|
IV) Анализ основных компонентов внешней среды.Анализ внешней среды организации проводится с использованием различных методик, которые в итоге образуют многофакторный системный анализ внешней среды (учитывающий ключевые факторы как микро-, так и макроокружения).
Анализ основных компонентов внешней среды может осуществляться следующими методами:
1. PEST-анализ (policy – политико-правовые факторы, economy – экономические факторы, society – социокультурные факторы, technology – технологические факторы)
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то, чтобы не увязнуть в анализе, рекомендуется ограничиваться сферами макроокружения, которые имеют существенное значение для стратегии организации. Матрица предусматривает создание сценариев развития макроокружения. и выглядит следующим образом:
Изменения макросреды влияют на стратегические позиции предприятия на рынке, воздействуют на элементы микросреды. Поэтому целью макросреды является отслеживание (мониторинг) и анализ тенденций/событий, неподконтрольных предприятию, которые могут повлиять на потенциальную эффективность его стратегии.
Для анализа и прогноза развития макросреды используются разнообразные методы: прогнозирование отдельных тенденций и событий, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ, широко используются экспертные методы.
К сожалению, указанные методы пока не получили в российской практике широкого распространения по разным причинам, в том числе из-за отсутствия надежной информационной базы.
2. SWOT-анализ (Сила, Слабость, Возможности, Угрозы)
Основной аналитический инструмент стратегического менеджмента. Комплексное изучение факторов внешней (угрозы и возможности) и внутренней среды (сильные и слабые стороны).
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Цели анализа: - формирование альтернативных стратегических решений - развитие конкурентных преимуществ - системный анализ ресурсных возможностей - выявление соответствия внутренних ресурсов и возможностей стратегическим задачам - выделение инвестиционных приоритетов и оценка инвестиционной привлекательности предприятия - выявление резервов и направлений адаптации к стратегическим изменениям
Сильные стороны: выдающаяся компетентность, адекватные финансовые ресурсы, высокая квалификация, хорошая репутация у покупателей, известный лидер рынка, изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации, возможность получения экономии от роста объема производства, защищенность от сильных конкурентов, подходящая технология, преимущества в области издержек, преимущества в области конкуренции, наличие инновационных способностей и возможности их реализации, проверенный временем менеджмент.
Слабые стороны: нет ясных стратегических направлений, ухудшающаяся конкурентная позиция, устаревшее оборудование, более низкая прибыльность потому, что…, недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами, отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности, плохое отслеживание процесса выполнения стратегии, мучение с внутренними производственными проблемами, уязвимость по отношению к конкурентному давлению, отставание в области исследований и разработок, очень узкая производственная линия, слабое представление о рынке, конкурентные недостатки, ниже среднего маркетинговые способности, неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии. Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж или прибыли, например, снижение налогов, ослабление конкурентов, выход на новые рынки, расширение производственной линии и т.д., все то, что усиливает и обеспечивает конкурентные преимущества.
Угрозы – это отрицательные тенденции и явления, которые при отсутствии соответствующей реакции предприятия приводят к значительному уменьшению объема продаж и прибыли, например, усиление конкуренции, государственное регулирование, обвал цен на энергоресурсы, рост продаж товаров-субститутов, замедление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения и т.д.
И сильные, и слабые стороны выявляются на основе сравнительного анализа предприятия относительно основных конкурентов или заданных нормативов. Сначала проводится анализ сильных и слабых сторон отдельных бизнес-единиц, результаты которого сводятся в единый комплексный общеорганизационный анализ.
Анализ не исчерпывается списком факторов, главное – установить между ними взаимосвязи посредством перекрестной матрицы. Возможность – увеличение спроса на продукцию отрасли, сильная сторона – новейшие технологические линии, которых нет у конкурентов. Вместе создают конкурентные преимущества. Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угроза, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.
Пример «Первичный СВОТ-анализ компании «Аэрофлот» Возможности – регионы России, где господствуют местные авиаперевозчики; увеличение потребности в авиаперевозках в мире. Угрозы – низкая покупательная способность россиян, рост цен на традиционных курортах, конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков. Сильные – географическое положение, разветвленная инфраструктура. Слабые – старый авиапарк, неэффективная эксплуатация части линий, отсутствие единой информационной системы (1998г.)
Тема 3: Лекция №2. Стратегический анализ как исходный ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|