Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфіка терапевтичного впливу в екзистенціальній психотерапії





Основной задачей логотерапии (так В. Франки назвал создан-

ное им направление психотерапии) является помощь клиенту в

воссоздании утерянного смысла жизни, преодолении экзистен-

циального вакуума.

Логотерапия включает в себя обучение клиентов взятию на себя

ответственности, а также работу по разблокированию стремления

клиентов к смыслу. Для этого проводится работа по углублению

экзистенциального сознания, клиентам оказывается помощь в выс-

лушивании ими голоса своего сознания в процессе поиска смысла.

Консультант ставит перед клиентом вопросы о смысле жизни

и помогает ему искать ответы, он ведет с клиентом сократичес-

кий диалог для приведения последнего к пониманию осмыслен-

ности своей жизни.

Также применяется метод логодрамы (проживание в воображе-

нии различных ситуаций, выявляющих отношение клиента к смыслу

жизни). В некоторых случаях консультант предлагает клиенту свое

видение смысла его жизни, а также анализ сновидений.

Охарактеризуем еще два оригинальных метода логотерапии:

технику парадоксальной интенции и технику дерефлексии.

Франкл следующим образом описывает механизмы возникно-

вения фобий (навязчивых страхов) и невроза навязчивых состоя-

ний.

В первом случае (рис. 6, а) некоторый симптом (например,

боль в сердце или головокружение), испытываемый в некоторой

ситуации, вызывает у клиента страх, что этот симптом может

усилиться или повториться. Этот страх действительно приводит

к тому, что симптом усиливается или повторяется. Это, в свою

очередь, приводит к усилению страха и снова к усилению симп-

тома и т.д. Со временем это круговое взаимоусиление симптома

и страха начинает происходить очень быстро, так что клиент уже

не замечает самого процесса, но испытывает страх в исходной

ситуации (например, в лифте), поэтому он начинает ее избегать.

Сфера ситуаций, только похожих на первичную, может также

начать вызывать страх, и клиент может, например, начать бояться уже всех закрытых транспортных средств или всех закрытых по-

мещений.

В случае же возникновения навязчивых состояний (навязчивые

мысли или действия) клиент испытывает их гнет и пытается их

подавить, оттолкнуть от себя. Это противодействие, однако, лишь

усиливает первоначальное давление (рис. 6, б). Понятно, что чем

больше человек старается не думать о чем-либо, тем больше эти

мысли «лезут в голову». В отличие от фобий здесь наблюдается не

бегство от состояния, но борьба с ним.

Применяемая в этих случаях техника парадоксальной интенции

состоит в том, чтобы клиент захотел осуществления того (при

фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навяз-

чивых состояний), чего он так опасается. Тем самым прекращается

избегание симптома или борьба с ним, и симптом достаточно

быстро исчезает.

Второй специфический метод логотерапии — метод дерефлек-

сии состоит в том, чтобы перенести внимание с себя или желаемого

для себя результата на другого человека или дело.

 

Трансперсональна психотерапія

Трансперсональную психотерапию можно назвать духовной

психотерапией или психотерапией, выходящей за пределы тради-

ционного понимания личности, стремящейся найти ответы в

сверхличном.

Трансперсональным идеям отдали дань многие психологи, это

и К. Юнг, и А. Маслоу, и, по сути дела, В.Франкл, но все-таки

наиболее правильно было бы выделить три основные ветви этого

направления: психосинтез Р.Ассаджоли, холотропную терапию

С. Грофа и медитативную психотерапию.

Основні ідеї та представники трансперсональної психотерапії

Психосинтез утверждает, что в каждом индивиде имеется ду-

ховный центр. Существуют способы, активизирующие энергию

духовного центра, которая затем творчески и гармонично про-

является в нашей жизнедеятельности. Основная задача психосин-

теза — развитие высших качеств личности.

Роберто Ассаджоли разработал модель человеческой психики,

где центральными понятиями являются Я и «Трансперсональное

Я» (см. рис. 7).

Низшее бессознательное практически тождественно тому, что все

направления терапии понимают под бессознательным.

Среднее бессознательное подобно предсознательному в понима-

нии З.Фрейда.

Высшее бессознательное или сверхсознательное содержит наши

высшие стремления (альтруистическая любовь, поиск смысла жиз-

ни и т.д.). Я— это наша сущность и представляет врожденную спо-

собность человека к неограниченному развитию. Человек может

отождествлять себя с содержанием своего сознания, отделять себя

от данного содержания или же просто наблюдать его.

По мере развития Я отождествляется со все более высокими ус-

тремлениями и идеями. Трансперсональное Я — идентичность, кото-

рая распространяется за пределы частного существования индиви да. Коллективное бессознательное понимается по аналогии с идея-

ми К. Юнга.

Другой идеей, чрезвычайно часто используемой и в других

школах психотерапии, была концепция о субличностях, состав-

ляющих целостную на первый взгляд личность. Субличность можно

определить как полупостоянную и полуавтономную область лично-

сти, которая может действовать как отдельная личность. Суб-

личности являются энергетическими психодинамическими струк-

турами. Не все их качества хороши, часто между субличностями

внутри данного индивида существует конфликт, некоторые из

субличностей не осознаются. Развитие индивида происходит преж-

де всего через познание своих субличностей и гармонизацию их

взаимоотношений, через более адекватное использование их энер-

гии.

 

Особливості терапевтичного впливу в трансперсональній психотерапії

Психосинтез является процессом гармонизации и интеграции

порой противоположных элементов (субличностей). Эта гармони-

зация и интеграция возможны благодаря наличию центра созна-

ния и воли (то, что называется Я).

Для осуществления этой работы прежде всего необходимо об-

наружить различные субличности, которые соответствуют каким-

то нашим важнейшим потребностям и моделям поведения. Далее

представляется образ той или иной субличности и с ней ведется

диалог для выяснения ее основных целей, функций и желаний.

Выясняется также, от чего эта часть личности защищает индиви-

да, каковы ее искаженные и скрытые (потенциальные) качества.Далее находится способ гармонизации этой субличности и интег-

рации с ней.

Также в рамках психосинтеза часто используются направлен-

ные медитации (см. ниже), т.е. медитации на определенную тему,

например на тему какого-то психологического качества: Радость,

Воля, Мужество, Сострадание, Покой, Энергия и т.п. Или меди-

тации на темы некоторых архетипических образов: Огонь, Солн-

це, Небо, Корабль и т.д. При этом приводятся инструкции, на-

правляющие внимание индивида на тот или иной аспект этого

образа и психологическое принятие этого аспекта как некоторо-

го трансперсонального феномена (например, раствориться в не-

бе... стать бескрайним небом).

 

Холотропна терапія С. Грофа







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.