Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расширение концепции «линейного » времени





 

Далее Аристотель подчеркивает, что линейный метод восприятия и измерения времени – всего один из возможных и особенно полезен по отношению к тому, что он называл «механическими причинами». Влияние времени на биологические и ментальные феномены он рассматривал иначе:

 

Отсюда и обычная поговорка: человеческие дела называют круговоротом и переносят это название на все прочее, чему присущи природное движение, возникновение и гибель. И это потому, что все перечисленное оценивается временем и приходит к концу и к началу, как бы определенным образом чередуясь, ибо и само время кажется каким-то кругом. А оно, в свою очередь, кажется кругом потому, что оно мера подобного движения и само им измеряется. Таким образом, называть совершающееся [в мире] вещей круговоротом – значит утверждать, что существует какой-то круг времени, – и это потому, что время измеряется круговращением.

 

Аристотель считал, что время, связанное с механическими процессами, можно представить с помощью классической «линии времени». Однако время, связанное с органическими процессами, включающее «естественные движения, приходящие и уходящие», лучше представить в форме кругов и «циклов».

 

 

«Круговая», или циклическая, линия времени

 

Разные способы восприятия времени обращают наше внимание на разные подходы и разные аспекты ситуации. Например, если мы воспринимаем время как цикл, то будем оценивать и осмыслять события окружающего мира не так, как если бы воспринимали время линейно.

В некоторых культурах, например на Бали, принято воспринимать время циклично, а не линейно. Здесь время измеряется в перекрывающихся циклах: 2 дня, 7 дней, 72 дня, 72 года и так далее. Балийцы планируют социальное взаимодействие, церемонии и важные события в зависимости от дат этих событий в одном из циклов или на их пересечении. Поэтому их ощущение «реальности» совершенно не такое, как у большинства жителей Запада.

Западное восприятие времени основано на линейном подходе и описывается в терминах отдельных единиц – мгновений, секунд, часов, недель и так далее. В культуре, не воспринимающей феномен времени в виде отдельных отрезков или линии, «сейчас» и «всегда» могут существовать одновременно. «Прошлое» и «будущее» – не сегменты непрерывной линии, они не удалены от настоящего. Скорее, это рамки времени, содержащие знание, которое формирует текущий опыт и влияет на него.

 

 

В культурах, где время воспринимается нелинейно, «прошлое» и «будущее» – рамки знания, которые формируют текущий опыт и влияют на него

 

«Нитка бус» Уильяма Джеймса

 

В конце XIX века выдающийся психолог Уильям Джеймс в своей основополагающей книге «Принципы психологии» (1890) тоже писал о восприятии времени. Джемс связывал восприятие времени с нашим осознанием того, что он называл «потоком сознания». Он сравнивал «состав сознания» с «ниткой бус, состоящих из ощущений и образов, отдельных друг от друга…» С этой точки зрения наше восприятие времени является функцией позиции нашего сознания на «нитке бус». Джеймс пишет:

 

Думать о чем-то как о «прошлом» – значит мыслить его среди объектов или в направлении объектов, которые в настоящий момент связаны с его качеством.

 

Еще один важный аспект аналогии с «ниткой бус» состоит в том, что ниткой можно манипулировать. Ее можно сложить или свернуть так, что те или иные бусины могут оказаться рядом с любыми другими. Если мы складываем нитку бус определенным образом, бусины из «прошлого» могут оказаться рядом с бусинами, представляющими «настоящее».

 

 

Концепция восприятия времени Уильяма Джеймса как «нитки бус», состоящей из разных ощущений

 

Комментарий Джеймса о том, что основной элемент восприятия времени – это «направление», также важен, потому что подчеркивает вопрос нашей вовлеченности в наше собственное восприятие времени. Джеймс пишет: «Единица нашего восприятия времени – это длительность, имеющая „нос“ и „корму“». Можно сказать, что восприятие времени напоминает лодку в потоке сознания. Что бы ни находилось перед ее «носом» – это будущее. То, что находится за «кормой», – это прошлое. Если что-то исчезает из виду, это указывает, как далеко в прошлом или в будущем это находится. Джеймс описывает это так:

 

Это нечто вроде проекции прошлых объектов на настоящее содержание сознания, словно пейзаж, лежащий перед объективом фотоаппарата.

 

Как предполагают образы «пейзажа» или «потока», Джеймс добавляет к концепции времени Аристотеля способность двигаться или менять положение по отношению к разным отрезкам времени. При этом время не имеет единственного, неизменного значения. Скорее, наше положение и точка зрения по отношению ко времени определяют наше отношение к событиям нашей жизни и их важность.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.