Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогические ситуации и тексты для анализа





1. Студент Т. В. пединститута был направлен для прохождения педагогической практики в сельскую школу. Сам он закончил городскую среднюю школу, села не знал. Практика прошла успешно, впечатлений было много, и Т. В. делился ими со своими однокурсниками.

– Меня поразило,– рассказывал Т. В.,– как деревенские ребята тонко чувствуют красоту. У них особое эстетическое видение. Пригласили меня на работу. Встали в 4 часа утра. Только занималась заря. Они любовались восходом солнца, пением птиц, приседали возле травинок и показывали мне на бусинки утренней росы. И вообще я был в восторге и от ребят, и от красоты природы. Что ни говорите, а я свое мнение о сельских детях изменил. Не думал я, что у них такой высокий уровень эстетического воспитания.

– Ты ошибаешься,– начала возражать Т. В. Лена А.– Никакой это не показатель эстетического воспитания сельских учеников. А они разбираются в музыке, изобразительном искусстве, в театрах были?

– Не в этом суть, Лена,– отстаивал свою позицию Т. В.– Не только музыка, театр формируют чувство прекрасного.

– Во всяком случае, и не росинки-былинки,– на сдавалась Лена А.

1. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу.

2. Считаете ли вы, что деревенские ребята достигли определенного уровня эстетического воспитания? Если да, то что способствовало этому?

Педагогический совет школы готовился рассматривать на своем заседании вопрос о состоянии и путях улучшения физического воспитания в школе. Все было направлено на решение этих вопросов. В школе был объявлен месячник физического воспитания. Учительница русского языка Н. В. на каждом уроке предлагала учащимся записывать предложения, отрывки из газет, в которых рассказывалось о достижениях отечественных спортсменов. Даже тексты для изложений, темы для сочинений подбирались с тематикой физического воспитания. После посещений уроков Н. В. многие коллеги восхищались оперативностью и целенаправленностью учительницы, что льстило ей.

Посетил пять уроков Н. В. и учитель истории С. В. К удивлению Н. В, разговор получился неприятным. С. В. прямо сказал:

– По-моему, уважаемая Н. В., вы не понимаете сущности и задач физического воспитания. То, что вы наполняете свои уроки спортивной терминологией, не имеет ничего общего с задачами физического воспитания.

– Что же посоветуете начать на уроках русского языка разучивать физические упражнения и самой делать стойку на голове? – раздраженно спросила Н. В.

– Ни упражнений, ни стоек на голове не надо. Однако как сидят ваши ученики, где сидят, каким воздухом дышат?!

– Это уже дело врачей,– горячилась Н. В.

1. Включитесь в возникший спор и выскажите свою точку зрения на пути решения задач физического воспитания на уроках русского языка, литературы, математики и др.

2. В чем ошибаются коллеги?

В одной средней школе не было спортзала и стадиона. Наконец построили спортзал, оборудовали стадион с необходимыми игровым площадками. К тому же в школу пришел новый учитель физвоспитания, энергичный, инициативный. Директор школы пригласила его на беседу:

– Теперь, Сергей Сергеевич, у нас есть все возможности значительно поднять уровень физического воспитания учащихся. Спортивная база, ваша молодость, энтузиазм… Думается, что мы не будем занимать последние места на районных спартакиадах.

И действительно, С. А. энергично взялся за дело. Работали спортивные секции, часть ребят серьезно занималась спортом, добивалась неплохих показателей. На республиканской спартакиаде школа попала в первую пятерку. Работу школы по физическому воспитанию учеников ставили в пример другим школам, запланировали изучить педагогический опыт в этой области. На следующий год – новый взлет школы в этой области.

Но в сентябре медицинская комиссия провела углубленный медосмотр всех учащихся и в своем заключении сделали вывод: «В школе слабо поставлено физическое воспитание учащихся, свидетельством чего является ослабленное здоровье большинства детей…». Такое замечание озадачило директора школы. Пробовали даже обвинять медицинскую комиссию в предвзятости, необъективности.

Выскажите свою точку зрения по данному вопросу. Как можно объяснить такое противоречие: высокие показатели на олимпиадах и плохое общее состояние физического воспитания в школе?

В начальных классах часто используется обсуждение сказок. Учащимся после прочтения сказок задают вопросы:

– Кого из героев ты бы выбрал в друзья и почему?

– Как ты поступил бы в подобной ситуации? Почему ты считаешь, что так лучше?

(Избирается конфликтная ситуация.)

– Есть ли в этой сказке герой, которому нужна помощь? Ты хочешь ему помочь? Почему? Как бы ты это сделал?

– Как ты узнаешь главных героев сказки?

1. С какой целью учащимся задают такие вопросы? Какие знания и качества личности предполагается сформировать у учащихся?

2. Выберите известную вам сказку и составьте систему вопросов для учащихся по формированию нравственных представлений.

На глазах у встречающих его родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.

– Ты что делаешь?! – возмущенно вскрикнула мать мальчика.– Ручка у портфеля совсем слабая – отлетит! С чем в школу ходить будешь?

– Разве можно так, мальчик? – послышалось со всех сторон.

– А пусть не плюется на переменке! – с искренней убежденностью в правоте содеянного ответил тот.

– Видите, что получилось? – воодушевившись объяснением сына, обратилась уже женщина к людям: – Он защищался! – И тут же поощрительно ребенку: – Правильно, сынок! Не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет, но портфель все же беречь надо.

Слов не стало слышно: мальчик и женщина, взявшись за руки, быстро направились со двора. Последней уходила «справедливо» отмщенная девочка.

1. Дайте педагогическую оценку данной ситуации.

2. Какие качества личности формируются у учащихся в данном случае?

3. Как бы вы поступили на месте мамы мальчика?

4. Как бы вы поступили, увидев данную ситуацию, если бы вы были учителем, у которого учатся мальчик и девочка?

Урок анатомии и физиологии по теме «Опорно-двигательная система человека» имел следующую структуру:

1. Организация учащихся на учебную деятельность;

2. Проверка заданий учащихся по ранее изученному материалу: было опрошено четыре ученика;

3. Изучение нового материала: учительница, используя таблицу-плакат «Скелет человека», последовательно рассказала об общей конструкции опорно-двигательной системы, значении ее отдельных компонентов;

4. Закрепление: вызванные к доске ученики, пользуясь плакатом, повторили объяснение учителя;

5. Задание на дом.

Присутствовавший на уроке заместитель директора по учебно-воспитательной работе при анализе предъявил претензии, что учительница слабо реализовала требования умственного воспитания учащихся: не в полной мере создавала условия для умственного развития учащихся, формирования их научного мировоззрения; учащиеся не овладевали методами самостоятельной работы.

– А в чем и как это должно было реализоваться? Что я должна была делать? – спросила молодая учительница.– Ведь я все правильно объяснила…

– Подумайте дома над своими действиями на уроке, проанализируйте действия учащихся, и завтра возвратимся к этому вопросу,– посоветовал заместитель директора своей коллеге.

1. Вдумайтесь и вы в сущность сказанного. В чем вы видите ошибки учительницы с позиций требований умственного воспитания?

2. А может быть, завуч не понимает сущности вопроса и напрасно предъявляет подобные требования к учительнице?

Рассмотрите данную ситуацию с позиций уровня нравственной воспитанности учащихся. Определите альтернативные направления деятельности педагога в сложившейся ситуации.

1. Педагог в присутствии ученицы и ее родителей откровенно выражает свой гнев, крайнее неудовлетворение поведением воспитанницы, обвиняя родителей в том, что они воспитывают эгоиста, циничного человека.

2. Воспитатель, узнав о том, что девочка дома, возвращается к своим питомцам, рассказывает им о благополучном исходе и предлагает подняться в квартиру девочки, провести там собрание, на котором и обсудить ее поведение.

3. Учительница успокоила ребят и предложила завтра обсудить поведение девочки на классном собрании. Такое собрание состоялось.

4. Через два дня классный руководитель провела собрание родителей класса, на котором и был рассмотрен вопрос о поведении девочки, о благодушном отношении к этому родителей.

5. Свой вариант ответа.

 

Работа с текстами

1. В тексте В. А. Сухомлинского аргументация не развернута. Попробуйте выдвинуть доказательства справедливости мысли педагога и запишите их тезисно.

Кладбище – человеческая святыня. Умей оберегать эту святыню. Иди на кладбище в день поминания предков. Это важно для воспитания твоей гражданственности и твоей совести. Даже если там никто не похоронен из твоих близких, иди, чтобы научиться беречь в сердце славу и мудрость предков. Кладбище – страж человеческой совести.

2. В своей работе «Иметь или быть?» один из наиболее крупных мыслителей-гуманистов ХХ в. Эрих Фромм пишет:

Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти «старомодные» эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего любых чувств, как положительных, так и отрицательных, потому что они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера – продажи и обмена, а точнее, для ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ в соответствии с логикой «мегамашины», частью которой они являются. Они не задаются никакими вопросами, кроме одного – насколько хорошо они функционируют…

Как вы думаете, не слишком ли категоричен Э. Фромм? Как вы понимаете термин «рыночный характер»? Могли бы вы возразить Фромму?

В этой же книге Э. Фромм перечисляет качества, которые, по его мнению, входят в структуру характера нового Человека. Вот некоторые из этих качеств:

1. Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть.

2. Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в предвзятости, заинтересованности, любви, единения с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.

3. Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации.

4. Развитие способности к любви нарядý со способностью к критическому, реалистическому мышлению.

5. Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.

6. Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям.

7. Все более глубокое и всестороннее самопознание.

8. Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой (развитие или разрушение, жизнь или смерть).

9. Понимание того, что зло и разрушение – неизбежные следствия неправильного развития.

10. Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь.

Какими чертами вы могли бы дополнить этот список? Обоснуйте свое мнение.

3. Следующие три отрывка посвящены эстетическому воспитанию. Как вы думаете, что в них общего? Сформулируйте соответствующий этой идее педагогический принцип.

А. Очень больно видеть, как педагоги, не придавая никакого значения среде обитания ребенка, невольно унижают его достоинство, убивают возможность чувствовать себя уважаемым человеком, и все еще приходится доказывать, что между универсальной алюминиевой ложкой, предлагаемой на все блюда в школьной столовой, и двойкой в учебном классе существует связь, что костюм учителя вносит свой корректив в атмосферу урока и что интерьер класса – это материализованное отношение педагогов к познанию, науке и человеку как мыслителю.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой.

Б. Я бы назвал красоту гимнастикой души – она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения (В. А. Сухомлинский).

В. Эстетическое воспитание в традиционном представлении – это пропаганда предпочтительных образцов за счет сокращения диапазона выбора художественной продукции с тем, чтобы все, как один, читали, слушали и смотрели только то, что надо, и чтобы этому «что надо» ничего по возможности не мешало.

На самом же деле, уровень культуры определяется вовсе не правильным ответом на вопрос: «Хорошее или плохое произведение “Война и мир”?», а способностью культивировать в себе восприимчивость к самым разным процессам и формам художественной культуры, в том числе и в международном, общемировом плане. В этом смысле одинаково нецивилизованным оказывается и юный гражданин, увлекающийся только последней сенсацией отечественного или мирового рока, и увенчанный лаврами писатель, который не приемлет никого, кроме протопопа Аввакума, Льва Толстого и самого себя.

Разлогов К. Э. Феномен массовой культуры // Культура – традиции – образование.– М., 1990.– С. 149.

4. Размышляя о достоинстве личности, его воспитании, В. А. Сухомлинский писал:

Вот ДЕВЯТЬ НЕДОСТОЙНЫХ ВЕЩЕЙ, на презрении к которым строится убежденность и эмоциональный мир нравственно порядочного, духовно красивого человека.

НЕДОСТОЙНО добывать свое благополучие, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения другого человека...

НЕДОСТОЙНО пользоваться результатами труда других людей, прятаться за чужую спину...

НЕДОСТОЙНО быть боязливым, проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать...

НЕДОСТОЙНО давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа...

НЕДОСТОЙНО молчать, когда твое слово – это честность, благородство и мужество, а молчание – малодушие и подлость. Недостойно говорить, когда твое молчание – честность, благородство и мужество, а слово – малодушие, подлость и даже предательство...

НЕДОСТОЙНО настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то волю, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо...

НЕДОСТОЙНО легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания...

НЕДОСТОЙНА чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку, быть спокойным и невозмутимым, когда рядом с тобой трудно женщине.

НЕДОСТОЙНО пьянство и чревоугодие...

Как вы думаете, почему В. А. Сухомлинский пишет не о том, что любит «нравственно порядочный, духовно красивый человек», а о том, что он презирает?

5. Прочтите фрагмент из работы французского педагога С. Френе. Подумайте, что бы вы могли добавить в качестве комментария к п. 2, 4, 5.

Перечислим лишь вкратце то новое, что вносит наша методика в нравственное и гражданское воспитание:

1. Вместо того, чтобы навязывать пришедшему в школу ребенку интересы и идеи взрослых, мы даемему возможность свободно выразить себя в любой области.

2. С помощью школьной типографии, наших газет и переписки между школьниками мы постоянно знакомим детей с работой и жизнью их сверстников, живущих в другой среде. Таким образом мы пробуждаем трудовую активность детей...

4. Вместо обязательныхуроков и одинаковых заданий для всех учеников мы вводим:

а) индивидуальную работу с картотекой, состоящей из карточек для самопроверки;

б) рабочие планы, где расписание индивидуальной работы ученика на неделю;

в) исследования, наблюдения и рефераты.

5. Мы отвергаем устоявшуюся традицию заучивания наизусть. И прежде всего отказываемся от отметок как главного критерия работы учеников...

6. Школу, которая была раньше крайне замкнутой и изолированной, мы включаем в общественную жизнь.

Френе С. Избранные педагогические сочинения.– М., 1990.– С. 153–156.

6. Попробуйте подтвердить тезис автора примерами культурных заимствований.

Культуры взаимозависимы. В ходе истории возникло огромное количество культурных заимствований и взаимопроникновений… Если бы такая взаимозависимость признавалась более широко, мы, возможно, сумели бы преодолеть ограниченность наших установок, порожденную нашей специфической культурой и убедились бы в том, что другие культуры могут иметь не меньше достоинств.

Клайнберг О. Культура и культуры // Курьер ЮНЕСКО.– 1982.– VIII.– С. 15–16.

7. Можно ли согласиться с мыслью Д. Андреева о предопределенности народов к «колоссальным» и «частным» ролям? Обоснуйте свое согласие или возражения.

…Есть народы – обычно они бывают и численно весьма велики,– предопределенные к колоссальным ролям планетарного значения; другие – к заданиям более частным, более узким. Но кому больше дано, с того больше и спросится. Как для личности, так и для народа повышенная одаренность и масштаб суть основания не для повышенных требованиям к другим, а только к самому себе. Одаренность и масштаб ОБЯЗЫВАЮТ к большему, а вовсе не дают права на то, на что остальные смертные не имеют права. Вообще, исключительность не дает абсолютно никаких дополнительных прав: она накладывает только дополнительные обязанности. Именно такое понимание заключает в себе опровержение любых расистских или националистических теорий.

Андреев Д. Л. Роза мира.– М., 1991.– С. 241.

8. Подумайте, как связаны «душевные наследия», о которых говорит автор, с понятием менталитет и с национальными традициями воспитания.

…Русские – по Ключевскому – соединяют три душевных наследия: славянское, финское и тюркское.

Что от кого?

Пойдем от последнего, самого очевидного: от тюрок. От них у русских – государственный инстинкт, вселенский размах – замах (греками в свой час маркированный). Он финнов – мистика, таинственность (варягами маркированная): «мысли, тайны от туманов».

Что же от славян?

Я бы сказал (опираясь не только на Ключевского, но и на всех историков, описавших дотатарскую Русь): от славян в нас – любовь к нестандартным ситуациям. Эмоциональная взрывчатость, мгновенная мобилизация сил с мгновенной же демобилизацией. И – заражаемость. И – открытость. То, что русской классикой маркировано как всеотзывчивость, непредсказуемость, широта души…

Анненский Л. Взаимность // Родина.– 2001.– Янв.–февр.– С. 113.

9. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет отмечал:

Взаимодействия культур в принципе могут быть: а) нейтральными (культуры сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются); б) альтернативными или контркультурными (культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты); в) конкурентными, состязательными (в процессе саморазвития и борьбы за привлечение новых сторонников культуры могут смещаться в области конфликтных отношений).

Используя предложенную классификацию, оцените характер взаимодействия между:

а) западным и мусульманским миром;

б) театральной культурой и кинокультурой;

в) ценностям советского поколения 60-х годов и поколения россиян 90-х годов ХХ в.

10. Продолжите мысль Г. Гачева, развивая его метафору «мировой оркестр».

Все народы равно ценны именно своей непохожестью и друг на друга, и как инструменты мирового оркестра Культуры.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира.– М., 1988.– С. 7.

11. Проанализируйте данное ниже высказывание.

Если истребить в нации личностные начала, которые вненациональны, являются историческими началами человека как такового, не зависимо от его этнической принадлежности, то лучшие черты нации исчезнут. А между тем это основа любой духовности, ибо ее суть в том, что выше родины всегда стоит истина (это, кстати, христианская заповедь); лишь личность способна – превыше всего – искать ее и в последней прямоте высказывать.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // Хрестоматия по культурологии. Т. 2: Самосознание русской культуры.– СПб., 2000.– С. 461–462.

Согласны ли вы с позицией философа? Почему? Можно ли возразить М. К. Мамардашвили? Приведите свои аргументы.

12. Как вы думаете, изменилась ли ситуация с национальным самосознанием со времен Н. М. Карамзина?

Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве,– а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою.

Карамзин Н. М. О любви к отечеству и народной гордости // Хрестоматия по культурологии. Т. 2: Самосознание русской культуры.– СПб., 2000.– С. 10–11.

Ей — века и века. И в то же время рождается она ежедневно. Ее испытали все, но знает ее далеко не каждый... Нет семейства, где бы ее ни применяли, но большинство родителей не предполагает, что пользуются именно ею... Речь идет о народной педагогике, т.е., как говорят, неписаных правилах обучения и воспитания подрастающего поколения, что возникли в социальном общежитии и остаются в нем общечеловеческими основами. Говорят еще и об этнопедагогике — народных традициях, связанных с региональными (природны­ми, историческими) особенностями, свойственными тому или иному народу.

Зачем нужна премудрая научная педагогика, если есть простая — народная?

(Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М., 1997. – С.27)

Вопросы и задания к тексту

Прав ли автор, противопоставляя «две педагогики»?

13. Эстетическое воспитание может быть поставлено прекрасно, но если другие элементы и составные части воспитания имеют серьезные недостатки, то и воспитательное влияние красоты ослабляется и даже может быть сведено на нет. Каждое воздействие на духовный мир ребенка приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда рядом идут другие столь же важные воздействия. В определенных условиях человек может заботливо выращивать цветы, восторгаться их красотой и в то же время быть циником, равнодушным, бессердечным — все зависит от того, с какими другими средствами воздействия на.духовный мир личности соседствует то воздействие, на которое мы, воспитатели, возлагаем определенные надежды.

Эти истины становились убеждениями нашего педагогического, коллектива. Обсуждение конкретных жизненных судеб привело нас к проблеме гармонии педагогических воздействий. На мой взгляд, это одна из коренных, основополагающих закономерностей воспитания.

(Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972. – С.222)

Вопросы и задания к тексту

Какие из влияний на духовный мир личности ребенка педагог может контролировать, а какие нет?

14. Кто он такой, наш малыш? Умеет ли ладить с людьми?

Как оценить меру его нравственного достоинства? Попытаемся для начала выяснить для себя главное: что предпочитает растущая лич­ность — принимать позу или занимать позицию?

Будущая нравственная или безнравственная позиция человека с че­го-то в детстве начинается. Возможно, с привычки к позе — при­творству, неискреннему поведению, с желания выдавать одно за дру­гое. Или с безобидных компромиссов со всеми и всегда. А может быть, и с тенденции от всего уклоняться, не брать на себя лишнего, уходить от споров.

Отношение к труду окажется показателем меры его трудолюбия, к людям — меры его человеколюбия, к себе — меры его самолюбия. Все вместе это и позволит определить меру нравственного достоинства самого родного существа.

(Коненко Е.Л. Чтобы личность состоялась// (Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М., 1997. – С.167)

Вопросы и задания к тексту

Как отличить педагогу позицию личности от позы?

15. «Труд может быть и подневольным, а забота всегда свободна.

Закон заботы - знаете?

Если присмотреться к домашним, служебным и другим нашим занятиям, то легко заметить следующее свойство всякой работы: она требует определенного количества забот, не больше и не меньше. Определенная забота нужна для поддержания дома в чистоте, для покупки хлеба и т.д. Если один человек берет на себя всю заботу, то другой неминуемо перестает заботиться: дело этого не требует. И в языке нашем: «Разделить заботы..» - подразумевается, что у забот есть определенный объем, который можно разделить. Решено, что мальчик ходит за хлебом. Мама с утра начинает напоминать: «Ты не забыл? Посмотри, есть ли хлеб, сходи - это твоя обязанность». Ходит за хлебом мальчик, а заботится и, следовательно, воспитывается - мама. Потому что человека воспитывает не столько работа, сколько забота о ней. Мама взяла на себя заботу, и мальчику можно не беспокоиться; когда нужно будет, скажут, и он пойдет. Если мы беспокоимся сами, мы не даем возможности беспокоиться ребенку».

(Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / С.Л. Соловейчик. - М., 1987. - С. 331)

Вопросы и задания к тексту

Какие могут быть последствия того, что «мы не даем возможности беспокоиться ребенку»?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. В своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» Р. Бернс пишет:

Позитивная Я-концепция складывается у юношей в той мере, в какой они чувствуют свою самостоятельность и компетентность, а у девушек – в той мере, в какой они ощущают в себе способность к проявлению тепла и душевности, к созданию комфортной ситуации. Ибо мужчина, тело которого выражает индивидуальную эффективность, и женщина, своей привлекательностью символизирующая душевность, тепло, стремление к подчинению и безопасности,– образы, соответствующие социальным ожиданиям.

Каким образом позиция Р. Бернса может быть учтена при отборе содержания физического, полового, нравственного, эстетического воспитания? Как быть с разными социальными ожиданиями в разных культурах? Объясните свое мнение.

 

2. Проанализируйте предложенную сказку и составьте конспект беседы после ее прочтения с учащимися.

Дружба

«Тюльпан, выросший на поляне, был ее украшением. Все цветы преклонялись перед его красотой. Но он этим не гордился. Бабочки, ромашки были его друзьями, и где бы они ни были, всегда рассказывали о красивом цветке.

Как-то услышал их рассказ Паук. Он вообще не любил цветов, не ценил красы и решил уничтожить Тюльпан. Солнце уже садилось, цветы готовились ко сну. Паук подполз к цветку, прошептал: «Разреши мне переночевать под твоим листиком. Я остался без дома, а уже ночь. Наутро укроет травку роса, боюсь простудиться».

Добрый Тюльпан разрешил пауку остаться и старательно прикрыл его своим листиком. Когда солнышко начало будить лучами цветы, все увидели, что Тюльпан опутан сетью Паука-разбойника.

Тюльпан проснулся, но пошевелиться не мог, паутина душила его. Никто не мог помочь цветку. Тюльпан плакал, слезы катились по его лепесткам, а паук радовался своей победе. Но тут прилетела Пчела. Она смело бросилась на Паука, и тот испугался и удрал. Пчелка освободила тюльпан. Он угостил ее своим нектаром, и с того времени завязалась дружба между Тюльпаном и Пчелой.

Якименко С. И. Сказка в учебно-воспитательном процессе // Початкова шк.– 1988.– № 2.– С. 35.

 

3. Как вы можете прокомментировать позицию авторов?

Церковь все уверенней восстанавливает свои традиционные для России позиции. Чем Вы объясните, что растущее влияние церкви не только не приводит к росту духовности людей, но сопровождается ростом преступности, безнравственности, войнами, иными социальными катастрофами? Как различить религию и веру? Веру и фанатизм? Как воспитать единство нравственного сознания и нравственного поведения? Стоит ли возвращать религию в школу?

Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках.– М.: Изд-во УРАО, 1997.– С. 73.

 

4. Из художественной и педагогической литературы или из содержания школьного практикума подберите и запишите три-четыре педагогические ситуации, которые были направлены на решение определенных задач нравственного воспитания.

 

5. Чем вызвана необходимость усиления внимания к физическому воспитанию человека? Из приведенных ниже ответов выберите те, которые характеризуют ваш взгляд на эту проблему.

1. Наличие свободного времени, что позволяет заниматься физической культурой.

2. Изменение видов деятельности, преобладание таких видов деятельности, которые требуют статического положения человека.

3. Недостаточное включение значительной части людей в активную трудовую деятельность.

4. Влияние информационного взрыва.

5. Изменение климатических условий.

6. Широкое использование средств механизации и автоматизации.

7. Нарушение экологического равновесия.

8. Появление большого количества книг.

9. Избыточное питание детей.

10. Влияние акселерации.

 

6. А. С. Макаренко, размышляя о воспитательном процессе, писал:

На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет – это 90 % всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.

Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т.– М.: Педагогика, 1984.– Т. 4.– С. 215.

 

Каково ваше отношение к этому высказыванию А. С. Макаренко? Из приведенных ответов выберите наиболее приемлемый (с вашей точки зрения).

1. А. С. Макаренко не учитывает особенностей анатомо-физиологического и социально-психического развития детей различных возрастных групп. Поэтому в каждом возрасте есть свои «основы» морали, свое содержание воспитания, которое и необходимо усваивать. Задача воспитателей и заключается в том, чтобы установить, что является главным в каждом возрасте, этому учить и воспитывать.

2. А. С. Макаренко, несомненно, прав. Ведь до пяти лет ребенок овладевает значительным пластом социального опыта: языком, нравственными правилами поведения и т. п. В этот период закладываются такие важные качества, как доброта, чувства, привычки, уважение к людям, бережное отношение с вещами, трудолюбие, аккуратность и др. А это и составляет прочный фундамент нравственного богатства личности.

3. А. С. Макаренко прав: для воспитания возраст до пяти лет имеет первостепенное значение. Но он рассматривает этот вопрос односторонне. Сомнительно, что до пяти лет закладываются ведущие элементы воспитанности. Думается, что главное в другом. Важно сформировать в этом возрасте волю, чувство ребенка. Это и будет важнейшей предпосылкой формирования нравственного богатства личности.

4. А. С. Макаренко не прав. Нельзя искусственно делить жизнь воспитанников на два периода: до пяти и после пяти лет. Ведь второй период составляет 10–12 лет, а на него он отводит лишь 10 % воспитательных воздействий. А основные качества формируются во втором периоде: мировоззрение, чувства дружбы, любви, патриотизма, интернационализма и др.

5. Воспитывая ребенка до пяти лет, необходимо обратить внимание на главное – здоровье. Поэтому родители и должны позаботиться, чтобы в эти первые годы ребенок рос физически здоровым, владел гигиеническими навыками. В этот период ребенок еще ничего не понимает о нравственных нормах, правилах. Все эти качества будут сформированы позже, когда он пойдет в школу. Нет оснований соглашаться с мнением А. С. Макаренко.

 

7. Прочитайте выдержки из статьи Б. С. Гершунского «Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования» (Педагогика.– 2002.– № 7.– С. 3–12). Как можно конкретизировать предлагаемые ученым шаги по формированию менталитета толерантности (п. 1–10)? Попробуйте конкретизировать эти шаги на уровне деятельности учителя, классного руководителя, руководителя органов образования.

У каждого народа свой менталитет. Этого нельзя отрицать. Как нельзя отрицать и системной дифференциации мира по всей палитре критериев и признаков…

<…> Но можно ли найти мировоззренческие инварианты, которые при всех индивидуальных различиях людей и специфике той или иной человеческой общности, того или иного социума в целом, позволяют обнаружить спасительное единство в естественном многообразии человеческих устремлений?

Да, такое единство в самом подходе в важнейшим жизненным приоритетам человека и общества обнаружить можно.

<…> Так, например, тезис о наиболее полной жизненной самореализации как смысле жизни каждого вошедшего в этот мир человека фактически не противоречит ни одной религии, ни одной политической или идеологической доктрине. В той или иной мере, с теми или иными оговорками и уточнениями этот тезис признается как может быть признан всеми. В этом и состоит его инвариантность.

<…> Экономические факторы разъединения, поляризации и противостояния государств и народов… сводятся к факторам духовным, нравственным, принципиально поддающимся воспитанию.

Деятельность по формированию менталитета толерантности может включать следующие шаги в практикоориентированных направлениях:

1. Образование и диалог религий.

2. Образование и диалог культур.

3. Образование и диалог политических доктрин.

4. Образование и развитие человеческих контактов.

5. Участие специалистов в области образования в международных научно-исследовательских проектах по решению глобальных проблем.

6. Образование и интеграция философских доктрин (создание мирового «банка идей»).

7. Участие специалистов в области образования в экспертных группах по различным вопросам развития цивилизации.

8. Образование и интеграция правовых норм функционирования социумов.

9. Образование и совершенствование планетарной системы информации.

10. Интеграция национальных образовательных концепций.

 

8. Одно из интервью Бертрана Рассела посвящено проблеме фанатизма и терпимости (Фанатизм и терпимость. Искусство мыслить.– М., 1989.– С. 171–177). Прочитайте фрагменты этого интервью и сами попробуйте ответить на вопросы.

– Как Вы думаете, почему большое число людей охвачено фанатизмом?

– Частично это происходит оттого, что фанатизм задает вам удобное чувство взаимодействия. У группы фанатиков, когда они собираются все вместе, возникает уютное чувство, что они все друзья. Они восхищаются одними и теми же вещами. Вы можете это увидеть в любой политической партии. В каждой политической партии всегда существует группа фанатиков, и они чувствуют себя друг с другом очень хорошо, и когда это распространяется и соединяется со склонностью ненавидеть какую-нибудь другую группу, вы получаете хорошо развитый фанатизм.

– Каково Ваше определение терпимости?

– Оно зависит от направления ваших мыслей. Терпимость к мнениям, если она действительно настоящая, состоит в ненаказуемости любого мнения, пока оно не ведет к каким-либо криминальным действиям.

В другом своем интервью Б. Рассел говорит о национализме.

– Почему Вы думаете, что национализм кажется сейчас более важным, чем когда-либо прежде?

– О, это все из-за образования. Образование приносит ужасно много вреда. Я иногда думаю, что было бы лучше, если бы люди были все еще неспособны читать и писать. Потому что огромное большинство из них, когда они научатся читать и писать, становятся открыты для пропага

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.