Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







IV) Анализ основных компонентов внешней среды.





Анализ внешней среды организации проводится с использованием различных методик, которые в итоге образуют многофакторный системный анализ внешней среды (учитывающий ключевые факторы как микро-, так и макроокружения).

 

Анализ основных компонентов внешней среды может осуществляться следующими методами:

 

1. PEST-анализ (policy – политико-правовые факторы, economy – экономические факторы, society – социокультурные факторы, technology – технологические факторы)

 

Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то, чтобы не увязнуть в анализе, рекомендуется ограничиваться сферами макроокружения, которые имеют существенное значение для стратегии организации. Матрица предусматривает создание сценариев развития макроокружения. и выглядит следующим образом:

 

Политико-правовые факторы: -правительственная нестабильность - налоговая политика и законодательство в этой сфере - антимонопольное законодательство - законы по охране природной среды - регулирование занятости населения - внешнеэкономическое законодательство - позиции государства по отношению к иностранному капиталу - профсоюзы и другие группы давления (политического, экономического и т.п.) Экономические факторы: -тенденции валового национального продукта - стадия делового цикла - процентная ставка и курс национальной валюты - количество денег в обращении - уровень инфляции - уровень безработицы - контроль над ценами и заработной платой - цены на энергоресурсы - инвестиционная политика
Социокультурные факторы: -демографическая ситуация населения - стиль жизни, обычаи и привычки - социальная мобильность населения - активность потребителей Технологические факторы6 - затраты на НИОКР из разных источников - защита интеллектуальной собственности - государственная политика в области НТП - новые продукты (скорость обновления, источники идей)

 

Изменения макросреды влияют на стратегические позиции предприятия на рынке, воздействуют на элементы микросреды. Поэтому целью макросреды является отслеживание (мониторинг) и анализ тенденций/событий, неподконтрольных предприятию, которые могут повлиять на потенциальную эффективность его стратегии.

 

Для анализа и прогноза развития макросреды используются разнообразные методы: прогнозирование отдельных тенденций и событий, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ, широко используются экспертные методы.

 

К сожалению, указанные методы пока не получили в российской практике широкого распространения по разным причинам, в том числе из-за отсутствия надежной информационной базы.

 

2. SWOT-анализ (Сила, Слабость, Возможности, Угрозы)

 

Основной аналитический инструмент стратегического менеджмента. Комплексное изучение факторов внешней (угрозы и возможности) и внутренней среды (сильные и слабые стороны).

 

Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

 

 

Сильные стороны   Возможности  
  Слабые стороны   Угрозы

 

 

Цели анализа:

- формирование альтернативных стратегических решений

- развитие конкурентных преимуществ

- системный анализ ресурсных возможностей

- выявление соответствия внутренних ресурсов и возможностей стратегическим задачам

- выделение инвестиционных приоритетов и оценка инвестиционной привлекательности предприятия

- выявление резервов и направлений адаптации к стратегическим изменениям

 

Сильные стороны: выдающаяся компетентность, адекватные финансовые ресурсы, высокая квалификация, хорошая репутация у покупателей, известный лидер рынка, изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации, возможность получения экономии от роста объема производства, защищенность от сильных конкурентов, подходящая технология, преимущества в области издержек, преимущества в области конкуренции, наличие инновационных способностей и возможности их реализации, проверенный временем менеджмент.

 

Слабые стороны: нет ясных стратегических направлений, ухудшающаяся конкурентная позиция, устаревшее оборудование, более низкая прибыльность потому, что…, недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами, отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности, плохое отслеживание процесса выполнения стратегии, мучение с внутренними производственными проблемами, уязвимость по отношению к конкурентному давлению, отставание в области исследований и разработок, очень узкая производственная линия, слабое представление о рынке, конкурентные недостатки, ниже среднего маркетинговые способности, неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж или прибыли, например, снижение налогов, ослабление конкурентов, выход на новые рынки, расширение производственной линии и т.д., все то, что усиливает и обеспечивает конкурентные преимущества.

 

Угрозы – это отрицательные тенденции и явления, которые при отсутствии соответствующей реакции предприятия приводят к значительному уменьшению объема продаж и прибыли, например, усиление конкуренции, государственное регулирование, обвал цен на энергоресурсы, рост продаж товаров-субститутов, замедление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения и т.д.

 

И сильные, и слабые стороны выявляются на основе сравнительного анализа предприятия относительно основных конкурентов или заданных нормативов. Сначала проводится анализ сильных и слабых сторон отдельных бизнес-единиц, результаты которого сводятся в единый комплексный общеорганизационный анализ.

 

Анализ не исчерпывается списком факторов, главное – установить между ними взаимосвязи посредством перекрестной матрицы. Возможность – увеличение спроса на продукцию отрасли, сильная сторона – новейшие технологические линии, которых нет у конкурентов. Вместе создают конкурентные преимущества.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угроза, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

 

Пример «Первичный СВОТ-анализ компании «Аэрофлот»

Возможности – регионы России, где господствуют местные авиаперевозчики; увеличение потребности в авиаперевозках в мире. Угрозы – низкая покупательная способность россиян, рост цен на традиционных курортах, конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков. Сильные – географическое положение, разветвленная инфраструктура. Слабые – старый авиапарк, неэффективная эксплуатация части линий, отсутствие единой информационной системы (1998г.)

 


Тема 3: Лекция №2. Стратегический анализ как исходный







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.