Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Элвин ТОФФЛЕР (род. в 1928 г.) – всемирно известный американский ученый, один из классиков современной социологии и политологии





Э. ТОФФЛЕР. МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ

Часть первая: новое понимание власти

1. Эра метаморфоз власти

Попытки и в нищете сохранить аристократические привычки

 

Новая революционная система создания материальных ценностей не может распространиться, не вызвав личных, политических и международных конфликтов. Измените способ создания благосостояния, и вы немедленно столкнётесь со всеми, кто отстаивает свои интересы, чьё господство рождено предыдущей системой. Возникают ожесточённые столкновения, поскольку каждая сторона борется за контроль над будущим.

Это и есть тот самый расширяющийся сегодня по миру конфликт, который может объяснить происходящее в данный момент потрясение власти. Следовательно, чтобы предвосхитить то, что нас ждёт впереди, полезно бросить беглый взгляд назад, на последний глобальный конфликт такого рода.

300 лет назад индустриальная революция также дала начало существованию новой системы материальных ценностей. Фабричные трубы вознеслись в небеса там, где когда-то возделывались поля. Строились заводы. Эти «мрачные сатанинские фабрики» принесли с собой новый образ жизни и новую систему власти.

Крестьяне, освобождённые от почти рабской зависимости от земли, превратились в городских рабочих, подчинённых частным или государственным работодателям. С этим изменением пришли изменения во властных отношениях в домашней жизни. <…> Семья как институт потеряла львиную долю своей социальной власти, поскольку многие её функции перешли к другим институтам, например к школе.

В конце концов, куда бы ни приходили паровые двигатели и заводские трубы – всюду следовали обширные политические изменения. Монархии рушились или сохранялись лишь церемониалы, привлекающие туристов. Привносились новые политические формы.

Деревенские землевладельцы, некогда господствовавшие в своих регионах, если были умнее и дальновиднее, перебрались бы в города, чтобы «оседлать» промышленную волну, их сыновья стали бы брокерами или капитанами индустрии. Но большая часть мелкопоместного дворянства, цеплявшаяся за сельский образ жизни, закончила попыткой и в нищете сохранить аристократические привычки; их поместья в конце концов превратились в музеи или в приносящие доход парки.

В противовес их слабеющей власти возникла новая элита: лидеры корпораций, бюрократы, люди, занимающие высокие посты в средствах массовой информации. Массовые демократии или диктатуры, называвшие себя демократиями, сопутствовали поточному производству, массовому распределению, всеобщему образованию и массовым средствам коммуникации.

Эти внутренние изменения соответствовали гигантским изменениям в глобальной власти. Страны, осуществившие индустриализацию, колонизировали, завоевали или подчинили своему господству большую часть остального мира, создав иерархию глобальной власти, которая ещё сохраняется в некоторых регионах.

Если говорить короче, появление новой системы власти, изменив, в конечном счёте, семейную жизнь, бизнес, политику, государственное устройство и саму по себе структуру мировой власти.

Те, кто боролся за контроль над будущим, использовали насилие, богатство и знание. Сегодня уже начался подобный, хотя и значительно более стремительный, переворот. Трансформации, которые мы видели последнее время в бизнесе, экономике, политике и на мировом уровне, − это лишь первые стычки грядущих глобальных сражений за власть. Самые глубокие в человеческой истории метаморфозы власти ещё предстоят. [с. 31-32]

 

2. Сила, деньги и разум

 

<…> Знание, как сообщил нам Ф. Бэкон, − сила. Но для того чтобы одержать верх, знание в вестернах обычно должно было соединиться с насилием или деньгами.

Конечно же, наличные, культура и насилие – не единственные источники власти в повседневной жизни, и власть ни хороша, ни плоха. Она – мерило всех человеческих взаимоотношений. Власть – величина обратная желанию. С тех самих пор, как человеческие желания стали разниться, всё, что может их удовлетворить, превратилось в потенциальный источник владычества. Распространитель наркотиков, который может отказать в продаже «дозы», имеет власть над наркоманом. Если политик хочет получить голоса избирателей, то те, кто может это обеспечить, получают власть.

Всё же среди бесчисленных возможностей три источника власти, символизируемые в вестернах, − насилие, богатство и знание – оказываются наиболее значимыми. Каждый из них принимает множество различных форм в игре под названием «власть». Насилие, например, не нужно применять; нередко достаточно угрозы, чтобы добиться уступки или согласия. Угроза насилия может также скрываться за законом. <…>

Не только в современном кинематографе, но и в древних мифах поддерживается точка зрения, что насилие, богатство и знание – первичные источники социальной власти. Так, японская легенда рассказывает о сэншу-но янджи – трёх священных предметах, данных великой богине солнца Аматэрасу-омиками, которые по сей день являются символами императорской власти. Это – меч, драгоценный камень и зеркало.

Смысл причастности к власти меча и драгоценного камня достаточно ясен, зеркала – меньше. Зеркало, в котором Аматэрасу-омиками видела выражение своего собственного лица и приобретала знания о себе, также отражает власть. Оно появилось, чтобы символизировать её божественность, но небезосновательно считать его и символом воображения, сознания и знания.

Более того, меч или сила, драгоценный камень или деньги и зеркало или разум вместе образуют одну интерактивную систему. При определённых условиях каждый элемент может быть конвертирован в другой. <…>

И более того, все три могут использоваться почти на всех этапах жизни общества – от родного дома до политической арены.

В приватной сфере родитель может шлёпнуть ребёнка (использую силу), урезать сумму, выдаваемую на карманные расходы, подкупить долларом (используя деньги или их заменитель) или, что эффективнее всего, сформировать детские ценности так, что ребёнок будет хотеть повиноваться. В политике государство может заключить в тюрьму или подвергнуть пыткам диссидента, финансово наказать тех, кто его критикует, и оплатить поддержку, оно может манипулировать правдой, чтобы создать согласие.

Подобно станкам (которые могут создать ещё больше станков), сила, богатство и знание, применяемые должным образом, могут дать одной команде чрезвычайно много дополнительных, более разнообразных источников власти. Следовательно, какие бы инструменты власти ни эксплуатировались правящей элитой или отдельными людьми в их частных взаимоотношениях, сила, богатство и знание остаются её основными рычагами. Они образуют триаду власти. <…>

Шанс тоже влияет на распределение власти в обществе. Но раз уж мы фокусируем внимание на целенаправленных человеческих действиях и спрашиваем, что же заставляет людей и целые общества уступать пожеланиям «власть имущих», мы вновь оказываемся перед триадой – сила, богатство и знание.

На этих страницах мы будем использовать термин «власть» в значении «преднамеренная власть над людьми». Это определение исключает власть над природой или вещами, но оно достаточно широко, чтобы включить в себя власть, которую использует мать, чтобы остановить ребёнка, бегущего наперерез мчащемуся автомобилю; или IBM для увеличения своих прибылей; или диктатор, Маркес или Норьега, для обогащения своей семьи и близких друзей; или католическая церковь для создания политической оппозиции, выступающей против применения средств контрацепции; или китайская военщина для подавления студенческого восстания.

В своём самом неприкрытом виде власть использует насилие, богатство и знание (в самом широко смысле), чтобы заставить людей действовать определённым образом.

Взяв за «точку отсчёта» эту триаду, мы сможем проанализировать власть в совершенно чистом виде и яснее понять, как власть контролирует наше поведение от рождения до смерти. Только поняв это, мы сможем идентифицировать и трансформировать устаревшие структуры власти, которые угрожают нашему будущему. [с. 33-36]

 

Высококачественная власть

 

Самые распространённые предположения, касающиеся власти, по крайней мере в западной культуре, подразумевают, что она – воплощение качества. Но хотя некоторые из нас, это очевидно, обладают меньшей властью, чем другие, этот подход игнорирует то, что сейчас может быть важнейшим фактором из всех, − её качество. <…>

Не подлежит сомнению, что насилие – воплощённое в ноже уличного грабителя или ядерной ракете – может дать пугающие результаты. Тень насилия, или силы, запечатлённая в законе, стоит за каждым действием правительства, и, в итоге, любое правительство полагается на солдат и полицию в деле придания силы своей воле. Эта вездесущая и необходимая угроза официального насилия в обществе помогает поддерживать систему в рабочем состоянии, обеспечивая рядовые контракты в области бизнеса применением силы или угрозы такового, снижая уровень преступности, создавая механизм для мирного решения разногласий. Парадоксально, но эта завуалированная угроза насилия даёт возможность сделать ежедневную жизнь ненасильственной.

Но насилие в целом наталкивается на серьёзные препятствия. <…> Даже когда оно «срабатывает», насилие порождает сопротивление. Жертвы и уцелевшие ждут первого удобного случая, чтобы нанести ответный удар.

Главная слабость грубой силы кроется в её абсолютной негибкости. Насилие может быть использовано лишь для наказания. Если быть кратким, оно – низкокачественная власть.

Богатство – более удобный инструмент власти. Сила толстого бумажника значительно многостороннее. Вместо просто запугивания или наказания он может предложить превосходно градуированные награды – выплаты и вознаграждения деньгами или чем-то подобным. Богатство может использоваться как в позитивном, так и в негативном плане. Оно, следовательно, значительно гибче силы. Богатство – власть среднего уровня.

Однако самую высококачественную власть даёт применение знаний. <…>

Власть высокого качества – это не просто возможность дать затрещину. Не просто возможность сделать по своему, принудить других делать то, что хочется вам, даже если они предпочитают иное. Высококачественная власть предполагает значительно большее. Высококачественная власть предполагает эффективность – достижение цели с минимальными источниками власти. Знания часто могут использоваться для того, чтобы заставить другую сторону полюбить вашу последовательность операций при выполнении действий. Они могут даже убедить человека в том, что он сам придумал эту последовательность. <…>

Знание также служит для приумножения богатства и силы. Оно может использоваться для роста имеющихся в распоряжении сил и богатства или, наоборот, снизить их, если это необходимо для достижения данной цели. В любом случае оно увеличивает эффективность, позволяя, если проводить аналогию с картами, тратить меньше «фишек» власти, открывая карты во время игры.

Конечно, максимальная власть доступна тем, кто в должном месте способен применить все три инструмента, искусно сочетая их друг с другом, чередуя угрозу наказании и обещание награды с убеждением и быстрым пониманием. <…>

Следовательно, чтобы оценить соперников в конфликте, связанном с властью, − будь то переговоры или война – полезно вычислить, кто имеет доступ к инструментам власти и к каким именно.

Знание, насилие, богатство и взаимоотношения между ними определяют власть в обществе. Ф. Бэкон ставил знак равенства между знанием и властью, но он не акцентировал внимания на его качестве или на решающих связях с другими основными источниками социального господства. До сих пор никто не мог предвидеть современных революционных изменений во взаимоотношениях этих трёх источников власти. [с. 36-38]

 

Один миллион предложений

 

Революция охватывает современный постбэконовский мир. Ни один гений прошлого – ни Сан-цу, ни Макиавелли, ни сам Бэкон – не мог представить сегодняшней глубочайшей метаморфозы власти: и сила, и богатство стали поразительно зависеть от знания[§].

До недавнего времени боевая мощь полагалась на силу кулака. Сегодня военная мощь практически полностью полагается на «концентрированный разум» − знания, воплощённые в оружии и технологиях наблюдения. Современные вооружения – от спутников до подводных лодок – создаются из информационно насыщенных электронных компонентов. Истребитель в наши дни – это летающий компьютер. Даже «глупые» виды оружия производятся сейчас при помощи суперумных компьютеров и электронных чипов. <…>

Практически деловым клише стало высказывание: богатство всё больше зависит от научных кадров. Развитая экономика не продержалась бы и 30 секунд без компьютеров, новых сложных производств, интеграции множества разнообразных (и постоянно меняющихся) технологий, без демассификации рынков, которая продолжает идти семимильными шагами, без того количества и качества информации, которые необходимы, чтобы система производила материальные ценности. К тому же мы находимся лишь в начале процесса «информатизации». Наши лучшие компьютеры и системы автоматизированного проектирования и автоматизированного производства всё ещё сравнимы по примитивности с каменными топорами.

Знания сами по себе, следовательно, оказываются не только источником самой высококачественной власти, но также важнейшим компонентом силы и богатства. Другими словами, знание перестало быть приложением к власти денег и власти силы, знание стало их сущностью. Оно, по сути, их предельный усилитель. Это – ключ к пониманию грядущих метаморфоз власти, и это объясняет, почему битва за контроль над знаниями и средствами коммуникации разгорается на всём мировом пространстве. [с. 38 - 40] <…>

 

Демократическое различие

 

Кроме того, что знание обладает огромной гибкостью, у него есть и другие важные характеристики, которые делают его фундаментально отличным от менее значимых источников власти в завтрашнем мире.

Так, сила ограничена во всём, что касается практического применения. Существует предел приложения сил, если мы не хотим разрушить то, что должны заставить капитулировать или защитить. Это же верно и для богатства. Не всё можно купить за деньги, и в определённый момент даже самый толстый кошелёк истощается.

Знания же, напротив, − нет. Мы можем накопить их ещё больше. [c. 41] <…>

Наконец, решающее различие между насилием, богатством и знанием, раз уж мы наперегонки мчимся в то, что названо информационным веком, в том, что и сила, и богатство, по определению, являются собственностью могущественных и состоятельных. Поистине революционная характеристика знания заключается в том, что им могут обладать также слабые и бедные.

Знание – самый демократический источник власти.

Это делает его постоянной угрозой власть имущим, даже если они используют его для укрепления собственного могущества. Это также объясняет, почему каждый обладающий властью – от семейного патриарха до президента компании или премьер-министра страны – хочет контролировать количество, качество и распределение знаний внутри своего владения.

Понятие триады власти ведёт к удивительному парадоксу.

По крайней мере последние 300 лет основная политическая борьба внутри всех индустриализованных стран разворачивается вокруг богатства. Кто его получит? Термины «левые» и «правые», «капиталист» и «социалист» опирались на этот фундаментальный вопрос.

Как оказалось, несмотря на значительную неравномерность распределения жизненных благ в мире, с кровью поделённых между богатыми и бедными, эта неравномерность была и остаётся наименьшей по сравнению с другими источниками земной власти. Какая бы пропасть ни разделяла миллионера и нищего, значительно более глубокая пропасть лежит между вооружённым и безоружным и невеждой и образованным человеком.

Сегодня в быстроменяющихся странах, несмотря на несправедливое распределение доходов и благ, грядущая борьба за доминирование будет всё больше и больше превращаться в сражение за распределение и доступ к знаниям.

Пока мы не поймём, как и к кому уплывают знания, мы не сможем ни защититься от злоупотребления властью, ни создать лучшее, более демократичное общество, которое сулят нам технологии дня завтрашнего.

Контроль над знаниями – вот суть будущей всемирной битвы за власть во всех институтах человечества. [с. 41-43]

 

Цитируется по: Э. Тоффлер. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 669 с.

 

__________

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.