Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Городской центр образования и здоровья «МАГИСТР»





Городской центр образования и здоровья «МАГИСТР»

 

Региональный общественный фонд поддержки гражданских инициатив по защите жизни и здоровья человека от катастроф "МИГ"

 

 

Организация психологической службы образования

 

Методические рекомендации для психологов, руководителей образовательных учреждений

 

 

под общей редакцией

д.м.н., профессора Н.А. Скляновой,

к.м.н. И.В. Плющ

Новосибирск

 

 

Организация психологической службы образования

 

Содержание

Введение

Положение о службе практической психологии образования в Новосибирской области (проект)

Организация деятельности службы

Кодекс психолога в образовании

Модели работы психолога в образовании

Методологические принципы психологического сопровождения

Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов

Планирование работы школьного психолога

Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы образования

Список литературы

 

Введение

В начале перестройки на волне деидеологизации образования из школ ушло привычное прежде воспитание. Начался процесс формирования новой образовательной парадигмы, основной идеей которой было личностно-ориентированное образование. Новая гуманистическая парадигма провозгласила признание личности во всех её проявлениях как важнейший приоритет образования.

Таким образом, в ситуации неопределенности, характерной для реформирования всей системы образования, появился общественный запрос на психотерапевтическую функцию [1], а в конце 90-х годов была утверждена новая образовательная практика – школьная психологическая служба в системе народного образования [5]. Всемерное создание условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальности ребенка, содействие адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения явилось главной целью создания службы. Началось становление и развитие многопрофильной системы оказания квалифицированной психологической помощи всем субъектам образовательного пространства: детям, родителям, преподавательскому составу.

С этой целью были запущены процессы, связанные с адаптацией научного психологического знания к запросам практических работников образования, подготовкой школьных психологов из числа педагогических кадров на основе переориентации сознания педагогической практики от «школоцентризма» к «детоцентризму», от педагогики знаний, умений, навыков к педагогике развития [10].

За 10 лет существования психологической службы образования (далее – Служба) шел поиск форм и методов работы школьного психолога, критериев эффективности его деятельности, формировалась нормативно-правовая база, определяющая порядок, структуру и содержание деятельности Службы.

Сегодня на федеральном уровне решен вопрос об отпуске и рабочем времени педагога-психолога. Однако концепция развития Службы, положение о Службе, вопрос о пенсионных гарантиях по выслуге лет и другие находятся в стадии разработки в Министерстве образования РФ.

Тем не менее, существующий проект Положения о службе практической психологии образования Новосибирской области позволяет сформировать представление о целях, задачах, содержании деятельности педагога-психолога, его функциональных обязанностях, о системе управления Службой и т.д.

Положение о службе практической психологии образования

В Новосибирской области (проект)

Общие положения

Служба практической психологии образования (далее психологическая служба) предназначена для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, развития их способностей, склонностей, реализации их потенций, профилактике возможных отклонений.

1.1 Специалисты службы (далее педагоги-психологи) могут быть в каждом образовательном учреждении Новосибирской области (детских садах, школах разного вида, детских домах, интернатах, педагогических колледжах и училищах, учреждениях дополнительного образования и др.), а так же психологических, психолого-педагогических и социально-психологических центрах разного уровня.

1.2 Работа психологической службы основывается на строгом соблюдении международных актов в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и распоряжений Правительства РФ, решений соответствующих органов управлений образованием, настоящего Положения и разработанных на его основе уставов и положений соответствующих структурных элементов.

1.3 Деятельность службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджетных средств муниципальных и территориальных органов управления образованием, образовательных учреждений, а так же за счет целевых выплат на создание и деятельность службы.

2.Основные задачи и содержание работы психологической службы.

2.1 Задачами психологической службы являются:

- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию, самоопределению;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого - педагогического изучения детей с учетом их физиологического развития (совместно с медицинским работником образовательного учреждения);

- профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

2.2 Психологическая служба функционирует как целостная система, основными видами деятельности которой являются психопрофилактика, психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, консультирование, сопровождение образовательных программ.

2.2.1 Психопрофилактичесая работа. Формирование у педагогов и детей потребности в психологических знаниях, использование их в работе с ребенком или в интересах собственного развития педагогов, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.

2.2.2 Психодиагностическая работа. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии.

2.2.3 Развивающая и коррекционная работа. Активное воздействие педагога-психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка с целью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

2.2.4 Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения строгих мер административно-воспитательного характера.

2.2.5 Консультативная работа. Консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

2.2.6 Психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ предполагает участие педагогов-психологов в составлении учебных программ, планов, в разработке психологических обоснований дидактических и методических инновационных материалов.

3. Управление службой. Функциональные обязанности специалистов.

Структура психологической службы Новосибирской области предусматривает управление, осуществляемое специалистами - психологами областного, городского, районных органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений.

3.1 Центральным органом управления психологической службы является отдел службы практической психологии образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Специалисты отделов соответствующих государственных учреждений руководят работой службы на областном, городском, районном уровнях.

Деятельность этих специалистов направлена на выработку стратегии развития и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы низовых учреждений.

3.2 Главный специалист управления образования администрации Новосибирской области, педагог-психолог:

- принимает участие в формировании и осуществлении областной политики в развитии и функционировании психологической службы образования;

- организует социальный заказ на подготовку и повышение квалификации педагогов-психологов;

- совместно с факультетом психологии НГПУ и кафедрой психологии НИПКиПРО принимает участие в организации подготовки и повышения квалификации кадров для психологической службы системы образования.

3.3 Районный (городской) специалист-психолог организует и контролирует деятельность педагогов-психологов, обеспечивает оснащение их рабочих мест необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ, организует и проводит постоянно действующий семинар педагогов - психологов. Консультирует по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию образовательных учреждений, обеспечивает проведение различных форм психологической работы с педагогами. Ведет работу по пропаганде психолого - педагогических знаний.

Научно-методическое обеспечение педагогов-психологов образовательных учреждений области осуществляется кафедрой психологии НИПКиПРО, при этом деятельность кафедры ориентирована как на выполнение актуальных запросов службы, так и на перспективу ее развития.

Статус педагога - психолога

Педагог - психолог является специалистом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а так же других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его работы: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты, и др.), районные, городские, областной психологические центры образования.

На должности педагога - психолога образовательных учреждений, районных, городских и областного центров психологической службы образования могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а так же лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку на факультетах переподготовки объемом не менее 1200 часов. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации педагогов - психологов проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке педагогов - психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации.

 

Таблица 1.

Права педагога-психолога.

7.1. Планирует работу, исходя из целей и задач конкретного типа и вида образовательного учреждения, формулирует задачи работы с детьми и взрослыми, выбирает формы и методы этой работы, очередность проведения различных видов работ, выделяет приоритетные направления в работе в определенный период.

7.2. Решает с администрацией образовательного учреждения вопрос о создании условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

7.3. Обращается в медицинские и дефектологические учреждения с запросами о состоянии здоровья детей.

7.4. Участвует в работе медико-психолого-педагогических консультаций, решающих дальнейшую судьбу детей.

7.5. Участвует в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других методов работы, оценке их эффективности.

7.6. Проводит индивидуальные и групповые психологические обследования для исследовательских целей.

7.7. Выступает с сообщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах. Разрабатывает новые методы работы психолога и получает на них авторские права.

В проекте Концепции психологической службы образования, разработанным специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Межрегионального Центра социально-психологической адаптации детей и подростков “Генезис”, предлагается схема организации деятельности службы, кодекс психолога в образовании и модели его работы [4].

Заключение

по результатам проведенного исследования

(структура и основы содержания)

 

1. Причина исследования (в изложении обратившегося)

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).

3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).

4. Сроки проведения исследования.

5. Применение методики описать по следующей схеме:

 

№ п/п Название школы Автор теста, название теста Исследуемая функция Фактор, влияющий на результат
         

 

6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании

(Например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).

7. результаты исследования:

а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);

б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

в) рекомендации по результатам исследования.

 

Журнал

Консультаций психолога

 

(Полное наименование учреждения образования)

 

Дата Время проведения Консультируемый   Повод обращения   Проблема Результат консультирования   Консультант
возраст пол имя
           

 

Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением

Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.

Отметка о времени начала и окончания консультации позволяет вести учет времени на консультации в месяц, год и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.

 

Форма № 4 (обязательна)

Журнал

учета групповых форм работы

 

Список участников п/п №, ФИО Тема или название тренинга Даты встреч Отметки о посещениях Ведущий Примечание
           

 

К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:

- тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями);

- коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе;

- семинары, лекции, методические занятия с педагогами.

Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.

 

Форма № 5 (обязательна)

 

Ситуация в семье

1. Совместные занятия дома с ребенком

2. Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками

3. Взаимоотношения родителей с учреждением образования

4. Отношения в семье

5. Тип семейного воспитания

 

Форма № 5Б

 

Психологические данные

4. Интеллектуальные особенности

5. Личностные характеристики

6. Зона ближайшего развития

7. Мотивация

8. Интересы, представления о будущем

Медицинские данные

Рекомендовано

Психологическое заключение

 

Форма № 5В

 

На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано:

Посещение коррекционных занятий.

Специалист ______________________________________

 

За прошедший период произошли следующие изменения:

 

 

Рекомендации педагогу:

 

 

С рекомендациями ознакомлен ______________________

Педагог __________________________________________

 

Рекомендации родителям:

 

С рекомендациями ознакомлены

Мать____________________________________________

Отец____________________________________________

 

Форма № 6

 

Программа

Работы педагога-психолога с группой ________________________________________________

(какой)

1. Составлена психологом Ф.И.О.

2. Описание класса (группы):

- психологическая характеристика детей;

- общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).

3. Цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи)

4. Этапы реализации программы по месяцам

5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.

 

Дата составления (подпись психолога)

 

Форма № 6А

 

Коррекционная работа

"__"_________200__ г.

Фамилия______________________________________ Имя _______________________________

Учреждение образования ___________________________________________________________

Класс (группа) ____________________________________________________________________

Мнение специалиста (индивидуальная коррекция) ______________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Слабые стороны ребенка Сильные стороны ребенка
   

Динамика коррекционного обучения

За прошедший период с _________________ по ________________________________________

Произошли следующие изменения:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Рекомендовано:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

Форма № 8

(обязательна для учреждений

специального образования)

 

Программа

коррекционно-развивающих занятий

1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность, цель, программы. В виде, позволяющем определить её значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования).

1.2. Задачи. В виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий.

1.3. Адресат. С кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.)

1.4. Содержание. В виде, раскрывающем содержание разделов.

2. Тематический план занятий. По следующей схеме:

Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)
     

 

3. Список литературы. Указывается литература, которую могут использовать участники группы.

Ведущий. Ф.И.О., должность

 

Форма № 9

(обязательна для образовательных учреждений,

реализующих авторские, инновационные программы)

 

Требования

К авторским программам

Критерии оценки авторских программ:

1. Научно-практическая новизна.

2. Научная обоснованность.

3. Актуальность и перспективность.

4. Практическая направленность.

5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.

6. Представленность результатов апробации.

Перечень представляемых документов:

1. Программа:

1.1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.

1.2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.

1.3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.

1.4. Список литературы, которую могут использовать обучающиеся, обучаемые, и которую использовал автор.

2. Примерный тематический план.

Направления защиты программы:

1. Обоснование выбора курса.

2. Цели и задачи курса.

3. Содержание курса.

4. Ожидаемые результаты.

5. Место данного курса в учетном плане (доля часов, связь с другими курсами).

 

Форма № 10

(рекомендована)

Аналитический отчет

О работе педагога-психолога

1. Цель, объект, предмет исследования. Построение гипотезы. Выбор психодиагностических методик. Разработчик, диагност.

2. Представление результатов исследования.

3. Анализ полученных данных.

4. Выводы и рекомендации.

Форма № 11

(рекомендована)

Аналитический отчет

руководителя (методиста)

муниципальной психологической службы

 

1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).

2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).

3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.

4. Анализ результатов мониторинга ведения курса "Основы жизненного самоопределения" в рамках регионального компонента, "Здоровый образ жизни", "Основы самопознания", "Половое просвещение" и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.

5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы образования (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).

6. Выявленные проблемы, условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.

7. План работы на следующий учебный год.

8. Перспективы развития службы.

 

 

Планирование работы школьного психолога

(на основе формы № 1 (обязательной) приложения к инструктивному письму Министерства общего и профессионального образования РФ № 3 от 01.03.99 г.)

 

Важнейшей и неотъемлемой частью работы педагога-психолога является четкое, квалифицированное планирование его деятельности, в том числе консультативной, и надлежащее документальное обеспечение работы в виде годового плана.

Каждый раздел плана имеет практическое назначение, несет смысловую нагрузку, преследует конкретную цель, т. е. решает свою функциональную задачу, направленную на достижение общейцели.

Вплане должна присутствовать ключевая конкретная мысль и в зависимости от того, насколько ясно и убедительно она изложена, зависит достижение поставленной в нем цели.

1. Правила подготовки плана работы

Прежде чем начать писать, задайте себе вопросы:

- В каком образовательном пространстве я буду работать? (Изучение нормативных документов, вариантов учебных планов, используемых учебников, учебных пособий, технологий и др. информации, выявление проблем, уточнение фактов и т. п.);

- Какие цели и задачи образовательной деятельности сформулировал для себя педагогический коллектив в этом учебном году?

- Где я могу найти нужную информацию? (Продумывается метод сбора необходимой информации);

- Какие направления деятельности мне необходимы для реализации основной цели моей деятельности? (из «Положения о психологической службе образования» выбрать направления);

- Как реализовать приоритет прав интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации;

- Какими психодиагностическими методиками я буду пользоваться в течение учебного года? (Подберите банк валидных, экономичных, отвечающих цели вашей деятельности сертификационных методик)

- Какими технологиями я буду пользоваться? (для различных категорий: дети, родители, педагоги, администрация);

- Какие формы работы я буду использовать?

- Когда необходимо закончить (представить) план? (Часто запоздалый план оказывается бесполезен, поэтому важно знать точные сроки предоставления материала. Если таких сроков нет, установите их для себя сами)

 

2. Изложение информации в документе

- Сделайте черновик плана. Во время написания не беспокойтесь о построении документа. Включите как можно больше информации. Не теряйте хода ваших мыслей и запишите все.

- Пересмотрите черновик, отредактируйте документ на ясность, связность и последовательность. Задайте себе при редактировании различные вопросы:

а) на уровне плана в целом

- Представляет ли план Вашу деятельность полностью и ясно?

- Понятен ли он будет тем людям, с которыми вы работаете?

- Подходит ли логика изложения к вашей ситуации?

б) на уровне раздела

После того как рассмотрен план в целом, рассмотрите каждый раздел.

- Оставляет ли он ясное представление о той деятельности, которой вы занимаетесь в данном направлении?

- Подчеркивает ли он кратко основную цель?

- Связан ли с предыдущими и последующими разделами?

- Как вы работаете с информацией, которая позволяет побудить педагогов и родителей действовать более эффективным образом?

3 Примерное оформление плана работы

План работы должен включать следующие графы:

 

№ п/п Название работы Цель Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат Примечания
           

 

- Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок и т.д.), так и название программы деятельности по определенному направлению (например: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.

- Пункт 5 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающих контроль за исполнением.

- В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).

План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть. Перспективный план работы, включающий цели и направление работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.

Таким образом, оптимальная организация деятельности психологической службы образования будет содействовать развитию самого образования, и всех его субъектов через реализацию психотерапевтической (в ситуации неопределенности) функции, а также функции сохранения психологического здоровья ребенка за счет психологического развития его личности. Психолог выступает в данном заказе на развитие как проектировщик и организатор развивающих сред, как диагност развития, выстраивающий коммуникации в ситуации развития, конфликтолог, психотерапевт [10].

 

9. Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы образования

Нормативные документы федерального уровня

1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

2. Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании” (в ред. ФЗ от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

3. Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.)

4. Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 №616.

5. Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616.

6. Постановление Правительства РФ от 13.09.94 №1052 “Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций”, введено в действие приказом №360 Минобразования РФ.

7. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования, объемные показатели по соотнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей. Утверждены Приказом Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 №463/1268.

8. Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников. Требования к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий. Внесение изменений в приказ Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 № 463/1268. Утверждены приказом Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 14.12.95 № 622/1646.

Приложение 1. Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования РФ для установления размеров оплаты труда по ЕТС.

Приложение 4. Изменения и дополнения к приказу Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 №463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей».

9. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ. Решение коллегии Минобразования РФ от 29.03.95 № 7/1.

Приложение 1. Проект положения о службе практической психологии образования в РФ.

Приложение 2. Проект положения о статусе практического психолога службы практической психологии образования.

10. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 № 7.

11. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.

12. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.

13. О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.89 №16.

14. О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Министрерства народного образования РСФСР от 30.05.89 г. № 542/13

15. О введение в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.11.89 № 247/18-21.

16. Об оплате труда работников образовательных учреждений. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 12.01.93 №10/32-Т.

17. Ответы на вопросы, возникающие по аттестации руководящих и педагогических работников, оплате их труда, штатным нормативам, совместительству и другим вопросам. Письмо Минобразования РФ от 25.02.99 № 2.

18. Об оплате труда педагогических работников лицеев, гимназий, колледжей. Письмо Минобразования РФ от 25.02.99 №2.

19. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Письмо Минобразования РФ от 01.03.99 №3.

20. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Письмо Минобразования РФ от 07.04.99 № 70/23-16.

Список литературы

 

1. Асмолов А.Г. Образование в России //Воспитание школьников. - 1995. - № 5.

2. Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. - М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

3. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства. // Психологическая наука и образование, 1998. - № 2.

4. Концепция психологической службы образования. Проект /Морозова Н.В., Кривцова С.В., Иванов Д.А., Левит М.В. - Интернет версия (http://www.1september.ru/ru/psy/99/psy10-1.htm)

5. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.05.89 г. № 542/13т. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования» //Информационный сборник Министерства народного образования РСФСР. - 1989 г. - № 29.

6. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

7. Психологическая служба в системе образования: Учебное пособие /Под общей редакцией Л.Г. Борисовой. - Бердск: МОУ-ЦО «Пеликан», 1998. – 55 с.

8. Психологическая служба образования: нормативно-правовой аспект. Вопросы и ответы: Учебное пособие /А.И. Конев, И.В. Кузнецова, Т.Н. Кузьмина, А.Э. Симановский; Под ред. Н.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой. - Ярославль: Центр-«Ресурс», 1999. – 40 с.

9. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы //Вопросы психологии. – 2001. - № 1. – с. 97 – 106.

10. Чепурных Е. О состоянии и перспективах развития психологической службы образования России: Доклад заместителя министра общего и профессионального образования РФ Елены ЧЕПУРНЫХ на совещании «Служба практической психологии образования России». –1999. - 3–4 марта (Интернет версия).

11. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. - М., 1996 г.

 

Городской центр образования и здоровья «МАГИСТР»

 

Региональный общественный фонд поддержки гражданских инициатив по защите жизни и здоровья человека от катастроф "МИГ"

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.