|
Специфіка терапевтичного впливу в екзистенціальній психотерапіїОсновной задачей логотерапии (так В. Франки назвал создан- ное им направление психотерапии) является помощь клиенту в воссоздании утерянного смысла жизни, преодолении экзистен- циального вакуума. Логотерапия включает в себя обучение клиентов взятию на себя ответственности, а также работу по разблокированию стремления клиентов к смыслу. Для этого проводится работа по углублению экзистенциального сознания, клиентам оказывается помощь в выс- лушивании ими голоса своего сознания в процессе поиска смысла. Консультант ставит перед клиентом вопросы о смысле жизни и помогает ему искать ответы, он ведет с клиентом сократичес- кий диалог для приведения последнего к пониманию осмыслен- ности своей жизни. Также применяется метод логодрамы (проживание в воображе- нии различных ситуаций, выявляющих отношение клиента к смыслу жизни). В некоторых случаях консультант предлагает клиенту свое видение смысла его жизни, а также анализ сновидений. Охарактеризуем еще два оригинальных метода логотерапии: технику парадоксальной интенции и технику дерефлексии. Франкл следующим образом описывает механизмы возникно- вения фобий (навязчивых страхов) и невроза навязчивых состоя- ний. В первом случае (рис. 6, а) некоторый симптом (например, боль в сердце или головокружение), испытываемый в некоторой ситуации, вызывает у клиента страх, что этот симптом может усилиться или повториться. Этот страх действительно приводит к тому, что симптом усиливается или повторяется. Это, в свою очередь, приводит к усилению страха и снова к усилению симп- тома и т.д. Со временем это круговое взаимоусиление симптома и страха начинает происходить очень быстро, так что клиент уже не замечает самого процесса, но испытывает страх в исходной ситуации (например, в лифте), поэтому он начинает ее избегать. Сфера ситуаций, только похожих на первичную, может также начать вызывать страх, и клиент может, например, начать бояться уже всех закрытых транспортных средств или всех закрытых по- мещений. В случае же возникновения навязчивых состояний (навязчивые мысли или действия) клиент испытывает их гнет и пытается их подавить, оттолкнуть от себя. Это противодействие, однако, лишь усиливает первоначальное давление (рис. 6, б). Понятно, что чем больше человек старается не думать о чем-либо, тем больше эти мысли «лезут в голову». В отличие от фобий здесь наблюдается не бегство от состояния, но борьба с ним. Применяемая в этих случаях техника парадоксальной интенции состоит в том, чтобы клиент захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навяз- чивых состояний), чего он так опасается. Тем самым прекращается избегание симптома или борьба с ним, и симптом достаточно быстро исчезает. Второй специфический метод логотерапии — метод дерефлек- сии состоит в том, чтобы перенести внимание с себя или желаемого для себя результата на другого человека или дело.
Трансперсональна психотерапія Трансперсональную психотерапию можно назвать духовной психотерапией или психотерапией, выходящей за пределы тради- ционного понимания личности, стремящейся найти ответы в сверхличном. Трансперсональным идеям отдали дань многие психологи, это и К. Юнг, и А. Маслоу, и, по сути дела, В.Франкл, но все-таки наиболее правильно было бы выделить три основные ветви этого направления: психосинтез Р.Ассаджоли, холотропную терапию С. Грофа и медитативную психотерапию. Основні ідеї та представники трансперсональної психотерапії Психосинтез утверждает, что в каждом индивиде имеется ду- ховный центр. Существуют способы, активизирующие энергию духовного центра, которая затем творчески и гармонично про- является в нашей жизнедеятельности. Основная задача психосин- теза — развитие высших качеств личности. Роберто Ассаджоли разработал модель человеческой психики, где центральными понятиями являются Я и «Трансперсональное Я» (см. рис. 7). Низшее бессознательное практически тождественно тому, что все направления терапии понимают под бессознательным. Среднее бессознательное подобно предсознательному в понима- нии З.Фрейда. Высшее бессознательное или сверхсознательное содержит наши высшие стремления (альтруистическая любовь, поиск смысла жиз- ни и т.д.). Я— это наша сущность и представляет врожденную спо- собность человека к неограниченному развитию. Человек может отождествлять себя с содержанием своего сознания, отделять себя от данного содержания или же просто наблюдать его. По мере развития Я отождествляется со все более высокими ус- тремлениями и идеями. Трансперсональное Я — идентичность, кото- рая распространяется за пределы частного существования индиви да. Коллективное бессознательное понимается по аналогии с идея- ми К. Юнга. Другой идеей, чрезвычайно часто используемой и в других школах психотерапии, была концепция о субличностях, состав- ляющих целостную на первый взгляд личность. Субличность можно определить как полупостоянную и полуавтономную область лично- сти, которая может действовать как отдельная личность. Суб- личности являются энергетическими психодинамическими струк- турами. Не все их качества хороши, часто между субличностями внутри данного индивида существует конфликт, некоторые из субличностей не осознаются. Развитие индивида происходит преж- де всего через познание своих субличностей и гармонизацию их взаимоотношений, через более адекватное использование их энер- гии.
Особливості терапевтичного впливу в трансперсональній психотерапії Психосинтез является процессом гармонизации и интеграции порой противоположных элементов (субличностей). Эта гармони- зация и интеграция возможны благодаря наличию центра созна- ния и воли (то, что называется Я). Для осуществления этой работы прежде всего необходимо об- наружить различные субличности, которые соответствуют каким- то нашим важнейшим потребностям и моделям поведения. Далее представляется образ той или иной субличности и с ней ведется диалог для выяснения ее основных целей, функций и желаний. Выясняется также, от чего эта часть личности защищает индиви- да, каковы ее искаженные и скрытые (потенциальные) качества.Далее находится способ гармонизации этой субличности и интег- рации с ней. Также в рамках психосинтеза часто используются направлен- ные медитации (см. ниже), т.е. медитации на определенную тему, например на тему какого-то психологического качества: Радость, Воля, Мужество, Сострадание, Покой, Энергия и т.п. Или меди- тации на темы некоторых архетипических образов: Огонь, Солн- це, Небо, Корабль и т.д. При этом приводятся инструкции, на- правляющие внимание индивида на тот или иной аспект этого образа и психологическое принятие этого аспекта как некоторо- го трансперсонального феномена (например, раствориться в не- бе... стать бескрайним небом).
Холотропна терапія С. Грофа Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|