Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основні ідеї та ключові поняття в гештальт-терапії





Считается, что основатель гештальттерапии Фредерик Перлз (1893—1970) внес больше нового в психотерапевтическую прак- тику, чем в теорию личности, он называл всякое теоретизирова- ние «слоновьим дерьмом», превыше всего ставя непосредствен- ное чувствование и переживание актуального опыта. Однако это уже является определенной теоретической позицией (экзистен- циальной), как и ряд других принципов, выдвинутых им относи- тельно целей и процесса психотерапии. Выделяются четыре глав- ных принципа гештальттерапии: 1) принцип целостности; 2) принцип расширения сознания; 3) принцип сосредоточенности на настоящем (или «здесь и теперь»); 4) принцип работы с противоположностями. Принцип целостности (или гештальта) был взят из традиции немецкой гештальтпсихологии. Он имеет ряд важных аспектов. Во- первых, гештальт (или образ) не сводится к сумме своих частей, это некоторая целостность и фигура, существующая на опреде- ленном фоне или внутри некоторого контекста. Если, например, нарисовать несколько отдельных точек на листе бумаги опреде- ленным образом, то практически каждый наблюдатель скажет, что мы нарисовали круг, хотя круга как такового на рисунке нет. «Круг» в данном случае будет дополнительным свойством, про- истекшим из объединения элементов в целое психикой индивида. Пояснить принцип гештальта можно с помощью картинки, представленной на рис. 3. Если перевернуть книжку на 180° — ге- 107 Рис.3 штальт, возникающий в восприятии на- блюдателя, будет совершенно другим, чем при ее обычном положении (т.е. наблю- даемый гештальт может зависеть от ис- ходной точки зрения!). В каждом случае детали картинки обретают разный смысл в зависимости от того, в какой гештальт они включены, т.е. целое диктует смысл частей, а не наоборот! Этот пример со- держит в себе и другой урок: терапевт очень часто «переворачивает» восприятие клиентом некоторой ситуации и показы- вает ему новые гештальты, которые тот ранее не воспринимал. Проблемная ситуация клиента пред- ставляет собой целостность, и поэтому бессмысленно работать с одним каким-то качеством или одной его частью, исключив все прочие и не учитывая контекст, внутри которого это качество проявляется. То, что мы считаем дефектом или недостатком, может играть чрезвычайно важную приспосо- бительную роль в контексте жизни клиента. Фактически только сам клиент может выстроить новый, более позитивный с его точ- ки зрения гештальт своей жизни. Поэтому гештальттерапевт стре- мится к тому, чтобы воспроизвести или смоделировать проблем- ный гештальт в «лабораторных» условиях и менять целое, а не какой-либо его отдельный элемент. Например, если бороться с симптомом (например, с алкоголизмом) вне того проблемного гештальта, элементом которого он является, то симптом будет вновь и вновь восстанавливаться, что и происходит при стандарт- ном лечении. Второе следствие этого же принципа состоит в том, что всякая человеческая проблема с позиций гешталъттеории является неза- конченным гештальтом, который в силу закона организации геш- тальта стремится к завершенности, но в силу того, что по тем или иным причинам завершения не происходит, данный болезнен- ный гештальт воспроизводится в жизни субъекта вновь и вновь. Задача психотерапии — воспроизвести этот гештальт здесь и те- перь и завершить его, что и будет решением проблемы. Другое следствие — закон фигуры и фона. Любой гештальт су- ществует на определенном фоне и, для того чтобы быть замет- ным, должен выделиться из фона. Каждая потребность проходит цикл зарождения из фона, развития до максимума и ухода в фон (рис. 4). Сначала возникает некоторое недостаточно определенное ощу- щение, по мере нарастания его интенсивности происходит осо- знание потребности, после чего индивид совершает поиск объек- 108 та, который мог бы удовлетворить его потребность, далее осуще- ствляются действия по достижению этого объекта, после чего индивид вступает в контакт с объектом. При достижении полного контакта исчезает граница между субъектом и объектом (субъект и объект сливаются в одно целое), потребность удовлетворяется, постепенно контакт прекращается, организм ассимилирует полу- ченное из окружающей среды, потребность постепенно уменьша- ется, остается некоторое постощущение удовлетворенности (пос- левкусие) и, наконец, потребность полностью уходит в фон, ос- вобождая место для проявления следующей. Мы можем, если необходимо, прервать развитие этого геш- тальта, но проблема имеет место в том случае, если тот или иной гештальт постоянно не может завершиться. Другой важнейший принцип гештальттерапии — принцип рас- ширения сознания. Обычно клиент способен видеть проблемную ситуацию только с одной точки зрения, важнейшая задача тера- певта состоит в том, чтобы расширять спектр точек зрения кли- ента, дать ему возможность увидеть свою проблему в ином свете, чтобы он обрел новый взгляд на вещи. Этого нельзя достичь путем навязывания своей точки зрения, но можно способствовать это- му, например, изменив позицию клиента, с которой он рассмат- ривает свою проблемную ситуацию. Поэтому клиенту часто предлагают исполнить чью-то чужую роль, поговорить от имени других людей, участвующих в про- блемной ситуации. Иногда для этого пользуются приемом обраще- ния фигуры и фона. Например, клиент может не осознавать выра- жение лица (фон), которое может противоречить смыслу им же произносимых слов (фигура), тогда терапевт обратит его внима- ние на эту сторону диалога: «Вы замечаете, что вы улыбаетесь?» В этом случае выражение лица станет фигурой, а слова фоном, что может прояснить для клиента неосознаваемое им отношение к обсуждаемой теме.

Третий (пожалуй, центральный) принцип гештальттерапии — сосредоточенность на настоящем (или «здесь и теперь»). Терапевт должен все время приводить сознание клиента к тому, что проис- ходит с ним «здесь и теперь», препятствуя попыткам последнего уйти в воспоминания, объяснения или мечты о будущем. Пробле- ма воссоздается здесь и теперь, чувства клиент испытывает здесь и теперь. Здесь и теперь он должен найти решение проблемы, только тогда оно будет эффективно и потом. Это не означает, что человек не должен анализировать прошлое и заботиться о будущем, но для достижения терапевтического результата он должен пережи- вать проблему прямо сейчас, даже если она касается событий про- шлого или планирования будущего. Этот принцип может быть противопоставлен принципам психо- анализа. Ведь сколько ни анализируй прошлое клиента, ничего не изменится, пока гештальт не будет завершен, а завершиться он может только прямо теперь с помощью какого-либо действия или переживания. Гештальт может быть завершен даже без всякого ана- лиза и осознания, поэтому гештальттерапия в противоположность психоанализу принципиально не использует интерпретации. Этот принцип был распространен и на весь стиль жизни лич- ности. «Гештальтистский» образ жизни может быть выражен тре- мя утверждениями: 1) жить здесь и теперь; 2) жить с максимальным осознанием; 3) быть самим собой.

Следующий принцип — работа с противоположностями. Мы обычно организуем свое восприятие мира через противополож- ности: «плохо —хорошо», «добро —зло», «нападающий — защи- щающийся», «мы — они» и т.д. Гештальттерапия использует про- тивоположности, чтобы показать относительность этих оценок и преодолеть амбивалентность наших чувств. Проблема всегда связа- на с амбивалентностью: человек одновременно кого-то любит и его же ненавидит, счастлив и одновременно расстроен, когда за- канчивает значительное дело, благодарен за помощь и одновре- менно унижен этой помощью и т. п. В том, что не нравится, всегда есть и положительные стороны: отталкиваясь от плохого, можно найти то, что на самом деле нужно. Клиенту помогают выбрать из двух тянущих в разные стороны противоположностей или найти что-то третье, лежащее «по ту сторону», что позволяет решить проблему и выйти из амбивалентного состояния. Во многих случаях эти противоположности обусловливают су- ществование друг друга, но индивид обычно осознает только один полюс, на котором он психологически находится. Так человек, испытывающий унижение, не осознает своей гордости, которая может быть невероятно раздута. Человек, ощущающий себя бес- помощным, не осознает своей ярости, которая может вдруг про- рваться из глубины души и захлестнуть его полностью. Ф.Перлз говорил, например, что все убийства происходят от беспомощ- ности. Одна из постоянно встречаемых в практике пар противопо- ложностей, с которой проводится такая работа, это так называе- мые собака-сверху и собака-снизу (термины Ф. Перлза). «Собака- сверху» требует, критикует, стыдит, обвиняет и т.д. «собаку-сни- зу», та же оправдывается, жалуется, находит причины, чтобы не делать то, что необходимо, и в конечном итоге всегда побеждает. 111 Для того чтобы нейтрализовать эти противоположности, челове- ку предлагается познакомить их друг с другом, говоря по очереди с позиций каждой из них. В результате их позиции сближаются, и индивид переходит в нормальное нейтральное состояние. Противоположности не только обусловливают существование друг друга, но и сменяют друг друга во времени. То, что представ- лялось плохим, вдруг оказывается хорошим и полезным.

Притча В одной китайской деревне жил счастливый крестьянин — у него была лошадь, а у других крестьян не было. Но однажды лошадь убежала... и он стал самым несчастным крестьянином в деревне. Но потом лошадь вер- нулась и привела с собой дикую лошадь. Крестьянин снова стал счастли- вым. Но его единственный сын стал объезжать дикую лошадь, упал и сло- мал себе ногу. Крестьянин снова стал несчастен: зачем ему две лошади, если единственный сын — калека! Но потом в Поднебесной (так называл- ся Китай) объявили набор солдат на войну и всех парней из деревни за- брали, а его сын остался с ним. Крестьянин снова стал счастливым. И так далее...

Понятие защит в гештальттерапии. Обычно индивид реаги- рует на угрозу или стресс, с которыми не в силах справиться, при помощи ухода от проблем, формирования невосприимчивости к боли и даже при помощи галлюцинаций и бреда. Эти реакции 112 выполняют функции защиты, они искажают или прерывают наш контакт с угрожающей ситуацией. Ф.Перлз считает, что такие реакции вполне адекватны, они выполняют зачастую очень адап- тивную роль. Проблема возникает, когда защита становится по- стоянным способом реагирования и применяется в неадекватных ус- ловиях, мешая человеку понять самого себя и делая все его усилия неэффективными. Снятие защиты ведет к лучшему самопонима- нию, позволяет действовать более гибко, сознательно и ответ- ственно. Для преодоления защит индивид должен прибегнуть к своей способности к творческой адаптации. В гештальттерапии важнейшим теоретическим понятием явля- ется идея о состоянии оптимального здоровья или зрелости. Зрелость состоит прежде всего в том, что индивид способен принять ответ- ственность за свои решения на себя и иметь смелость быть самим собой. Для того чтобы достичь зрелости, индивид должен преодо- леть свое стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе. Зрелость лич- ности заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Однако, как писал Ф.Перлз: «Когда мы находим место, где человек застрял, мы приходим к удивительному открытию, что этот тупик, как правило, существует лишь в фантазии. В ре- альности тупика нет» [4, с. 41]. Для того чтобы достичь зрелости, необходимо тщательно про- работать свои невротически е уровни. Первый уровень — это уровень клише. На этом уровне индивид действует стереотипно, несмотря на то, что все время «наступает на грабли». Он отстаивает принцип, что иначе реагировать невоз- можно. Второй уровень — уровень игр. Здесь индивид пытается манипу- лировать другими, для того чтобы получить поддержку от окружа- ющих. Третий уровень — уровень тупика. Здесь индивид чувствует от- чаяние, поскольку не находит собственных ресурсов для решения проблемы и ощущает отсутствие поддержки из окружения. Четвертый уровень — уровень внутреннего «взрыва» или «смер- ти». На этом уровне индивид решается на прорыв из тупика, идет на риск и проявляет свои истинные чувства. Это может быть взрыв гнева, слез или даже смеха. В результате ложное Эго исчезает, что дает возможность проявиться истинному Я (внешний взрыв). Он становится самим собой. Очень трудно определить, что такое быть самим собой, но все мы прекрасно чувствуем, когда мы действу- ем искренне и подлинно, а когда притворяемся и фальшивим.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.