Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кризис самодержавия в России. Николай II.





Драма Российской истории: большевики и революция. / Под ред. А.Н. Яковлева. – М., 2002

Платонов, О. Царь Николай II / Герои и антигерои Отечества / Сост. Забродин В.М.- М.,1992.

Февраль 1917 г.: крах монархии.

2. От февраля к октябрю 1917года.

Дойчер, И. От февраля к октябрю. / И. Дойчер // Свободная мысль. - 2007. №10. - С.115-128.

Рабинович, А. Большевики и Октябрьская революция в Петрограде/ А. Рабинович // Свободная мысль. - 2007. - С.145-158.

Старцев, В. Октябрь 1917-го: была ли альтернатива? / В.Старцев // Свободная мысль. - 2007. - С.96-107.

 

Термины:

Двоевластие – своеобразное переплетение двух властей в России после февральской революции (1 – 2 марта – 5 июля 1917 г.), период борьбы двух диктатур за единовластие.

Учредительное собрание – представительное учреждение в России, впервые созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции. Созданное после Февральской революции правительство называлось «временным» до Учредительного собрания. Выборы прошли в ноябре – декабре 1917 г. Большевики получили 24% голосов. 5 января 1918 г. Учредительное собрание начало работу, но на следующий день декретом ВЦИК было распущено, так как не признало власти Советов.

Декрет (лат. «постановление») – нормативный акт высших органов государства (например, Декрет о мире, Декрет о земле – приняты II съездом Советов в ночь на 27 октября 1917 г.).

Национализация – переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства как через безвозмездную экспроприацию – принудительное лишение частной собственности, так и на основе выкупа (полного или частичного), а также обобществления мелкой собственности при кооперировании. В 1917 – 1918 гг. Советская власть национализировала крупную промышленность, банки, транспорт, внешнюю торговлю, ликвидировала частную собственность на землю.

Уравнительное землепользование – распределение земли внутри общины как форма надельного землепользования. Уравнительность достигалась регулярными переделами земли по числу душ мужского пола независимо от возраста решением сельского схода. С 1893 г. переделы осуществлялись под контролем земских начальников.

Совет народных комиссаров (СНК) – в 1917 – 1946 гг. высший исполнительный и распорядительный орган (правительство) Советского государства.

Тесты:

1. Назовите основную причину Февральской революции:

a) падение престижа императорской власти;

b) дестабилизирующее влияние I Мировой войны на все стороны жизни общества;

c) революционная агитация большевиков.

2. Восстановите хронологическую последовательность событий февральской революции:

a) всеобщая политическая стачка в Петрограде;

b) отречение Михаила Романова;

c) переход всего петроградского гарнизона на сторону демонстрантов;

d) отречение Николая II;

e) создание Петросовета и Временного комитета Государственной думы;

f) демонстрация женщин в Петрограде, требовавших хлеба.

3. В ходе февральской революции 1917 года в России была:

a) свергнута монархия;

b) установлена республика;

c) дана свобода выхода народам из ее состава.

4. Председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917 года был:

a) И.Г. Церетели;

b) Л.Д. Троцкий;

c) Н.С. Чхеидзе.

5. «Кругом измена, и трусость, и обман...» - эти слова принадлежат:

a) Л.Г. Корнилову;

b) А.И. Керенскому;

c) Николаю II.

6. Последствием июльского кризиса 1917 года является:

a) большевизация Советов;

b) приход большевиков к власти;

c) переход большевиков на нелегальное положение.

7. Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса, ибо...:

a) в его составе были крупные землевладельцы, не заинтересованные в этом;

b) опасались массового дезертирства крестьян с фронта;

c) этому препятствовали страны Антанты.

8. На втором съезде Советов...:

a) была провозглашена советская власть;

b) все партии поддержали восстание;

c) Россия была провозглашена республикой.

9. Учредительное собрание было созвано:

a) до октябрьского восстания в Петрограде;

b) в ноябре 1917 года;

c) в январе 1918 года.

10. В декрете «О земле» 1917 года говорилось:

a) о передаче земли крестьянам за выкуп;

b) о принципе уравнительного землепользования;

c) о ликвидации крестьянской общины.

11. Сепаратный мир с Германией был подписан:

a) 18 декабря 1917 года;

b) 23 февраля 1918 года;

c) 3 марта 1918 года.

12. Когда была принята «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа»?

a) 6 января 1918 года;

b) 6 октября 1917 года;

c) 6 декабря 1916 года.

13. Восстановите хронологическую последовательность событий:

a) переориентация большевиков на подготовку вооруженного захвата власти;

b) начало работы II съезда Советов;

c) арест Временного правительства;

d) взятие Зимнего дворца;

e) отъезд Керенского из Петрограда за подкреплением.

14. Кто был первым комиссаром по делам национальностей в Советской России?

a) Л.Д. Троцкий;

b) И.В. Джугашвили;

c) Я.М. Свердлов.

15. Когда в России впервые были введены хлебные карточки?

a) в 1917 году;

b) в 1916 году;

c) в 1918 году.

16. Какая буржуазная партия была наиболее активной и популярной в марте-августе 1917 года?

a) кадеты;

b) октябристы;

c) прогрессисты.

17. Кто был министром - председателем Временного правительства первого состава (15 марта-19мая 1817 года)?

a) М.П. Милюков;

b) князь Г.Е. Львов;

c) А.И. Гучков.

18. Какой известный историк вошел в состав Временного правительства?

a) Н.П. Милюков;

b) Г.Е. Львов;

c) А.И. Шингарев.

19. Разгрому мятежа Л.Г. Корнилова способствовали:

a) лозунг большевиков «Вся власть Советам!»;

b) поддержка кадетами правительства Керенского;

c) поддержка армией Временного Правительства.

20. Отметьте основные положения Декрета о земле:

a) национализация земли;

b) конфискация помещичьих земель;

c) отмена частной собственности на землю;

d) отмена общинной собственности на землю.

e) муниципализация земли;

f) введение уравнительного крестьянского землепользования с периодическими переделами земли.

Тема 11. ОТ РОССИИ К СССР. СКЛАДЫВАНИЕ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ В СССР (20-30-е годы).

Складывание политической системы Советской России.Полити­ка «военного коммунизма», ее сущность и последствия. Гражданская война и интервенция. Белые и красные - социальный состав, идеология, про­граммы.

Политическая и идейная борьба в 20-е годы по проблеме путей развития страны. Кризис системы большевистской власти в 20-е годы. НЭП. Формирование новой советской интеллигенции. Феномен РКП(б) - ВКП(б). Победа сторонников Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Курс формированного развития советской экономики. Складывание тоталитар­ной системы.Массовый террор, развертывание системы ГУЛАГа. Поли­тические процессы 30-х годов, попытки сопротивления. Сталинизм и нравственный потенциал общества. Преобразования в области культуры.

План

I. Причины гражданской войны, основные этапы и регионы. Политика и практика «военного коммунизма».

II. Политический кризис конца 1920года – весны 1921года и поиск путей его разрешения. Новая экономическая политика: содержание, противоречия, итоги.

III. Курс форсированного развития советской экономики. Противоречивые последствия индустриализации и коллективизации.

IV. Массовые репрессии, развертывание системы ГУЛАГа. Сталинизм.

Основные понятия

Гражданская война, интервенция, террор, военный коммунизм, продразверстка, кронштадтский мятеж, брестский мир, продотряд, комбед, антоновщина, НЭП. «Великий перелом», индустриализация, коллективизация, пятилетка, тоталитаризм, репрессии, партийные дискуссии, культурная революция, командно-административная система.

Вопросы для обсуждения 1. Почему «триумфальное шествие Советской власти» в 1917 г. превратилось в гражданскую войну 1918 г.?2. Какие общественные, социально-экономические и политические конфликты породили гражданскую войну в российском обществе?3. Почему, победив в войне, большевики столкнулись с национальным кризисом?4. В чем заключался политический и идеологический кризис большевизма в 1920 – 1921 гг.?5. Какие альтернативы развития Советского государства были выработаны лидерами большевиков?6. Какое значение имел X съезд РКП (б) для дальнейшего развития советского общества?7. В чем были двойственность и незавершенность реформ в стране?8. С какими идеологическими трудностями столкнулись большевики, введя НЭП в экономику страны?9. Какие социальные конфликты в развитии общества, были преодолены, а какие - порождены НЭПом?10. Почему НЭП, начавшись с экономического кризиса начала 20-х годов, завершился кризисом начала 30-х годов?11. Охарактеризуйте основные этапы индустриализации.12. Какие способы формирования общественного сознания использовались в годы индустриализации?13. Какие трудности вставали перед страной во время проведения индустриализации? Почему?14. Существовал ли иной (кроме коллективизации) способ социалистического переустройства деревни?15. Объясните, почему курс на унификацию и жестокую регламентацию духовной жизни общества стал в 30-е гг. определяющим?

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.244-271.

2) Отечественная история: учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 232-293.

3) Зуев, М.Н. История России. Учебник.- М., 2007.-С.353-384.

 

Рефераты:







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.