Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аналітична психотерапія К.Г. Юнга





Хотя Карл Густав Юнг был учеником Фрейда, его анализ чело-

веческой психологии выходит далеко за рамки фрейдизма и вклю-

чает в себя исследования восточных религий, алхимии, парапсихо-

логии и мифологии. Он оказал, может быть, не меньшее влияние,

чем Фрейд, на развитие западной философии и культуры.

Основные идеи

Главной идеей, предложенной К.Юнгом, можно считать идею

существования наряду с индивидуальным бессознательным кол-

лективного бессознательного, содержанием которого являются так

называемые архетипы, т.е. некие общие для всего человечества

формы мыслительных представлений (или древние образы), на-

полняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональ-

ным и образным содержанием. Архетип может найти свое выра-

жение в целом ряде образов и идей, но сам он не сводится ни к

одному своему частному выражению, он является смыслом, ко-

торый стоит за всеми способами своего выражения.

За подобные идеи Юнг заслужил у Фрейда прозвание «мисти-

ка» и «святоши».

Коллективное бессознательное существует, конечно, в голове

каждого отдельного индивида, коллективное оно только потому,

что является одним и тем же у многих людей и тем самым объеди-

няет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами со-

держание коллективного бессознательного называется потому, что

это идущие из древних времен формы психических реалий, отра-

жаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что

они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конк-

ретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например,

архетип матери имеет некоторые обобщенные черты у каждого

народа, отличные от черт, приписываемых матери у других наро-



дов, есть и более обобщенный архетип матери — один и тот же

для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конк-

ретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с

взаимоотношениями с собственной матерью, но архетип органи-

зует и объединяет этот опыт.

47Архетипы заряжены для человека большим энергетическим

потенциалом, и обычно человек не может управлять собственны-

ми архетипами, скорее они управляют человеком. Они соответ-

ствуют некоторым важнейшим понятиям в жизни человека, свя-

занным с отношениями к родителям, рождению и смерти, вре-

мени и пространству, к душе и Богу.

Пример.

Побывав в Индии, К. Юнг отметил, что время у индусов организовано цик-

лично, поэтому все повторяется, и при этом жизнь там как бы застыла в одной

точке и то, что было пять тысяч лет назад, так же происходит и сейчас. Задача

индуса не добиться прогресса, а вырваться за эти круги кармы, освободиться

от постоянных повторений. На Западе же время представляется как непре-

рывно продолжающаяся вперед прямая линия, события не повторяются, че-

ловек не перевоплощается, но происходит непрерывный социальный прогресс

и задача личности — осваивать все новые территории и знания.

Невроз в современном мире, ощущение распада личности и

утраты смысла жизни по большей части происходят из-за изоля-

ции Эго-разума от бессознательного, что равносильно изоляции

от нашей души, от жизни духа. Можно сказать, что если мы не

идем к духу, то дух сам приходит к нам в образе невроза.

Личность каждого человека строится также в соответствии с

определенными личностными архетипами.

Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры

личности архетипов: это Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус,

Самость.

Персона — это то, какими мы представляем себя миру. Это наш

характер, наши социальные роли, одежда, которую мы предпо-

читаем носить, наш индивидуальный стиль выражения и т. п.

Эго — центр сознания, он создает ощущение последователь-

ности и направления в нашей сознательной жизни.

Тень — центр личного бессознательного, фокус для материала,

который был вытеснен из сознания, он включает тенденции,

желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются

индивидом как несовместимые с его персоной или противореча-

щие социальным стандартам и идеалам. Однако большая часть ас-

пектов нашей Тени на самом деле представляет для нас огромную

ценность, содержит много позитивной энергии, которую мы смо-

жем использовать, если сумеем интегрировать ее в нашу личность,

тем самым дополнив ее.

Анима и Анимус — это идеальные бессознательные структуры,

отражающие представление об образе женственности и, соответ-

ственно, мужественности. Все отношения с противоположным

полом находятся под сильным влиянием этих архетипов. Мужчи-

на стремится дополнить себя, найдя в реальности воплощение

своей Анимы, женщина, соответственно — Анимуса.

48Самость — центральный архетип, архетип порядка и целостно-

сти личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обяза-

тельно противостоят друг другу, они дополняют друг друга в це-

лостности, которая и есть самость [6]. Достижение самости (то,

что называется «найти себя») происходит примерно к 40 годам и

только в результате серьезной работы по постижению своего бес-

сознательного. Самость проявляется в форме мандалы (восточный

медитативно-религиозный символ), содержащей в себе круг (пол-

нота и целостность) и четырехчастные фигуры (крест или квад-

рат, обозначающие объединение противоположностей).

Глубже самости лежит коллективное бессознательное, содер-

жанием которого являются архетипы, одним из них является, с

точки зрения Юнга, и знаменитый Эдипов комплекс, не случай-

но нашедший свое отражение в древней мифологии. Таким обра-

зом, архетипы составляют фундамент, на котором строится чело-

веческая личность.

По Юнгу, каждый индивид обладает стремлением к индивиду-

ации, становлению единым, однородным существом, и посколь-

ку индивидуальность — это наша наиболее внутренняя, постоян-

ная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация

подразумевает становление собой или «самореализацию», это про-

цесс развития к целостности и благодаря этому — движение к

большей свободе. Этот процесс состоит в постижении своего бес-

сознательного, прежде всего своей самости, но также и в разво-

рачивании, проявлении своего бессознательного потенциала в

реальной жизни.

В то же время Юнгу принадлежит глубокая и детально разра-

ботанная типология личности. В основе этой типологии лежит

ставшее уже классическим понятие экстраверсии и интроверсии,

характеризующее человека, чья энергия (либидо) преимуще-

ственно направлена либо к внешнему, либо, соответственно, к

внутреннему миру. Никто не является чистым экстравертом или

интровертом, однако каждый индивид более склонен к одной из

этих направленностей.

Далее Юнг подразделяет людей по принципу доминирования

одной из основных четырех психологических функций: ощуще-

ний, интуиции, эмоций и мышления. Соответственно, можно

говорить об ощущающем (сенсорном), интуитивном, эмоциональ-

ном и мыслительном типах личности. В сочетании с качеством

экстраверсии или интроверсии уже получается восемь основных

типов, подробно охарактеризованных Юнгом в книге «Психоло-

гические типы». Современный подход к этому вопросу позволяет

выделить еще два типа: решающий и воспринимающий. Экстраверт

противоположен интроверту, решающий — воспринимающему,

мыслительный — эмоциональному, ощущающий — интуитивно-

му. Всего, таким образом, можно определить 16 основных типов

49личности (например, данный человек может быть экстравертом,

мыслительным, интуитивным и решающим, и т.п. 16 сочетаний

основных качеств).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.