Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема лекции: «Основные категории педагогики»





Лекция рассчитана на 1 час

Цель лекции: Сформировать общее представление о педагогике как науки, ее возникновении; обозначить объект, предмет функции методы педагогики; рассмотреть основные категории педагогики и педагогической практики.

 

Для достижения цели ставим следующие задачи

1. Педагогика как наука.

2. Основные методы педагогических исследований.

3. Основные категории педагогической науки и практики.

План лекции

1. Объект, предмет, задачи педагогики.

2. Функции и методы педагогики.

3. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие.

4. Понятийный аппарат педагогики: педагогическая деятельность, процесс, система, взаимодействие, технологии, задача

Теоретический материал для подготовки к лекции

 

Свое название педагогика получила от греческого слова «пейдагогос» («пайд» – дитя, «гогос» – веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение».

В древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно – педагогами. Педагогами первоначально называли рабов, сопровождающих детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основными задачами педагогики являются: выявление и изучение закономерностей, основных принципов, методов и организационных форм обучения и воспитания и построение на этой основе целостного педагогического процесса.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

- описательном, или объяснительном, – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

- диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

- прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предполагает так же три уровня реализации:

- проективный – связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себя теоретические концепции;

- преобразовательный – направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

- рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы как: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Выделяют следующие этапы наблюдения:

- определение задачи и цели;

- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

- выбор способа наблюдения (как наблюдать);

- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запись);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Метод опроса – беседа, интервью, анкетирование. Разновидность беседы – интервьюирование.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которое предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

- констатирующий эксперимент, при котором изучается существующее педагогическое явление;

- проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

- созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого констатируются новые педагогические идеи.

По месту проведения различают лабораторный и естественный эксперимент.

В педагогике широко применяется тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях и позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса.

Если говорить о педагогических аспектах тестирования, то следует указать, прежде всего, на использование тестов успеваемости. Широко применяются так же тесты элементарных умений, таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а так же различные тесты для диагностики уровня обученности – выявления степени усвоения знаний. Умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое количество вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяют два вида тестов: скорости (время) и мощности ( глубина и основательность знаний).

Выделяют основные категории педагогики:

- развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов;

- воспитание в широком смысле слова представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

- образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения м воспитания в учебном заведении под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет самообразование.

- обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче, усвоению знаний. Деятельность преподавателя пи этом называется преподаванием, деятельность учащихся – учением. Поэтому обучение можно представить и как: преподавание и учение взятые в единстве.

Тогда педагогика – это наука о воспитании, обучении, образовании.

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Характеристикой педагогического процесса является целостность, как внутренние единство его компонентов, относительная их автономность.

Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиции системного подхода, который позволяет увидеть в нем, прежде всего педагогическую систему.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования: передачу от старшего поколения младшим накопленного опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

 

Литература по данной теме

1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов/И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2001. – 280 с.

4. Сидоров А.А. Педагогика: Учеб ник/А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра – Спорт, 2000.– 272с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.– 568с. – (Высш. проф. образование).

6. Талызина Н.Г. Педагогика и психология: Учебник – М.: Академия, 2001. – 218 с.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.