|
Аналітична психотерапія К.Г. ЮнгаХотя Карл Густав Юнг был учеником Фрейда, его анализ чело- веческой психологии выходит далеко за рамки фрейдизма и вклю- чает в себя исследования восточных религий, алхимии, парапсихо- логии и мифологии. Он оказал, может быть, не меньшее влияние, чем Фрейд, на развитие западной философии и культуры. Основные идеи Главной идеей, предложенной К.Юнгом, можно считать идею существования наряду с индивидуальным бессознательным кол- лективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие для всего человечества формы мыслительных представлений (или древние образы), на- полняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональ- ным и образным содержанием. Архетип может найти свое выра- жение в целом ряде образов и идей, но сам он не сводится ни к одному своему частному выражению, он является смыслом, ко- торый стоит за всеми способами своего выражения. За подобные идеи Юнг заслужил у Фрейда прозвание «мисти- ка» и «святоши». Коллективное бессознательное существует, конечно, в голове каждого отдельного индивида, коллективное оно только потому, что является одним и тем же у многих людей и тем самым объеди- няет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами со- держание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отра- жаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конк- ретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты у каждого народа, отличные от черт, приписываемых матери у других наро- дов, есть и более обобщенный архетип матери — один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конк- ретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью, но архетип органи- зует и объединяет этот опыт. 47Архетипы заряжены для человека большим энергетическим потенциалом, и обычно человек не может управлять собственны- ми архетипами, скорее они управляют человеком. Они соответ- ствуют некоторым важнейшим понятиям в жизни человека, свя- занным с отношениями к родителям, рождению и смерти, вре- мени и пространству, к душе и Богу. Пример. Побывав в Индии, К. Юнг отметил, что время у индусов организовано цик- лично, поэтому все повторяется, и при этом жизнь там как бы застыла в одной точке и то, что было пять тысяч лет назад, так же происходит и сейчас. Задача индуса не добиться прогресса, а вырваться за эти круги кармы, освободиться от постоянных повторений. На Западе же время представляется как непре- рывно продолжающаяся вперед прямая линия, события не повторяются, че- ловек не перевоплощается, но происходит непрерывный социальный прогресс и задача личности — осваивать все новые территории и знания. Невроз в современном мире, ощущение распада личности и утраты смысла жизни по большей части происходят из-за изоля- ции Эго-разума от бессознательного, что равносильно изоляции от нашей души, от жизни духа. Можно сказать, что если мы не идем к духу, то дух сам приходит к нам в образе невроза. Личность каждого человека строится также в соответствии с определенными личностными архетипами. Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры личности архетипов: это Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость. Персона — это то, какими мы представляем себя миру. Это наш характер, наши социальные роли, одежда, которую мы предпо- читаем носить, наш индивидуальный стиль выражения и т. п. Эго — центр сознания, он создает ощущение последователь- ности и направления в нашей сознательной жизни. Тень — центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания, он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противореча- щие социальным стандартам и идеалам. Однако большая часть ас- пектов нашей Тени на самом деле представляет для нас огромную ценность, содержит много позитивной энергии, которую мы смо- жем использовать, если сумеем интегрировать ее в нашу личность, тем самым дополнив ее. Анима и Анимус — это идеальные бессознательные структуры, отражающие представление об образе женственности и, соответ- ственно, мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под сильным влиянием этих архетипов. Мужчи- на стремится дополнить себя, найдя в реальности воплощение своей Анимы, женщина, соответственно — Анимуса. 48Самость — центральный архетип, архетип порядка и целостно- сти личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обяза- тельно противостоят друг другу, они дополняют друг друга в це- лостности, которая и есть самость [6]. Достижение самости (то, что называется «найти себя») происходит примерно к 40 годам и только в результате серьезной работы по постижению своего бес- сознательного. Самость проявляется в форме мандалы (восточный медитативно-религиозный символ), содержащей в себе круг (пол- нота и целостность) и четырехчастные фигуры (крест или квад- рат, обозначающие объединение противоположностей). Глубже самости лежит коллективное бессознательное, содер- жанием которого являются архетипы, одним из них является, с точки зрения Юнга, и знаменитый Эдипов комплекс, не случай- но нашедший свое отражение в древней мифологии. Таким обра- зом, архетипы составляют фундамент, на котором строится чело- веческая личность. По Юнгу, каждый индивид обладает стремлением к индивиду- ации, становлению единым, однородным существом, и посколь- ку индивидуальность — это наша наиболее внутренняя, постоян- ная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация подразумевает становление собой или «самореализацию», это про- цесс развития к целостности и благодаря этому — движение к большей свободе. Этот процесс состоит в постижении своего бес- сознательного, прежде всего своей самости, но также и в разво- рачивании, проявлении своего бессознательного потенциала в реальной жизни. В то же время Юнгу принадлежит глубокая и детально разра- ботанная типология личности. В основе этой типологии лежит ставшее уже классическим понятие экстраверсии и интроверсии, характеризующее человека, чья энергия (либидо) преимуще- ственно направлена либо к внешнему, либо, соответственно, к внутреннему миру. Никто не является чистым экстравертом или интровертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих направленностей. Далее Юнг подразделяет людей по принципу доминирования одной из основных четырех психологических функций: ощуще- ний, интуиции, эмоций и мышления. Соответственно, можно говорить об ощущающем (сенсорном), интуитивном, эмоциональ- ном и мыслительном типах личности. В сочетании с качеством экстраверсии или интроверсии уже получается восемь основных типов, подробно охарактеризованных Юнгом в книге «Психоло- гические типы». Современный подход к этому вопросу позволяет выделить еще два типа: решающий и воспринимающий. Экстраверт противоположен интроверту, решающий — воспринимающему, мыслительный — эмоциональному, ощущающий — интуитивно- му. Всего, таким образом, можно определить 16 основных типов 49личности (например, данный человек может быть экстравертом, мыслительным, интуитивным и решающим, и т.п. 16 сочетаний основных качеств).
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|