Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема лекции: «Межличностные отношения»





Лекция рассчитана на 1 час

Цель лекции: рассмотреть понятия общения и речи их виды, функции. Изучить особенности взаимодействий и отношений людей в малой группе, рассмотреть классификацию малых групп.

Для достижения цели ставим следующие задачи

1. Изучение особенностей человеческого общения и речи.

2. Формирование представления о малых группах и взаимодействия в них.

3. Рассмотрение психической регуляции и деятельности.

 

План лекции

1. Общение и речь.

2. Психология малых групп.

3. Межгрупповые отношения и взаимодействие.

4. Психическая регуляция поведения и деятельности.

Теоретический материал для подготовки к лекции

 

Общение - процесс установления и разви­тия контактов между людьми, порождаемый потребностями в современной деятельности и включающий в себя обмен ин­формацией, выработку единой стратегии и понимание другого человека.

В социальной психологии выделяют три вида межличностного общения:

1. Императиное общение – авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. Этот вид общения эффективен в таких сферах как военно-уставные отношения, экстремальных условиях, работе при чрезвычайных ситуациях. Применительно к сфере общественного питания такое общение может использоваться в отношениях «начальник- подчиненный», при выполнении срочного заказа и т.п.

2. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Сферой такого общения является бизнес и деловые отношения.

3. Диалогическое общение – равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание партнеров по общению.

Существует несколько функций общения:

- инструментальная функция – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения;

- интегративная функция – используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задач, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.;

- функция самовыражения – позволяет самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный психологический потенциал;

- трансляционная функция – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.;

- функция социального контроля – для регламентации проведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевых акций участников делового взаимодействия;

- функция социализации – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета;

- экспрессивная функция – с помощью этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще выражающиеся через невербальные средства.

К определению функций общения можно подойти по-разному. Существует и другая классификация функций общения, согласно которой выделяют:

1) коммуникативную функцию - обмен информацией;

2) интерактивную функцию - взаимодействие;

3) перцептивнаую функцию - восприятие.

В некоторых учебных изданиях данные функции рассматриваются как основные стороны общения.

Выделяют основные инструменты общения - речь, ин­формационные и выразительные средства. Конечно, общение
осуществляется в основном с помощью речи. Речь яв­ляется основным инструментом, но общение обычно дополня­ется, иногда, подменяется условными сигналами, телодвиже­ниями.

Невербальные средства общения нужны для того, что бы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые слова; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Каждым человек обладает внутренним миром, который в определенной степени скрыт от окружающих. Но даже самые замкнутые люди не способны жить изолированно. Человек не может нормально развиваться без контактов с другими людь­ми. Без взаимодействия нет взаимопонимания, необходимого людям для совместной деятельности. Чем бы, не занимался человек, он не может обойтись без связи с другими людьми. В деятельности каждого человека происходит обмен информа­цией между людьми, передачи друг другу эмоциональных со­стояний, оказание разного рода воздействия и влияний друг на друга. Все это осуществляется в группах.

Группа – это два или более человек, которые постоянно работают вместе для достижения общих целей.[6]

Малая группа – небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, установившиеся деловые и личные отношения (семья, студенческая группа, спортивная команда и т.д.)

Вопрос о количественной характеристике малой группы вызывает споры. Однако большинство исследователей придерживаются мнения, что малой считается группа от 2-3 до 20-30 чел. Если же речь идет о школьном классе или студенческой группе, то допускается нижний предел до 40 человек.

Существуют разные критерии классификации групп (табл.1.)

Таблица 1

Классификация групп

Признак классификации Виды групп Краткая характеристика
Размер группы Большие Малые Большие группы представлены государствами, нациями, партиями, другими социальными общностями, выделяемым по профессиональным, образовательным, возрастным, половым и другим возможным признакам. Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Уровень развития Высокоразвитые Слаборазвитые Высокоразвитая – это группа, отличающаяся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, сплоченностью. Слаборазвитая – это группа, находящиеся на начальном этапе своего существования.

 


 

Реальность существования Реальные Условные Реальные – действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы. Условные – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы(применяют в исследовательских целях).
Степень формализации (принцип создания) Формальные Неформальные Формальная – имеет официальную, заданную из вне структуру. Неформальная – это группа, которая образуется на основе личностных предпочтений.
Характер вхождения индивида в группу Референтные Нереферентные (индифферентные Референтная – это группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом. Которой он хотел бы стать. Нереферентная (индифферентная), это те группы которые безразличны человеку, в которых он не находит для себя ничего интересного ценного.

Одни и те же члены группы могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологии пользуются понятиями:

- позиция – это официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений;

- статус – это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Когда о студенте говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в группе (председатель совета, староста и.т.п.) Если говорят, что он имеет высокий статус, то это подразумевает, что студент пользуется признанием и авторитета среди своих товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказать существенное психологическое влияние на остальных членов группы.

- внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы;

- роль – это понятие характеризует положение индивида в группе. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (роль лидера, шута).

От того, как распределяются роли, и каковы статусы от­дельных участников группы, зависит общий психологический климат, настрой и самочувствие отдельных членов группы, в конечном счете, успех совместной деятельности и само суще­ствование группы как таковой.

Во главе группы стоит лидер - органи­затор групповой деятельности, носитель групповых норм. В деятельности авторитарного лидера преобладает личная активность, энергия, подавление инициативы других. При авторитарном лидере групповое единство устанавливается на основе подчинения всех одному. Демо­кратический лидер не столь заметен, он способствует росту активности всех, обеспечивает ее единство на ос­нове взаимного уважения и общего согласия. Либеральный лидер выступает как полномочный представитель данной группы при ее взаимодействии с другими группами, но внутри группы его влияния и полномочия незначительны.

Наибольшую сложность у новых специалистов вызывают усвоение групповых норм – принятие в группе правил поведения. Если человек хочет быть членом группы, он должен принимать и соблюдать ее нормы. Когда человек впервые оказывается в новой для себя группе, то ему еще не известны ее нормы, от чего он не знает как себя вести. При этом он оценивает группу и пытается расшифровать ее нормы, т.к. группа принимает тех людей, которые следуют ее нормам и отвергают тех, кто не считается с ними. Успешная профессиональная адаптация делает работу специалиста привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста.

Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений.

Выделяют несколько типов взаимодействия, наиболее распространенным является их деление по результативной направленности:

1. Кооперация – это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его пока совпадают их интересы.

2. Конкуренция – это взаимодействие, характеризующиеся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное) определяет характер межличностных взаимоотношений между людьми.

В процессе осуществления этих типов взаимодействия проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

- сотрудничество, направленное на полное удовлетворение потребностей обеих сторон;

- противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели, без учета целей партнеров по общению;

- компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;

- уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм);

- избегание, уход от контакта, потеря собственных целей для исключения выигрыша другого.

В своем развитии взаимодействие проходит несколько уровней:

- на начальном уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, с целью обмена информацией и общения, которое может и не получить всестороннего развития. Большую роль во взаимодействии на начальном этапе играет эффект конгруэнции. Конгруэнция – это подтверждение взаимных и ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, созвучность переживаний участников контакта. Предполагает рассогласование в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне;

- на среднем уровне развития процесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной деятельности. Здесь развивается сотрудничество. Различают три модели организации совместной деятельности:

· каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;

· общая задача выполняется последовательно каждым участником;

· имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Вместе с тем, общие устремления людей могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В случае согласия партнеров происходит вовлечение в совместную деятельность, где происходит распределение ролей и функций.

- высшим уровнем взаимодействия выступает эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Для этого необходимо взаимосодействие.

В ходе взаимодействия люди всегда первоначально воспринимают и оценивают друг друга. Социальная перцепция (социальное восприятие) – процесс восприятия и оценки людьми друг друга. Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица, в результате которой у него складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп. В зависимости от этих представлений человек прогнозирует сове поведение в различных ситуациях взаимодействия.

На восприятие людей большое влияние оказывает процесс стериотипизации. Под социальным стереотипом понимают устойчивый образ или представление, о каких-либо явлениях, людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Литература по данной теме

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 295 с. – (Высшее образование).

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.: ил.

4. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2001. – 476 с.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

6. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учеб./ А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2005. – 366 с.

7. Психология и этика делового общения: учеб./ под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 416 с.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.