Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







А) культурологическое направление (Тойнби, Данилевский)





Б)технологическое направление (Ростоу – стадии экономического роста)

- достоинства и недостатки

Тип – (отпечаток, образец, форма – греч.) модель, которым соответствует известная группа предметов, явлений.

Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

Типология, в отличие от классификации предполагает систематизацию на основе общих признаков, а не различий.

Наличие общих типичных (соответствующих общей модели) признаков позволяет объединять различные явления в один тип, разные государства – относить к одному типу.

 

Наиболее востребованными для целей научного анализа стали формационный и цивилизационный критерии.

Суть формационного (Маркс, Энгельс) – в понимании государства как системы взаимосвязанных экономических отношений (базис), предопределяющих политические и другие отношения (надстройку)

Таким образом, формационный подход делает акцент на экономических отношениях.

Ключевое понятие – способ производства (формация).

Формация – (от лат – формацио - образование) – определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.

Способ производства предполагает соответствиехарактера производственных отношений уровню развития производительных сил. Каждый этап развития общества определяется установившимся в данном обществе на данной стадии его исторического развития способом производства.

В марксистскомгосударствоведении тип государства – это совокупность существенных признаков, свойств, связей государства, выражающих его классовую сущность и закономерности развития в рамках определенной общественно-экономической формации.

Маркс выделял следующие формации:

 

1. архаическая (первобытнообщинный строй)

2. рабовладельческая Эксплуататорский

3. феодальная тип

4. буржуазная государства

 
 


5. коммунистическая - социализм

- коммунизм

 

Обратите внимание – коммунизм – это безгосударственное общество. Поэтому в рамках марксистского учения некорректно говорить о коммунистическом типе государства.

Первобытный коммунизм – первобытное общество – еще не государство

Коммунизм как высшая и последняя стадия общественного развития – означает отмирание государства, т.к. классы должны отмереть.

И только на первой стадии коммунистической формации – социализме – можно говорить об определенном типе государства.

Каждый следующий тип – более высокая и развитая ступень по сравнению с предыдущим.

Рабовладельческое государство

Исторически первый тип государства.

· Экономический базис – полная собственность рабовладельца не только на орудия труда и средства производства, но на рабов (рабы практически приравниваются к средствам производства)

· Сущность – организация политической власти экономически господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации, т.е. класса рабовладельцев

· Функция - подавление эксплуатируемых классов и неполноправных сословий, защита собственности рабовладельцев, эксплуатация рабов и организация общественных работ.

Рабство как социальное явление существовало во многих государствах. В Египте, в странах Азии, в Китае. Но в чистом виде рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.

 

 

Феодальное государство

Второй исторический тип государства.

  • Экономический базис – феодальная собственность на землю
  • Сущность – эксплуатация крепостных крестьян и ремесленников, защита сословных привилегий.
  • Функции

– обеспечение зависимости крепостных крестьян от феодала

- обеспечение права господствующего класса на землю и средства производства

- организация и консолидация феодалов, регулирование отношений между ними

· Специфика

– партикуляризм, т.е. отсутствие единой системы права в масштабе страны, преобладание местных обычаев

- привилегированные сословия хотя и обладали преимуществом, но обязаны служить государю и церкви

· Право – сословный характер

- крепостное – закрепляло подчинение крепостных крестьян феодалам

- городское – закрепляло статус купцов, ремесленников и других слоев городского населения

- каноническое – регулировало отношения внутри церкви, и отношения членов общества к церкви

 

В классическом виде феодальный строй существовал только в Европе

 

Буржуазное государство

· Экономический базис – капиталистическая система хозяйствования, основанная на частная собственности на средства производства.при формально-юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Эксплуатация наемного труда. Конкуренция, узкая специализация труда, рост корпораций.

· Сущность – классовое господство буржуазии над пролетариатом и другими трудящимися

· Функции

– защита частной собственности и господствующего положения буржуазии

- закрепление системы использования наемного труда

  • Особенности

- свобода форм собственности и реализации ее потенциала. Государство охраняет только внешние условия эксплуатации, не вмешиваясь в отношения собственности и предпринимательства

- социальные отношения строятся на формальном равенстве. Свобода труда

- формирование институтов буржуазной демократии (избирательная система, разделение властей, парламентаризм)

Социалистическое государство

· Возникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанную на ней эксплуатацию трудящихся

· Экономический базис – общественная собственность на средства производства

· Сущность – орудие политической власти трудящихся в главе с рабочим классом и развитие социалистического общества

По мере перехода социализма к коммунизму – государство постепенно перерастает в систему коммунистического самоуправления и в результате отмирает

Достоинства формационного подхода:

Раскрывает закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества обладают и характерным общим набором признаков

Недостатки:

  • Однолинейность и схематизм в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа – другим.

В действительности возможно и одновременное существование государств с разными историческими типам; и возвратные процессы в развитии одного государства

  • Неоправданная универсализация стадий исторического процесса. Согласно формационному подходу, все народы должны проходить путь от рабовладения до коммунизма. В действительности многие народы не знали рабовладельческого способа производства (славяне)
  • Спорность вопроса об отмирании государства и характеристике социалистического типа государства как последнего типа государства.
  • Умаление роли культурно-духовных факторов

 

Цивилизационный критерий – ориентирует на познание этапов развития государства через совокупность всех форм деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную.

Тем самым устраняется односторонность узко экономического подхода к развитию государства.

Цивилизационный подход позволяет увидеть в обществе не только противостояние классовых интересов как двигатель общественного развития, но и процессы интеграции, взаимодействия различных социальных групп, удерживающих общество в рамках единого целого.

Это в свою очередь позволяет иначе увидеть роль государства и права в обществе.

Цивилизация (от лат цивилис – гражданский, государственный) - понятие емкое и неоднозначное.

  • это и синоним культуры,
  • уровень, ступень развития материальной и духовной культуры,
  • ступень общественного развития, следующая за варварством,

эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности.

Недостатки подхода связаны с неопределенностью как самого понятия цивилизация, так и множеством предлагаемых разными мыслителями наборов типологических черт, позволяющих отграничивать цивилизации между собой.

Применительно к типологии государств наиболее приемлемым можно считать определение, которое дал Э.В. Сайко: Цивилизация – это «исторически определенное … состояние, задаваемое становлением и развитием исторически определенной системы, формирующейся как особая целостность в противопоставлении первобытному … обществу».

В этом определении понятие цивилизации связывается именно с государственным периодом развития общества.

А.Б. Венгеров выделяет три принципа соотнесения типа цивилизации и типа государства.:

1. сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения

2. государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры

3. разнородность культур во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.

 

Культурологическое направление: (Данилевский «Россия и Европа», Шпенглер «Закат Европы», Тойнби «Постижение истории» (12 томов))

Тойнби: цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, при этом неизменными остаются религия и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Выделял 21 цивилизацию.

Однако он не ставил себе задачу произвести на этой основе типологию государств.

Вполне возможно, что типы государств в некоторых цивилизациях совпали бы.

Данивлевский Н.Я. считал, что деление истории на древнюю, среднюю и новую историю слишком условно.

Данилевский утверждает, что история не есть непрерывный процесс, что она состоит из меняющих друг друга культурно-исторических типов, каждый из которых живет собственной жизнью, имеет свое лицо и свою судьбу. Ни один из этих типов не может прогрессировать бесконечно

Выделял 10 культурно-исторических типов, под которыми понимал самостоятельное развитие основ духовности, экономики и политических начал определенного народа.

1) Египетский

2) Китайский

3) Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский

4) Индийский

5) Иранский

6) Еврейский

7) Греческий

8) Римский

9) Аравийский

10) Германо-романский, европейский

Его типология противостояла европоцентристским построениям эпохи, основанным на гегелевских схемах исторического процесса.

Заслугой Данилевского является попытка выделить основные виды человеческой деятельности. Всего таких видов Данилевский насчитывает четыре: деятельность религиозная, связанная с выработкой мировоззрения; политическая, создающая государственно-правовую систему; "собственно- культурная " (научная, художественная, техническая) и " нравственно-экономическая ", направленная на достижение справедливости и благосостояния, свободных и взаимовыгодных отношений в труде, в быту, общественной жизни.

Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения:

1) Всякое племя составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества.

2) политическая независимость.

3) Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя.

4) разнообразие этнографических элементов.

5) Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета относительно короток и, по аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу».

Освальд Шпенглеркак и Данилевский, отвергал общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ)

предлагает взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить более богатой содержанием картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур.

К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую.

Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.

Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).

Так, культура Древней Греции находит своё завершение в цивилизации Древнего Рима.

Западно-европейская культура, как неповторимый и ограниченный во времени феномен, зарождается в IX веке, переживает свой расцвет в 15—18 вв. и с 19 в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться»;

Технологическое направление в цивилизационном подходе–. Ростоу.

Рассматривает развитие государства через стадии экономического роста

1. традиционное общество (сельское хозяйство, доньютоновская техника);

2. переходное общество;

3. общество, переживающее процесс сдвига (взлет научно-технического развития, новые технологии);

4. созревающее общество (достижение превышения выпуска продукции над ростом населения);

5. общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

 

 

7. Правовое и социальное государство.

План: 1. Понятие правового государства

2. История идей о правовом государстве

3. признаки правового государства

4. понятие социального государства

5. история идей о социальном государстве

6. признаки социального государства

Правовое государство – это государство, осуществляющее свою деятельность на основе принципа верховенства права.

Это тип государства, который предполагает наличие режима конституционного правления, развитую правовую систему, верховенство закона в жизни общества, а также систему социального контроля над властью и наличие эффективного механизма, гарантирующего правовую защищенность личности и обеспечивающего использование демократических прав и свобод.

Правовое государство

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Ш.Л.Монтескье (1689-1755; “О духе законов”, 1747), Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Следует сказать, что идеи правового государства высказывались Аристотелем, Платоном, Полибием.

Сам термин «правовое государство» был предложен немецким государствоведом Робертом фон Молем в 30-х гг. 19 столетия.

Идеи правового государства связаны с реализацией:

1) подлинного народовластия,

2) конституционным обеспечением разделения властей,

3) верховенством прав и деятельностью государственной власти на правовой основе,

4) верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества,

5) взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и граждан, гарантированность прав и свобод человека,

6) повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми гарантиями независимости правосудия;

7) формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

Формирование правового государства – это сложный развивающийся процесс, имеющий социально-экономические, политические, духовные основы.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Для второй половины XX в. в конституционной организации государства характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства.

Социальное государство

Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «обще­ственный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «соци­альным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в современной типологии государств под «со­циальным государством» понимается государство, обладающее особыми ка­чествами и функциями.

Социальное государство - это государство, деятельность которого направлена на создание фактических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь человеку, и предоставляющее возможность свободного развития, оказывающее необходимую поддержку социально нуждающейся группе населения.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — нача­ле XX вв. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демокра­тии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значе­нии этой характеристики.

Признаки социального государства:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал.

4. Социально ориентированная структура экономики.

5. Н аличие у него качеств правового го­сударства.

6. Существование гражданского общества.

7. Выраженная социальная направленность политики государства.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции стра­ны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.