Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Генезис теории цивилизаций. Исторические представления мыслителей древности, средневековья и эпохи Просвещения.





Слово «цивилизация» образовано от латинских терминов civilis – «гражданский», civitas – «община, город-государство», civis – «гражданин». Впервые Аристотель противопоставил civilis понятие naturalis. Мыслители античности (а именно, стоики) развили это противопоставление, начиная с эпохи Возрождения стали использовать глагол «цивилизовать» в значении «переходить к гражданскому культурному состоянию». Английский философ – просветитель Локк (17 век) и его современник – голландский философ Спиноза подчёркивали, что высшим законом государства должен быть естественный закон. Просветители продолжали применять термин «цивилизовать» (французский философ Гольбах, например).

Создателем первой целостной теории цивилизаций исследовали склонны считать шотландского просветителя Фергюсона, написавшего в 1767 году «Очерк истории гражданского обществ». Он показал генезис и становление цивилизации как закономерный процесс, связанный с развитием промышленности и торговли, накоплением богатств и появлением у людей досуга, который позволил обратить взор на науки, заняться совершенствованием нравов. Цивилизация по Фергюсону – это способ обеспечения имущественных и личных прав людей в государстве в условиях высокого развития промышленности, торговли, литературы и искусства. Он же обратил внимание на существование цивилизаций в античном мире, на китайскую цивилизацию, на исламскую (времён средневековья). Тем самым в рассуждениях просветителей соединялись принципы разума и человеческой природы. Термин Ц. как центральное понятие, отражающее смысл истории, впервые ввёл французский философ Мирабо-старший в своём трактате «Друг людей». В это время существует пристальный интерес к общественной жизни, её истокам и смыслу. Французские просветители называли цивилизованным идеальное общество, основанное на началах Разума и Справедливости. Правда, Вольтер выделил великие эпохи цивилизаций, вспомнив римского императора Августа и др. знаменитых исторических деятелей, но не объяснил, каковы истоки этих эпох. Развитие цивилизации философы тогда связывали с развитием культуры. Важнейшим свойством цивилизации многие из них называли прогресс («движение вперёд, от несовершенного к совершенному»). Историк и экономист Тюрго выделил три этапа в развитии общества: миром движут сверхчеловеческие силы; религия подвергается критике; идёт разработка научных законов. Причём по мере развития общества «темп прогресса» нарастает. Просветители понимали развитие как прямолинейный процесс.

В то же время существовала иная, циклическая точка зрения. Ещё древние греки представляли историю как повторение регулярно возвращающихся событий, как правило, приводящих к исходной точке. На Востоке идеи цикличности восходят к «Книге назидательных примеров», автор её учёный из Туниса Ибн-Хальдун Абдар-Рахман (однако его работа западным исследователям была неизвестна до начала XX века). Хотя христианство утвердило линейный взгляд на исторический процесс, идея круговорота мелькала в трудах некоторых мыслителей эпохи Возрождения (у Макиавелли, когда он обосновывал необходимость смены форм правления). Однако теория цикличности берёт начало с Вико (2ая половина 17 – 18 века, который подробно развернул идею круговорота. Он представил всю историю как сменяющие друг друга эпохи: богов (детство), героев (юность) и людей (зрелость, высшая точка цивилизации). Он провозгласил единство истории и цикличность её развития, обозначив «три типа времён: религиозные, героические и гражданские». Общество в своём развитии совершает законченный круг или цикл. Выход общества в новый виток развития, согласно Вико, не означает простого повторения того, что уже когда-то происходило на предшествующем этапе развития. Новый цикл может нести и новое.

Некоторые просветители идею локальных структур увязывали с признанием стадий в развитии цивилизаций. Нем. фил. Гердер нарисовал картину развития человечества от древности (Древний Восток) до XIV в., вместе с тем считая высшим принципом этого развития осуществление гуманности – разума и справедливости. Однако, уже в конце 18 в. Было намечено различие между цивилизацией и культурой. Сделал это Кант. Он критиковал Ц., как механическую и искусственную, и хвалил культуру, как начало, органически развивающееся и естественное в своих основах. С него идёт традиция противопоставления Ц. и К., которая позднее закрепится в немецкой историографии.

Проблема антропогенеза. Основные характеристики первобытного общества. Рассматривать возникновение культуры нужно с возникновением человека, т.е. чтобы решить проблему возникновения культуры, нужно рассмотреть проблему возникновения человечества. Выделяются шесть аспектов: вопрос о непосредственных предках человека, о времени появления первых людей, о прародине человечества, основные стадии и движущие силы антропогенеза. Антропогенез – выделение человека из животного мира, появление человека разумного. В советской науке было предложено делить весь процесс, приведший к возникновению современных людей и их общества, на три стадии: 1) Полное слияние человечества с природой. Стадия австралопитеков; Первый скачок: "обезьяна-обезьяночеловек" 2) Выделение человечества из природы посредством применения орудий труда. Стадия обезьянолюдей; Второй скачок: "обезьяночеловек-человек". З) Развитая трудовая деятельность, переход к цивилизации. Стадия людей разумных. В его основе лежит все та же логически порочная идея линейного "прогресса", ступенями которого служат качественные скачки. Гораздо более обоснованным представляется другой подход, в котором имеет место единственное качественное преобразование системы. Оно совпадает с переходом от животных к людям, то есть со стадией австралопитеков. Наши австралопитековые предки начали отрыв от мира животных, хотя и не достигли мира людей. Эстафету подхватили люди умелые и люди прямоходящие. При этом осуществился переход вида как системы с биологического уровня на общественный. Происходили многочисленные мутационные изменения как элементов разного уровня (человеческих особей и стад), так и структурных связей (взаимоотношения между особями). Пока что биологические начала довлели над зарождающимися общественными. Инертность была огромной, движущие начала - слабыми. Этим и объясняется длительность начального периода очеловечивания. Все последующие изменения - не что иное как количественные совершенствования: переход от биосоциальной структурной организации (шелль, ашель) к социобиологической (мустье и последующие времена). У людей остались те же основные потребности, что и у животных: пища, сон, тепло, безопасность. Человечество в целом, как и любая система, должно потреблять, усваивать и перерабатывать вещество, информацию и энергию. Но способы удовлетворения потребностей человечества резко изменились. Пищу добывали при помощи орудий труда, также обеспечивали себя одеждой и жильем. Использовали огонь. В мустьерскую эпоху биологические и общественные начала в структуре человечества-системы уравновесились. Эффективность потребления и переработки информации-энергии-вещества стала несравненно выше. Биосфера начала сменяться ноосферой. Конечно, отбор по-прежнему действовал со слепой силой. Но главным принципом отбора стало выделение не особей, приспосабливающихся к среде, а групп, стремящихся, насколько возможно, приспособить среду к себе. Усовершенствовался звуковой способ обмена информацией, появились зачатки абстрактного мышления. Не случайно многие исследователи даже предлагали называть сообщества людей разумных неандертальских не стадами, а ордами или праобщинами.

Подсчитано, что по продолжительности существования доцивилизационный период составлял львиную долю времени всей истории человечества. Основные тенденции первобытного состояния общества: большое значение биологического фактора в жизни человека, единые стереотипы поведения (обычаи, обряды, табу), синкретическое (связывающее все элементы бытия) сознание, практическое отношение человека к действительности, родовая община, основанная на авторитете (старейшина, вождь). Мощным толчком к переходу от первобытности к цивилизации стали изменения в эпоху неолита (Сельское хозяйство, приручение животных. Топор, мотыга, ручные мельницы. Украшения. Гончарное производство, прядение, ткачество. Тростниковые и глиняные хижины, деревянные дома). До этого была эпоха палеолита. Это время первобытного общества. Основные способы добывания продуктов питания – собирательство, организованная охота, рыболовство и ловля капканами. Транспорт – каное. Каменные орудия, лук, праща. Использование огня, приготовление пищи, одежды, верёвки, снасти и т.д.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.