Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Загальне поняття про позитивну психотерапію





Питання до екзамену

з курсу "Основи сучасної психотерапії"

для студентів напряму підготовки "Психологія"

освітньо-кваліфікаційного рівня "Магістр"

Загальне поняття про позитивну психотерапію

Интересным, хотя недостаточно популярным у нас направлением (несмотря на большую популярность в Европе и особенно в США) является так называемая позитивная психотерапия, или терапия, центрированная на конфликте. Это направление было разработано Носсратом Пезешкианом, который основал в германии Международный центр позитивной психотерапии.

В дальнейшем эта работа была успешно продолжена сыном Н.Пезешкиана Хамидом Пезешкианом, который издал в 1993 г. монографию «Основы позитивной психотерапии».

Это направление, безусловно, не того уровня, что психоанализ, бихевиоризм или гештальт, но заслуживает внимания своим оригинальным подходом и уже известным практическим эффектом, а также продолжающимся распространением в Германии и Северной Америке.

Есть сторонники этого направления и в России.

Основу позитивной психотерапии составляют три принципа:

- позитивное отношение пациента к своей болезни, а клиента к своей проблеме, неврозу. (Как уже говорилось, данное пособие ориентировано на немедицинскую психотерапию, но в связи с близостью многих проблем периодическое употребление терминов «пациент» и «болезнь» оправдано. - А. Р.)
- содержательная оценка конфликта (то есть того, что беспокоит клиента);
- пятиступенчатая терапия самопомощи (при консультативном руководстве психотерапевта).

С точки зрения авторов позитивной психотерапии считается, что основу любого человека составляют две ведущие способности и потребности - познавать и любить. Способность и потребность к познанию они относят к рациональной, интеллектуальной сущности человека. Этой сферой, как известно, «ведает» левое полушарие головного мозга. Способность и потребность любить они относят к эмоциональной, духовной сущности человека, которой «ведает» правое полушарие.

Действительно, нельзя не согласиться, что любой нормальный человек в любом сознательном возрасте испытывает как те, так и другие потребности и страдает от их неудовлетворения, даже если не признается в этом не только другим, но и самому себе.

Интересно наблюдение позитивных психотерапевтов, что в Западной Европе и Северной Америке большинство людей больше ориентированы на рациональное, интеллектуальное познание мира, людей и самих себя, тогда как у представителей Востока (Китай, Япония) развита способность к духовному, чувственному познанию. Эти наблюдения привели к выводу о важности межкультурального подхода в психотерапевтической работе с клиентом, с учетом его этнических и культурно-исторических предрасположенностей.

Например, важно учитывать, что в разных странах различное отношение к алкоголю, супружеству, детям и т.д., что должно учитываться психотерапевтом при анализе проблем (если они связаны с этими вопросами).

Термин «позитивная психотерапия» наиболее наглядно объясняется взглядом его сторонников на различные заболевания. В какой-то мере это созвучно тому, что российский психолог, академик Ю.М.Орлов называет саногенным мышлением (от лат. sano - здоровье). Можно сказать, что позитивная психотерапия старается помочь пациенту или клиенту в каждом минусе увидеть свой плюс. Например, боль рассматривается как полезный сигнал о неблагополучии какого-то органа, позволяющий принять своевременные меры к его лечению. Такой подход, безусловно, положительно влияет на больного, особенно со склонностью к ипохондрии (преувеличению опасности заболевания).

Данный прием, как известно, принят и в философии (особенно в древнегреческой и древневосточной), где имеется немало притч, в которых неприятность и даже несчастье оборачивалось в конечном итоге благом.

Кстати, в позитивной психотерапии очень широко используются подобные притчи и терапевтические сказки, поучительные истории, в том числе из личного опыта психотерапевта.

 

 

Психоаналітичний напрямок в психотерапії

Психоаналитическое направление в психотерапии было и ос-

тается на сегодняшний день одним из наиболее признанных и

распространенных направлений. Оно включает в себя чрезвычай-

но многочисленные и часто непохожие друг на друга школы и

течения. Можно сказать, что именно психоанализ заложил осно-

вы современной психотерапии.

Здесь мы рассмотрим только классический психоанализ 3. Фрей-

да (1856—1939). Зигмунд Фрейд, безусловно, оказал революцио-

низирующее влияние на всю психологию и психиатрию, можно

сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал совер-

шенно невероятное влияние на всю западную культуру. Психоте-

рапия возникла как научно-практическое направление только

после его открытий. Он создал Венское психоаналитическое об-

щество, внутри которого выросли такие великие психологи, как

К.Юнг, А.Адлер и многие другие.

 

Індивідуальна психологія А. Адлера

Альфред Адлер, как и Карл Юнг, был учеником З.Фрейда и

также разошелся со своим учителем, построив свою собственную

психоаналитическую концепцию. Он покинул Венское психоана-

литическое общество в 1911 г., отказавшись от поста его прези-

дента (с ним ушли еще 9 членов общества), и основал собствен-

ную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии,

которая постепенно распространилась по всей Европе. Адлер мно-

го работал в области образования, в особенности в области обу-

чения самих учителей.

 

Біхевіористична психотерапія

Целью бихевиористски ориентированной психотерапии явля-

ется обучение приспособительным умениям, полезным при стол-

кновении с теми или иными сложными жизненными ситуациями.

У клиента с помощью специального тренинга формируются кон-

кретные поведенческие реакции, направленные на решение чет-

ко определенных задач, в этом смысле такая психотерапия имеет

много общего с работой социального педагога.

Родоначальником бихевиоризма как научного направления счи-

тается Д. Уотсон (1878—1958), но мы рассмотрим основные прин-

ципы бихевиористски ориентированной психотерапии на приме-

ре идей классика бихевиоризма Б. Ф. Скиннера.

Б.Ф.Скиннер (1904—1990) — один из наиболее влиятельных

психологов США. Его концепции привели к возникновению би-

хевиористски ориентированного обучения, в частности програм-

мированного обучения. Бихевиоризм использует технику измене-

ния поведения вместо изменения состояния (как, например, в

психоанализе).

Скиннер, как и все бихевиористы, основывает свою работу на

наблюдаемом поведении людей и животных, он отрицает объяс-

нения с субъективных позиций или исходя из «внутренних фак-

торов».

 

Особистісно-орієнтована (реконструктивна) психотерапія

Гуманістична психотерапія

Ветвь психологии, называемая гуманистической, ориентиро- вана на пробуждение самодвижущих сил развития личности. В ос- нове ее лежит оптимистический взгляд на природу человека и его возможности. Она подчеркивает доброе и творческое начало в че- ловеке, отрицает противопоставление индивида и общества.

ПСИХОТЕРАПИЯ КАРЛА РОДЖЕРСА (1902-1987) Карл Роджерс создал терапию, центрированную на клиенте, и был одним из отцов гуманистической психологии. Его влияние не ограничилось психологией, благодаря его работам во многом изменились представления об управлении в промышленности и даже в армии, о практике социальной работы, о воспитании де- тей и методах преподавания, о религиозной работе и т.д.

Основні ідеї теорії Маслоу

Маслоу считал, что психоанализ Фрейда представляет нам боль- ную часть человеческой психологии, которую необходимо допол- нить ее здоровой частью. Центральным понятием для описания здоровой части психологии является самоактуализация, которую можно определить, с одной стороны, как искреннюю и удовлетво- ряющую индивида реализацию своего творческого потенциала в жизни, с другой стороны, как процесс становления личности, развития ее потенциальных возможностей. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые каза- лись ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот спи- сок попали Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйн- штейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и другие. Изучив психологические черты этих личностей, Маслоу называет следу- ющие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфорт- ное отношение к ней; принятие себя, других, природы; спонтанность, простота, естественность; центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); некоторая удаленность от других и потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; мистичность и опыт высших состояний; чувство сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различение средств и целей, добра и зла; философское невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество; сопротивление аккультурации: трансцендирование любой част- ной культуры, признание безусловной ценности любой культу- ры, отказ от усреднения культур. Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности от- нюдь не совершенны, они могут испытывать досаду, раздраже- ние, быть порой вздорными, эгоцентричными, злыми или пе- реживать депрессию, но их уровень реализации в жизни и пси- хического здоровья выше, чем у обычных людей. Самоактуализа- ция — это не идеальное состояние, это не отсутствие проблем, наоборот, это движение к проблемам, проблемам реальным и слож- ным, но отказ от проблем мелких и иллюзорных. С другой стороны, именно отказ личности от самоактуализации в силу тех или иных причин приводит индивида к невротическим расстройствам. Быть здоровым — значит самоактуализироваться. Маслоу описывает восемь принципов, которые характеризуют процесс самоактуализации: 1. Самоактуализация — это полное, живое и беззаветное пере- живание с повышенным сознанием и интересом. Самоактуализи- рующийся человек увлечен и искренен, он отдается своему делу, а не только рационально рассчитывает. 2. Самоактуализация предполагает в каждом жизненном выбо- ре решать в пользу личностного роста, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном. Самоак- туализирующийся человек предпочитает те сферы деятельности, где он мог бы воплотить свои мечты, он готов идти в неизведан- ные области и рисковать. Так, Ван Гог предпочитал быть бедным художником, а не преуспевающим купцом, как его родствен- ники. 89 3. Актуализироваться — значит становиться реальным, суще- ствовать фактически, а не только в потенциальности. Самоактуа- лизирующийся человек не говорит: «Я гениален, но пусть об этом никто не узнает...» Он предпочитает воплотить свои таланты в реальных делах. 4. Честность и принятие ответственности за свои действия — существенные моменты самоактуализации. Ответы надо искать внутри себя. Самоактуализирующийся человек сам принимает ре- шения, не опираясь на авторитеты, формирует собственное мне- ние и не избегает ответственности за это. 5. Самоактуализация — это развитие способности «лучшего жиз- ненного выбора». Мы научаемся верить своим суждениям, интуи- ции и действовать в соответствии с ними. Самоактуализирующий- ся человек выбирает свой жизненный путь, доверяя себе, порой вопреки сложившемуся мнению. 6. Самоактуализация — процесс развития своих потенциальных возможностей. Самоактуализирующийся человек развивает свои таланты. 7. Для самоактуализации характерен «пик переживания», ког- да, например, от моих действий зависят судьба, исход важнейше- го дела. Тогда мы наиболее интегрированны, больше сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Самоактуализирующийся человек способен к вдохновению, мис- тическим переживаниям в критической ситуации. Порой он при- нимает решения мгновенно и при этом безошибочно. 8. Самоактуализация — это обнаружение своих защит и работа по отказу от них. Самоактуализирующийся человек работает над собой, признается себе в своих недостатках и невольных уловках, позволяющих избежать столкновения с трудностями [8].

Однако далеко не все люди испытывают потребность в само- актуализации. Самоактуализация — это высшая потребность, и до нее надо дорасти. Маслоу выдвигает концепцию иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низ- ших к высшим {пирамида потребностей Маслоу). На низшей ступени находятся физиологические потребности (пища, вода, сон и т.д.), далее потребность в безопасности, затем потребность в любви и принадлежности (к группе), потом потребность в уваже- нии (или социальном престиже), потребность в знаниях, эстети- ческие потребности и, наконец, потребность в самоактуализации. Здесь мы привели семиступенчатую модель, более известна пя- тиступенчатая — без потребностей в знаниях и эстетических по- требностей, введенных Маслоу позднее. Более того, в поздних работах Маслоу указывал на так называемые трансценденталь- ные потребности (потребности в познании высшего смысла бы- тия, Бога и т.д.), которые находятся выше, чем потребность в самоактуализации.

Гуманистический смысл этой концепции состоит в том, что удовлетворение низших потребностей обусловливает переход к высшим потребностям, и наоборот, неудовлетворение (фрустра- ция) низших потребностей приводит к застреванию на той или иной ступени развития. Грубо говоря: нельзя требовать от голод- ного самоактуализации. Человек, уже «добравшийся» в своем раз- витии до высших потребностей, обычно от них не отказывается, даже способен пожертвовать низшими потребностями ради само- актуализации (как Джордано Бруно или Ван Гог), но может про- изойти и откат, если низшие потребности фрустрируются, а са- моактуализация не приводит к успеху и не находит поддержки в обществе или у близких. Гуманистический смысл концепции Маслоу также и в том, что люди, живущие на уровне высших потребностей, более счастливы, более эффективны в работе, обладают более высоким здоровьем и долголетием. Однако высшие потребности воспринимаются людь- ми как менее насущные и безотлагательные по сравнению с низ- шими, развиваются позднее.

Гештальт-терапія

Гештальттерапия в настоящее время — одно из самых дина- мично развивающихся и эффективных направлений психотера- пии. Она может быть представлена как синтез идей экзистенциа- лизма, гештальтпсихологии, психоанализа и телесной терапии, но по сути она представляет собой совершенно самостоятельную и целостную систему идей и практических методов, завоевавшую в мире много сторонников. Она имеет тесные связи с системой социальной работы.

Когнітивна психотерапія

Основы когнитивной психотерапии были заложены в 60-е годы Альбертом Эллисом и Ароном Беком. В дальнейшем эти идеи на- шли благодатную почву в бихевиоризме и в настоящее время час- то говорят о единой когнитивно-поведенческой терапии. Главная задача этой ветви терапии — изменить мышление индивида, точ- нее, его дисфункциональные убеждения и ошибочные способы переработки информации.

Поняття про психотерапію

Психотерапія посідає особливе місце серед різновидів професійної допомоги особистості. Непростим є питання про професійну приналежність психотерапії. У Радянському Союзі психотерапія відносилась до медичних спеціалізацій. На Заході психотерапія традиційно була напрямом практичної психології. Таке подвійне розуміння діяльності психотерапевта зберігається і дотепер. Діяльність психотерапевта розглядають відповідно до двох його професійних ролей:

o фахівця-медика, який здійснює лікування пацієнта за допомогою як психологічного впливу, так і за допомогою специфічних медичних засобів (медикаменти, гіпноз тощо) [46, 10];

o фахівця-психолога, покликаного допомагати особистості вижити у різноманітних життєвих і соціальних ситуаціях та орієнтованого на роботу з глибинними смисложиттєвими проблемами клієнта [34, 287]. У цьому випадку він користується лише психологічними засобами діяльності.

Звичайно, фахівець з практичної психології може здійснювати психотерапію лише у другому сенсі цього поняття і не має права використовувати медичні засоби. Тому приймемо за вихідне наступне твердження. Психотерапія спрямована на глибинне проникнення в особистість і здійснення прогресивних зрушень у її взаємодії зі світом через зміну само- і світосприймання та передбачає створення умов для повноцінного становлення особистості [34].

Мета психотерапії - сприяння у становленні повноцінної особистості, здатної займати активну і творчу позицію відносно себе та своєї життєдіяльності, справлятися із травмуючими ситуаціями і переживаннями, приймати рішення і продуктивно, нешаблонно та гідно діяти у відповідних соціально-культурних умовах

Прийнято виділяти групову та індивідуальну психотерапію.

Індивідуальна психотерапія - це діалог між психотерапевтом і клієнтом з метою психологічної допомоги останньому.

У сучасній психологічній літературі склалося кілька підходів, які характеризують співвідношення між психологічним консультуванням і психотерапією:

1) психотерапія і психологічне консультування - це різні за змістом і завданнями види діяльності;

2) психотерапія і психологічне консультування тотожні, мають ідентичні теоретичні і практичні основи, але відрізняються у деталях;

3) психологічне консультування має справу з міжособистісними проблемами, а психотерапевт - із внутрішньо особистісними.

О.Ф.Бондаренко стверджує, що основні відмінності психологічного консультування від психотерапії виявляються щодо трактування людини як об'єкту впливу.

В процесі психотерапії люди змінюються разом із їхніми моделями світу.

Сьогодні відомо близько 100 різноманітних психотехнік психотерапії. Всі вони не лише знаходять прихильників, але й дозволяють ефективно надавати психологічну допомогу.

Кожна з різновидів психотерапії спрямована на те, щоб допомогти клієнтам успішніше діяти у світі.

Психологічна корекція

Психологічна корекція передбачає цілеспрямоване психологічний вплив на клієнта або пацієнта для пріведенія.его психічного стану до норми у разі діагностики у нього будь-яких характерологічних девіацій або особистісних аномалій, а також для освоєння їм якої діяльності. Психологічна корекція в клінічній психології здійснює активне зовнішнє втручання, спрямоване на приведення в адекватний стан психіки людини, стимулювання його активності, створення душевного комфорту, гармонізацію її відносин з соціальним оточенням (Менделевич В. Д., 1998).

Психологічна корекція Це спрямоване психологічний вплив з метою повноцінного розвитку і функціонування індивіда. Термін «психологічна корекція» набув поширення на початку 70-х років XX сторіччя. У цей період психологи стали активно працювати в області психотерапії, насамперед - груповий. Тривалі дискусії про те, чи може психолог займатися лікувальною (психотерапевтичної) практикою, носили переважно теоретичний характер, тому що на ділі психологи не тільки хотіли, могли і успішно реалізовували цю можливість, а й були в той час, за рахунок базового психологічного освіти, більш підготовлені до такого роду діяльності, у всякому разі до роботи в якості групових психотерапевтів. Але оскільки психотерапія є лікувальною практикою, а нею за законом може займатися тільки лікар, який має вищу медичну освіту, то поширення терміну «психологічна корекція» певною мірою було спрямоване на подолання цієї ситуації: лікар займається психотерапією, а психолог - психологічної корекцією. Однак питання про співвідношення понять «психотерапія» та «психологічна корекція» залишається відкритим і сьогодні, причому тут можна вказати дві основні точки зору.

Одна з них полягає у визнанні повної ідентичності понять «психологічна корекція» і «психотерапія».

Однак при цьому не враховується, що психологічна корекція як спрямоване психологічний вплив реалізується не тільки в медицині (головним чином - у психопрофилактике і власне лікуванні - психотерапії), але і в інших сферах людської практики, наприклад, в педагогіці. Навіть звичайне, буденне людське спілкування може містити в більшій чи меншій мірі цілеспрямовано використовувану психологічну корекцію.

Інша точка зору заснована на тому, що психологічна корекція переважно покликана вирішувати завдання психопрофілактики на всіх її етапах, в тому числі при здійсненні вторинної та третинної профілактики.

Однак таке жорстке обмеження сфери застосування в медицині психологічної корекції представляється певною мірою штучним.

По-перше, якщо подібне обмеження здається цілком переконливим щодо соматичних захворювань, то в області неврозів, наприклад, повністю розвести поняття «психологічна корекція» і «психотерапія», «лікування» і «профілактика» не вдається, так як невроз - це захворювання динамічне, при якому не завжди можна відокремити стан передхвороби від власне хвороби, а сам процес лікування в значній мірі включає в себе і вторинну профілактику.

По-друге, в даний час в системі відновного лікування різних захворювань все ширше реалізується комплексний підхід, що враховує наявність в етіопатогенезі біологічного, психологічного та соціального факторів, кожен з яких потребує лікувальних або коригуючих впливах, відповідних його природі. Якщо психологічний фактор при тому чи іншому захворюванні виступає як один з етіологічних, то його корекція в значній мірі збігається з вмістом психотерапії (одного з компонентів лікувального процесу). Визначити загальну схему співвідношення психологічної корекції та психотерапії поза конкретною нозології практично неможливо.

Психотерапия в психиатрии.

В связи с активным развитием психотерапевтической помощи, психотерапия находит все большее применение в психиатрии. При этом удельный вес ее в комплексном лечении психических расстройств определяется соотносительной ролью биологических, психологических и социальных факторов в этиологии и механизмах развития заболевания.

Психотерапия при неврозах. Наиболее распространенное представление о неврозах как психогенных расстройствах, в этиопатогенезе, возникновении, развитии и терапии которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет адекватность и широкое применение различных методов психотерапии прежде всего при этой группе заболеваний. Само же содержание психотерапии при неврозах, ее цели и задачи различны и определяются той концепцией, которой придерживается психотерапевт.

В отечественной литературе последнего периода наибольшее число работ посвящено лечению неврозов с позиций личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Согласно этой концепции, невроз представляет собой психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека. Психологический конфликт при этом рассматривается с позиций диалектического единства объективных и субъективных факторов его возникновения и развития, его социальной, нейрофизиологической и психической природы. Основная цель психотерапии — изменение нарушенной системы отношений больного, коррекция неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, необходимой предпосылкой которой является осознание больным причинно-следственных зависимостей между особенностями его системы отношений и заболеванием. Это, в свою очередь, требует от психотерапевта глубокого и всестороннего изучения личности больного, эмоционального реагирования, знания индивидуального своеобразия его мотиваций, структуры и функционирования системы отношений и, следовательно, важнейшего звена этиопатогенетических механизмов возникновения и сохранения патологического состояния.

ПСИХОТЕРАПИЯ В НАРКОЛОГИИ

Психотерапия в настоящее время считается основным методом лечения больных алкоголизмом. Значителен вклад в лечение алкоголизма с помощью психотерапии отечественных ученых прошлого — Токарского, Вяземского и особенно Бехтерева, развившего предложенный Вяземским метод коллективной гипнотерапии алкоголиков. В лечебную триаду Бехтерева, принципиально сохранившую свое значение до настоящего времени, входило убеждение в состоянии наяву, мотивированное внушение в состоянии гипноза, продолжающее темы психотерапевтических бесед с больными, самовнушение и самоутверждение пациента.

Традиционным для лечения хронического алкоголизма является применение различных вариантов психотерапии, в основе которых находится суггестивная психотерапия. Как правило, суггестивные методы воздействия применяются в сочетании с элементами рациональной психотерапии, трудотерапии, методиками поведенческой психотерапии и рядом вспомогательных методов (библиотерапия, арттерапия и др.)

Психотерапия в хирургии.

За последние десятилетия психотерапия активно преодолела психиатрический рубеж и успешно внедрилась в лечебные системы других областей медицины. Это относится и к хирургии. Как известно, хирургическая практика помимо оперативных вмешательств включает предоперационную подготовку и послеоперационный период, консервативное или паллиативное лечение и профилактику. На всех этапах психотерапия находит применение, а выбор ее форм и методов зависит от характера и стадии заболевания.

Вікові аспекти психотерапії

Холотропна терапія С. Грофа

Медитативна психотерапія

Медитация (от лат. meditatio — размышление) — это метод

работы со своим психическим миром, активно развивавшийся в

восточных системах совершенствования человека (йоги и буд-

дизма), но свойственный всем людям. Последнее время намети-

лось большое сближение между современной психотерапией и

восточными концепциями психической жизни человека. Те или

иные медитативные техники используются в самых разных шко-

лах психотерапии: гештальттерапии, НЛП, психосинтезе, в не-

которых направлениях телесной терапии, даже знаменитую тех-

нику свободных ассоциаций З.Фрейда вполне допустимо трак-

товать как определенный тип медитации. Но в то же время мож-

но говорить и о самостоятельном медитативном направлении

психотерапии.

 

Основні поняття пет-терапії

Пет-терапия или терапия с помощью домашних животных — один из самых доступных видов терапии, который может разрешить сложные психологические проблемы человека.

Те, кто заводят домашних питомцев, знают, насколько благотворно собаки, кошки, попугаи и прочая живность влияют на атмосферу в доме.

Для одиноких людей домашнее животное может стать другом, для ребенка – это возможность научиться ответственности, раскрыть свой творческий потенциал. Ведь, даже когда мы подбираем имена для собак, когда покупаем им игрушки или корм, они эмоционально привязываемся к животному, а оно всегда нам отвечает только любовью, без всяких требований.

Все началось в 60ых годах, когда к американскому психиатру Борису Левинсону домой пришла женщина с сыном-аутистом. Она привела ребенка не в клинику, а домой к профессору, где резвился домашний пес.

Внутренне замкнутый ребенок сразу же потянулся к собаке и стал с ней играть. Результат был незамедлительным: мальчик заговорил, раскрепостился и стал более открытым.

Все дело в том, что животные живут в мире инстинктов и интуиции, они по-другому воспринимают существование и невольно учат этому нас, поэтому для выхода из депрессии вам обязательно поможет домашнее животное.

Одна только забота о питомце способна вывести вас из стрессового состояния, поэтому гладьте кошек, играйтесь с собаками. Не исключено, что вы сможете по-другому посмотреть на мир, если побудете рядом с дельфинами или покатаетесь на лошадях.

 

Індивідуальна психотерапія

Индивидуальная психотерапия является такой ее организационной формой, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач — пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа), коллективной и семейной психотерапии. Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные индивидуальной психотерапии.

Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапевтом, редко двумя (биполярная терапия) или несколькими котерапевтами. Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, фармако-, физио- или социотерапией. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

Методологически индивидуальная психотерапия наиболее близка психотерапии в группе пациентов, использующей механизмы «заражения» и взаимообучения пациентов в индивидуальных целях (аутогенная тренировка, гештальт-терапия и др.). Сочетание с групповой психотерапией, центрированной на групповой динамике, или семейной психотерапией, фокусирующейся на семейной микрогруппе как целостном субъекте системного психотерапевтического вмешательства, может предлагаться пациенту только после тщательной проработки психотерапевтических целей, учитывающей как лечебный потенциал разных форм психотерапии, так и их возможный антагонистический эффект.

История становления и развития индивидуальной психотерапии предшествует возникновению других организационных форм психотерапии, например, групповой или семейной, независимо от их направления и связана с общей историей психотерапии.

 

Сімейна психотерапія

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер, Мишина). Иными словами, это психотерапия пациента в семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства, изменяющие семейную систему.

В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии стираются. Оставаясь в своей основе системной, за годы своего развития семейная психотерапия вобрала позитивные моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Например, в структурной терапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. В основе нарративного (повествовательного) подхода в семейной психотерапии лежит работа с жизненными историями пациентов (анализ проблемных историй) и создание альтернативных повествований, открывающих новые перспективы для людей. Нарративный подход может служить стратегической линией для системных и психодинамических гипотез.

Объектом семейной психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.

Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.

 

Групова психотерапія

Групповая и индивидуальная психотерапия представляют собой две основные формы психотерапии. Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в психотерапевтических целях групповой динамики (то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта), в лечебных целях.

Групповая психотерапия не является использованием любого психотерапевтического метода в группе больных. Она отличается от групповой терапии, коллективной терапии и психотерапии в группе. Понимание этих четырех терминов практически как синонимов вполне объяснимо с формальной точки зрения: индивидуальная психотерапия — это врач и пациент, групповая — это врач и несколько пациентов, то есть группа больных. Однако термины групповая терапия, коллективная психотерапия и психотерапия в группе означают лишь использование какого-либо психотерапевтического метода в группе больных. Психотерапевт, проводя гипноз, аутогенную тренировку в группе больных, или используя техники гештальт-терапии (работая при этом с одним пациентом и привлекая других лишь к обсуждению, как фон, на котором протекает, по сути, индивидуальная психотерапия) может назвать это групповой психотерапией. Однако принципиально это не верно. В этом случае психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациентов одновременно, однако не использует систематически в лечебных целях ситуации в группе и взаимоотношения между пациентами. О собственно групповой психотерапии мы можем говорить только тогда, когда психотерапевтом используется терапевтический потенциал группы как таковой. Что это означает? В любой группе людей, которые общаются непосредственно и достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие как нормы, распределение ролей, выделение лидеров и другие. Например, в студенческой группе тоже довольно быстро определяется лидер, формируются нормы (то есть что можно и что нельзя, какое поведение одобряется, какое нет). Группа контролирует сохранение этих норм, поддерживая и одобряя определенное поведение и не одобряя или даже осуждая другое. Эти нормы далеко не всегда осознаются, но они всегда формируются и определяют поведение людей. Именно эти групповые процессы могут использоваться для определенных целей, в том числе, и для психотерапевтических. Помогая пациенту понять, какую роль в группе он стремится играть или играет на самом деле, мы можем помочь ему осознать, к какому положению он стремится, какие потребности хочет удовлетворить, насколько успешным является это его поведение, приносит ли это ему удовлетворение и пр. Таким образом, анализируя поведение пациента в рамках группового взаимодействия, мы расширяем сферу его самопонимания. Группова







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.