Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности.





2. Сферы семейной жизни как среда воспитания.

3. Задачи воспитания в семье.

4. Развитие и социализация личности в семье.

Теоретический материал для подготовки к лекции

Целостность и системность воспитательного процесса предполагает превращение родителей обучаемых в активных и сознательных участников воспитания подрастающего поколения.
Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.

Дети в ходе жизни познают семью как важную ячейку общества, основанную на любви. Семья формируется как дружный коллектив, живущий богатой духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознается благодаря взаимодействию семьи с различными общественными организациями.
Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи.

Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности:

- в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним;

- в духовном общении и совместном переживании;

- в разумном потреблении материальных благ;

- в самовоспитании и самосовершенствовании;

- в прямодушии, честности, откровенности, правдивости;

- в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда.

В свою очередь, эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей со школой. Взаимодействие семьи, школы, общественности есть живой процесс организации всей жизни детей. Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций всеми ее членами, ответственное их исполнение. В семье формируется неформальное мнение по самым острым и животрепещущим вопросам общественной жизни.

Семья - социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, соседям и друзьям, природе и животным. Все это - основная питательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются связанные между собой сферы:

- долга;

- любви;

- интереса.

Отсутствие активной содержательности в этих сферах лишает семью положительного влияния на детей. Излишнее внимание к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс. Если все семейные отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает недостаток любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, выражающаяся в потакании капризам, приводит к формированию эгоистических черт личности. Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье полноценным и целостным.

Рассмотрим более подробно каждую из сфер, их воспитательные возможности, содержание и механизм действия.

Долг. Содержанием сферы долга является ответственность родителей и детей за нормальное функционирование семьи. Конституционной обязанностью является забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях. Долг призывает к выполнению всех бытовых, трудовых дел, к овладению художественной культурой, к здоровому отдыху и трезвой жизни. Привычное, нравственное сознание детей и родителей в духе долга и ответственности формируется в повседневной бытовой деятельности на основе взаимной требовательности и уважения. Активное общение в сфере долга обеспечивается обсуждением предстоящих заданий, взаимопомощью и взаимопроверкой качества порученного дела и т.п.

Чувство долга, воспитанное в семье, легко переносится ребенком в другие сферы жизни. В сфере долга средствами семьи осуществляется начальное гражданское, духовное, трудовое, нравственно-волевое воспитание.

Интерес. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Интерес следует уже активно вводить в сферу долга. Ребенок, участвуя в различных игровых ситуациях, с интересом относится к выполнению домашних заданий. Выполнение долга и обязанностей в этом случае основывается у него не только на волевых усилиях, но и ассоциируется с приятными эмоциями и переживаниями. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная чистым интересом, сливалась у ребенка с чувством ответственности и долга.

Свободный интерес проявляется у членов семьи друг к другу, к делам каждого на производстве, в школе, общественных организациях, к душевному состоянию. С этим естественным интересом к делам и жизни близкого человека тесно связан интерес членов семьи к общественной жизни и труду. Духовному общению членов семьи способствуют совместно прочитанная и обсуждаемая книга, просмотренный кинофильм, телепередача, посещение экспозиции музеев и выставок.

Укреплению воспитательных функций способствуют совместные занятия физкультурой и спортом. Скрепляет семью и совместный интерес к активному отдыху: к труду на садово-огородном участке, к туристическим походам, длительным прогулкам в лесу, катанию на коньках, лыжах, велосипеде, а также играм в бадминтон, волейбол.

Любовь. Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает всей жизни в семье особый, неповторимый колорит, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства. Если в семье преобладает слепая и бездумная, бездуховная любовь, то на ее почве вырастает групповой эгоизм. Нормальная родственная любовь развивает в ребенке любовь к людям. Родственная любовь проявляется как обостренное эмоционально окрашенное, уважительное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Она активно стимулирует внутрисемейное общение и деятельность, направленную на облегчение и улучшение жизни близких. Родители и дети стремятся не к личному удовольствию, а к доставлению блага любимому, если нужно - ценой самопожертвования. Это рождает и укрепляет подлинную, высшую человеческую любовь в душе ребенка.

Родственную любовь способны пробуждать в детях лишь те родители, бабушки и дедушки, которые глубоко и искренне любят друг друга. Любовь воспитывается только в атмосфере любви, которая органично впитывается ребенком и направляет его эмоционально-волевые отношения к жизни. Родственники в семье проявляют любовь самоотверженной помощью, заботой и душевной тревогой за близкого человека.

Активная деятельная любовь к людям выражается у детей чувством ответственности за другого человека и все живое, чувством долга перед обществом и самим собой. Подлинный гуманизм, ответственная и деятельная любовь родителей к детям предполагает проявление ими справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения. Демократизм и гуманизм развивают в детях те родители, которые сами проявляют душевную чуткость и отзывчивость к людям. Гуманизм, как и родственная любовь, питается той атмосферой, которую творят родители в семье.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет наиболее эффективно осуществить ее воспитательную функцию.

Задачи воспитания в семье. Воспитательные задачи:

- формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок;

- закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

Образовательно-воспитательные задачи:

- семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям;

- формирует чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

- пестует чистое чувство уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

- вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

Развивающие задачи:

- создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Об успешности воспитания детей в семье свидетельствует не только хорошая успеваемость, но и степень проявления учащимися трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов, общественной активности, физической закалки, развитого художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли, важным показателем успешности семейного воспитания является также отсутствие в детях жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности, вещизма.

Типичные трудности и недостатки семейного воспитания:

- недостаточная педагогическая осведомленность родителей;

- нехватка времени для общения с детьми;

- недопонимание того, что дело не столько в материальном достатке, сколько в умелой организации жизни семьи, в наличии общих интересов и в желании содержательного общения.

Осложняет дело одностороннее понимание родительской любви, подчас лишающей ребенка инициативы, самостоятельности. Серьезные трудности в воспитании создает противоречие между образом жизни семьи и общественными идеалами, реальным укладом семейной жизни и нравственными представлениями.

Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я».

Исследователи рассмотрели четыре параметра поведения родителей по отно­шению к ребенку: 1) контроль; 2) требование зрелости; 3) общение; 4) доброже­лательность. Контроль (К) — это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости (ТЗ) — это давление, которое родители оказывают на ре­бенка, чтобы заставить его действовать на пределе умствен­ных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение (О) — это использование родителями убеж­дения, чтобы добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелатель­ность (Д) — то, насколько родители проявляют заинтересо­ванность в ребенке (похвала, радость от его успехов), тепло­ту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали раз­ные модели поведения?

Модель поведения I. Авторитетный родительский конт­роль. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем при­знакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей. Требовали от них осознанного поведения. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель называется моделью авторитарного родительского поведения.

Модель поведения II Властная. Родители, дети которых следовали этой модели, больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жест­ко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали де­тей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Модель поведения III. Снисходительная. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неоргани­зованными, плохо налаживали семейный быт. Они не поощряли детей, относи­тельно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание не­зависимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисхо­дительной.

Любая деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в разви­тии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи; структур­ную и психологическую. Структурная деформация семьи — не что иное, как на­рушение ее структурной целостности. В наши дни это обычно связано с отсут­ствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорилось и при отсутствии в семье бабушек и дедушек).

Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межлич­ностных отношений, а также системы отрицательных ценностей, асоциальных установок и т. п. Сюда можно отнести самые разные факторы – от жажды нако­пительства до алкоголизма.

В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологиче­ской деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свиде­тельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным лич­ностным деформациям.

Обозначим некоторые типы неправильного семейного воспитания (по А.Е. Личко).

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка.

Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ребенка к самостоятельности и подавляет чувство ответственности долга.

Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое Отношение к нарушениям поведения у подростков. Это отношение способству­ет развитию неустойчивых и истероидных черт.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может зависеть от особенностей семейный взаимоотношений. Если родители недооценивают специфику характера детей, конфликтность может не только усилиться, но и привести к развитию неврозов.

Таким образом, семейное воспитание, являясь основным компонентом системы воспитательных воздействий на личность ребенка, во многом определяет характер его отношения к общественно полезной деятельности, процессу обучения, дисциплине и саморазвитию.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.