Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Если праздничная молитва попала на пятницу что делать? И снимает ли совершение праздничной молитвы с человека совершение и зухр и джума намаз?





 

 

1189 Каково постановление совершения пятничного намаза, если пятница совпала с праздничным днем: https://youtu.be/3jVu96VNZgA

 

Ответ: – Разрешено не идти на пятничный намаз (Если ты совершил ид (праздничный намаз), и разрешено совершить Зухр дома, притом, что в мечети провести пятничный намаз узаконено, но не обязательно.

 

Довод – хадис Зейда ибн Аркама: «Однажды пророк (саля Ллаху алейхи ва салам)

совершил праздничный намаз, а затем дал разрешение относительно пятничного намаза, а затем сказал: «Тот, кто хочет совершить его, тот пусть совершит» (Пятеро, кроме ат-Тирмизи). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В нем: Ийяс ибн Аби Рамля – неизвестный (маджхуль), но он из числа таби'инов (последователей сподвижников). И его поддерживает хадис Абу Хурейры, в иснаде которого есть разногласие среди имамов. Ахмад и ад-Даракутни посчитали, что он из числа отосланных (марасиль) хадисов Абу Салиха («аль – 'Иляль» и «ат-Талхыс»). «يمملى الن ميصلى الله عليه وسلم ال مًَّمو ثمم رخَّمص فممي ال مِ مًمة ثمم قمال: مممن شماء أن يصمملي فل صَّمي». А от 'Усмана передается, что однажды он дал праздничную проповедь в пятничный день и сказал: «Люди! Поистине, в этот день для вас собралось два праздника. Поэтому тот, который пришел издалека, и желает подождать пятничный намаз, тот может его подождать, а тот, который желает вернуться домой, то я ему разрешил» (аль-Бухари).

«أنم خ مَّمب ال مًَّمو يموم جم مًمة ثم قمال: يما أيهما النما إن همذا يموم قمو اج مَمل لبم ف مَّم ع مَّموان فممن أحمب أن ين ظَمر ال مِ مًمة ممن أهمي ال مًموالي فل نَّ ظَمر و ممن أحمب أن يرجمل فقمو أذنمت لم». Примечание: установлено от 'Умара, что он оставил совершение пятничного намаза в такой ситуации (Ибн уль-Мунзир). Достоверный. Такое же действие установлено от Ибн уз-Зубейра, и тогда люди спросили об этом Ибн 'Аббаса, и он ответил: «Он поступил по Сунне». А со слов ан-Ну'мана ибн Башира передается, что пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) совершал два намаза в один день (хадис, который в сноске 961), в конце которого пришло: «А если эти два намаза собрались в один день, то читал эти две суры в обоих намазах».».

 

____________________

 

И некоторые кто ошибся сказали что спадает пятничный намаз и зухр намаз с того кто

совершил праздничный намаз, мы же говорим да пятничный намаз может не идти но зухр обязан делать.

 

Из их доводов:

Хадис который передал Абу Дауд от 'Ато, который рассказывал: «Объединились день джум'а и день 'ид фитр во время ибн Зубейра, затем он сказал: «Объединились два 'ида в один день». После чего он объединил их обе, совершая их по две раката рано утром, не совершив после этого никаких намазов до намаза 'асра». (Абу Дауд в «сунан» 947).

 

Однако другая версия этого же асара тоже, которую приводит Абу Дауд № 1071 и смысл станет ясным ин ша-Аллах:

Ата говорит: "Совершил с нами Ибн аз-Зубайр Ид в начале дня, а когда мы отправились на джумуа, то он не вышел к нам. И тогда мы совершили молитву по отдельности".

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если человек присутствовал на молитве Ид, то произошел требуемый сбор (иджтима'). Затем он совершает зухр, если не был на молитве джуму'а, и совершает зухр в его время. А молитва Ид заменяет суть молитвы джуму'а". См. "Маджму'уль-фатауа" 24/211.

 

Говорит имам ас-Сан'ани: "Не скрыт тот факт, что Ата известил о том, что Ибн аз-Зубайр не вышел для пятничной молитвы. Но это не является однозначным текстом, указывающим на то, что он не совершил обеденную молитву дома. И заявление о том, что мазхаб Ибн аз-Зубайра состоит в том, что совершение молитвы Ид в пятницу снимает обязанность обеденной молитвы, опираясь на эту версию, не является правильным! Поскольку есть вероятность, что он совершил зухр у себя дома. Более того, в словах Ата, что они совершили ее, т.е. зухр, по отдельности содержится указание на то, что Ата не из числа тех, кто считает зухр не обязательным. И неправильно говорить, что они делали джуму'а, поскольку джуму'а не является действительной кроме как с джама'атом по единогласному мнению!" См. "Субулю-Ссалям" 1/146.

 

Также и шейх Мукъбиль, упомянув этот асар от Ата, сказал: "Его смысл не указывает на то, что Ибн аз-Зубайр не совершил зухр дома". См. "аль-Джами' ас-сахих" 2/190.

 

"А тот, кто не совершил джуму'а из тех, кто совершил молитву Ид, тот обязан совершить молитв зухр, опираясь на общие доводы, указывающие на обязательность зухра для того, кто не совершил джуму'а!" См. "Фатауа аль-Ляджна" 2358.

Под этим фатуа подписались шейхи: Ибн Баз, Абдурраззакъ Афифи, Абдуллах ибн Гъудаян и Абдуллах ибн Къу'уд.

 

Ибн Усаймин сказал: "Правильное в этом вопросе то, что человек должен совершить либо пятничную молитву с имамом, либо совершить обеденную молитву". Затем подробно разъяснив этот вопрос, приводя доводы разных сторон, шейх заключил: "Однако, является обязательным совершения зухра, поскольку зухр является обязанностью в установленное время, и нельзя его оставлять!" См. "Фатауа Ибн Усаймин" 16/107-109.

 

Ученые Постоянного комитета после шейха Ибн База, разъясняя данный вопрос и приведя все асары и хадисы по теме совпадения Ида с пятницей, сказали: "Мнение о том, что посещение молитвы Ид снимает обязанность и молитвы джуму'а и молитвы зухр в этот день, не является правильным! По этой причине ученые отвергли это мнение и вынесли суждение о его ошибочности и отклоненности, поскольку это противоречие Сунне и снимание обязанности из числа фардов Аллаха без довода! Вероятно до высказавшего это мнение не дошли по этому вопросу Сунны и асары, которые указывают на то, что посетившему молитву Ид не обязательно посещать джуму'а, но что ему уаджиб совершить молитву зухр". См. "Фатауа аль-Ляджна" 7/120.

Под этим фатуа подписались шейхи: Абдуль-Азиз Али Шейх, Абдуллах ибн Гъудаян, Салих аль-Фаузан и Бакр Абу Зейд.

 

Говорит шейх Мухаммад ибн Али аль-Асьюби после разбора хадисов данной главы: "Что касается слов о том, что молитва зухр спадает с тех, с кого спала и молитва джумуа, то это мнение, у которого нет довода! Те, кто говорит о том, что зухр спадает, не привели на это ясного довода, напротив, все что у них – это предположения, как поступок Ибн аз-Зубайра, который упоминался. Истина состоит в том, что не спадает обязанность совершения молитвы зухр, поскольку обязанность молитвы зухр установлена однозначными, бесспорными текстами. А тот, кто заявил, что зухр спадает, делает это на основании текстов, имеющих предположения. И нельзя оставлять основу, не выполнив ее, кроме как при убежденности!" См. "Шарх ан-Насаи" 17/236.

 

Порицая того, кто вынес фатуа о том, что зухр спадает с того, кто совершил Ид, шейх Ибн Баз написал ему: "Мнение о том, что джуму’а и зухр спадают с того, кто совершил Ид в пятницу – явно ошибочное! Всевышний Аллах вменил в обязанность Своим рабам пять молитв в течении дня и ночи, и мусульмане единогласны в этом. И в пятницу пятой молитвой будет молитва джуму’а. И праздничный день также не исключение, если совпадет с пятницей. И если бы молитва зухр спадала бы с тех, кто совершил Ид, то пророк разъяснил бы это, поскольку эта вещи, которые не ясны людям. И когда он дозволил людям, посетивших Ид не совершить джуму’а, он ничего не сказал о том, что спадает и молитва зухр, и это указывает на то, что ее обязанность сохраняется, следуя основе и ясным доказательствам, а также иджма’у в обязательности пяти молитв в течении дня и ночи!" См. “Имляат шейх Ибн Баз” 1/1308.

 

Что касается асара рассказанного со слов Уахб ибн Кайсана: "Совпали во время Ибн аз-Зубайра два Ида, и он оттянул выход, пока не рассвело, а затем вышел и прочитал хутбу, затянув ее, а потом спустился (с минбара) и совершил молитву. И он не совершил в этот день с людьми джумуа. А когда это рассказали Ибн Аббасу, он сказал: «Соответствовал Сунне»". ан-Насаи 1592, аль-Хаким 1/296. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

 

Ибн Къудама передал, что имам аль-Хаттаби сказал: “Нельзя это понимать, кроме как в соответствии с мнением, что дозволено совершать джуму'а до зенита солнца. И в таком случае получается, что Ибн аз-Зубайр совершил джумуа молитву, поэтому спала обязанность Ида и зухра. Ведь если джумуа спадает при ее строгости (совершением Ида), то Ид тем более спадает совершением джуму'а. А если он совершил Ид, то нуждается в том, чтобы совершить зухр в его время, если не делал после этого джума”. См. “аль-Мугъни” масаля 1381.

 

Данное мнение, что Ибн аз-Зубайр совершил именно джуму'а некоторые имамы взяли не с неба, а опираясь на версию этого асара от Ата, что приводит Абу Дауд: "Сказал Ибн аз-Зубайр: "Два 'Ида совпали в один день", и он объединил их оба и совершил их вместе в два рака'ата".

Имам Ибн Къудама сказал: "Если человек подвинул молитву джумуа и совершил ее во время Ида, то от Ахмада передается: "Одна из них достаточна". И на основании этого (джумуа совершенная во время молитвы Ид) достаточна для совершения молитвы Ид и молитвы зухр. И ни чем человек не обязан до молитвы аср по мнению тех, кто дозволяет делать джуму'а во время уакта Ида". После этого Ибн Къудама привел упомянутый асар от Ата, что Ибн аз-Зубайр объединил два Ида и не делал молитв до асра. См. "аль-Мугъни" 3/243.

 

Также и хафиз Ибн Абдуль-Хади об этом асаре Ибн аз-Зубайра сказал: "То, что совершил Ибн аз-Зубайр указывает на дозволенность совершения молитвы джуму'а во время молитвы Ид, и что она достаточна для молитвы Ид и зухр". См. "Танкых ат-тахкыкъ" 2/562.

 

Имам аль-Хаттаби сказал: “Что касается того, что сделал Ибн аз-Зубайр, то не дозволено для меня это понимать иначе, кроме как в соответствии с мнением, что дозволено совершать джуму'а до зенита солнца. И это (совершение джумуа в во время ида) передается от Ибн Мас’уда и Ибн ‘Аббаса, до которого когда дошло, что сделал Ибн аз-Зубайр, сказал: «Соответствовал Сунне». ‘Ата сказал: «Любой ‘Ид совершенный утром – это джуму’а». Исхакъ ибн Мансур передал от Ахмада, что его спросили: «Джумуа совершается до зенита или после?» Он ответил: «Если совершить до, то я не буду это порицать». Также говорил и Исхакъ (Ибн Рахауайх). На основании этого следует, что Ибн аз-Зубайр совершил два рака’ата молитвы джуму’а”. См. “Ма’алим ас-Сунан” 1/212.

 

Обрати брат внимание на асар от того же Ата, что привел аль-Хаттаби: «Любой ‘Ид совершенный утром – это джуму’а».

 

А Ибн Хазм в «аль-Мухалля» привел этот асар ‘Ата в такой форме: «Любой ‘Ид совершенный утром – это аль-джуму’а, аль-адха и аль-фитр».

 

В "Сахих фикъху-ссунна", где приводился этот асар от Ата и после него слова аш-Шаукани, и затем сказано: "Что касается снятия обязанности молитвы зухр для того, кто не совершил джуму'а, но совершил Ид, то я не знаю кого-либо из сподвижников, согласившихся с этим. Несмотря на то, что от самого же Ата передается следующее: "Совпали два Ида во времена Ибн аз-Зубайра и он совершил Ид, и потом совершил джуму'а как зухр в 4 рака'ата". Иснад достоверный, его приводит Ибн Аби Шейба 2/7". См. "Сахих фикъху-Ссунна" 1/598.

 

Абдуррахман ибн Аби Зиъб рассказывал: “Однажды я вышел вместе с аз-Зубайром (ибн аль-‘Аууам) в путь в пятницу, и он совершил джумуа в четыре ракаата”. Ибн Аби Шейба 1/206. Шейх аль-Альбани назвал в “аль-Аджуиба” иснад достоверным.

 

Это достаточно, чтобы понять, что саляфы зухр в пятницу называли джуму'а?

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, когда упомянул разногласия ученых по вопросу совпадения Ида с пятницей, сказал, что у ученых три мнения на этот счет:

Первое, что джумуа должны делать и те, кто совершил Ид и те, кто не совершил. И это мнение Малика и др.

Второе, джумуа в случае с совпадением Ида спадает с тех, кто живет за границами города, как это передается от Усмана ибн Аффана и что выбрал аш-Шафи’и.

Третье, тот, кто совершил Ид, с него спадает обязанность джумуа. Однако имам обязан делать джумуа, чтобы посетили эту молитву те, кто желает, как на это указывает Сунна и что выбрал Ахмад.

И затем он выбрал сам третье мнение, назвав его сильным. См. “аль-Фатауа” 24/212.

 

И шейхуль-Ислам даже не упомянул о таком мнении имамов, как спадение и джуму'а и зухра с того, кто сделал Ид.

 

Имам Малик говорил: “Наихудшее знание – это редкое, а наилучшее знание – это ясное и известное, которое передавали люди”. См. “аль-Джами’ ли ахлякъ ар-рауи” 2/100.

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Любое мнение, которым уединились последующие поколения, что до них не говорили предшественники, обязательно будет ошибочным! Как сказал имам Ахмад: «Остерегайся говорить в каком-либо вопросе, в котором у тебя нет имама!»” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/291.

 

Говорит известный сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас’уд: “Кто застал один ракаат молитвы джумуа, пусть добавит к нему еще один, а кто не застал руку’ (второго раката), пусть тогда совершает четыре (зухра)”. Ибн Аби Шейба 1/126, ат-Табарани в “аль-Кабир” 2/38. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

 

Это понимание сподвижника ясное и прямое на то, что не совершившему или не успевшему на джуму'а необходимо делать зухр. И неизвестно, чтобы ему противоречили в этом другие сподвижники.

 

Другой более сильный довод этому то, о чем говорили ученые Ляджны: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время прощального Хаджа, когда был на ‘Арафе в день пятницы, не совершил джуму’а, а сделал с людьми молитву зухр, и не сделал с ними джуму’а”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/229.

 

Будь джумуа основной, пророк (мир ему и благословение Аллаха) отказался бы от основы?

 

Говорит имам ас-Сан'ани: "Затем, слова о том, что основа в пятницу, это молитва джумуа, а зухр заменяется ею – это отвергаемое мнение. Наоборот, молитва зухр – это основная молитва, которая была вменена во время ночного вознесения, а джумуа была вменена позже нее. И затем, если человек упустил молитву джумуа, уаджиб ему делать зухр по единогласному мнению!" См. "Субулю-Ссалям" 1/146.

 

А до него иджма’ об этом передавал хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, сказавший: “Все единогласны, что зухр является обязательным для каждого, кто в таком положении (когда снимается обязанность джумуа)”. См. “аль-Истизкар” 10/285.

 

Спросили шейха Ибн База: «Если я не совершил джумуа с джамаатом в мечети, то делать ли мне ее дома в два ракаата с намерением джумуа, или же я делаю четыре раката с намерением зухра?»

Шейх Ибн Баз ответил: “Кто не был на молитве джумуа с мусульманами по шариатской причине, как болезнь и т.п. причины, тот совершает зухр! Так же и женщина совершает зухр, и путник, и живущие в пустынях. Все они совершают зухр, как на это указывает Сунна и слова всех ученых. И нет нужды обращаться к тем, кто отклонился в этом вопросе от ученых”. См. “Фатауа Ибн Баз” 12/332.

 

Также кстати и шейх аль-Альбани, приведя упомянутый асар Ибн Мас’уда и еще другие, сказал: “А кто заявляет, что основа в пятничный день – это пятничная молитва, и кто ее упустил, нет обязанности на нем, как на путнике и женщине, они делают два ракаата джумуа, тот тем самым противоречит этим текстам без довода. Затем я увидел у ас-Сан’ани подобные слова, что если джумуа будет упущена, то уаджиб делать зухр по иджма’у”. См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 74-75.

 

Говорит хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр о версии асара Ибн аз-Зубайра: “Этот хадис, иснад его запутанный”. См. “ат-Тамхид” 10/274.

 

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Что касается поступка Ибн аз-Зубайра, который передал Ата, давая фатуа на этом, при том, что от Ата самого это передается по разному, то нет этому мнению основу для джама’ата фахихов, и это мнение для них явно ошибочное”. См. “аль-Истизкар” 2/385.

 

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Группа людей приводила, что молитва, которую совершил Ибн аз-Зубайр в день Ида была пятничной молитвой”. См. “аль-Истизкар” 2/385.

 

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “А другие истолковали это так, что Ибн аз-Зубайр не вышел по той причине, что он совершил зухр в четыре ракаата со своей семьей дома”. См. “аль-Истизкар” 2/385.

 

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “И все единогласны, что зухр является обязательным для каждого, кто в таком положении (когда снимается обязанность джумуа). А Ата и Ибн аз-Зубайр соглашаются с аль-джама’а в этом не в отношении дня Ида, а также и в день Ида, на что указывает аналогия и правильное понимание. И это в том случае, если бы их мнение было бы разногласием, берущимся во внимание, а что сказать о том, когда это мнение отклоненное и далеко от понимания?!” См. “аль-Истизкар” 10/285.

 

И также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “И если эти асары несут в себе столько пониманий, нельзя мусульманину опираться на них, чтобы снять обязательность джуму’а”. См. “ат-Тамхид” 10/277.

 

Более того, даже вопрос о том, что молитва Ид заменяет джуму’а был весьма спорным, не говоря уже о том, чтобы Ид заменил зухр!

 

Многие имамы не приняли достоверность этих хадисов.

 

Например, хадис от Муауии, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал послабление в не совершении джуму'а тому, кто совершил Ид, который приводят Абу Дауд, Ибн Маджах и др., сказал о нем имам Ибн аль-Мунзир: “Этот хадис не достоверный, потому что в нем передатчик по имени Ийяс, который является неизвестным”. Хафиз Ибн аль-Къаттан сказал: “Так и есть, как он сказал”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 1/340.

 

Также сказал и имам Ибн Хузайма в своем Сахихе 2/359, что не знает этого Ийяса.

 

Другой хадис на эту тему от Абу Хурайры, ученые также и относительно него разошлись. Хафиз Ибн Хаджар в «Тальхыс аль-хабир» передал, что ад-Даракъутни и Ибн Ханбаль сказали, что правильное мнение в том, что этот хадис мурсаль. Имам аль-Хаттаби сказал, что в иснаде Абу Хурайры есть проблемы, также сказал и хафиз аль-Мунзири, что проблема эта - передатчик Бакыя ибн Уалид. Также назвал хадис этот слабым Ибн аль-Джаузи. См. “аль-Иляль мутанахия” 1/469, “Аунуль-Ма’буд” 3/289.

 

Шейх Шамсуль-Хаккъ Азым Абади в «Аунуль-Ма’буд» сказал: “Имам аш-Шафи’и и группа ученых говорили, что молитва Ид не становится причиной, дозволяющей оставить джумуа, приводя в качестве довода то, что джумуа обязательна всегда в любое время. А упомянутые хадисы и асары не использовали в качестве исключения из общей основы по причине проблем в их иснадах”.

 

А Ибн Хазм в «аль-Мухалля» вообще заявил: “Если Ид и джумуа совпадут в пятницу, то совершается Ид и затем обязательно джумуа! И нет достоверного сообщения в противовес этому”.

 

И даже имам аш-Шафи’и, вы думаете он свое мнение взял с воздуха, что Ид снимет посещение джумуа именно с тех, кто живет за пределами города? Его мнение основывалось на асаре от Усмана, что приводят аль-Бухари и Малик, что когда Ид и джумуа совпали, Усман сказал: “О люди, в этот день собрались два Ида, и кто желает ждать джумуа из числа жителей пустынь, то пусть ждет, а кто хочет вернуться, то я разрешаю ему”.

Также они опирались на хадис Умара ибн Абдуль-Азиза, который сказал: “Два Ида совпало во время пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Кто желает остаться из числа жителей долин, то пусть садиться, если его это не затруднит»”. аль-Байхакъи 5813.

 

Имам аль-Байхакъи сказал, что иснад этого хадиса достоверный. Однако несмотря на достоверность этого иснада, сам хадис мурсаль, так как Умар ибн Абдуль-Азиз не застал пророка (мир ему и благословение Аллаха).

 

Бадруддин аль-Айни вообще сказал, что все факъихи говорят, что джумуа является обязательным исходя из общих доводов, как аят и сообщения, указывающие на это, и что она не отменяется совершением Ида, как и зухр не отменяется Идом. См. "Шарх Сунан Аби Дауд" 4/397.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.