Форда, Дональда Трам-


214 □ Часть 2. Линейные игры для ума

па, Теда Тернера и других, живых или умерших, людей, которые являются вашими кумирами.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Выберите от трех до пяти инициативных бизнесменов, ныне здравствующих или покойных, которыми вы больше всего восхищаетесь.

2. На видном месте прикрепите фотографии членов созданного вами Совета директоров (это могут быть снимки из газет). Фотографии будут постоянно напоминать вам, на кого следует равняться.

3. Изучите своих героев: посидите в библиотеке, прочтите их биографии, озна­комьтесь, что говорили о них критики, — словом, узнайте о ваших героях по­больше.

А. Выпишите понравившиеся вам сведения. Это могут быть рассказы о том, ка­кие препятствия возникали перед вашими героями и как они их преодолева­ли, или что-нибудь другое, не менее интересное и актуальное, то, что произ­вело на вас наиболее сильное впечатление. Особое внимание уделите творческой силе ваших кумиров, с помощью которой они решали свои про­блемы, а также их секретам, благодаря которым они сумели прославиться, став столь неординарными личностями, и т. д.

5. Когда у вас возникнет проблема, обратитесь за консультацией к членам Со­вета директоров. Постарайтесь представить себе, как поступили бы они на вашем месте. Как расправился бы с вашими проблемами на работе Генри Форд? Какие новые способы производства или виды услуг предложил бы То­мас Эдисон? Как можно было бы воспользоваться приемами, которые ис­пользовал в торговле Томас Уотсон?

Консультации Совета

Менеджера фирмы, производящей автомобильные покрышки, беспокоил слишком медленный сбыт продукции, и этот предпри­ниматель задался вопросом: «Как ускорить сбыт покрышек?» Он решил «проконсультироваться» с суперпродавцом Томасом Уот-соном. История Уотсона вдохновила нашего бизнесмена рассмот­реть идею, заключающуюся в повышении стимула к продаже продукции у всех работников фирмы, не только у продавцов. Во­прос, заданный когда-то Уотсоном, стал и вопросом менеджера: «Как побудить людей работать с душой?» Обратившись к друго­му своему советчику, Дэвиду Паккарду, наш предприниматель выделил такие его слова: «...всегда и во всем иметь четко постав­ленные и согласованные цели». Менеджер был заинтригован той атмосферой, которую сумел создать Паккард в своей фирме «Паккард /Hewlitt-Packard». Итак, бизнесмен задумался над еле-


Глава 18. Чертог славы □ 215

дующими понятиями: стимулирование, дух предпринимательст­ва и согласованные цели.

Теперь он заново сформулировал стоящую перед ним задачу: какая цель устроила бы всех сотрудников и развивала у них пре-принимательскую жилку, стимулировала желание продать боль­ше покрышек?

Идея: цель, с которой согласились бы все сотрудники фирмы, заклю­чается в подключении их к сбыту покрышек.

Менеджер попросил каждого сотрудника вкладывать ежене­дельно один доллар в дело активизации сбыта покрышек, а также предложил вставить в лобовые стекла автомобилей листки, рекла­мирующие покрышки. Даже после такого небольшого вклада у работников появилось чувство собственников. Чтобы повысить энтузиазм работников, менеджер вдохновлял их на труд кратки­ми речами и лозунгами, например: «Мы производим покрышки, сумеем их и продать». Он обратился ко всем работникам с прось­бой выступить в роли спонсоров и принимать непосредственное участие в кампании по продаже покрышек.

Резюме

Каков образ мыслей, таков и поиск: ищите и обрящете,

Роберт Браунинг

Пусть кто-то подержит газету вдали от вас так, чтобы вы не могли прочесть заголовок статьи. Затем человек, держащий газету, Должен сказать вам, как называется статья. Как только он это сделает, вы будете в состоянии сами прочитать заголовок. Это яв­ление, известное как «иллюзия газетного заголовка», основано на эффекте ожидания. Вы читаете название, поскольку думаете, что можете его прочесть; поскольку ожидаете, что должны про­читать.

Рассчитывая найти идеи в мыслях и словах других людей, вы "УДете верить, что сможете это сделать, и вы найдете ожидаемые идеи.








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.