Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА VI. Политические системы и режимы





Ш.Л. МОНТЕСКЬЕ. О ДУХЕ ЗАКОНОВ

Заявление автора

 

Для понимания первых четырёх книг этого труда следует заметить, что 1) под словом республиканская добродетель я подразумеваю любовь к отечеству, т.е. любовь к равенству. Это не христианская или нравственная, а политическая добродетель; она представляет ту главную пружину, которая приводит в движение республиканское правительство подобно тому, как честь является движущей пружиной монархии. [c. 161] <…>

 

Книга вторая

Глава II. О республиканском правлении и законах, относящихся к

демократии

Если в республике верховная власть принадлежит всему народу, то это демократия. Если верховная власть находится в руках части народа, то такое правление называется аристократией.

В демократии народ в некоторых отношениях является государём, а в некоторых отношениях – подданным.

Государем он является только в силу голосований, коими он изъявляет свою волю. Воля государя есть сам государь. Поэтому законы, определяющие право голосования, являются основными для этого вида правления. В самом деле, для республики столь же важно определить, как, кем, пред кем и о чём будут производиться голосования, как для монархии – знать, кто государь и как он должен управлять. [c. 169] <…>

Народ, обладающий верховной властью, должен делать сам всё, что он в состоянии хорошо выполнить, а то, чего он не может выполнить, он должен делать через свои уполномоченных.

Но эти уполномоченные не будут таковыми, если они не назначены народом; поэтому основной принцип этого вида правления состоит в том, что народ сам избирает своих уполномоченных, т.е. должностных лиц государства. [c. 170] <…>

Назначение по жребию свойственно демократии; назначение по выборам – аристократии.



Жребий представляет самый безобидный способ избрания; он предоставляет каждому гражданину возможность послужить отечеству. [c. 172] <…>

… В государствах, где народ не имеет никакого участия в управлении, он будет увлекаться каким-нибудь актёром, так же как в других случаях увлекался бы государственными делами. Полное отсутствие честолюбивых стремлений – большое несчастье для республики. Оно постигает её, когда народ развращён подкупами; он становится тогда равнодушным, пристращается к деньгам, но уже больше не интересуется государственными делами, не думает ни о правительстве, ни о его намерениях и пребывает в тупом спокойствии.

К основным законам демократии принадлежит и тот, в силу которого власть издавать законы должна принадлежать только народу. Однако есть тысячи случаев, когда бывают необходимы постановления сената; часто полезно даже испробовать закон, прежде чем установить его окончательно. [c. 173] <…>

 

Книга третья

Глава III. О принципе демократии

 

Для того чтобы охранять и поддерживать монархическое или деспотическое правительство, не требуется большой честности. Всё определяет и сдерживает сила законов в монархии и вечно подъятая длань государя в деспотическом государстве. Но народное государство нуждается в добавочном двигателе; этот двигатель – добродетель. [c. 179] <…>

… Но если законы перестают соблюдаться в народном государстве, то оно уже погибло, так как причина этого зла может быть только в испорченности самой республики. [c. 179] <…>

Политические деятели Греции, жившие во времена народного правления, не признавали для него никакой другой опоры, кроме добродетели. Нынешние же только и говорят, что о мануфактурах, торговле, финансах, богатстве и даже о роскоши.

Когда эта добродетель исчезает, честолюбие овладевает всеми сердцами, которые могут вместить его, и все заражаются корыстолюбием. Предметы желаний изменяются: что прежде любили, того уже не любят; прежде была свобода по законам, теперь хотят свободы противозаконной; каждый гражданин ведёт себя, как раб, убежавший от своего господина; что было правилом, то стало казаться строгостью; что было порядком, то стало стеснением, осмотрительность называют трусостью, корыстолюбие видят в умеренности, а не в жажде стяжаний. Прежде имущества частных лиц составляли общественную казну, теперь общественная казна стала достоянием частных лиц. Республика становится добычей, а её сила – это власть немногих и произвол всех. [c. 180] <…>

 

Книга восьмая

Глава II. О разложении принципов трёх видов правления

 

Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители. В таком случае народ отказывается признать им же самим назначенные власти и хочет всё делать сам: совещаться вместо сената, управлять вместо чиновников и судить вместо судей. [c. 254] <…>

Итак, демократия должна избегать двух крайностей: духа неравенства, который ведёт её к аристократии или правлению одного, и доведённого до крайности духа равенства, который ведёт одного так же неминуемо, как деспотизм одного заканчивается завоеванием. [c. 255] <…>

 

Глава XVI. Отличительные свойства республики

Республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится. В большой республике будут и большие богатства, а следовательно, и неумеренные желания. Круг общественных дел, поручаемых заботам гражданина, станет слишком обширным. Усилятся личные интересы. Сначала человек почувствует, что он может стать счастливым, великим и славным помимо своего отечества, а вскоре убедится, что он может достигнуть величия только один на развалинах отечества.

В большой республике общее благо подчинено тысяче разных соображений; не все могут им пользоваться; оно зависит от случайностей. В небольшой республике общее благо живее чувствуется, яснее сознаётся, ближе к каждому гражданину; злоупотребления встречают там меньше простора, а следовательно, и меньше покровительства. [c. 263-264]

 

Книга одиннадцатая

Глава VI. О государственном устройстве Англии

Ввиду того, что в свободном государстве всякий человек, который считается свободны, должен управлять сам собой, законодательная власть должна бы принадлежать там всему народу. Но так как в крупных государствах это невозможно, а в малых связано с большими неудобствами, то необходимо, чтобы народ делал посредством своих представителей всё, чего он не может делать сам.

Люди гораздо лучше знают нужды своего города, чем нужды других городов; они лучше могут судить о способностях своих соседей, чем о способностях прочих своих соотечественников. Поэтому членов законодательного собрания не следует избирать из всего населения страны в целом; жители каждого крупного населённого пункта должны избирать себе в нём своего представителя.

Большое преимущество избираемых представителей состоит в том, что они способны обсуждать дела. Народ для этого совсем непригоден, что и составляет одну из слабейших сторон демократии. [c. 292-293] <…>

Цитируется по: Ш.Л. Монтескье. О духе законов // Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С. 157-733.

__________

Г. АЛМОНД, ДЖ. ПАУЭЛЛ, К. СТРОМ, Р. ДАЛТОН. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

Глава 1. Проблематика сравнительной политологии

Политические системы

Политика осуществляется в рамках политических систем, взаимодействующих между собой, либо со средой или окружением. Поскольку понятие политическая системаявляется ключевым для данной работы, ниже мы детально рассмотрим его значение. Любое образование, определяемое как система, обязательно должно обладать двумя свойствами: 1) состоять из совокупности взаимосвязанных частей и 2) отграничиваться от окружения, с которым взаимодействует. Существует множество разновидностей систем: механические – такие, как автомобили, экологические (экосистемы) – такие, как растения и животные, сосуществующие в едином ареале, социальные – такие, как семья. У каждой из них имеются взаимозависимые части и границы. Политические системы – особый тип социальных систем, а именно таких, которые задействованы в принятии властных публичных решений. Если сформулировать это несколько по-иному, то политическая система представляет собой совокупность институтов (таких, как парламенты, бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества или существующих в нём групп.

Политические системы формируются под влиянием внутреннего и международного окружения и в свою очередь формируют его. Система получает исходящие из этого окружения импульсы и со своей стороны воздействует на него посредством своих сигналов выхода. Границы политических систем определены в отношении личностей, территории и собственности. [c. 37-38] <…>

Решения политической системы обычно подкрепляются легитимным принуждением, и подчинение им может быть вынужденным. Под легитимностью мы понимаем состояние, когда управляемые убеждены в том, что правители имеют право (будь то по закону либо по обычаю) при необходимости силой проводить в жизнь свои решения. Степень легитимности политической системы может со временем меняться. Сразу же по окончании Второй мировой войны легитимность американской системы была очень высока; во время и после Вьетнамской войны она существенно сократилась, но затем снова вернулась, по крайней мере частично, на прежние позиции. В свою очередь в Германии новая демократическая система пользовалась весьма незначительной поддержкой после Второй мировой войны, но затем постепенно её легитимность выросла. Низкая легитимность может привести к слому политической организации и к провалам в государственной политике. Политические провалы в свою очередь могут повлечь за собой снижение легитимности. Советская система рухнула после того, как её легитимность оказалась подорванной вследствие неудачной и дорогостоящей войны в Афганистане, катастрофы на Чернобыльской атомной станции, коррупции и падения экономической эффективности. [c. 38] <…>

Правительства составляют ядро политических систем, но последнее понятие охватывает собой и важные части окружения, в котором действуют правительства. Политика – нечто большее, нежели деятельность по отправлению власти и осуществлению принуждения,− это, в частности, и политические организации, такие, как партии и группы интересов. Подобные организации не обладают принудительной властью – разве что в той степени, в какой они контролируют правительство. Аналогичным образом, средства массовой информации лишь косвенно влияют на выборы, законотворчество и соблюдение правопорядка. Кроме того, существует несметное количество институтов, включая семью, общины, церкви, школы, университеты, корпорации, фонды и мозговые центры, которые влияют на политические установки и государственный курс. Понятие политическая система относится ко всему этому набору связанных между собой и взаимодействующих институтов и органов. [c. 38-39] <…>

 

Глава 2. Сравнение политических систем

Системы: структуры и функции

 

В нынешнем издании «Сравнительной политологии», как и в предыдущих шести, используется структурно-функциональный, системный подход. Это – понятийные рамки данной работы. Поэтому необходимо более или менее подробно обсудить три общих понятия, используемые на протяжении всей книги: 1) «система», 2) «структура» и 3) «функция». Система, как уже говорилось в главе 1, предполагает наличие объекта, обладающего подвижными частями, которые взаимодействуют со средой или окружением. Политическая система есть совокупность институтов и органов, формулирующих и воплощающих в жизнь коллективные цели общества или составляющих его групп. Правительства, или государства,− это части политической системы, обеспечивающие выработку политического курса. Решения правительств обычно подкрепляются легитимным насилием, и подчинение им может быть вынужденным. [c. 74] <…>

Правительства занимаются многими вещами – от создания систем школьного образования и управления ими до поддержания общественного порядка и ведения войн. Осуществление всех этих многочисленных форм правительственной деятельности происходит через специализированные органы, или структуры,− парламенты, бюрократии, административные учреждения и суды. Данные структуры выполняют функции, которые в свою очередь позволяют правительству формулировать и проводить свой политический курс, а также обеспечивать его претворение в жизнь. Политические курсы отражают цели; специализированные органы предоставляют средства.

Другим полезным термином, позволяющим нам описывать исторические изменения правительств во времени, является «политический режим». Политический режим есть структурно-функционально-политические очертания, которые принимает правительство в разные периоды. Мы можем выдвигать и проверять гипотезы относительно причин и следствий политического изменения, сравнивая страны на разных этапах их существования, точно так же, как в поисках политических теорий мы можем сопоставлять институты различных стран. [c. 74] <…>

… политическая система существует как во внутреннем, так и во внешнем окружении, формируя это окружение и сама формируясь под его влиянием. Система получает из этого окружения сигналы входа и пытается воздействовать на него посредством своих сигналов выхода. [c. 76] <…>

… Более образованное и культурно утончённое общество озабочено скорее качеством жизни, красотой и здоровьем окружающей среды и тому подобными вопросами. Рассматривая произошедшее с точки зрения сигналов входа и выхода, можно констатировать, что социоэкономические изменения трансформировали политические требования электората и характер поддерживаемой ими политики.

Таким образом, новая структура общества ведёт к иным политическим курсам на выходе, к иным типам и уровням налогообложения, смене моделей регулирования и изменениям в расходах на социальное обеспечение. Преимущество подхода система/окружение заключается в том, что он привлекает наше внимание к взаимозависимости происходящего внутри наций и между ними и обеспечивает нас терминологией для описания, сравнения и объяснения этих взаимодействующих процессов. [c. 78] <…>

 

Структуры и функции

 

… внутри политической системы шесть типов политических структур – политические партии, группы интересов, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, чиновничество и суды. Такие структуры имеются практически во всех современных политических системах. [c. 79] <…>

«Функции процесса» … различные формы активности, необходимые для выработки и осуществления политического курса в политической системе любого типа: артикуляция интересов, агрегация интересов, выработка политического курса, осуществление политического курса и вынесение судебных решений. Мы называем эти формы активности функциями процесса, поскольку они играют прямую и необходимую роль при формулировании политического курса. Прежде чем такой курс может быть определён, какие-то индивиды и группы в правительстве или обществе должны решить, что они хотят и надеются получить от политики. Политический процесс начинается, когда указанные интересы получают выражение, или артикулируются. [c. 81] <…>

Три функции, ... ,− социализация, рекрутирование и коммуникация – прямо не связаны с формулированием и осуществлением государственной
политики, однако они крайне важны для политической системы. Мы говорим
о них как о системных функциях, поскольку они определяют, сохранится ли
система, либо изменится (скажем, будет ли процесс выработки политического курса по-прежнему контролироваться одной авторитарной партией или военной хунтой, либо на смену им придут состязательные партии и законодательный орган. В политической социализациизадействованы семья, школа, средства массовой информации, церковь, и всё многообразие политических структур, которые вырабатывают, закрепляют и трансформируют политически значимые установки в обществе. Политическое рекрутирование подразумевает отбор людей для политической деятельности и государственных постов. Политическая коммуникация означает движение информации в обществе и внутри различных структур, образующих политическую систему.

Третья совокупность функций … относится к сигналам выхода – к воплощениям политического процесса. Мы называем их функциями политического курса, сущностными воздействиями на общество, экономику и культуру. К ним относятся всевозможные виды регулированияповедения, извлечение ресурсов в форме налогов и т.п. и распределение благ и услуг между различными группами населения. Результаты всей этой политической активности порождают новые сигналы входа, новые требования в области законодательства или административной деятельности и усиливают либо снижают поддержку политической системы и находящихся у власти должностных лиц.

Рассмотренные функциональные понятия описывают формы активности, осуществляемые в любом обществе вне зависимости от того, как организована его политическая система и какого рода политические курсы оно производит. [c. 83]

Цитируется по: Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. – 537 с.

__________

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.