Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Создание новой государственности и первые социально-экономические мероприятия Советской власти





 

 

Большевики, захватив власть, создали новую политическую систему, принципиально новый государственный аппарат. Высшим законодательным органом был провозглашен съезд Советов. В перерывах между съездами функции высшей законодательной власти исполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров (СНК), который присвоил себе не только исполнительную, но и законодательную власть! Местное управление сосредотачивалось в губернских и уездных Советах, деятельность которых контролировалась революционными комитетами, состоявшими из большевиков.

С 25 октября 1917г. по июль 1918г. политическая система фактически была двухпартийной. В сентябре-октябре 1917г. в партии эсеров произошел раскол. Из нее выделилась партия левых эсеров во главе с М. Спиридоновой. Левые эсеры вступили в коалицию с большевиками, входили во ВЦИК и в Совнарком с декабря

1917 по март 1918г.

В конце октября 1917г. для охраны общественного порядка была организована рабоче-крестьянская милиция. В ноябре учреждены народные суды в составе председателя и народных заседателей. Политические дела рассматривались в революционных трибуналах, подчиненных Народному комиссариату юстиции. В декабре 1917г. при СНК была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф.Э.Дзержинским. Постепенно она получила неограниченные права: от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в исполнение. ВЧК была выведена из-под государственного контроля и согласовывала свои действия лишь с высшим партийным руководством страны.




 

В ноябре-декабре 1917г. СНК подчинил себе руководство армией и уволил более тысячи генералов и офицеров, не поддержавших Советскую власть. В январе 1918г. вышли декреты о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольной основе.

На местах проходила ликвидация городских дум и земств, вся полнота власти переходила к местным Советам.

Еще до Октябрьских событий в стране готовились выборы в Учредительное собрание, созыв которого поддерживался почти всеми политическими силами. Новая власть допустила проведение выборов. Однако большевики получили в Учредительном собрании только 22,5% мест, большинство было у эсеров — 40%.

5 января 1918г. Учредительное собрание начало свою работу. Оно отказалось утвердить внесенную большевиками "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и осудило вооруженный захват власти. Декларация подтверждала первые законодательные акты советской власти, провозглашала уничтожение эксплуатации человека человеком и курс на построение социализма. В связи с тем, что Учредительное собрание отвергло идею социалистического выбора и диктатуру пролетариата, в ночь с 5 на 7 января ВЦИК принял решение о роспуске собрания. Разгон законно избранного представительного органа обострил социально-политическую обстановку в стране.

"Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" принял III

Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе

1918г. Он одобрил проект закона о социализации земли, провозгласил федеративные принципы государственного устройства РСФСР и поручил ВЦИК разработку Конституции страны.

Первая Конституция РСФСР была утверждена 10 июля 1918 г. V съездом Советов. Она закрепила систему центральных и местных органов Советской власти, лишила избирательного права представителей бывших эксплуататорских классов, священнослужителей, офицеров и агентов полиции. При выборах в органы власти рабочие получали преимущество по сравнению с крестьянами (1 голос рабочего приравнивался к 5 голосам крестьян). Такие выборы были не всеобщими и не равными.

Конституция декларировала введение политических свобод (слова, печати,

собрания, митингов и шествий), но на практике это не выполнялось.

В экономической политике большевистское руководство проводило линию на уничтожение частной собственности. Национализировались банки, железнодорожный транспорт, средства связи. Одной из первых мер по созданию новой экономики явилось установление на частных предприятиях рабочего контроля через фабзавкомы (декрет ВЦИК и СНК от 14 ноября 1917 г.) Фабрично- заводские комитеты следили за производством, продажей продукции и финансовой деятельностью администрации. Их решения были обязательны для предпринимателей. Эта мера ввергла промышленность в хаос и анархию. В


 

декабре 1917 г. была произведена национализация банков и слияние их в один общегосударственный банк. В начале 1918 г. декрет ВЦИК аннулировал все государственные займы царского и Временного правительства, в том числе и иностранные. Для управления государственным сектором экономики был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Советская власть провела широкие демократические преобразования в социальной сфере. Ликвидировалась сословная система, церковь была отделена от государства, школа от церкви; женщины юридически уравнены в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят закон о 8-часовом рабочем дне и Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского труда, гарантировавший охрану труда подростков и женщин, выплату пособий по безработице и болезни.

Национальная политика определялась "Декларацией прав народов России", принятой Совнаркомом РСФСР 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии (декабрь 1917 г.), Польши (август 1918 г.), Латвии, Литвы и Эстонии (декабрь 1918 г.), Белоруссии (февраль 1919 г.).

 

Военный коммунизм

 

 

Историография военного коммунизма многообразна и противоречива. Советские историки рассматривали политику военного коммунизма, совершенно не затрагивая его идеологический и социокультурный аспекты. В историографии представлены различные мнения по вопросу о сути и направленности политики военного коммунизма. Одни историки рассматривают его как систему вынужденных, чрезвычайных мер, применявшихся в военных условиях, другие видят в военном коммунизме серию акций, направленных против крестьянства с целью его пролетаризации.

В историографии отсутствует общая точка зрения по вопросу о хронологических рамках военного коммунизма, причем дискутируется только исходная дата - его начало. Это обусловлено тем, что исследователи берут за основу различные признаки военно-коммунистической системы. Некоторые ведут отсчет от принятия 11 января 1919г. декрета Совнаркома о разверстке зерновых хлебов и фуража. Другие датируют начало этой политики с октября 1917 г., с момента прихода большевиков к власти. Наиболее популярная дата у большинства отечественных историков - май 1918 г., время провозглашения продовольственной диктатуры. Эта дата нашла свое отражение практически во всех учебниках по отечественной истории для высших учебных заведений. Учитывая данный факт, хронологические рамки военного коммунизма мы определяем с мая 1918г. по начало 1921г.


 

Внутренняя политика, проводившаяся Советским государством в этот период, и «получила название военного коммунизма».

Термин «военный коммунизм» был введен в оборот не Лениным (как

трактовалось в советской историографии), а другим марксистским теоретиком- А.А.Богдановым еще до октября 1917 г. Это понятие он связывал не с социализмом, а с армией: А.А.Богданов называл военный коммунизм

«авторитарно-регулируемой организацией массового паразитизма и истребления», считал, что социализм и военно-коммунистическая система не совместимы. По его мнению, «военный коммунизм» был отрицанием социализма,

базировавшегося на демократии.

Система жестких, чрезвычайных мер, которые составляли основу политики военного коммунизма, впервые применялась на практике не большевиками, а правительствами стран-участниц первой мировой войны. Наиболее широко эти меры осуществлялись Германией. Они заключались в следующем: государственная монополия на важнейшие продукты питания и товары широкого

потребления, их нормированное (по карточкам) распределение, трудовая повинность, твердые цены, разверсточный метод отчуждения сельскохозяйственного продукта от сельского населения. Ю.Ларин, марксист- экономист, современник рассматриваемого периода, прямо признавал, что германский опыт был «поставлен большевиками на голову», и они превратили

«организованные формы буржуазного хозяйства» в орудие утверждения

диктатуры пролетариата. Таким образом, государство, объявившее своей целью построение социализма, заимствовало формы управления у капиталистических стран, находившихся в экстремальной ситуации.

Осуществляя политику военного коммунизма, большевики использовали опыт государственного регулирования экономики, применявшийся в 1914-1917 г.г. странами-участницами Первой мировой войны, в том числе и Россией. В России

это регулирование в первую очередь коснулось сельского хозяйства. 17 февраля

1915г. вышел указ, предоставлявший право командующим военных округов запрещать вывоз продовольственных продуктов из производящих местностей, утверждать

обязательные цены на эти продукты и применять реквизицию. Осенью 1916 г.

была введена обязательная поставка хлеба в казну согласно погубернской,

поуездной и волостной разверстке. Временное правительство 25 марта 1917 г. издало постановление о государственной торговой монополии на хлеб, согласно которому все количество хлеба за вычетом запаса, необходимого для продовольствия и хозяйственных нужд владельца, поступало в распоряжение государства. Однако политика государственного регулирования в Германии и в дореволюционной России отличалась от военного коммунизма по своим целям, политическим силам, осуществлявшим ее.


 

В Германии государственная диктатура проводилась в рамках компромисса правительства с буржуазией, юнкерством, другими собственниками и рабочими на основе полного понимания вынужденности и временности применяемых мер. В России она осуществлялась более масштабно, жестоко. Сущность военного коммунизма большевики видели в военно-политическом союзе рабочих и крестьян, целью которого являлся разгром сил контрреволюции и создание благоприятных условий для ускоренного перехода к социализму.

Остановимся на причинах, обусловивших политику военного коммунизма.

Военный коммунизм был следствием утопических представлений большевиков о путях утверждения мировой революции. Совершая переворот, они были убеждены, что начинается этап всемирной пролетарской революции, которая в скором времени произойдет и свергнет господство капитализма.

Надежды на мировую революцию и помощь мирового пролетариата в строительстве социализма привели к тому, что большевики с легкостью пошли на применение жестких чрезвычайных мер.

Политика «военного коммунизма» была вызвана представлениями части руководства РСДРП(б) о возможности быстрого построения

безрыночного социализма. Эта политика определялась необходимостью мобилизации всех ресурсов для победы в гражданской войне в условиях разрухи в стране, нарушения традиционных связей между городом и деревней. Впоследствии многие большевики признали ошибочность военно- коммунистической системы, пытались оправдать ее тяжелыми условиями военного времени, экстремальной ситуацией, в которой находилось тогда

Советского государство.

На ее формирование самое серьезное влияние оказали идеологические догмы и революционное нетерпение большевистских лидеров покончить с капитализмом и форсированно перейти к социалистическому производству и распределению. Политика военного коммунизма включала комплекс мероприятий в экономической и социально-политической сферах, основными из которых были:

национализация всех средств производства, сверхцентрализация управления экономикой, свертывание товарно-денежных отношений; внедрение уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии. Как шло становление и развитие военного коммунизма?

Стремясь окончательно ликвидировать условия для существования в стране

частной собственности на средства производства (которую большевики считали основой эксплуатации трудящихся), советское правительство приступило к интенсивной национализации промышленности, банков, торговых предприятий и т.д.


 

Декретом от 28 июня 1918 г. началась ускоренная национализация крупных и средних предприятий. В последующем она была распространена и на мелкие предприятия (ноябрь 1918 г.), что привело к ликвидации частной собственности в промышленности.

Чрезвычайные меры в области экономики начались с установления продовольственной диктатуры, которая была обусловлена продовольственным кризисом. ВЦИК и СНК 13 мая 1918 г. принимают декрет о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию. Декрет дублировал постановление Временного правительства о государственной хлебной монополии, но был более суров, так как допускал репрессивные меры вплоть до «применения вооруженной силы в случае оказания противодействия отбиранию хлеба и иных продовольственных продуктов». В помощь аппарату Наркомпрода были сформированы рабочие продовольственные отряды, которые с оружием в руках реквизировали хлеб в деревне, а также созданы комитеты бедноты (декрет от

11 июня 1918 г.). Комбеды должны были выполнять в деревне роль «второй власти» (после Советов) и помогать изымать излишки продукции у зажиточных крестьян. Часть изымаемых продуктов поступала членам этих комитетов. Введение продовольственной диктатуры, создание комбедов предопределили раскол крестьянства, расширили социальную базу противников Советской власти.

В деревне разворачивается сопротивление богатого и среднего крестьянства деятельности комбедов и продовольственной политике советского правительства. Это сопротивление заставило правительство внести коррективы в политику. Рядом постановлений, принятых осенью 1918 г., облегчалось налогообложение крестьян, были упразднены комбеды (17 августа 1918 г.). Принимается решение о введении централизованной, плановой системы продразверстки. 11 января 1919 г. был опубликован декрет о разверстке зерновых хлебов и фуража. Государство заранее определяло свои потребности в сельскохозяйственной продукции. Развертываемое количество хлеба и фуража исходило из "госпотребности", а не из возможностей крестьянского хозяйства, и крестьянину нередко приходилось отдавать часть хлеба, необходимого для содержания семьи. К 1920 г. разверстка распространилась на всю сельхозпродукцию: картофель, овощи и т.д. За изъятые продукты крестьянам выдавали квитанции и деньги, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Установленные государством твердые цены на продукты были в

40 раз ниже рыночных. Крестьянство отчаянно сопротивлялось, и поэтому продразверстка реализовывалась насильственными методами с помощью вооруженных продотрядов.

Продразверстка вводилась не только под влиянием продовольственного кризиса, но и в связи с курсом советского правительства на свертывание товарно- денежных отношений. Одной из важных основ создаваемого социалистического общества большевиками считалась безрыночная система хозяйства, достигаемая путем ликвидации товарно-денежных отношений. Они даже готовили к VII съезду


 

Советов (декабрь 1919 г.) проект резолюции об отмене денег (В.И.Ленин приостановил вынесение этого проекта).

К выводам об отмене денег подталкивала не только марксистская теория, но и конкретные условия хозяйственной жизни, в частности, развал финансовой системы, инфляция. Денежная эмиссия, начавшаяся задолго до Октября, постоянно росла. За три года Советской власти было выпущено 1150 млрд. буржуазных денег. За 1919г. курс рубля упал в 3136 раз. Только в Центральной России имел хождение 21 местный денежный знак.

В таких условиях была введена натурализация оплаты труда (продуктами, товарами первой необходимости). Натурализация оплаты труда привела к бесплатному представлению населению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг. Рынок, носивший в условиях военного коммунизма нелегальный характер, нуждался в эквиваленте обмена, поэтому денежное обращение оставалось, но в крайне урезанном виде. Развитие спекуляции и образование "черного рынка" были ярким свидетельством несостоятельности стремления к ликвидации товарно-денежных отношений.

Характерной чертой военного коммунизма являлась крайняя централизация управления народным хозяйством, промышленностью в первую очередь. Своеобразным апофеозом централизации стал "главкизм". К лету 1920г. было создано 50 главков (внутри их находились управляемые ВСНХ тресты), осуществлявших управление крупными национализированными предприятиями, регулировавших отношения ненационализированной мелкой, кустарной и кооперативной промышленностью, координировавших смежные отрасли и занимавшихся распределением готовой продукции. Названия главков говорили сами за себя: Главруда, Главкрахмал, Главкожа, Главтовар, Центрохладобойня и др. Главки представляли собой ряд хозяйственно изолированных друг от друга вертикальных объединений, взаимосвязь между которыми зависела исключительно от Президиума ВСНХ. Такая система централизации привела к складыванию приказного стиля руководства, опиравшегося на приказ и его беспрекословное выполнение. (В государстве закладывалась база для командно- административной системы).

В основе организованной военно-коммунистической системы народного хозяйства лежал распределительный принцип. Эта система была лишена стимулов

к саморазвитию, так как парализовывала местную инициативу. Она могла до определенной степени координировать количественное приращение продукции, но не ее качество и разнообразие. Такая система была слаба и бесперспективна,

так как не содержала элементов саморегуляции, внутренних стимулов роста производительности труда. Она могла основываться лишь на внеэкономическом принуждении и на эксплуатации трудового энтузиазма народа, что нашло свое

выражение в широком применении принудительного труда на основе принципа

«Кто не работает, тот не ест». В 1918 г. была введена трудовая повинность для


 

представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. - всеобщая трудовая повинность, которая нашла свое выражение в принудительной мобилизации населения на бесплатное выполнение различных работ (восстановление транспорта, перевозка военных грузов, строительство оборонительных сооружений в прифронтовой зоне и т.д.).

В период военного коммунизма в политической системе советского государства установилась безраздельная диктатура РКП(б). Начался процесс постепенного срастания аппарата большевистской партии с государственными структурами. Партия определяла функционирование всех сфер общества: политическую, идеологическую, экономическую, социальную и культурную.

В стране была запрещена деятельность всех боровшихся против диктатуры большевиков организаций: кадетов, меньшевиков, анархистов, эсеров. Некоторые деятели небольшевистских партий из-за репрессий эмигрировали, других заключили в тюрьму. В Советах и профсоюзах всех уровней большевики добились единовластия путем их перевыборов или разгона. Деятельность Советов приобретала формальный характер, так как они потеряли самостоятельность в принятии решений и выполняли лишь предписания большевистских партийных органов. Профсоюзы потеряли свою независимость и были поставлены под партийный и государственный контроль. Запрещалась организация забастовок под предлогом того, что рабочие не должны выступать против своего государства, которое защищает их интересы. Провозглашенные большевиками в момент их прихода к власти демократические свободы не соблюдались. Все небольшевистские печатные органы были закрыты. Издательская деятельность контролировалась большевистской партией и жестко регламентировалась. Политика военного коммунизма обострила классовую ненависть. Противников Советской власти, организовывавших вооруженные выступления, большевики заключали в тюрьмы и концлагеря. В феврале 1918 г. была восстановлена смертная казнь. После покушения на В.И.Ленина и убийства председателя Петроградской ЧК М.С.Урицкого правительство объявило о введении красного террора (сентябрь 1918 г.), придав ВЧК неограниченные полномочия. Введение террора обосновывалось необходимостью защиты завоеваний революции. Пытаясь предотвратить антисоветские мятежи, покушения на своих вождей, большевики стали брать заложников из представителей буржуазии и интеллигенции. От террора пострадали многие невинные люди. Разгул террора был порожден рядом факторов: обострением противостояния различных социальных групп, ухудшением криминальной обстановки в стране, бескомпромиссной позицией большевистского руководства, считавшего необходимым удержать власть любой ценой.

Политика военного коммунизма не только не вывела страну из экономической разрухи, но и усугубила ее. Произошло резкое падение жизненного уровня. Рабочие, измученные безработицей и нехваткой продуктов


 

питания, недовольные ущемлением прав профсоюзов, введением принудительного труда и его уравнительной оплатой, начали бастовать. На Украине, Дону, Кубани, Тамбовщине, в Поволжье, Сибири развернулось вооруженное повстанческое движение крестьян, недовольных продразверсткой и действиями продотрядов. Крестьянство нашло себе мощного союзника в лице Красной Армии, которая более чем на 90 процентов состояла из крестьян. Одновременно с этим происходила демобилизация. Демобилизованные красноармейцы, возвращаясь домой, находили свои деревни в полной нищете и нередко направлялись в отряды восставших. Ленин на X съезде (март 1921 г.) признавал, что демобилизация Красной Армии дала повстанческий элемент в невероятном количестве.

В марте 1921 г. началось восстание гарнизона морской крепости Кронштадт и экипажей некоторых кораблей Балтийского флота. Требования восставших в основном были политическими: «Вся власть Советам, а не партиям!», «Советы вне партии, без большевиков!». Восставшие требовали также обеспечить свободную торговлю, разрешить крестьянам распоряжаться продуктами своего хозяйства, отменить продразверстку и т.д.

Таким образом, политика военного коммунизма, на которую большевики возлагали большие надежды, привела страну к глубокому политическому, экономическому и социальному кризису, в результате чего они были вынуждены полностью пересмотреть свой внутриполитический курс, признав его ошибочным.

Была ли эффективной эта политика для большевиков? На такой вопрос можно ответить только утвердительно. В условиях кризиса рыночных отношений, суперинфляции, гражданской войны РКП(б), создав военно-коммунистическую

систему, смогла использовать все имеющиеся ресурсы для сохранения и утверждения своей власти. Однако большевистские методы решения политических и социально-экономических проблем привели к свертыванию

демократии, утверждению партийно-бюрократической диктатуры. Такая политика не могла не вызвать сопротивления в российском обществе, поэтому против большевиков выступили представители самых различных сил.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.