|
Тема лекции: «Педагогический процесс, его составляющие»Лекция рассчитана на 1 час Цель лекции: раскрыть содержание принципов дидактики; сформировать представление о воспитании в целостном педагогическом процессе.
Для достижения цели ставим следующие задачи 1. Понятие дидактики, ее принципы. 2. Основные категории дидактики. 3. Воспитание в педагогическом процессе. 4. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. 5. Идея гармонического развития личности.
План лекции
Теоретический материал для подготовки к лекции
Дидактика (от греч. «дидактикос» - поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Современная дидактика имеет развитый понятийный аппарат. Основные понятия называются категориями. Основные категории дидактики: преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний; учение – сопроцесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяют ранее приобретенные; обучение – упорядоченное взаимодействие педагога и учащихся, направленное на достижение поставленной цели; образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков, способов мышления. знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом; умения – овладение способами применения усвоенных знаний на практике; навыки – умения, доведенные до автоматизма; цель (учебная, образовательная) – то к чему стремиться обучение; содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения; организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели; форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания; метод – путь достижения цели и задач обучения; средства – предметная поддержка учебного процесса (голос (речь) педагога, его мастерство, учебники и классное оборудование и т.д.); результаты (продукты) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По охвату изучаемой действительности выделяют общую дидактику, которая исследует процесс обучения вместе с факторами, которые на него влияют, условиями в которых он протекает, а так же результатами к которым он приводит. Частные дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Принципы дидактики – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В качестве основополагающих, выделим следующие принципы дидактики. Принцип сознательности и активности. В основе этого принципа лежат закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся и др. Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения: - обучать следует так, что бы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их; - учителю следует помнить, что главное - не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует; - следует, как можно чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи, - непременное условие развивающего обучения и др. Принцип наглядности обучения. Перечислим некоторые правила раскрывающие этот принцип: - применяя наглядные средства, педагог воспитывает у школьников внимание, наблюдательность, культуру мышления, интерес к учению; - применение современных средств наглядности должно быть научно обоснованно; - следует применять наглядные пособия не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации. Современные виды наглядности позволяют организовать эффективную поисковую деятельность. Принцип системности и последовательности. Этот принцип опирается на следующие научные закономерности: - человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина видения внешнего мира; - система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; - процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности; - если систематически не упражняться в приобретенных навыках, то они утрачиваются; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется. Принцип прочности. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов – содержания и структуры материала, но так же от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний зависит от организации обучения, использования различных методов, видов, времени обучения; память человека носит избирательный характер: чем важнее и интереснее учебный материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. Принцип доступности. В основе этого принципа лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово «thesaurus» означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений и способов мышления. Существуют и другие закономерности лежащие в основе этого принципа: - доступность определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; - зависит от организации учебного процесса, применяемых методов обучения; - постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияет на развитие учащихся и формирования их моральных качеств; - обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний. Известны классические правила, относящиеся к реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Принцип научности. Этот принцип требует, что бы учащимся предлагались для усвоения только установленные наукой знания. В жизни человека он играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования. Научность обучения зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой. Принцип связи теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой. Эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность. Эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, возрастных особенностей учащихся. Чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства. Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связан с этими понятиями. Философия дает ответы на вопросы о сущности этих категорий, но единого учения о них нет. Древние философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармоничного развития личности, центральными качествами которой является мудрость, здоровье, благородство. Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному, составило цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царившей в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания. В средние века господствовала идея подчинения и служения человека Богу. Воспитание должно сформировать такую личность, которая все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир. В эпоху Возрождения поэты и художники вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе. В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в окончательном и философско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем развитии личности было развито советскими педагогами (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский и др.). Обосновывается необходимость всестороннего и гармоничного развития личности, тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности становиться не благим пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления в условиях общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию. В целях гармоничного и всестороннего развития личности, в наше время формируются многие направления воспитательной работы: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, правовое, экономическое, экологическое. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает: - развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процесса. - формирование культуры учебного и интеллектуального труда; - стимулирования интереса к работе с книгой и новым информационным технологиям; - развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству. Теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика. В качестве основных задач этического воспитания выделяют: - накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения; - разумное использование свободного времени и развития нравственных качеств личности. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Главными задачами трудового воспитания являются развитие добросовестного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Целью эстетического воспитания является развитие эстетических отношений к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного, что обязывает человека привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность и в социальный ландшафт. В процессе этого воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а так же воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс, предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопления знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения. Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и конституции. Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами. Эффективность решения зависит от множества факторов, но основные из них: - логика совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств; - индивидуально-личностные особенности воспитанника и воспитателя; - условия и обстоятельства, в которых осуществляется воспитательный акт. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывает влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа, вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Литература по данной теме 1. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебное пособие/ В.Г. Крысько. – 5-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 368.: ил., табл. – (Библиотека высшей школы) 2. Педагогика и психология: Учеб. / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос – Пресс, 2003. – 400 с. 3. Педагогика: Учебное пособие/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512с. 4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов/И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с. 5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 6. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.– 568с.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|