|
Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизации.Стр 1 из 13Следующая ⇒ Отечественная история Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизации. Цивилизация – это сообщество людей, объединённое осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определённая социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности и оригинальный менталитет. Цивилизация развивается в той или иной природно-географической среде и ограничена временно-пространственными рамками. Есть определения Ц., подчёркивающие организационно-регулятивный аспект человеческой деятельности. Ц., по Баргу, это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру. Реальное выражение Ц. находит во взаимодействиях между людьми. Изучая цивилизацию, можно составить представление о ней на основании следующих параметров: производительные силы (техника и технология), разделение труда, товарно-денежные отношения (разновидность рынка), взаимодействие «город-деревня», политическая организация (одно государство или их совокупность в рамках одной цивилизации), возможность человека участвовать в общественной жизни, менталитет людей, составляющих изучаемое общество. Исследователь Мотрошилова решающими признаками Ц. называет вмешательство человека в природные процессы, поступательное развитие товарного производства и обмена, развитие индивидуальной свободы человека в производстве, обмене, в повседневном быту, возможность участия в решении судеб нации, страны, мира, обеспечение свободных форм совместного бытия индивидов, всё более комфортная жизнь людей. Другие (Суханов) среди показателей меры цивилизованности выделяет уровень материального обеспечения, экологического благополучия и общения. Американский исследователь Хантингтон называет язык, историю, религию, обычаи, институты, самоидентификацию. Западные вузовские учебники называют производственную специализацию, передовые технологии, рост городов, наличие письменности, комплекс социальных институтов. Содержание понятий «цивилизация» и «общество» очень близко, но это разные понятия. Общество – это система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Совокупность локальных цивилизаций не исчерпывает всех существовавших общественных структур. Также не надо смешивать Ц. и культуру. К. – это процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, она охватывает все времена и этносы. Ц. – это результат, а не процесс. Она показывает, насколько она может реализовать достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. Ц. и этнос – тоже разные понятия. Э. – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и имеющий своеобразный стереотип поведения. Ц. социальна в отличие от Э., который является природной общностью. Менталитет как тип мышления важнейший цивилизационный фактор. Это мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы освоения мира. Все цивилизационные процессы выражены в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации. В настоящее время продолжается разработка типологии цивилизаций. Современные авторы предлагают выделять такие типы как «традиционная» и «инновационная», «космогенная», «техногенная», «антропогенная», «устная», «письменная», «книжная» и «экранная», «цивилизация баланса» и др. в зависимости от критерия выделения. В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному. По времени существования – древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные. По географическому положению: тот или иной регион – Цивилизация Междуречья, Ц. Мезоамерики; цивилизации «на великих реках» - Древнекитайская Ц. (на Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п. По религиозно-нравственным ценностным ориентациям – исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская. По типу хозяйственной деятельности – аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная). По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур – более открытые, менее открытые. По уровню межцивилизационных взаимодействий – локальные, особенные, мировая. По особенностям цивилизационного развития – традиционные, нетрадиционные, устойчивые, неустойчивые (отсюда – условное деление на Запад и Восток). По направленности развития - непрогрессивные, циклические, прогрессивные. Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью этих терминов. Культура России 19 – нач. 20 вв. Процессы в Российской империи на рубеже веков были крайне противоречивы. Успехи экономики и остталая система государственного управления и ограничения свободы предпринимательства. Понимание необходимости реформ сталкивалось с консервативно-охранительным курсом. Всё это приближало страну к буржуазной революции. Россия начала 20 в. была аграрно-индустриальной страной. В процесс раннекапиталистического развития вовлекались территории Сибири, Дальнего Востока, Кавказа и Средней Азии. Многонациональный характер страны вызывал особую противоречивость социально-экономической обстановки. Народности отличались по культурно-историческим типам, духовным традициям, религии, уровню просвещения. Регионы стремились к автономности, в национальных районах – национальные движения, к-е формулировали свои интересы и требования. На это царизм ответил усилением великодержавной внутренней политики: стремление покончить с автономией Финляндии, запрещение преподавания на польском, украинском, прибалтийских языках, законодательное ограничение прав еврейского населения (черта осёдлости, процентная норма в учебных заведениях и т.д.). В свою очередь усилилась радикальная оппозиция царизму среди национальных групп. Византийская цивилизация Византия расположена на европейской стороне Босфора. Распад единой Римской империи на Восточную и Западную. Восточная часть государства стала развиваться по-своему. Уже в 330 г. римский император Константин Великий, который был первым императором-христианином, основал на месте древнегреческой колонии Византии новый город - Константинополь. Отсюда возникло и название Восточной Римской империи - Византия (впрочем, это название было дано ей историками уже после ее падения). Для самосознания византийцев характерно понимание себя в качестве "ромеев" (т. е римлян), а своего императора - в качестве непосредственного преемника римских императоров. В истории Византии обычно выделяют пять этапов. Первый этап (IV в. — середина V в.). В этот период происходит формирование многонационального государства и сословной структуры общества. Одновременно формируется многочисленная военная бюрократия, группирующаяся вокруг императора, которому принадлежит вся полнота власти. В отличие от Западной Римской империи, в Византии уже в этот период существует множество городов, в стране активно ведется строительство. Второй этап (вторая половина VII в. — первая половина IX в.). В этот период Византия была вынуждена со всем напряжением сил отражать нашествия арабов и славян. В результате территория державы сокращается вдвое, выравнивается национальный состав: преобладающими этническими группами становятся греки и славяне. На этом этапе усиливается также конфликт между Церковью и Государством, первые признаки которого дали о себе знать уже в конце первого этапа. В итоге Церковь вышла победительницей, и культура в целом оказывается в атмосфере консерватизма и охранительства. Третий этап (вторая половина IX в. — середина XI в.) считается "золотым веком" в истории Византии. Он характеризуется бурным развитием экономики и беспрецедентным расцветом культуры. Города продолжают расти и множиться, возникают (или возрождаются) школы и университеты, создаются превосходные библиотеки, разворачивается миссионерская деятельность. В 1054 г. происходит так называемая "схизма" — т. е. разделение христианской Церкви на Восточную и Западную, что отделяло Византию от Запада и обеспечивало ей духовную независимость. Однако на этот же период приходится и поражение, которое Византия в 1071 г. потерпела от турок-мусульман. Однако это еще не было падением империи. Четвертый этап (вторая половина XI в. — начало XIII в.) был временем нового подъема. Турки были частично оттеснены, и их власть ослаблена. Но империя подрывалась многочисленными внутренними смутами. В результате в 1204 г. рыцари четвертого Крестового похода без особых усилий завоевали Константинополь и основали на Босфоре Латинскую империю. Императорская власть утрачивает свою объединяющую роль, и на первый план выходит Церковь. Пятый этап (1261 — 1453 гг.) начинается с освобождения Константинополя от латинян. Тем не менее империя не смогла возродиться в своем былом великолепии: страна была разоренной и слишком ослабленной. Но и в таком состоянии Византия смогла сохранить свою культуру. Более того, к сокровищнице прежних достижений были добавлены результаты небывалого для таких ущербных эпох развития философии, богословия, искусства. Но в 1453 г. турецкая армия осадила и взяла Константинополь. Этот год был и концом Византии. Говоря об истоках и особенностях византийской культуры, следует, прежде всего, подчеркнуть, что она, в отличие от западноевропейской культуры, не подвергалась сильному воздействию со стороны варваров. С момента своего возникновения империя оформилась как христианская держава, тогда как Западная Римская империя сталкивалась с серьезными проблемами христианизации варваров. Преобладающая роль греческого населения в Византии позволила непосредственно усваивать достижения древнегреческой культуры. В отличие от Западной Римской империи, Церковь в Византии не имела самостоятельности и выступала, по сути дела, в качестве части государственной машины, не имеющей тем не менее практически никаких политических функций. Естественным следствием такого подчиненного положения Церкви является культ императора в качестве настоящей сакральной фигуры. Такой сакрализации светской власти христианский Запад никогда не знал, и византийский культ императора парадоксальным образом сближается с "кесаревым безумием" языческой древнеримской культуры. Истоки и особенности византийской культуры останутся непонятными и без учета более высокого (вплоть до XII в.) по сравнению с Западом уровня развития материального производства. Если на Западе античные города были разрушены и разорены в результате набегов варварских племен, то Византия сохранила и развила городскую структуру античности. Нельзя упустить из виду и еще один существенный момент: отсутствие сословно-корпоративных отношений, характерных для западного средневековья и происходящих из родовых общественных связей. Эти связи, как мы помним, возродились под воздействием волн варваризации, разрушивших более высокий уровень жизни оседлых культур. Все это придало византийской культуре неповторимое своеобразие. Так, источником мифологических представлений оказываются уже не столько языческие, сколько христианские образы и символы. Христианское мироощущение пронизывает и повседневную жизнь. Высшими ценностями считаются аскетизм, смирение и благочестие, а земная жизнь понимается в качестве подготовки к переходу к вечной жизни. Отсутствие "разрывов" в развитии культуры приводит в Византии к настоящему культу книжной мудрости, под которой понимается отнюдь не только Священное Писание и Священное Предание, но и античная художественная и философская классика. Но этим же обусловлена и почти безраздельная власть традиции, которая невозможна без превозношения методов классификации и систематизации, без унификации и научно-философского, и художественного творчества. Традиционализм всегда идет рука об руку с замкнутостью, с подозрительностью по отношению ко всему, что приходит извне, из других культур. Интерес к достижениям и ценностям других культур если и существовал в Византии, то всегда был слабым, сопряженным с опасениями и с оглядкой на возможные последствия такого несанкционированного любопытства. Традиционализм не может существовать без механизма поддержания и сохранения традиции. А одним из важнейших таких механизмов оказывается образование. В силу этого в византийской культуре образование и образовательные учреждения окружаются почтением, считаются одной из важнейших культурных ценностей. В отличие от христианского Запада, византийская система образования органично впитала принципы и достижения античной педагогики. В образовательных учреждениях детей не только учили, но и воспитывали, придавая особое внимание выработке определенных черт характера. Тем не менее получить хотя бы начальное образование в Византии было непросто, и имелось немало неграмотных. Церковные школы были нацелены на подготовку низшего духовенства, а государственных школ было сравнительно мало. И все же византийская система образования явно выигрывала в сравнении с христианским Западом. Выше говорилось об особенностях положения византийской Церкви. Одной из главной причин зависимости Церкви была ее относительная бедность. Церковь в Византии не обладала теми богатствами, которые были в распоряжении Церкви на Западе. Куда менее богатым был по сравнению с папой и константинопольский патриарх. Не было у византийской Церкви и вассалов. Для достижения своих целей византийская Церковь обращалась в основном к социальным низам и почти всегда добивалась успеха. Церковные деятели видели свою задачу в том, чтобы смягчать и ослаблять общественные противоречия, гасить волны политических страстей. Несмотря на постоянные конфликты между Церковью и Государством, их объединяло одно — стремление сохранить традиционный порядок вещей, не допустить никаких существенных изменений. Взаимодействие античной традиции и христианского мировоззрения наложило свой отпечаток на византийскую литературу. Так, в IV — VI вв. античные литературные жанры были еще широко распространены: встречались даже любовная лирика и эротическая повесть. Но уже с конца VI в. особое значение приобретают новые жанры, прежде всего церковная поэзия, а также назидательное чтение для широких народных масс — Жития святых. С 1204 г., после основания Латинской империи, усиливается интерес к культуре латинского Запада и появляются литературные произведения, ранее невозможные, например греческий рыцарский роман. Огромных успехов византийская культура добилась в изобразительных искусствах и архитектуре. И в этих областях проявилось взаимодействие двух линий влияния — античной и церковной. Византийским мастерам удалось сохранить и во многом усовершенствовать античную технику изобразительного искусства. В то же время эта изощренная техника использовалась для передачи новых — христианских — образов и символов. Новаторами были византийцы и в архитектуре. В частности, византийские зодчие разработали новую планировку городов, которая стала образцом для всего последующего зодчества эпохи средневековья. Для этого образца характерно центральное положение площади с собором, от которой в разные стороны расходятся многочисленные, причудливые по форме и переплетающиеся друг с другом улицы. Выше уже подчеркивалась подозрительность византийской культуры по отношению ко всему чужеродному. И хотя сама Византия включала в свой состав различные этнические группы, на границах империи соприкосновение с иными культурами переживалось очень болезненно, и контакты с иноплеменниками уже изначально считались подозрительными. Кроме того, государство содержало огромную армию тайных осведомителей, позволявшую властям эффективно контролировать как политическую ситуацию в целом, так и все подозрительные встречи и беседы. Жителям империи обычно уже в детстве объясняли, что осторожность — прежде всего. Рекомендовалось не упоминать в разговорах имен правителей, не участвовать в сборищах, что могло быть истолковано как участие в заговоре, не обсуждать распоряжения начальников. Донос и клевета были в Византии весьма распространены, а пытки при допросе подозреваемых были обычным явлением. Все это, естественно, формировало особый тип личности, в которой льстивость совмещалась с жестокостью, зависть с хитростью. И это был другой тип личности, радикально отличавшийся от того личностного начала, развитие которого привело к индивидуальной свободе в ее западном понимании. Византийская империя сыграла очень важную роль в истории культуры. В эпоху непрекращающихся набегов варваров на Западе, в эпоху раннего средневековья она не позволила прерваться культурной традиции и, более того, осуществила синтез античной и христианской традиций. Этот синтез оказал воздействие и на латинский Запад, и на формирующуюся культуру Киевской Руси. Именно благодаря Византии возникли дополняющие друг друга и противоречащие друг другу культурные влияния, которые и породили проблему взаимоотношения Востока и Запада.
Отечественная история Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизации. Цивилизация – это сообщество людей, объединённое осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определённая социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности и оригинальный менталитет. Цивилизация развивается в той или иной природно-географической среде и ограничена временно-пространственными рамками. Есть определения Ц., подчёркивающие организационно-регулятивный аспект человеческой деятельности. Ц., по Баргу, это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру. Реальное выражение Ц. находит во взаимодействиях между людьми. Изучая цивилизацию, можно составить представление о ней на основании следующих параметров: производительные силы (техника и технология), разделение труда, товарно-денежные отношения (разновидность рынка), взаимодействие «город-деревня», политическая организация (одно государство или их совокупность в рамках одной цивилизации), возможность человека участвовать в общественной жизни, менталитет людей, составляющих изучаемое общество. Исследователь Мотрошилова решающими признаками Ц. называет вмешательство человека в природные процессы, поступательное развитие товарного производства и обмена, развитие индивидуальной свободы человека в производстве, обмене, в повседневном быту, возможность участия в решении судеб нации, страны, мира, обеспечение свободных форм совместного бытия индивидов, всё более комфортная жизнь людей. Другие (Суханов) среди показателей меры цивилизованности выделяет уровень материального обеспечения, экологического благополучия и общения. Американский исследователь Хантингтон называет язык, историю, религию, обычаи, институты, самоидентификацию. Западные вузовские учебники называют производственную специализацию, передовые технологии, рост городов, наличие письменности, комплекс социальных институтов. Содержание понятий «цивилизация» и «общество» очень близко, но это разные понятия. Общество – это система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Совокупность локальных цивилизаций не исчерпывает всех существовавших общественных структур. Также не надо смешивать Ц. и культуру. К. – это процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, она охватывает все времена и этносы. Ц. – это результат, а не процесс. Она показывает, насколько она может реализовать достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. Ц. и этнос – тоже разные понятия. Э. – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и имеющий своеобразный стереотип поведения. Ц. социальна в отличие от Э., который является природной общностью. Менталитет как тип мышления важнейший цивилизационный фактор. Это мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы освоения мира. Все цивилизационные процессы выражены в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации. В настоящее время продолжается разработка типологии цивилизаций. Современные авторы предлагают выделять такие типы как «традиционная» и «инновационная», «космогенная», «техногенная», «антропогенная», «устная», «письменная», «книжная» и «экранная», «цивилизация баланса» и др. в зависимости от критерия выделения. В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному. По времени существования – древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные. По географическому положению: тот или иной регион – Цивилизация Междуречья, Ц. Мезоамерики; цивилизации «на великих реках» - Древнекитайская Ц. (на Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п. По религиозно-нравственным ценностным ориентациям – исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская. По типу хозяйственной деятельности – аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная). По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур – более открытые, менее открытые. По уровню межцивилизационных взаимодействий – локальные, особенные, мировая. По особенностям цивилизационного развития – традиционные, нетрадиционные, устойчивые, неустойчивые (отсюда – условное деление на Запад и Восток). По направленности развития - непрогрессивные, циклические, прогрессивные. Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью этих терминов. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|