Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Национальная политика. Образование СССР





 

 

Национальная политика советского правительства после октября 1917 г. определялась Декларацией прав народов России (2 ноября 1917 г.) и декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). В этих декларациях провозглашались основные принципы советской национальной политики, включавшие в себя: принцип равенства всех наций и народностей; признание права наций на самоопределение.

Для практического осуществления национальной политики было создано учреждение принципиально нового типа - Народный комиссариат по делам


 

национальностей. На работе в новом наркомате были заняты И.В.Сталин,

В.А.Аванесов, З.И.Лещиньский, В.С.Мицкявичус- Капсускас и др.

Вся деятельность Наркомнаца велась через национальные комиссариаты (польский, литовский, белорусский, еврейский, армянский, мусульманский) и национальные отделы (эстонский, латышский, украинский, чувашский и др.). В

1918 году Наркомнац насчитывал 11 национальных комиссариатов и 7 национальных отделов, каждый из которых, в свою очередь, имел свои национальные отделы при губернских, уездных и городских Советах. Наркомнац и его подразделения информировали Советское правительство о нуждах тех или

иных народностей, сообщали на места законы и распоряжения Советской власти, организовывали культурно- просветительскую работу, вели широкую агитацию административно- территориальной автономии.

В январе 1918г. в соответствии с постановлением III Всероссийского съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской республики» закреплялось образование первой республики на значительной части бывшей Российской

империи – РСФСР. В этом документе оговаривались: добровольность вхождения в состав нового государства, «коренные начала» Федерации, самостоятельное решение каждой нации об участии в федеральных учреждениях, недоступность



нарушения прав «отдельных, вступивших в федерацию областей». Однако Конституция РСФСР 1918 г. была шагом назад от подлинной федерации, поскольку декларировалось (не было предусмотрено даже представительство

будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в

Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной - вторых. По Конституции 1918 г. практически всеми властными полномочиями наделялись Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК.

Изначально декларированное право каждой нации создавать свое государственное образование соблюдено не было, хотя в основу их построения был положен национальный принцип. Первые внутрироссийские национальные

границы появились в конце 1918 – начале 1919 г.г. с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 г. в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые

коммуны, созданные по национальному принципу. Национально- государственные образования соседствовали с административно- территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.

Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью крупного социалистического государства.


 

До середины 1918 г. в качестве независимых государств существовали лишь две республики- РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три - в Закавказье. Практически все предшествующие образованию СССР договоры между независимыми республиками были инициированы правящей в России партией большевиков. Руководство партий считало, что имеются все необходимые предпосылки для объединения республик в единое государство: политически- единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики советов), сходные черты организации государственной власти и управления (власть принадлежала национальным компартиям, входившим в состав РКП(б)); экономические и культурные - наличие многолетних экономических и культурных связей, а также исторически сложившееся разделение труда между отдельными районами страны; идеологические - большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной республики.

Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла

РСФСР, власти которой были заинтересованы в создании унитарного государства на территории бывшей Российской империи. Объединительный процесс прошел в несколько этапов: создание военного, хозяйственно- экономического, дипломатического, а затем политического союза республик.

РСФСР с первых дней существования советских республик оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик

снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 г. «Об объединении социалистических республик Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую

армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата,

армий, по налаживанию экономики. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны.

Далее последовала череда двухсторонних соглашений; между РСФСР и

Азербайджаном (сентябрь 1920 г.), Украиной (декабрь 1920 г.) и другими республиками, в соответствии с которыми осуществлялось объединение управления не только военным делом, транспортом, финансами, но и связью, отдельными отраслями промышленности.

Поиск путей более тесного сближения республик привел к тому, что в работе Всероссийских съездов Советов ВЦИК стали принимать участие представители республик. Таким образом, высшие органы власти РСФСР выступали в двух

качествах - как орган власти одной республики и как общефедеральный центр.

При отсутствии единого законодательства высшие органы власти республик


 

своими актами подтверждали или утверждали действие декретов РСФСР на их территории, такое утверждение называлось регистрацией. Промедление с ней иногда очень сильно осложняло проведение в жизнь конкретных мероприятий.

Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве,

которые имели право входить от имени своих представительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет Народных комиссаров (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии

экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.

После снятия блокады Антанты РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина- с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921г. совместная делегация РСФСР и Украины

заключила договор с Польшей. В январе 1922г. итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922г. по инициативе Российской

Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом, военный,

двухсторонние хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.

К середине 1922г. существовало уже шесть социалистических республик -

Российская, Украинская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская. Созданная в мае 1922г. для уточнения взаимоотношений РСФСР и Украины комиссия

Политбюро ЦК РКП(б) под председательством М.В.Фрунзе пришла к выводу о необходимости рассмотрения этого вопроса для всех республик. Необходимость

объединения не отрицали лидеры ни одной из республик, споры вызывали его принципы и форма. Доминировали три точки зрения: конфедеративный союз, вхождение других республик в РСФСР на правах автономий, федерация

равноправных республик.

Конфедерацию очень быстро отвергли сами республики, потому что изъятие их финансирования из бюджета РСФСР оставляло их без средств к

существованию. Проект документа под названием «О взаимоотношениях РСФСР

с независимыми республиками» был подготовлен И.В.Сталиным и 23-24 сентября

1922г. одобрен комиссией ЦК РКП(б). Отношение к проекту в республиках было неоднозначным, так как республики в соответствии с ним должны были войти в

состав РСФСР на правах автономий.


 

Ленин, согласившийся в свое время с унитаризмом в построении РСФСР, на этот раз выступил с критикой плана «автономизации», практически отвергнув его. Он выдвинул и обосновал идею образования союза советских республик Европы и Азии. В конце концов победила точка зрения Ленина. Новый проект был утвержден комиссией на Пленуме ЦК РКП(б) 6 октября 1922г. и одобрен партийными и советскими органами республик. Но Сталин и позднее продолжил настаивать на необходимости более централизованного их объединения, что со временем сумел провести в жизнь. Договор об образовании СССР был подписан РСФСР, Украиной, Белоруссией и только что созданной Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой. Предложение Грузии о раздельном вступлении в СССР закавказских республик не было принято.

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, на которых были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза

Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30

декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР.

Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР, в состав которого вошли председатели ЦИК союзных республик М.И.Калинин, Г.И.Петровский, А.Г.Червяков и Н.Н.Нариманов. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. 2-я сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. 2-м съездом Советов СССР. Конституция

законодательно закрепила образование Союза ССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного

выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство

транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился

Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между


 

сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для работы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избирании депутатов в Советы. По-прежнему лишались избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

На основе Конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в

Конституции союзных республик.

Количество республик, входящих в состав СССР, росло довольно быстро, 27

октября 1924 г. к четырем республикам добавились две - на территории Туркестанской АССР, входившей в РСФСР, были образованы Узбекская и Туркменская ССР. 8 декабря 1929 г.- Таджикская АСССР, входившая в Узбекскую ССР, была преобразована в союзную республику. 5 декабря 1936 г. была упразднена ЗСФСР, и три республики, ее составлявшие (Грузия, Армения, Азербайджан), вошли в состав СССР; Казахская, Киргизская АССР, являвшиеся частью РСФСР, были преобразованы в союзные республики. Таким образом, к

1936г. в состав СССР входили уже 11 республик.

Образование СССР имело позитивное значение для многих народов,

вошедших в состав России. Их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, складывалась единая хозяйственная

система страны, основанная на разделении труда между территориями,

создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общесоюзный рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты.

Целенаправлено проводимая политика сближения наций способствовала выравниванию уровня социально- экономического и культурного развития советских республик за счет перекачивания туда материальных средств из

РСФСР, а внутри ее - из великорусских областей в автономные образования. Из

РСФСР, например, в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы


 

с оборудованием и частью квалифицированных кадров; направлялись огромные материальные средства на строительство ирригационнных сооружений, железных дорог, электрификацию.

Национальная политика советского правительства имела положительные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в

советских республиках. В 20-30-е годы в них были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получили письменность.

Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения

нового государства в рамках мирового сообщества.

Однако Советский Союз с момента своего образования являлся не федеративным, а унитарным государством. Ключевые политические и

хозяйственные решения принимались центральными партийными органами и были обязательны для всех партийных организаций, в том числе и республиканских. Национально- территориальные формирования, входившие в

состав СССР, располагали в основном лишь культурно- национальной автономией.

Хозяйственный и культурный подъем союзных и автономных республик

сопровождался ростом национального самосознания населявших их коренных народов, стремлением к реальному утверждению собственной национальной государственности и суверенитета, что не могло не входить во все большее противоречие с формальным федерализмом.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.