Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Общий очерк развития античной психологической мысли.





Социально-политические процессы в древней Греции, вызвавшие быстрое накопление знаний, переход от теологической к философской стадии развития науки. Зарождение философских школ в древней Греции; поворот к новым представлениям о психической жизни. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит. Пифагор и его школа. Философы 5 в. до н.э.: Демокрит, Гиппократ, Анаксагор. Ксенофан и Элейская школа (Парменид, Зенон). Эмпедокл.

Тема 4. Психологическая мысль в период расцвета древнегреческой цивилизации.

От космоса к человеку и обществу: софисты (Протагор, Горгий). Сократ и его диалектический метод. Жизнь и творчество Платона; Академия. Учение Платона о душе. Картина бытия по Платону; противоставление мыслимого чувственному. Киники (Антисфен, Диоген), киренаики (Аристипп).

Тема 5. Учение Аристотеля о душе - вершина развития античной психологии.

Жизненный путь Аристотеля. Психологическая система Аристотеля. Душа как энтелехия живого тела. Виды души. Учение Аристотеля о познании, чувствах и воле. Ученики Аристотеля -перипатетики (Теофраст “Характеры).

Тема 6. Философско-психологическая мысль античности после Аристотеля

Нравственно-этические учения Эпикура и эпикурейцев (Лукреций Кар), стоиков (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий), скептиков (Пиррон), герметиков, гностиков (Плотин). Достижения александрийских врачей (Герофил, Эразистрат). Гален и его представления о “распознавании. Общий итог развития психологических знаний в античную эпоху.

Тема 7. Психологические идеи в средние века.

Поглощение философии теологией (возврат на теологическую стадию развития науки). Представления о душевной жизни в раннехристианском богословии. Августин как родоначальник метода интроспекции. Скотт Эриугена и Альберт фон Больштедт. Схоластическая система Фомы Аквинского. Номинализм и реализм. Роджер Бэкон, Дунс Скотт, Уильям Оккам и его трактовка системы знаков; "бритва Оккама". Абеляр и концепция двойственной истины. Рационализм и мистицизм.

Арабоязычная культура как соединительное звено между античностью и новым временем. Ибн-Сина и его учение о психофизиологических функциях. Ибн аль-Хайсам и исследования зрительного восприятия. Ибн-Рушд: аверроизм и концепция об интеллектуальном равенстве. Экспериментальное исследование психических феноменов на Востоке. Влияние арабской науки на психолого-философскую мысль Западной Европы.

Тема 8. Психологическая мысль в эпоху Возрождения.

Исторические особенности периода Ренессанса в Европе; пантеизм как переход к материалистическому мировоззрению. Леонардо да Винчи и его “наука живописи. А.Везалий: появление научной анатомии. Гуманизм: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтень. Гуманистическая психологическая теория Х.Л.Вивеса; Хуан Уарте как родоначальник дифференциальной психологии. Научная революция в Европе. Френсис Бэкон и его Новый Органон, пропаганда экспериментального метода.

Тема 9. Психологические учения 17 в.

Рене Декарт и постановка психофизической проблемы; его учение о рефлексе. Механистический детерминизм, рационализм. Разработка учения о сознании, об аффектах (“страстях души”), о соотношении физического и психического у Б.Спинозы; учение Спинозы о побудительных силах поведения, об аффектах и человеческой свободе. Английские философы-материалисты Т.Гоббс (эпифеноменализм и учение о способностях) и Дж.Локк (учение о происхождении всего знания из опыта; о простых и сложных идеях, об ассоциации идей). Полемика рационалиста Г.В.Лейбница с эмпиристом Локком. Различение Лейбницем перцепции и апперцепции, понятие о бессознательном.

Тема 10. Развитие психологии во Франции 17-18 вв.

Персоналисты - Б.Паскаль, Ж.Лабрюйер, Ф. де Ларошфуко. Психолого-педагогическое направление эпохи Просвещения. Деизм Ш.Монтескье и Ф.М.Вольтера. Социальный утопизм и педагогические идеи Ж.Ж.Руссо. Энциклопедия и энциклопедисты. Материализм и сенсуализм Ж.О.Ламетри, Д.Дидро, Э.Б.Кондильяка (“статуя Кондильяка”), П.Гольбаха, К.А.Гельвеция.

Тема 11. Английская ассоциативная психология

Субъективно-идеалистическое учение Дж.Беркли (“Опыт новой теории зрения”). Учение о вибрациях Дэвида Гартли. Агностицизм Д.Юма. Джеймс Милль и “ Джон Стюарт Милль. А.Бэн

Тема 12. Психологические идеи немецкой классической философии.

Психология в работах Х. Вольфа. Психологические взгляды родоначальника немецкой классической философии И. Канта. Этнопсихологические воззрения Г. Гердера. Роль психологии в философской системе Г. Гегеля.

Тема 13. Подготовка к выделению психологии в самостоятельную науку.

Три источника новой психологии: 1) физиология органов чувств: Т.Браун, Ч.Белл, Ф.Мажанди, М.Холл, И.Мюллер, Г.Гельмгольц, Э.Пфлюгер, Я.Пуркинье; 2) исследование времени реакции от конца XYIII в. до Ф.Дондерса; 3) психофизика: Э.Вебер, Г.- Т.Фехнер. Исследование порогов ощущений и закон Фехнера.

Тема 14. В.Вундт и создание экспериментальной психологии.

Вильгельм Вундт и его лаборатория в Лейпциге (1879). Создание института экспериментальной психологии в Лейпциге (1881). Физиологическая психология Вундта - первая программа психологии как самостоятельной науки, основанной на эксперименте и самонаблюдении. Учение Вундта о психических элементах, связях элементов и законах психической жизни. Психология народов.

Тема 15. Психологические исследования в Америке в конце 19 века.

Своеобразие культурно-исторических условий в США и их влияние на развитие и направление психологических идей. Теория “потока сознания” Уильяма Джемса. Функционалистская психология: Дж.Дьюи, Дж.Кеттел, Э.Торндайк. Рождение психологии труда: Г. Мюнстерберг, Ф.У.Тейлор. У.МакДауголл (“Социальная психология”)

Тема 16. Экспериментально-психологические исследования в Великобритании в конце19 века.

Ф.Гальтон и возникновение психологии индивидуальных различий., антропометрическая лаборатория и первые тесты, близнецовый метод, евгеника. Начало применения статистических методов, Ч.Спирмен. Влияние идей Ч.Дарвина на развитие психологии.Психология Г. Спенсера.

Тема 17. Развитие психологической науки во Франции в конце 19 века.

Французская психиатрическая школа: Ж.Шарко, П.Жане, И.Бернгейм. Работы Т.Рибо. Исследования возрастных и индивидуальных различий: А. Бине, Б.Бурдон. Концепция IQ. Французская социологическая школа. Эмиль Дюркгейм о социальной обусловленности сознания. Теория первобытного мышления Л.Леви-Брюля.


Тема 18. Состояние психологической науки на рубеже 19-20 вв.

Исследования психических процессов. Г.Эббингауз и Г.Мюллер. Развитие детской психологии (В.Штерн, К.Бюлер, К.Гросс). Зоопсихологические исследования. Теория актов сознания Ф.Брентано. Ученики Брентано К.Штумпф и Э.Гуссерль. Понимающая” психология В.Дильтея. Джордж Мид и ролевая теория личности. Основатель социометрии Джекоб Морено. Основатель педологии С.Холл. Первый кризис в психологии. Начало эпохи школ в психологии.

Тема 19. Развитие интроспективной психологии

Структурализм Э.Б.Титченера. Исследование мышления в Вюрцбургской школе (О.Кюльпе, Уатт, А.Мессер, К.Марбе, К.Бюлер, Н.Ах, О.Зельц). Систематическое экспериментальное самонаблюдение”и реконструкция мыслительной деятельности по ретроспективному отчету. Категории “задача”, “цель”.

Тема 20. Бихевиоризм.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.